город Ростов-на-Дону |
|
19 октября 2023 г. |
дело N А32-36694/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 октября 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глазуновой И.Н.,
судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Струкачевой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Россети Кубань"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 13.09.2023 по делу N А32-36694/2023
по заявлению публичного акционерного общества "Россети Кубань"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
при участии третьего лица общества с ограниченной ответственностью
"Энергосистемы"
об оспаривании постановления о наложении штрафа по делу об административном
правонарушении,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Энергосистемы" посредством системы веб-конференции ИС "Картотека арбитражных дел" посредством системы веб-конференции ИС "Картотека арбитражных дел":
представитель Волик О.С. по доверенности от 24.08.2023,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Россети Кубань" (далее - общество, ПАО "Россети Кубань") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - заинтересованное лицо, УФАС по Краснодарскому краю) об оспаривании постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 023/04/9.21-4201/2022 от 28.04.2023.
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 12.07.2023 к участию в деле в качестве третьего лица привлечено общество с ограниченной ответственностью "Энергосистемы" (далее - третье лицо, ООО "Энергосистемы").
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 13.09.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ПАО "Россети Кубань" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просило решение суда отменить и принять новый судебный акт.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что в действиях ПАО "Россети Кубань" в данном случае отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ. Сетевая организация ссылается на то, что правомерность позиции ПАО "Россети Кубань" подтверждается постановлением арбитражного суда кассационной инстанции от 19.05.2021 по делу N А43-21811/2020.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Энергосистемы" просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ООО "Энергосистемы" поддержал занимаемую правовую позицию по рассматриваемому спору.
Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном статьей 156 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителя лица, участвующего в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, в УФАС по Краснодарскому краю поступило обращение ООО "Энергосистемы" с жалобой на неправомерные, по его мнению, действия ПАО "Россети Кубань", выразившиеся в нарушении порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.
Рассмотрев обращение ООО "Энергосистемы", УФАС по Краснодарскому краю возбудило дело об административном правонарушении по признакам наличия в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
13.04.2023 антимонопольным органом в отношении общества составлен протокол N 023/04/9.21-4201/2022 об административном правонарушении по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ (т. 1, л.д. 25-27).
28.04.2023 антимонопольным органом в отношении общества принято постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 023/04/9.21-4201/2022, которым ПАО "Россети Кубань" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 600 000 руб. (т. 1, л.д. 18-20).
Несогласие с постановлением антимонопольного органа послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд.
Частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за повторное нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Объектом рассматриваемого правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере эксплуатации сетей и систем энергоснабжения.
Объективную сторону правонарушения составляет, в том числе нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии.
Общество включено в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль по виду деятельности - услуг по передачи электрической энергии.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон N 35-ФЗ) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Постановлением Правительства Российской Федерации, от 27.12.2004 N 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям (далее - Правила N 861), которыми определен порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям, регламентирована процедура присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, определены существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, установлены требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения присоединенной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
На основании пункта 3 Правил N 861, сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил.
Пунктом 11 Правил N 861 предусмотрено, что сетевая организация не вправе требовать представления сведений и документов, не предусмотренных настоящими Правилами, а заявитель не обязан представлять сведения и документы, не предусмотренные настоящими Правилами.
Пунктом 41 Правил N 861 технологического присоединения закреплена обязанность сетевой организации подать заявку на технологическое присоединение к сетям смежной сетевой организации в следующих случаях:
сумма максимальных мощностей энергопринимающих устройств потребителей, присоединенных к ее объектам электросетевого хозяйства, и (или) объем максимальных мощностей присоединяемых объектов, указанный в заключенных договорах на технологическое присоединение к ее объектам электросетевого хозяйства, превышает объем максимальной мощности, согласованный сетевой организацией и смежной сетевой организацией в акте о разграничении балансовой принадлежности электрических сетей или в акте об осуществлении технологического присоединения данных сетевых организаций, при условии, что полное использование потребляемой (генерирующей) мощности всех ранее присоединенных, вновь присоединяемых энергопринимающих устройств заявителя (с учетом ранее выданных технических условий, срок действия которых не истек) может привести к загрузке объектов электросетевого хозяйства с превышением значений, определенных обязательными требованиями;
для обеспечения присоединения объектов заявителя установлена необходимость проведения предусмотренных подпунктами "в" - "д" и "ж" пункта 25 настоящих Правил мероприятий на объектах смежной сетевой организации, не влекущих изменения значений величины максимальной мощности, указанной в документах о технологическом присоединении.
Согласно пункту 13(1) Правил N 861 в заявке, направляемой сетевой организацией в смежную сетевую организацию в соответствии с пунктами 41 и 42 настоящих Правил, должны быть указаны:
основание (основания) подачи заявки, предусмотренное пунктом 41 настоящих Правил, а также сведения, подтверждающие наличие такого основания (сведения об общей максимальной мощности энергопринимающцх устройств, присоединенных (присоединяемых) к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации, подающей заявку на основании абзаца второго пункта 41 настоящих Правил и (или) сведения о включении указанной сетевой организацией в технические условия для заявителя мероприятий на объектах смежной сетевой организации);
сведения о сетевой организации, подающей заявку, предусмотренные подпунктами "а" и "в" пункта 9 настоящих Правил; сведения об объектах;
электросетевого хозяйства смежной сетевой организации, к которым осуществляется присоединение и (или) на которых необходимо проведение мероприятий по технологическому присоединению;
сведения о присоединяемых объектах электросетевого хозяйства сетевой организации, подавшей заявку, предусмотренные подпунктами "б", "г", "д" и "и" пункта 9 настоящих Правил, - в случаях, предусмотренных абзацам вторым пункта 41 настоящих Правил;
сведения о сроке осуществления мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителя, определяемом в соответствии с настоящими Правилами (в случаях, когда заявка в смежную сетевую организацию подана в связи с включением мероприятий на объектах такой организации в технические условия (их проект), выданные заявителю).
В соответствии с пунктом 15 Правил N 861 сетевая организация направляет в адрес заявителя для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и подписанные технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 20 рабочих дней со дня получения заявки либо после получения недостающих сведений от заявителя.
Как следует из материалов дела, ООО "ЭНСИ" посредством портала электросетевых услуг обратилось в адрес ПАО "Россети Кубань" с заявкой в целях увеличения максимальной мощности энергопринимаю-щих устройств объекта, расположенного по адресу: г. Краснодар, в районе ул. Западный обход, 42, корпус 1 (вх. от 21.04.2022 года N КЭС/113/01/13217-пс) (Nз5-11 -06-1100-22-02104930, N 4494944 - Портал ТП) (далее - Заявка).
26.04.2022 обществом было получено письмо ПАО "Россети Кубань" от 26.04.2022 N РК/005/647-исх, в котором указывалось на необходимость предоставления документов, предусмотренных пунктом 13 Правил N 861.
30.05.2022 письмом от 30.05.2022 N 444 в адрес ПАО "Россети Кубань" посредством Портала электросетевых услуг были направлены недостающие документы (вх. от 07.02.2022 N РК/005/97-пс): технические условия, подтверждающие основания для подачи Заявки.
Письмом от 02.06.2022 N РК/005/921-исх ПАО "Россети Кубань" уведомило общество о предоставлении недостающих сведений, предусмотренных пп. "д" п. 10 Правил N 861.
16.02.2022 обществом посредством Портала электросетевых услуг письмом от 07.06.2022 N 462 были направлены недостающие документы.
Письмом от 10.06.2022 N РК/005/994-исх общество было уведомлено о несоответствии указанных в заявке сведений требованиям, предусмотренным пп. "г", "д" п. 9 Правил N 861.
Письмом от 24.06.2022 N 508 ООО "ЭНСИ" направило откорректированную заявку.
04.07.2022 в адрес ООО "ЭНСИ" поступило письмо от 01.07.2022 N РК/005/1131-исх о необходимости предоставления недостающих сведений, предусмотренных пп. "г", "и" п. 9 9 Правил N 861.
В ответ ООО "ЭНСИ" направило в сетевую организацию ПАО "Россети Кубань" скорректированную в соответствии с замечаниями заявку.
13.07.2022 ПАО "Росети Кубань" направило письмо (от 13.07.2022 года N РКУ 005/1228-исх) о некорректности указанных в Заявке сведений требованиям пп. "и" п. 9 9 Правил N 861.
Общество письмом от 18.07.2022 N 564 направило скорректированную заявку в части сроков проектирования энергопринимающих устройств и их введения в эксплуатацию.
Однако, письмом от 22.07.2022 N РК/005/1316-исх ПАО "Россети Кубань" вновь приостановило рассмотрение заявки на основании несоответствия сроков проектирования и введения в эксплуатацию энергопринимающих устройств (несоответствие пп. "и" п. 9 Правил N 861) и потребовало предоставить дополнительные сведения: доверенности на право представления интересов от ООО СИК "Девелопмент-Юг" со ссылкой на постановление арбитражного суда кассационной инстанции от 19.05.2021 по делу N А43-21811/2020.
Вместе с тем, приостанавливая рассмотрение заявки по указанному выше основанию, сетевая организация не учитывала, что судом кассационной инстанции в рамках рассмотрения дела N А43-21811/2020 было установлено, что организация обратилась в адрес сетевой организации как лицо, действующее не в своих интересах, а в интересах третьего лица, таким образом, судом была дана оценка правоотношений заявителя и третьего лица как в рамках агентского договора или договора поручительства, а не смежной сетевой организации или потребителя (абз. 7 стр. 5 постановления от 19.05.2021 по делу N А43-21811/2020).
ООО "ЭНСИ", обратившись в адрес ПАО "Россети Кубань" с заявкой вх. от 21.04.2022 N КЭС/113/01/13217-пс) (Nз5-11-06-1100-22-02104930, N 4494944 - Портал ТП, указало, что действует как смежная сетевая организация на основании абзаца 2 пункта 41 Правил N 861 (письмо от 19.04.2022 года N 292).
В соответствии с пунктом 15 Правил N 861 сетевая организация направляет в адрес заявителя для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и подписанные технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 20 рабочих дней со дня получения заявки либо после получения недостающих сведений от заявителя.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции признает обоснованным вывод УФАС по Краснодарскому краю о нарушении обществом пункта 15 Правил N 861, что образует объективную сторону состава правонарушения, предусмотренного статьей 9.21 КоАП РФ (учитывая повторное совершение обществом правонарушения, его действия квалифицированы управлением по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ).
Событие вменяемого обществу административного правонарушения подтверждается представленными доказательствами: обращениями, протоколом об административном правонарушении, другими материалами административного дела.
Представленные доказательства, отвечающие признакам относимости и допустимости, согласуются между собой и в своей совокупности свидетельствуют о наличии в действиях заявителя события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Основанием для освобождения общества от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности.
Имея возможность для соблюдения установленных законом требований по проведению мероприятий по технологическому присоединению, общество не приняло необходимых мер по соблюдению публично-правовой обязанности и недопущению совершения административного правонарушения.
Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, не установлено, в этой связи вина общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения имеет место.
Таким образом, материалами дела подтверждается наличие в деянии общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, соблюдена, существенных нарушений процессуальных требований не установлено.
Предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ годичный срок давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения оспариваемого постановления не истек.
Назначенное административным органом административное наказание в виде штрафа в размере 600 000 руб. соответствует минимальному размеру санкции части 2 статьи 9.21 КоАП РФ и соразмерно совершенному деянию по характеру и тяжести правонарушения, отвечает целям и задачам административного наказания.
Обстоятельств, исключающих привлечение общества к административной ответственности (в том числе предусмотренных статьей 2.9 КоАП РФ), судом не установлено, равно суд не усматривает оснований для применения положений 3.4, 4.1.1, 4.1.2 КоАП РФ.
Наступление общественно-опасных последствий в виде причинения ущерба при совершении правонарушений с формальным составом не доказывается, возникновение этих последствий презюмируется самим фактом бездействия.
Совершенное обществом правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере электроснабжения населения.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности.
В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Суд, оценивая фактические обстоятельства совершения правонарушения, учитывая степень общественной опасности деяния, исходит из того, что в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении общества, как доминирующего субъекта на соответствующем товарном рынке, к исполнению публично-правовых обязанностей и к требованиям законодательства.
Отсутствие негативных последствий правонарушения само по себе не свидетельствует о малозначительности административного правонарушения, поскольку состав правонарушения, предусмотренный частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, является формальным.
Статус субъекта, занимающего доминирующее положение на том или ином рынке, придает действиям указанного субъекта характер особой значимости, поскольку затрагивает не только частный интерес конкретного лица, с которым взаимодействует, но и публичную сферу.
С учетом того, что применение статьи 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о невозможности применения в рассматриваемом случае статьи 2.9 КоАП РФ.
В настоящем случае апелляционная коллегия не усматривает каких-либо исключительных обстоятельств, послуживших причиной совершения ПАО "Россети Кубань" административного правонарушения, при том, что общество не могло не знать об установленных обязательных требованиях действующего законодательства.
Доказательств, свидетельствующих об отсутствии у общества объективной возможности для соблюдения требований действующего законодательства, а также доказательств, свидетельствующих о принятии обществом всех необходимых мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства, в материалах дела не имеется.
Основания для отмены решения суда от 13.09.2023 отсутствуют.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.09.2023 по делу N А32-36694/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Н. Глазунова |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-36694/2023
Истец: ПАО "Россети Кубань"
Третье лицо: ООО "Энергосистемы", ООО "ЭНСИ", Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю