г. Хабаровск |
|
20 октября 2023 г. |
А73-9380/2023 |
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Брагиной Т.Г.
без вызова лиц, участвующих в деле,
рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Риквэест-Сервис"
на решение от 08.08.2023
по делу N А73-9380/2023
Арбитражного суда Хабаровского края,
рассмотренному в порядке упрощенного производства,
по иску акционерного общества "Федеральная пассажирская компания"
к обществу с ограниченной ответственностью "Риквэст-Сервис"
о взыскании 71 500 руб.
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Федеральная пассажирская компания" (ОГРН 1097746772738, ИНН 7708709686, далее - истец, АО "ФПК") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Риквэст-Сервис" (ОГРН 1037725037998, ИНН 7725235806, далее - ответчик, ООО "Риквэст-Сервис") о взыскании штрафной неустойки за ненадлежащее исполнение условий договора N ФПК-18-216 от 14.06.2018 в размере 71 500 руб.
Исковое заявление принято к производству в соответствии со статьей 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в порядке упрощенного производства.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 АПК РФ.
Мотивированным решением от 08.08.2023 исковые требования удовлетворены.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены Шестым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 АПК РФ с учетом особенностей, предусмотренных статьей 272.1 АПК РФ, по жалобе ООО "Риквэст-Сервис", которое, ссылаясь на наличие оснований, предусмотренных статьёй 270 АПК РФ, просит решение суда отменить, производство по делу прекратить.
Заявитель апелляционной жалобы указывает на отсутствие оснований для взыскания неустойки, так как выявленные нарушения устранены в процессе ПДК; в соответствии с условиями договора наличие волос на постельном белье не является нарушением, поэтому акты о выявленных нарушениях не являются доказательством некачественного оказания услуг; акты составлены в период действия решения заказчика в связи с распространением коронавирусной инфекции о приостановке до 31.12.2022 проверки качества услуг в пути следования, 6 актов составлены без замечаний, следовательно, должны быть исключены из исковых требований; размер штрафа является несоразмерным, при принятии решения необходимо учитывать положения статьи 333 ГК РФ.
АО "ФПК" в отзыве на жалобу мотивированно возражает против изложенных в ней доводов, считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, с учетом отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 14.06.2018 между АО "ФПК" (заказчик) и ООО "Риквэст-Сервис" (исполнитель) заключен договор N ФПК-18-216 на оказание услуг по укомплектованию СМИ вагонов поездов по заявкам структурных подразделений Дальневосточного филиала АО "ФПК" в соответствии с условиями настоящего договора, а заказчик - принимать и оплачивать надлежаще оказанные услуги в порядке, предусмотренном настоящим договором (пункт 2.1 договора).
Пунктом 1.1 договора определено съемное мягкое имущество (далее - СМИ) - съемные мягкие предметы интерьера салона пассажирского вагона санитарно-гигиенического и декоративного назначения, необходимые для экипировки и подготовки вагона в рейс и обслуживания пассажиров в пути следования, принадлежащее исполнителю на праве собственности или ином законном основании. СМИ включает в себя постельные принадлежности, комплекты постельного белья и мягкий инвентарь вагона. Комплектность СМИ для пассажирского вагона определяется исходя из типа вагона и категории оснащенности вагона. Перечень предметов, входящих в комплект СМИ определяется в соответствии с условиями настоящего договора и Технического задания (Приложение N 3 к настоящему договору).
В соответствии с пунктом 1.2 оснащенность вагона, определенная соответствующим перечнем предметов СМИ, выдаваемых на вагон при подготовке пассажирского поезда в рейс, и зависимости от типа и класса вагона.
В силу пункта 2.2 договора оказываемые услуги должны соответствовать требованиям, указанным в пунктах 2.2.1- 2.2.15 договора.
Порядок сдачи-приемки и иные условия оказания услуг определен разделом 5 договора. Согласно пункту 5.1 договора, услуги, подлежащие оказанию исполнителем, должны соответствовать требованиям, изложенным в настоящем договоре, а также в Техническом задании (Приложение N 3 к настоящему договору). В соответствии с пунктом 5.2 каждое структурное подразделение филиала заказчика, указанное в Приложении N 2 к договору, в течение 2 (двух) рабочих дней с даты заключения настоящего договора составляет и предоставляет исполнителю Регламент взаимодействия, определяющий порядок взаимодействия сторон при выполнении обязательств по настоящему договору. Исполнитель в течение 2 (двух) рабочих дней рассматривает предоставленный заказчиком Регламент взаимодействия, и при согласии подписывает его, при наличии замечаний направляет их Заказчику для рассмотрения. Регламент взаимодействия должен быть согласован и подписан сторонами не позднее 30 календарных дней с момента заключения настоящего договора. Положения Регламента взаимодействия являются обязательными для обеих сторон. Заказчик вправе вносить изменения и дополнения в согласованные сторонами Регламенты взаимодействия, согласовав соответствующие изменения, дополнения с исполнителем по принципу "оферта-акцепт" не позднее, чем за 5 (пять) календарных дней до начала соответствующего отчетного периода оказания услуг. Такие изменения и дополнения вступают в силу с даты получения заказчиком письменного акцепта исполнителя, при этом заключение дополнительных соглашений к настоящему договору не требуется. Исполнитель приступает к оказанию услуг только после подписания сторонами Регламента взаимодействия. В соответствии с пунктом 5.3 исполнитель в срок не позднее 2 (двух) рабочих дней с даты заключения настоящего договора обязан назначить ответственных лиц, уполномоченных контролировать процесс оказания услуг, решать оперативные вопросы, связанные с оказанием услуг, подписывать акты о недостатках и ежедекадные акты от имени исполнителя (далее - ответственные работники). Исполнитель обязан письменно известить заказчика о назначении ответственных работников с указанием фамилии, имени, отчества, должности, номера телефона для оперативной связи, адреса электронной почты, а также направить заверенную подписью и печатью исполнителя (при ее наличии) копию документа о наделении полномочиями ответственного лица. В случае замены ответственных работников исполнитель обязан письменно уведомить заказчика о таких изменениях в течение 2 (двух) рабочих дней с момента назначения новых ответственных работников. Согласно пункту 5.5 договора, заказчик (соответствующее структурное подразделение филиала заказчика, указанное в приложение N 2 к договору) ежедневно в день, предшествующий дню оказания услуг, направляет исполнителю с помощью средств факсимильной связи или по электронной почте, указанным в разделе 14 договора, заявку на укомплектование поездов СМИ с указанием количества и номеров поездов. Заказчик вправе в случае необходимости (в том числе изменения схем составов поездов) скорректировать заявку, направив исполнителю уточненную заявку с помощью средств факсимильной связи или по электронной почте, указанным в разделе 14 договора, в день, предшествующий дню оказания услуг. Пунктом 5.6 договора предусмотрено, что СМИ должно соответствовать категории оснащенности вагона, комплекты постельного белья, индивидуальные пледы должны быть упакованы в соответствии с требованиями СТО ФПК 1.21.002-2013. Исполнитель обязан соблюдать согласованный порядок комплектования (не допускать вложение мелких вещей между крупными) и использовать упаковочные пакеты, соответствующие требованиям настоящего договора. Заказчик вправе не принимать СМИ, не соответствующие требованиям настоящего договора. В соответствии с пунктом 5.7 договора заказчик по окончании оказания услуг по соответствующему (каждому) составу поезда во время, установленное Графиком подготовки составов в рейс, до отправки поезда в рейс вправе проверять качество оказания услуг в порядке, предусмотренном Регламентом взаимодействия. В случае обнаружения факта оказания услуг ненадлежащего качества, выявленные недостатки указываются в акте о недостатках. До окончания работы ПДК исполнитель обязан устранить все выявленные Заказчиком недостатки собственными силами. После устранения указанных в акте о недостатках недостатков соответствующая запись делается в акте о недостатках. В случае уклонения ответственного работника исполнителя от подписания акта о недостатках или неявки ответственного работника исполнителя для подписания акта о недостатках заказчик подписывает акт о недостатках в одностороннем порядке, и такой акт будет иметь юридическую силу. В случае неустранения исполнителем недостатков до окончания работы ПДК, заказчик вправе предъявить исполнителю требование о неустойке в соответствии с настоящим договором. Заказчик также вправе устранить выявленные недостатки услуг самостоятельно, либо с привлечением третьего лица. При этом исполнитель обязан возместить заказчику документально подтвержденные расходы на устранение недостатков услуг в срок не позднее 30 (тридцати) календарных дней с момента направления заказчиком соответствующего требования. Заказчик также вправе проверять качество оказания услуг в пути следования. При выявлении факта оказания услуг ненадлежащего качества, представителями заказчика в пути следования составляется акт о недостатках, по форме, предусмотренной локальными актами заказчика или ОАО "РЖД" для соответствующего случая. По прибытию поезда в пункт формирования (оборота) такой акт вместе с имуществом предоставляется исполнителю для подписания и принятия мер по устранению недостатков. В случае уклонения ответственного работника исполнителя от подписания акта или неявки ответственного работника исполнителя для подписания акта, заказчик подписывает акт в одностороннем порядке, и такой акт будет иметь юридическую силу.
В соответствии с разделом 6 договора исполнитель обязуется оказывать услуги качественно и своевременно в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, нормативных актов МПС России, Минтранса России, локальных актов ОАО "РЖД" и АО "ФПК", государственных и отраслевых стандартен, а также условиями настоящего договора (пункт 6.1.1); обеспечивать заказчика СМИ (включая комплекты постельного белья для поездной бригады) в количестве, определенном на основании Графика подготовки составов в рейс, Норм выдачи комплектов постельного белья в рейс и условиями настоящего договора (пункт 6.1.2); осуществлять доставку нового или прошедшего профилактическую обработку СМИ к вагону, погрузку/выгрузку СМИ в вагон/из вагона и транспортировку от вагона поезда до места приемки СМИ (пункт 6.1.3.1); осуществлять комплектацию постельного белья (согласно категории оснащенности вагона). Упаковка комплектов постельного белья и пледов производится в упаковочные одноразовые пакеты (пункт 6.1.3.2); осуществлять прием/передачу СМИ в вагоне поезда от представителя исполнителя представителю заказчика перед рейсом, а также от представителя заказчика представителю исполнителю, (использованное и неиспользованное) по прибытии из рейса (пункт 6.1.3.3).
Пунктом 6.4.1 договора предусмотрено, что заказчик вправе в любое время проверять ход и качество услуг, оказываемых исполнителем, не вмешиваясь в хозяйственную деятельность исполнителя, за исключением случаев, когда деятельность исполнителя создает угрозу нанесения ущерба имуществу заказчика, третьих лиц, а также угрозу безопасности движения поездов, угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей.
Согласно пункту 7.2 договора, в случае выявления подтвержденных актом о недостатках нарушений, предусмотренных приложением N 5 к договору, исполнитель обязан уменьшить общую стоимость услуг по соответствующему Сводному акту в порядке, предусмотренном п. 5.11 договора. При выявлении недостатков оказываемых услуг, подтвержденных актом о недостатках, заказчик вправе потребовать уплатить штраф в размере 500 руб. за каждый предмет СМИ, в отношении которого выявлены недостатки.
АО "ФПК" проведены проверки качества оказываемых по договору услуг, в результате которых выявлены нарушения СМИ (при экипировке поездов в рейс чистым сменным бельем обнаружены комплекты с посторонними предметами в упаковке (волосы), зафиксированные в актах от 07.07.2022, 10.07.2022, 06.06.2022 (2),16.06.2022,17.06.2022, 13.07.2022, 05.08.2022, 14.08.2022, 28.08.2022, 03.08.2022, 09.08.2022, 13.09.2022, 13.12.2022.
В связи выявленными нарушениями ответчику начислен штраф в сумме 71 500 руб., направлены претензии N 3535/ФПКФДВОСТ от 24.03.2023, N 14893/ФПКФДВОСТ от 27.12.2022, N 14892/ФПКФДВОСТ от 27.12.2022, N 14001/ФПКФДВОСТ от 08.12.2022, N 14000/ФПКФДВОСТ от 08.12.2022, N 13999/ФПКФДВОСТ от 08.12.2022 с требованием о его уплате.
В ответах от 13.02.2023 исх. N 45, 46 ответчик претензионные требования не признал, что послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Рассматривая возникший спор, суд первой инстанции руководствовался нормами главы 39 ГК РФ (возмездное оказание услуг, статьи 779, 783), а также общими положениями ГК РФ об обязательствах (статьи 309, 310).
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Судом установлено, что факт некачественного оказания услуг по договору подтверждается актами формы ЛУ-4фпк в совокупности с письменными объяснениями и фотоматериалами, подписанными уполномоченными представителями заказчика и представителем исполнителя, при подписании актов, представители исполнителя сам факт нарушений не оспаривали, возражения относительно наличия не предусмотренных вложений (волосы) отсутствовали, все комплекты заменены в процессе ПДК.
Исследовав условия договора, суд также установил, что предъявленная к взысканию истцом штрафная неустойка начислена в соответствии с пунктом 7.2. договора за выявленные в ходе проверки недостатки оказанных услуг, не указанные в приложении N 5 к договору, а именно: обнаружение в ненарушенной упаковке дефектов, запрещающих эксплуатацию (наличие волос), подтвержденные, в том числе актами о недостатках, подписанными представителями ответчика, всего в сумме 71 500 руб. за 143 комплекта белья, по 500 руб. за 1 комплект (за каждый предмет СМИ, в отношении которого выявлены недостатки).
Таким образом, оценив представленные доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ и установив факт оказания некачественных услуг, суд пришел к выводу о правомерности требования истца о взыскании с ответчика штрафа в размере 71 500 руб.
Доводы жалобы о том, что акты о выявленных нарушениях, не указанных в перечне, не являются доказательством некачественного оказания услуг, вывод суда не опровергают, сводятся к несогласию с ним. Отклоняя указанные доводы, суд первой инстанции исходил из того, что акты о недостатках подписаны представителями ответчика, при этом условиями договора, а именно: пунктом 7.2 договора предусмотрено начисление штрафной санкции по факту выявления недостатков независимо от их исправления исполнителем.
Суд апелляционной инстанции, соглашаясь с выводами суда первой инстанции, также считает необходимым отметить, что акты ответчиком в установленном порядке не оспорены.
Ссылка заявителя жалобы на решение заказчика о приостановке до 31.12.2022 проверки качества услуг в пути следования в связи с распространением коронавирусной инфекции, признается судом апелляционной инстанции несостоятельной, поскольку указанное обстоятельство не отменяет положения пункта 5.6 договора, предусматривающего, что СМИ должно соответствовать категории оснащенности вагона, комплекты постельного белья, индивидуальные пледы должны быть упакованы в соответствии с требованиями СТО ФПК 1.21.002-2013. Исполнитель обязан соблюдать согласованный порядок комплектования (не допускать вложения мелких вещей между крупными) и использовать упаковочные пакеты, соответствующие требованиям настоящего договора. Заказчик вправе не принимать СМИ, не соответствующее требованиям настоящего договора.
Довод жалобы о несоразмерности штрафа и применении статьи 333 ГК РФ судом апелляционной инстанции не принимается, так как в силу приведенной нормы права суд вправе уменьшить подлежащую уплате неустойку в случае ее явной несоразмерности последствиям нарушения обязательства, при этом суд, отклоняя указанный довод, исходил из того, что он документально не обоснован.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Основания для переоценки обстоятельств, правильно установленных судом первой инстанции, у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Доводы жалобы, сводящиеся к несогласию заявителя с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование закона не означают допущенной при рассмотрении дела ошибки и не подтверждают существенных нарушений судом норм права, в связи с чем доводы заявителя жалобы признаются необоснованными.
Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу статьи 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 08.08.2023 по делу N А73-9380/2023 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Т.Г. Брагина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-9380/2023
Истец: АО "ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПАССАЖИРСКАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: ООО "РИКВЭСТ-СЕРВИС"