г. Владивосток |
|
20 октября 2023 г. |
Дело N А59-2921/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 октября 2023 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Д.А. Глебова,
судей С.Б. Култышева, Е.Н. Шалагановой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Нечаевым,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Горняк-1",
апелляционное производство N 05АП-5508/2023
на решение от 31.07.2023 судьи О.А. Портновой
по делу N А59-2921/2022 Арбитражного суда Сахалинской области
по иску Агентства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области
(ОГРН: 1206500007075, ИНН: 6501312393)
к обществу с ограниченной ответственностью "Горняк-1"
(ОГРН: 1026500870296, ИНН: 6505009711)
о возложении обязанности по выполнению лесовосстановительных работ,
при участии: стороны не явились, извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Агентство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области (далее - истец, Агентство) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области к обществу с ограниченной ответственностью "Горняк-1" (далее - ООО "Горняк-1", ответчик, общество) с иском о возложении обязанности по выполнению лесовосстановительных работ по договору N 132 от 24.09.2019 на площади 4,3637 га в течение года с момента вступления настоящего решения в законную силу.
Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 31.07.2023 иск удовлетворен, суд обязал ООО "Горняк-1" выполнить лесовосстановительные мероприятия (компенсационное лесовосстановление) по договору N 132 от 24.09.2019 на площади 4,3637 га в течение года с момента вступления настоящего решения в законную силу.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ООО "Горняк-1" обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Сахалинской области от 31.07.2023 отменить. В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что законом исключена обязанность по проведению компенсационного лесовосстановления вследствие рубок лесных насаждений при осуществлении геологического изучения недр.
Определением Пятого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2023 жалоба принята к производству, дело назначено к судебному разбирательству на 18.10.2023.
Через канцелярию суда от Агентства поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, который в порядке статьи 262 АПК РФ приобщен к материалам дела. Истец по тексту представленного отзыва на апелляционную жалобу выразил несогласие с изложенными в ней доводами, считает обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
В заседание арбитражного суда апелляционной инстанции представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе с учетом публикации необходимой информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, не явились, что по смыслу статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы по существу.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Сахалинской области проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266 - 271 АПК РФ.
Из материалов дела апелляционным судом установлено следующее.
29.07.2019 Министерством лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области и ООО "Горняк-1" заключен договор N 98 аренды лесного участка общей площадью 29,1127 га, расположенный в муниципальном образовании городской округ "Смирныховский" Сахалинской области в кварталах: 241 (части выделов: 7,13,14,18,19,20,21); 221 (части выделов: 15,17,18,19); 242 (часть выдела 8), 243 (часть выдела 2) Онорского, часть 1 участкового лесничества Смирныховского лесничества, кадастровый номер - 65:18:0000000:359/14 (учетный номер части 14 земельного участка с кадастровым номером: 65:18:0000000:359).
Цель предоставления участка - для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых (в рамках лицензии на пользование недрами ЮСХ N 01644 ТЭ).
Акт о передаче участка подписан 29.07.2019.
24.09.2019 Министерством лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области и ООО "Горняк-1" заключен договор N 132 аренды лесного участка общей площадью 29,1127 га, расположенный в муниципальном образовании городской округ "Смирныховский" Сахалинской области в кварталах: 241 (части выделов: 7,13,14,18,19,20,21); 221 (части выделов: 15,17,18,19); 242 (часть выдела 8), 243 (часть выдела 2) Онорского, часть 1 участкового лесничества Смирныховского лесничества, кадастровый номер - 65:18:0000000:359/14 (учетный номер части 14 земельного участка с кадастровым номером: 65:18:0000000:359).
Цель предоставления участка - для заготовки древесины.
Срок действия до 01.01.2036 г. (п. 6.1 договора).
Договор аренды зарегистрирован в установленном законом порядке Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Сахалинской области.
Таким образом, в отношении указанного выше лесного участка у сторон имеется два договора, согласно которым цель предоставления участка - для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых (договор N 98 от 29.07.2019) и заготовка древесины (договор N 132 от 24.09.2019).
Подпунктами "а" пунктов 3.3 договоров предусмотрено, что арендатор имеет право приступить к использованию лесного участка после получения положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов и подачи лесной декларации.
Согласно подпунктам "н" пунктов 3.4 договоров в обязанности арендатора включено условие по осуществлению мероприятий по воспроизводству лесов на лесном участке в соответствии законодательством Российской Федерации и проектом освоения лесов.
В день окончания срока действия договора арендатор обязан передать арендодателю лесной участок по акту приема-передачи, форма которого предусмотрена приложением N 6 к договору, в состоянии, пригодном для ведения лесного хозяйства, с характеристиками лесного участка, установленными проектом освоения лесов на день окончания срока действия договора (подпункты "у" пунктов 3.4 договоров).
Постановлением правительства Сахалинской области от 08.12.2020 N 565 утверждено Положение об Агентстве лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области, согласно которому агентство является правопреемником Министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области.
Арендатором в порядке статьи 26 ЛК РФ была подана лесная декларация N 1 от 25.02.2020 об использовании лесов по договору в период с 08.03.2020 по 31.12.2020, согласно которой арендатор заявил о планировании заготовки древесины на площади 27,5427 га.
Согласно отчету арендатора, поданному в порядке статьи 49 ЛК РФ, арендатор в 2020 году осуществил рубку лесных насаждений на площади 4,3637 га.
Изложенное послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с иском о понуждении ответчика выполнить лесовосстановительные мероприятия на лесном участке площадью 4,3637 га, эквивалентной площади вырубленных лесных насаждений.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 271 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене или изменению по следующим основаниям.
При рассмотрении заявленных требований судом первой инстанции верно квалифицированы возникшие между сторонами правоотношения как основанные на договоре аренды лесного участка, в связи с чем в данном случае подлежат применению нормы главы 34 ГК РФ, а также Лесной кодекс Российской Федерации (далее - ЛК РФ).
Принимая обжалуемое решение и основываясь на нормах статей 3, 9, 12, 21, 25, 45, 61, 71, 81 - 84 ЛК РФ, положениях Федерального закона от 19.07.2018 N 212-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования воспроизводства лесов и лесоразведения" (далее - Закон N 212-ФЗ), Федерального закона от 02.07.2021 N 303-ФЗ "О внесении изменений в ЛК РФ и отдельные законодательные акты РФ" (далее - Закон N 303-ФЗ) учитывая публичный характер норм лесного законодательства, в соответствии с которым обязанность по компенсационному лесовосстановлению вытекает не из положений договора, а из прямого указания закона и подтвержденный факт проведения рубки лесных насаждений, суд первой инстанции пришел к выводу о законности и обоснованности заявленных Агентством требований.
В определении Верховного Суда РФ от 19.07.2022 N 304-ЭС22-3799 по делу N А70-10453/2021 сформулирована правовая позиция, согласно которой по общему правилу обязанность по лесовосстановлению распространена на всех лиц (за исключением перечисленных в законе случаев) осуществляющих рубки лесных насаждений на основании проекта освоения лесов вне зависимости от гражданско-правового основания предоставления лесного участка и целей использования лесов.
Учитывая, что частью 2 статьи 62 ЛК РФ, в редакции, действовавшей с 01.01.2019, обязанность по лесовосстановлению и лесоразведению возложена на лиц, осуществляющих рубки лесных насаждений в соответствии со статьями 43 - 46 ЛК РФ, то следовательно у лиц, использующих леса для строительства, реконструкции, эксплуатации объектов и осуществивших рубки после 01.01.2019, возникает обязанность по компенсационному лесовосстановлению или лесоразведению вне зависимости от даты заключения договора аренды лесного участка.
Нормы ЛК РФ, регламентирующие вопросы воспроизводства лесов, носят императивный и обязательный характер, подлежат исполнению вне зависимости от включения положений о воспроизводстве лесов в гражданско-правовые договоры и не могут быть изменены (исключены) сторонами условиями договора.
Постановлением Правительства РФ от 07.05.2019 N 566 утверждены Правила выполнения работ по лесовосстановлению или лесоразведению лицами, использующими леса в соответствии со статьями 43 - 46 ЛК РФ, и лицами, обратившимися с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка.
Пункт 5 Правил N 566 определяет, что лица, осуществляющие рубку лесных насаждений, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению на землях, указанных в пункте 3 данных Правил, в границах территории соответствующего субъекта РФ на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, не позднее чем через один год со дня окончания срока действия лесной декларации, предусмотренной статьей 26 ЛК РФ, в соответствии с которой осуществлена рубка лесных насаждений.
Вышеуказанными нормами для лиц, использующих леса в соответствии со статьями 43 - 46 ЛК РФ, установлена обязанность по выполнению работ по лесовосстановлению или лесоразведению в установленный срок после рубки лесных насаждений, следовательно, обстоятельством, в силу которого у лиц, осуществивших рубки лесных насаждений, наступает обязанность по выполнению работ по лесовосстановлению, является сам факт использования лесов с рубкой лесных насаждений.
Судебная коллегия признает, что на текущий момент Правила N 566 признаны утратившими силу в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 18.05.2022 N 897, установившим соответствующие положения осуществления лесовосстановления или лесоразведения.
Однако, спорные рубки лесных насаждений осуществлены ответчиком в рамках исполнения договора N 132 от 24.09.2019 непосредственно в период действия Постановления Правительства РФ от 07.05.2019 N 566.
Законом N 303-ФЗ статья 63.1 ЛК РФ дополнена частью 7, согласно которой данная статья не распространяется на следующие случаи:
1) использование лесов в соответствии с частью 5 статьи 43 и частью 4 статьи 45 ЛК РФ;
2) осуществление рубок лесных насаждений при осуществлении геологического изучения недр;
3) перевод земель лесного фонда в земли особо охраняемых территорий и объектов в целях создания особо охраняемых природных территорий федерального значения или в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В рассматриваемом случае лесной участок предоставлялся ответчику в соответствии со статьей 43 ЛК РФ в целях выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, а также в целях заготовки древесины.
Учитывая цели предоставления в аренду спорного лесного участка, из которых только осуществление геологического изучения недр подпадает под установленное пунктом 2 части 7 статьи 63.1 ЛК РФ исключение, для разрешения спора имеет значение установление цели осуществления рубки лесных насаждений в каждом конкретном рассматриваемом случае.
Вместе с тем, согласно представленному отчету об использовании лесов, рубка осуществлялась в целях расчистки площадки под объект - разрез угольный.
Иные представленные в дело документы также не содержат сведений, которые позволили бы суду сделать вывод об осуществлении состоявшейся рубки лесных насаждений именно с целью геологического изучения недр
Таким образом, ответчиком в нарушение части 1 статьи 65 АПК РФ не представлено доказательств того, что рубка лесных насаждений осуществлена именно с целью геологического изучения недр, а не разработки месторождений полезных ископаемых. Доказательств использования ответчиком лесов при осуществлении состоявшейся рубки лесных насаждений в соответствии с частью 5 статьи 43 и частью 4 статьи 45 ЛК РФ материалы дела также не содержат.
При таких обстоятельствах, вопреки доводам заявителя апелляционной жалобы, оснований для освобождения ответчика от обязанности по лесовосстановлению на основании пункта 2 части 7 статьи 63.1 ЛК РФ не имеется.
Определяя срок на выполнение работ по компенсационному лесовосстановлению в один год, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что обязанность по лесовосстановлению возникла у ответчика в 2021 году и мероприятия для выполнения лесовосстановителных работ могли быть выполнены ответчиком до настоящего времени. Доказательств объективной невозможности исполнения решения в годичный срок апеллянтом не представлено, соответствующие доводы жалобы сводятся к изложению субъективного мнения апеллянта.
В силу вышеизложенного, апелляционная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования.
Рассматривая настоящий спор, суд первой инстанции полно и всестороннее исследовал все существенные обстоятельства дела и дал им надлежащую оценку, правильно применил нормы материального права. Основания для отмены судебного акта не установлены, а доводы заявителя апелляционной жалобы не нашли своего объективного подтверждения. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
По правилам статьи 110 АПК РФ, расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на ее заявителя, с учетом ее уплаты при подаче жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 31.07.2023 по делу N А59-2921/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Д.А. Глебов |
Судьи |
С.Б. Култышев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А59-2921/2022
Истец: Агентство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области
Ответчик: ООО "Горняк-1"