город Ростов-на-Дону |
|
20 октября 2023 г. |
дело N А32-53878/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 октября 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Маштаковой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Семичасновым И.В.,
при участии представителей посредством использования системы "Картотека арбитражных дел (веб-конференция)":
от истца: Устинов А.Б. по доверенности N 86/22 от 08.11.2022,
от ответчика: Голофаст А.В. по доверенности от 05.07.2023,
рассмотрев в открытом судебном заседании по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела арбитражным судом первой инстанции, иск общества с ограниченной ответственностью "ЭкоЮг" (ИНН 2337035220, ОГРН 1162375062695)
к индивидуальному предпринимателю Заинчуковской Изабелле Валерьевне (ИНН 231503482759, ОГРНИП 304231512800119)
о взыскании задолженности и неустойки,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ЭкоЮг" (далее - истец, общество, ООО "ЭкоЮг") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к индивидуальному предпринимателю Заинчуковской Изабелле Валерьевне (далее - ответчик, предприниматель, ИП Заинчуковска И.В.) о взыскании задолженности за оказанные услуги по договору N 380-ЮН/21 от 21.05.2021 в размере 335962,84 руб. за период с 01.01.2020 по 31.05.2022, неустойки в размере 43289,65 руб.
В соответствии со статьями 226 - 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судьей первой инстанции единолично без вызова сторон в порядке упрощенного производства.
09.01.2023 принято решение путем подписания его резолютивной части, размещено на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 16.01.2023.
Исковые требования удовлетворены частично, с предпринимателя в пользу в пользу общества взыскано 335962,84 руб. задолженности, 34176,04 руб. неустойки, распределены судебные расходы.
В связи с поступлением от ИП Заинчуковской И.В. апелляционной жалобы, 17.07.2023 мотивированное решение изготовлено и размещено на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 18.07.2023.
В апелляционной жалобе предприниматель просит отменить решение суда, ссылаясь на следующие обстоятельства. Ответчик неб извещен о судебном процессе. Договор N 380-ЮН/21 от 21.05.2021 направлялся истцом не по адресу регистрации ответчика, несмотря на отсутствие объективных оснований для отправки договора по иному адресу. Поскольку договор направлялся письмом по иному адресу, ответчиком данный договор не получен, в связи с чем ответчик был лишен возможности предоставить мотивированные возражения по поводу заключения данного договора.
С 01.02.2021 ИП Заинчуковская И.В. не осуществляет предпринимательскую деятельность по адресу: 353905, Краснодарский край, г. Новороссийск, ул. Молодежная, 28 "Б", о чем истец поставлен в известность письмом от 19.01.2023 с приложением соглашения о расторжении договора аренды помещения от 10.02.2020. С 01.03.2021 предпринимательскую деятельность по указанному адресу осуществляет ИП Бабакаев Ч.Р. Между ИП Бабакаевым Ч.Р. и ООО "ЭкоЮг" заключен договор N 318-ЮН/21 от 09.07.2021. Дополнительным подтверждением того, что истцу было известно о том, что ИП Заинчуковская И.В. не осуществляет предпринимательскую деятельность по данному адресу, является наличие судебного дела N А32-47547/2022 по иску ООО "ЭкоЮг" к ИП Бабакаевым Ч.Р. о взыскании 53755,29 руб., из которых 52512,90 руб. основного долга по договору от 09.07.2021 N 318-ЮН/21 за период с ноября 2021 года по июнь 2022 года, 1242,39 руб. неустойки за период с 13.12.2021 по 31.03.2022.
04.09.2023 суд апелляционной инстанции вынес определение о переходе к рассмотрению дела N А32-53878/2022 по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
В процессе рассмотрения спора истец настаивал, что ИП Заинчуковской И.В. и ИП Бабакаеву Ч.Р. передавали разные помещения (соседние), в связи с чем период начисления задолженности изменению не подлежит.
Ответчик же возражал и указал, что в аренду передавался один и тот же объект недвижимости, а именно торговый павильон общей площадью 44,9 кв.м, с кадастровым номером 23:47:0309012:86, расположенный по адресу Краснодарский край, г. Новороссийск, ул. Молодежная, д. 28, которое использовалось под общепит. Исходя из представленных доказательств видно, что ИП Заинчуковская И.В. в спорный период предпринимательскую деятельность в данном помещении не осуществляла.
В связи с изложенным, суд определением от 28.09.2023 обязал стороны провести осмотра помещения на предмет определения помещения, в отношении которого заявлены исковые требования.
Согласно пояснениям истца, стороны исполнили определение суда, дополнительно ООО "ЭкоЮг" заказало кадастровые работы по определению местоположения объектов на местности и их идентификации.
В судебном заседании на вопросы суда представитель ответчика дал пояснения, сообщил, что в феврале 2021 ответчик ещё занимал спорное помещение.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв в течение дня до 12 час.
00 мин. Информация о перерыве отражена в информационной системе "Картотека арбитражных дел".
После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда при участии представителя истца.
Установлено, что в назначенное время представитель ответчика Голофаст А.В. подключение к судебному заседанию, проводимому путем веб-конференции, не обеспечил. Наличие технических сбоев в работе системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседание) со стороны суда не установлено.
На вопросы суда представитель истца дал пояснения, высказался по существу спора.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлен перерыв в течение дня до 14 час.
47 мин. После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда при участии представителя истца.
Изучив материалы дела, оценив доводы искового заявления, отзыва на него, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Приказом Министерства ТЭК и ЖКХ Краснодарского края от 12.11.2018 N 490 ООО "ЭкоЮг" (ранее - ООО "Мехуборка-Юг") присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами по Новороссийской зоне деятельности, в которую входят г. Новороссийск и г.-к. Геленджик, на основании чего общество является единственным поставщиком указанных услуг и осуществляет свою деятельность с 01.01.2020.
Действующим законодательством Российской Федерации, в частности пунктом 4 статьи 421, статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплены нормы, согласно которым условия договора определяются по усмотрению сторон, за исключением случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами, договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующими в момент его заключения.
В соответствии со ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ):
- по договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
- договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным;
- собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления;
- договор на оказание услуг по обращению с ТКО (далее - договор ТКО) заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (вместе с "Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами") (далее - постановление N 1156).
Довод ответчика о том, что он был лишен возможности предоставить мотивированные возражения по поводу заключения данного договора, подлежит отклонению, так как обязанность заключения договоров с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами предусмотрена пунктами 4, 8(4), 8(5), 8(11), 8(12) постановления N 1156.
Постановлением N 1156 установлен способ заключения договора ТКО исходя из его публичности.
ООО "ЭкоЮг" (ранее - ООО "Мехуборка-Юг") размещало проект типового договора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (вместе с "Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами") (далее - постановление N 1156), предложение о заключении договора на официальном сайте компании в сети "Интернет", в газете "Кубанские новости" от 24.12.2019 N 199 (6774), в газете "Прибой" от 26.12.2019 N 153-154, в газете "Новороссийский рабочий" от 28.12.2019, на официальных сайтах администрации муниципальных образований г. Новороссийск и г-к Геленджик.
В результате действий по мониторингу и выявлению юридических и индивидуальных предпринимателей на наличие договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - договор) с региональным оператором, сотрудниками ООО "ЭкоЮг" выявлено, что у ИП Заинчуковской И.В. отсутствует договор.
Сотрудниками ООО "ЭкоЮг" составлено и вручено уведомление. Согласно отчету о мероприятиях по заключению договора, ИП Заинчуковская И.В. осуществляет предпринимательскую деятельность по адресу: г. Новороссийск, ул. Молодежная, р-н д. 28, "Б". Согласно выписке из ЕГРИП основным видом деятельности ИП Заинчуковской И.В. является деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания (56.10). У потребителя имеются объекты: "Предприятие быстрого обслуживания" и "Кафе".
Образование ТКО является закономерным и неотъемлемым результатом процесса жизнедеятельности человека (определение Верховного Суда Российской Федерации от 26.02.2016 N 309-ЭС15-13978), следовательно, по общему правилу функционирование любого субъекта гражданского оборота, неизбежно сопряженного с жизнедеятельностью людей, вызывает формирование отходов.
По результатам мониторинга составлен и направлен договор (исх. 3284/21 от 25.05.2021). Договору присвоены реквизиты N 380-ЮН/21 от 21.05.2021 (далее - договор).
Отправление 2 экземпляров договора ИП Заинчуковской И.В. подтверждается кассовым чеком об оплате почтовых услуг, списком внутренних почтовых отправлений 35 (партия 619).
Согласно п. 8(11), 8(12) Постановления N 1156 потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить 1 экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.
В случае если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора.
В соответствии с п. п. 8 (14), 8(16) Постановления N 1156 региональный оператор после получения мотивированного отказа и предложений рассматривает их, а также принимает меры по урегулированию разногласий.
Потребитель в течение указанного срока подписанный экземпляр договора; мотивированный отказ от подписания не направил, соответственно договор считается заключенным.
Таким образом, договор ТКО, соответствующий типовой форме, утвержденной постановлением N 1156, между ООО "ЭкоЮг" и потребителем заключен (как по публичной оферте, так и по процедуре рассмотрения направленного потребителю индивидуального проекта договора).
Согласно условиям заключенного между ООО "ЭкоЮг" (далее - региональный оператор) и ИП Заинчуковской И.В. (далее - потребитель) типовому договору N 380-ЮН/21 от 21.05.2021 региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать обращение с ними в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Объем твердых коммунальных отходов, места накопления ТКО, в том числе крупногабаритных отходов, периодичность вывоза ТКО, а также информация в графическом виде о дислокации мест накопления ТКО и подъездных путей к ним (за исключением жилых домов) определяются согласно приложениям 1 и 2 к настоящему договору (п. 2.2 договора).
Дата начала оказания услуг по обращению с ТКО - 01.01.2020 (п. 2.5 договора).
Согласно п. 3.1 договора под расчетным периодом по настоящему договору понимается 1 календарный месяц.
Согласно п. 5.1 договора, стороны согласились производить учет объема и/или массы ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и/или массы ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении правил коммерческого учета объема и/или массы твердых коммунальных отходов" расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО.
В соответствии с п. 3.5 договора, потребитель оплачивает услуги по обращению с ТКО до 10 числа месяца, следующего за месяцем, в котором оказана услуга по обращению с ТКО.
В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательства по оплате настоящего договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки ЦБ РФ, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки (п. 7.4 договора).
Как указывает истец, во исполнение указанного договора региональным оператором оказывались услуги, что подтверждается представленными в материалы дела актами оказанных услуг (выполненных работ) за период с 01.01.2020 по 31.05.2022 на общую сумму 335962,84 руб.
Претензий по поводу качества или объема оказанных истцом услуг от ответчика не поступило.
Ответчик свои обязательства по оплате задолженности не исполнил, в результате чего за ним образовалась задолженность в размере 335962,84 руб.
В целях соблюдения досудебного урегулирования спора истцом в адрес ответчика направлена претензия N 910 от 14.07.2022 с требованием оплатить задолженность, которая оставлена ответчиком без ответа и удовлетворения, что послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
В соответствии со статьей 24.6 Закона N 89-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" между сторонами договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора.
Обязанность оплаты у потребителя услуг по обращению с ТКО наступает с момента начала осуществления деятельности ООО "ЭкоЮг" в качестве регионального оператора, а именно с 01.01.2020.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 N 641" утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила).
Указанными Правилами в числе прочего определен в разделе I (1) порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 8 (1) Правил региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся в том числе в зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации) (далее - нежилые помещения), и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
Соответствующим лицам пунктом 8 (4) Правил императивно вменена обязанность самостоятельно обратиться с заявкой на заключение договора к региональному оператору.
Согласно пункту 8 (5) Правил такая заявка потребителя может направляться региональному оператору начиная со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором (далее - соглашение).
Заявка потребителя и документы, предусмотренные пунктом 8(7) настоящих Правил, рассматриваются региональным оператором в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня их поступления (пункт 8(8) Правил).
В случае если в заявке потребителя имеются все необходимые сведения и документы, предусмотренные соответственно пунктами 8(6) и 8(7) настоящих Правил, региональный оператор в течение 15 рабочих дней со дня получения заявки потребителя направляет ему 2 экземпляра подписанного со своей стороны проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами любым способом, позволяющим подтвердить его получение потребителем. Проект указанного договора составляется в соответствии с типовым договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (далее - типовой договор), и может быть дополнен иными положениями, не противоречащими законодательству Российской Федерации.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить 1 экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации (в случае подписания указанного проекта договора или мотивированного отказа от его подписания действующим от имени потребителя иным лицом к проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами или мотивированному отказу от его подписания прилагаются документы, подтверждающие полномочия такого лица).
В случае если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) настоящих Правил.
Подписанный потребителем договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, мотивированный отказ от подписания проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с приложением к нему предложений о внесении в указанный проект договора изменений в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, потребитель направляет региональному оператору любым способом, позволяющим подтвердить их получение региональным оператором.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня получения указанных в пункте 8(11) настоящих Правил мотивированного отказа и предложений рассматривает их, а также принимает меры по урегулированию разногласий.
В случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами урегулированы полностью, региональный оператор направляет потребителю для подписания указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный абзацем первым настоящего пункта.
В случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами урегулированы частично, региональный оператор направляет потребителю для подписания указанный проект договора, составленный в соответствии с типовым договором и с учетом урегулированных разногласий, в срок, предусмотренный абзацем первым настоящего пункта.
В случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8(14) настоящих Правил, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) настоящих Правил.
В случае если региональный оператор направил проект договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с учетом урегулированных разногласий потребителю в срок, указанный в пункте 8(14) настоящих Правил, потребитель не вправе отказаться от его заключения, предлагать рассмотреть иные условия и обязан подписать в течение 10 рабочих дней со дня его получения (пункты 8 (10) - 8 (16) Правил).
Согласно пункту 8 (17) Правил региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил.
Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Таким образом, из приведенных норм права следует, что договор между сторонами настоящего спора в любом случае считается заключенным в редакции типового. На данное обстоятельство не влияет отсутствие подписанного сторонами двухстороннего договора, наличие разногласий и неурегулирование таковых. В любом случае, как в отсутствие заявки, так и при подаче таковой с недоведением процедуры подписания договора до конца, ответчик считается стороной заключенного с истцом договора.
Кроме того, при заключении письменного договора оплата услуги осуществляется с единой для всех нормативно установленной даты, а не с даты заключения договора (пункт 8 (18) Правил 1156).
Так, договор между сторонами считается заключенным, его условия определены императивно согласно форме типового договора, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641", соответствующие доводы жалобы подлежат отклонению.
Кроме того, из пункта 8(18) Правил прямо следует, что до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (то есть договора в качестве подписанного сторонами документа) услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора.
С учетом изложенного, между сторонами спора в рассматриваемый период действовал типовой договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и истцом правомерно при расчете объемов отходов в отношении объекта ответчика применен коммерческий способ расчета объема отходов, исходя из утвержденных нормативов потребления ТКО.
Договор N 380-ЮН/21 от 21.05.2021 по своей правовой природе является договором оказания услуг, правоотношения по которому регулируются главой 39 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В соответствии со статьей 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
По смыслу статей 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнитель считается надлежащим образом исполнившим свои обязательства при совершении перечисленных в договоре действий или осуществлении определенной деятельности, что является основанием оплаты.
Вывоз ТКО и объем вывезенных кубических метров ТКО за указанный в иске период подтверждается материалами дела (акты об оказании услуг, счета на оплату).
В соответствии с пунктом 6 Правил коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы ТКО" (далее - Правила N 505), в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил N 505 расчетным путем исходя из:
-нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема;
-количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
Нормативы накопления ТКО в Краснодарском крае утверждены Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 17.03.2017 N 175 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов в Краснодарском крае". Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19.08.2019 N 528 "О внесении изменений в постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 17.03.2017 N 175 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов в Краснодарском крае" (далее -Постановление N 528) внесены изменения в постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 17.03.2017 N 175 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов в Краснодарском крае".
Истец принятые обязательства по договору исполнил в полном объеме и оказал потребителю услуги по обращению с ТКО на общую сумму 335962,84 руб.
Возражая против иска, предприниматель указал, что ИП Заинчуковская И.В. не осуществляет предпринимательскую деятельность по адресу: 353905, Краснодарский край, г. Новороссийск, ул. Молодежная, 28 "Б", о чем истец поставлен в известность письмом от 19.01.2023 с приложением соглашения о расторжении договора аренды помещения от 10.02.2020.
С 01.03.2021 предпринимательскую деятельность по указанному адресу осуществляет ИП Бабакаев Ч.Р., с которым ООО "ЭкоЮг" заключил договор N 318-ЮН/21 от 09.07.2021.
С целью проверки данных доводов представители ООО "ЭкоЮг" с представителем ответчика провели на местности осмотра помещения, в котором ответчик осуществлял деятельность в спорный период.
Дополнительно ООО "ЭкоЮг" заказало кадастровые работы по определению местоположения объектов на местности и их идентификации.
В соответствии с заключением кадастрового инженера (акт осмотра) иск подан в отношении павильона, который использовала ответчик.
Объект недвижимого имущества - торговый павильон с КН 23:47:0309012:86 (сведения о координатах характерных точек земельного участка не содержатся в ЕГРН), находящийся в собственности физического лица, фактически находится частично в пределах границ (сведения о координатах характерных точек земельного участка содержатся в ЕГРН) земельного участка с КН 23:47:03090012:22 (также находящегося в собственности физического лица), частично - вне его пределов, на землях неразграниченной собственности (земли администрации).
Также выявлено, что к объекту недвижимости пристоен иной объект недвижимости, не имеющий отдельного входа, расположенный на землях администрации. Чертеж границ контура обследуемых объектов недвижимости с линейными размерами и площадями, а также схема расположения границ обследуемых нежилых зданий на кадастровом плане территории прилагаются к акту.
Необходимо также отметить, что площадь застройки малого павильона (N 1 на схеме) составляет 31 кв.м, площадь застройки большого павильона (N 2 на схеме) составляет 52 кв.м. Измерения внутреннего пространства обследуемых павильонов не были выполнены ввиду недопуска внутрь указанных объектов.
Определение местоположения границ вышеуказанных объектов недвижимого имущества выполнено с соблюдением заданной точности построений и измерений, установленной в РФ, с помощью спутниковой геодезической GPS аппаратуры EFT М4 GNSS, peг. номер: 82541-21, заводской (серийный) номер: SJ13683636, свидетельство о поверке: от 02.12.2022 N С-2023 года.
От ответчика поступила копия договора аренды помещения от 10.02.2020 между Азатяном Х.С. и ИП Заинчуковской И.В., по которому она получила в аренду объект недвижимости с кадастровым номером 23:47:0309012:86, общей площадью 44,9 м2. (далее - объект). При этом согласно п. 5.2. арендатор обязуется ежемесячно оплачивать стоимость коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, электроэнергия, газ и вывоз мусора) согласно предъявляемым квитанциям коммунальных служб.
В суд предоставлено соглашение о расторжении договора от 01.02.2021, однако акт приема-передачи объекта отсутствует. В судебном заседании представитель ответчика, отвечая на вопросы апелляционного суда, пояснил, что ИП Заинчуковской И.В. вплоть до марта 2021 года продолжала осуществлять в спорном помещении предпринимательскую деятельность.
Факт нахождения предпринимателя в спорном помещении подтверждается материалами дела, в частности актом обследования от 17.03.2021, фотоматериалом.
Согласно договору аренды нежилого помещения от 01.03.2021, объект недвижимости с кадастровым номером 23:47:0309012:86, общей площадью 51 м2 передан ИП Бабакаеву Ч.Р.
ИП Бабакаев Ч.Р. при заключении договора использовал примыкающий к объекту павильон. В дальнейшем они объединены и в настоящее время этот павильон является кухней кафе, которое ранее использовала ИП Заинчуковская И.В.
Поскольку ИП Заинчуковская И.В. осуществляла деятельность в помещении по адресу: г. Новороссийск, ул. Молодежная, р-н д. 28, "Б" в период с 01.01.2020 по 28.02.2021, постольку с нее надлежит взыскать задолженность за услуги по вывозу ТКО в размере 162443,44 руб.
Истцом также заявлено требование о взыскании неустойки за период с 11.08 2021 по 31.03.2022 в размере 43289,65 руб.
В соответствии с пунктом 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Оплата услуг регионального оператора по договору осуществляется потребителем до 10 числа следующего месяца за отчетным, путем банковского перевода безналичных денежных средств на расчетный счет регионального оператора или путем внесения наличных средств на кассу регионального оператора (пункт 3.4 договора).
Согласно п. 8.2. договора, в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате настоящего договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки ЦБ РФ, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
Акты за январь 2020 года - февраль 2021 года выставлены 20.07.2021, в связи с чем расчет за данный период следует производить с 11.08.2021.
Из расчета неустойки, представленного истцом, усматривается, что таковой правомерно произведен с учетом моратория, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами".
Поскольку требование о взыскании основанного долга удовлетворено частично, постольку расчет неустойки подлежит корректировке.
Согласно расчету, произведенному апелляционным судом, неустойка за заявленный период составляет 27659,12 руб. (162443,44 руб. * 9,5% / 130 * 233 дн.). Апелляционный суд применил ставку рефинансирования, равную 9,5 %, то есть ту, с учетом которой расчет производил истец (на момент вынесения постановления действовала ключевая ставка 13% (информационное сообщение Банка России от 15.09.2023), однако суд не может выходить за пределы заявленных требований).
Установив факт просрочки в исполнении денежного обязательства, апелляционный суд полагает требования истца о взыскании неустойки обоснованными и подлежащими удовлетворению в размере 27659,12 руб.
В ходе рассмотрения дела в суде ответчиком ходатайство о снижении неустойки не заявлялось.
При цене иска 379252,49 руб. государственная пошлина согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации составляет 10585 руб. (платежное поручение N 3480 от 12.10.2022 - т. 1, л.д. 92).
Поскольку исковые требования удовлетворены на 50,13%, постольку расходы на оплату государственной пошлины подлежат возмещению истцу согласно указанной пропорции.
В соответствии с правилами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе (платежное поручение N 223 от 27.07.2023) подлежат отнесению на истца в размере 49,87%.
Поскольку суд апелляционной инстанции перешёл к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела арбитражным судом первой инстанции, решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.07.2023 (резолютивная часть от 09.01.2023) по делу N А32-53878/2022 подлежит отмене на основании абзаца 2 части 6.1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет". По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановление на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручено им под расписку.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.07.2023 (резолютивная часть от 09.01.2023) по делу N А32-53878/2022 отменить. Принять новый судебный акт.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Заинчуковской Изабеллы Валерьевны (ИНН 231503482759, ОГРНИП 304231512800119) в пользу общества с ограниченной ответственностью "ЭкоЮг" (ИНН 2337035220, ОГРН 1162375062695) задолженность в размере 162443,44 руб., неустойку в размере 27659,12 руб., а также расходы по уплате государственной пошлине по иску в размере 5306,26 руб.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "ЭкоЮг" (ИНН 2337035220, ОГРН 1162375062695) в пользу индивидуального предпринимателя Заинчуковской Изабеллы Валерьевны (ИНН 231503482759, ОГРНИП 304231512800119) расходы по уплате государственной пошлине по апелляционной жалобе в размере 1496,10 руб.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.А. Маштакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-53878/2022
Истец: ООО "ЭкоЮг"
Ответчик: Заинчуковская Изабелла Валерьевна, ИП Заинчуковская Изабелла Валерьевна