г. Санкт-Петербург |
|
20 октября 2023 г. |
Дело N А56-44468/2023 |
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Богдановской Г.Н.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-33149/2023) публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 1" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.08.2023 по делу N А56-44468/2023, рассмотренному в порядке упрощенного производства
по иску публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 1"
к акционерному обществу "Сервис-Недвижимость"
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 1" (далее - истец, ПАО "ТГК N1") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к акционерному обществу "Сервис-Недвижимость" (далее - ответчик, Общество) о взыскании задолженности по оплате тепловой энергии, потребленной за период с января 2022 по январь 2023, по договору теплоснабжения от 01.09.2020 N 65965-ИКУ-08 в размере 112 942 руб. 79 коп., неустойки в размере 150 руб. 45 коп.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в виде резолютивной части от 17.08.2023 в удовлетворении иска отказано.
Мотивированное решение изготовлено 25.08.2023.
С указанным решением суда не согласился истец (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт), в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы истец ссылается на то, что ответчиком в материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие факт проведения собрания собственников помещения многоквартирного дома по вопросу определения размера платы за содержание жилого помещения в части расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме. С учетом этого, ссылаясь на положения части 9.2. статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), а также отсутствие в многоквартирном доме (далее - МКД), находящемся в управлении ответчика, прибора учета, обеспечивающего учет отдельного коммунального ресурса, в том числе ГВС, апеллянт полагает, что произведенный истцом на основании пункта 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), расчет задолженности является обоснованным.
Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассмотрел дело без проведения судебного заседания и вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о принятии апелляционной жалобы к производству суда апелляционной инстанции.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из письменных материалов дела, между ПАО "ТГК N 1" (энергоснабжающая организация) и Обществом (абонент) заключен договор теплоснабжения от 01.09.2020 N 65965-ИКУ-08 (далее - договор), в соответствии с пунктом 1.1 которого энергоснабжающая организация обязалась поставить тепловую энергию и(или) теплоноситель до границы раздела балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности тепловых сетей с ответчиком (абонентом), а абонент обязался принять и оплатить тепловую энергию и(или) теплоноситель, а также соблюдать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением тепловой энергии и теплоносителя.
Приложение N 2 к договору содержит сведения об объекте, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, ул. Пулковская, д. 6, корп. 5, строение 1 (далее - МКД), об абонентских вводах и ориентировочные договорные величины теплопотребления.
Согласно пункту 5.5 договора оплата производится абонентом до 15 числа месяца, следующего за расчетным, в размере 100% стоимости фактического объема тепловой энергии, поданной на объект, определенного в соответствии с разделом 4 настоящего договора.
ПАО "ТГК N 1", ссылаясь на то, что в спорный период им была поставлена тепловая энергия, стоимость которой не была оплачена, обратилось с настоящим иском в суд.
Повторно рассмотрев дело по правилам статьи 268 АПК РФ, исследовав письменные доказательства и доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) правила, предусмотренные статьями 539 - 547 этого Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 ГК РФ).
Поскольку тепловой энергией в данном случае обеспечивалось население многоквартирных домов, к спорным правоотношениям применяются положения Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Исходя из части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункта 1 Правила N 354 указанные правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
Тепловая энергия является одним из видов коммунального ресурса (пункт 2 Правил N 354).
В соответствии с абзацем 3 пункта 6 Правил N 354 поставка, в том числе тепловой энергии в нежилое помещение в многоквартирном доме, осуществляются на основании договоров ресурсоснабжения, заключенных в письменной форме непосредственно с ресурсоснабжающей организацией.
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями (статья 309 ГК РФ).
Отказывая в удовлетворении исковых требований суд первой инстанции исходил из отсутствия у ответчика задолженности, поскольку судом признан необоснованным по праву расчет начислений ввиду противоречия расчета истца Правилам N 354.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, в силу чего подлежат отклонению.
Согласно абзацу 2 пункта 40 Правил N 354 потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу в соответствии с пунктами 42(1), 42(2), 43 и 54 Правил N 354.
Как следует из пункта 43 Правил N 354, объем потребленной в нежилом помещении многоквартирного дома тепловой энергии определяется в соответствии с пунктом 42(1) Правил N 354.
Пунктом 42 (1) Правил N 354 предусмотрены случаи и порядок расчета размера платы за отопление исходя из оснащенности многоквартирного дома общедомовым прибором учета тепловой энергии, а также оснащенности помещений индивидуальными приборами учета тепловой энергии, равнозначно как для жилых, так и для нежилых помещений в данном доме, в связи с чем в указанных выше многоквартирных домах подлежит применению одна из формул 3, 3(1), 3(6), 3(7) Приложения N 2 к Правилам N 354, применительно к каждому многоквартирному дому.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 354 определено, что под коллективным (общедомовым) прибором учета понимается - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), устанавливаемое в многоквартирном доме при наличии технической возможности и используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.
Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что при расчете платы за отопление истец использовал некорректные данные по площади мест общего пользования, исходя из показаний ИТП, приходящихся только на определенную часть МКД, так как при расчете размера платы за коммунальную услугу отопление как для жилых, так и для нежилых помещений надлежит производить из суммы показаний всех приборов учета, учитывающих предоставление в многоквартирный дом коммунальной услуги по отоплении.
Доводов, опровергающих указанные выводы суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не приведено.
В апелляционной жалобе истец также излагает правовую позицию о необходимости расчета коммунального ресурса, исходя из положений части 9.2. статьи 156 ЖК РФ.
Однако изложенный порядок в спорной ситуации неприменим в силу следующего.
С 1 сентября 2022 года вступило в силу Постановление Правительства Российской Федерации N 92 от 03.02.2022, которым утверждены изменения, в том числе, в Правила N 491 и Правила N354.
Согласно новой редакции пункта 29(2) Правил N 491 размер платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, определяется как произведение тарифа (цены) для потребителей, установленного ресурсоснабжающей организацией в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов), и объема коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества, приходящегося на каждое жилое и нежилое помещение, определенного в соответствии с формулами 11 - 12(2), 15, 17, 20(2), 24 и 28 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг.
При этом размер расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, включается в плату за содержание жилого помещения для каждого жилого и нежилого помещения в многоквартирном доме и определяется, в том числе, в следующем порядке:
- в случае принятия в многоквартирном доме, оснащенном коллективным (общедомовым) прибором учета, на общем собрании собственников помещений решения об определении размера расходов в составе платы за содержание жилого помещения на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества, из расчета их среднемесячного объема потребления - исходя из объема коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества, определенного по формуле согласно пункту 1 приложения, с последующим проведением перерасчета размера таких расходов в соответствии с пунктом 29(3) настоящих Правил исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета (подпункт "в");
- в случае принятия в многоквартирном доме, оснащенном коллективным (общедомовым) прибором учета, на общем собрании собственников помещений решения об определении размера расходов в составе платы за содержание жилого помещения на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества, исходя из объема их потребления, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета,
- по формулам 11 - 12(2), 17, 20(2), 24 и 28, предусмотренным приложением N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета (подпункт "г").
Исходя из письма Минстроя России от 09.01.2023 N 108-ОГ/00, согласно внесенным изменениям, при наличии в многоквартирном доме общедомового (коллективного) прибора учета коммунальных ресурсов расчет платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется исходя из нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества с корректировкой с учетом показаний общедомового (коллективного) прибора учета; дополнительно определен порядок определения величины перерасчета платы за коммунальные ресурсы, потребляемые на общедомовые нужды в многоквартирном доме, и среднемесячного объема таких ресурсов.
Исходя из нового алгоритма расчета объема коммунального ресурса на общедомовые нужды, при наличии в МКД ОДПУ соответствующего коммунального ресурса у собственников есть выбор способа расчета платы за коммунальный ресурс на общедомовые нужды: с использованием норматива потребления, исходя из среднемесячного потребления или на основании только показаний ОПУ.
Между тем указанный алгоритм расчета, требующий соответствующего решения общего собрания собственников помещений в МКД, неприменим к спорным фактическим обстоятельствам, поскольку разногласия сторон обусловлены не наличием либо отсутствием оснований для определения объема коммунального ресурса на основании ОДПУ либо по среднемесячному потреблению, а необоснованным определением истцом объема коммунального ресурса, приходящегося на дом, без учета суммированных показаний всех коллективных приборов учета в МКД.
Таким образом, изложенная истцом в апелляционной жалобе правовая позиция о необходимости расчета платы за коммунальный ресурс, исходя из правил части 9.2. статьи 156 ЖК РФ, не опровергает выводов суда первой инстанции.
По изложенным мотивам апелляционный суд не усматривает предусмотренных статьей 270 АПК РФ оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе распределяются в порядке части 1 статьи 110 АПК РФ.
В связи с невыполнением требования об уплате государственной пошлины при обращении с апелляционной жалобой и отсутствием в деле доказательств ее уплаты на момент рассмотрения жалобы, государственная пошлина подлежит взысканию с подателя апелляционной жалобы в федеральный бюджет.
Руководствуясь статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.08.2023 по делу N А56-44468/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 1" в доход федерального бюджета 3000 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Г.Н. Богдановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-44468/2023
Истец: ПАО "ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ГЕНЕРИРУЮЩАЯ КОМПАНИЯ N1"
Ответчик: АО "СЕРВИС-НЕДВИЖИМОСТЬ"