город Воронеж |
|
20 октября 2023 г. |
Дело N А14-8679/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 октября 2023 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Донцова П.В.,
Песниной Н.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шипиловой Д.А.,
при участии:
от ПАО "РОССЕТИ ЦЕНТР": Васильева М.С.- представитель по доверенности N Д-ВР/12 от 11.05.2023, сроком действия до 18.10.2024, предъявлен паспорт, диплом
от УФАС Воронежской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от ООО "ТехЭнергоМонтажПоставка": представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области и публичного акционерного общества "Россетти Центр" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 29.08.2023 по делу А14-8679/2023 по заявлению публичного акционерного общества "РОССЕТИ ЦЕНТР" (ОГРН 1046900099498 ИНН 6901067107) о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (ОГРН 1033600046908 ИНН 3664022568) N 036/04/9.21-216/2023 от 16.05.2023, об административном правонарушении о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ,
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "ТехЭнергоМонтажПоставка" (ОГРН 1183668030116, ИНН 3616022857),
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Россетти Центр" (далее - ПАО "Россетти Центр") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и об отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее - антимонопольный орган, Воронежское УФАС России) по делу об административном правонарушении N 036/04/9.21- 216/2023 от 16.05.2023, с назначением наказания в виде 850 000 руб. штрафа.
Дело рассматривалось при участии третьего лица общества с ограниченной ответственностью "ТехЭнергоМонтажПоставка" (далее - ООО "ТехЭнергоМонтажПоставка").
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 29.08.2023 постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области N 036/04/9.21- 216/2023 от 16.05.2023 было изменено в части назначения наказания в виде штрафа в размере 600 000 руб.
В удовлетворении остальной части ПАО "РОССЕТИ ЦЕНТР" было отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ПАО "РОССЕТИ ЦЕНТР" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт, удовлетворив заявленные требования.
ПАО "Россети Центр" в апелляционной жалобе указывает, что антимонопольным органом неправомерно вынесено постановление, поскольку за данное правонарушение было привлечено должностное лицо Общества.
Ссылается на наличие оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ.
Указывает, что в постановлении антимонопольным органом не указал на возможность оплаты административного штрафа частями на основании ст. 32.2 КоАП РФ.
Воронежское УФАС России в апелляционной жалобе указывает, что судом первой инстанции административный штраф Обществу назначен без учета отягчающих обстоятельств.
К материалам дела приобщен отзыв на апелляционную жалобу, поступивший от УФАС по Воронежской области.
В судебном заседании представитель ПАО "Россети Центр" поддержал апелляционную жалобу, просил суд обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
УФАС по Воронежской области, ООО "ТехЭнергоМонтажПоставка" явку своих представителей не обеспечили, о месте и времени судебного заседания, извещены надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц в порядке ст. ст. 156, 266 АПК РФ.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
На территории Воронежской области деятельность по технологическому присоединению к электрическим сетям осуществляет филиал ПАО "Россети Центр" - "Воронежэнерго".
13.04.2021 г. заявитель посредством портала ТП РФ направил в сетевую организацию заявку на технологическое присоединение к электрическим сетям энергопринимающих устройств базовой станции, максимальной мощностью 10 кВт, расположенной по адресу: 1,2 км южнее дома N 50 по ул. Степная (далее - Базовая станция).
14.04.2021 ПАО "Россети Центр" направило ООО "ТехЭнергоМонтажПоставка" уведомление о предоставлении недостающей информации и документов.
30.04.2021 посредством портала ТП РФ в ПАО "Россети Центр" поступил ответ от ООО "ТехЭнергоМонтажПоставка" на указанное уведомление.
03.06.2021 в ПАО "Россети Центр" поступило от ООО "ТехЭнергоМонтажПоставка" заявление о выборе расчета платы за технологическое присоединение.
16.06.2021 ПАО "Россети Центр" направило посредством портала ТП РФ ООО "ТехЭнергоМонтажПоставка" оферту договора об осуществлении технологического присоединения Застройки к электрическим сетям, технические условия и счет на оплату.
29.06.2021 между ПАО "Россети Центр" и ООО "ТехЭнергоМонтажПоставка" был заключен договор об осуществлении технологического присоединения Базовой станции к электрическим сетям (далее - Договор).
Согласно п. 6 договора об осуществлении технологического присоединения следует, что срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 1 год со дня заключения настоящего договора.
Мероприятия по технологическому присоединению базовой станции к электрическим сетям должны быть исполнены в срок до 29.06.2022 (включительно).
04.05.2022 ООО "ТехЭнергоМонтажПоставка" направило ПАО "Россети Центр" уведомление о выполнении своей части мероприятий по технологическому присоединению Базовой станции.
02.06.2022 ООО "ТехЭнергоМонтажПоставка" повторно направило ПАО "Россети Центр" уведомление о выполнении своей части мероприятий по технологическому присоединению Базовой станции.
12.05.2023 ПАО "Россети Центр" выполнило свою часть мероприятий по технологическому присоединению Базовой станции к электрическим сетям.
20.11.2022 в Управление поступило обращение ООО "ТехЭнергоМонтажПоставка" по вопросу правомерности уклонения ПАО "Россети Центр" от выполнения мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям в установленный срок.
21.02.2023 уполномоченным должностным лицом УФАС по Воронежской области в отношении ПАО "Россети Центр", в присутствии защитника Общества, действующего на основании доверенности Зинковской А.В. составлен протокол об административном правонарушении N 036/04/9.21-216/2023 по ч.2 ст.9.21 КоАП РФ.
Как следует из протокола, обществу вменено нарушение п.16 Правил технологического присоединения N 861, выразившееся в нарушении срока (1 год) по проведению работ технологического присоединения к электрическим сетям.
16.05.2023 Воронежским УФАС России были рассмотрены материалы административного дела N 036/04/9.21-216/2023, ПАО "Россети Центр" привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 850 000 рублей.
Не согласившись с размером назначенного наказания, ПАО "Россети Центр" обратилось в суд с заявлением о признании постановления незаконным.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям, которая влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 100 000 до 500 000 рублей.
Частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, которая влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 600 000 до 1 000 000 рублей.
Объектом указанного правонарушения выступают общественные отношения в области энергетики.
Объективную сторону указанного правонарушения составляет нарушение правил установленного недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям субъекта естественной монополии.
Субъектом правонарушения являются, в том числе, юридические лица.
Субъективная сторона характеризуется виной.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии устанавливает, как указано выше, Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике, Закон N 35-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 26 названного Закона технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, и носит однократный характер.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным. Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Правила ТП N 861 определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, регламентируют процедуру технологического присоединения, устанавливают существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения.
В соответствии с пунктами 3 и 6 Правила ТП N 861 сетевая организация на основании заявки заявителя обязана заключить с ним договор на технологическое присоединение, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств заявителя мероприятия по технологическому присоединению.
В силу пункта 16 Правил ТП N 861 договор технического присоединения должен содержать, в том числе, существенное условие о сроке осуществления мероприятий по технологическому присоединению.
Подпунктом "б" пункта 16 Правил установлено, что срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению исчисляется со дня заключения договора и не может превышать 1 года - для заявителей для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет менее 670 кВт, а также для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет не менее 670 кВт, при технологическом присоединении к объектам электросетевого хозяйства организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью.
Как усматривается из материалов дела, с учетом даты заключения договора (29.06.2021), технологическое присоединение к электрическим сетям ООО "ТехЭнергоМонтажПоставка" должно было быть осуществлено в срок не позднее 1 года, то есть до 29.06.2022 (включительно).
Представленными в материалы дела доказательствами подтверждено, что ПАО "Россети Центр" выполнило свою часть мероприятий по технологическому присоединению Базовой станции к электрическим сетям только 12.05.2023.
Факты нарушений подтверждены: протоколом об административном правонарушении от 21.02.2023; договором об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям 29.06.2021; Информацией о поданной заявке на технологическое присоединение к электросетям.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ повторное совершение однородного административного правонарушения - совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения.
Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления (статья 4.6 КоАП РФ).
Наличие повторности как квалифицирующего признака вмененного правонарушения подтверждается тем фактом, что на дату совершения вмененного деянии, Общество было привлечено за аналогичные нарушения постановлениями о привлечении ПАО "РОССЕТИ ЦЕНТР" к административной ответственности от 20.07.2021 г. по делу N 036/04/9.21- 138/2021, от 22.07.2021 г. по делу N 036/04/9.21-181/2021, от 21.10.2021 г. по делу N 036/04/9.21-287/2021, от 21.10.2021 г. по делу N 036/04/9.21-288/2021, от 21.10.2021 г. по делу N 036/04/9.21-305/2021, от 21.10.2021 г. по делу N 036/04/9.21-314/2021, от 21.10.2021 г. по делу N 036/04/9.21-328/2021, от 08.11.2021 г. по делу N 036/04/9.21- 275/2021, от 18.11.2021 г. по делу N 036/04/9.21-340/2021, от 15.12.2021 г. по делу N 036/04/9.21-467/2021, от 22.12.2021 г. по делу N 036/04/9.21-528/2021, от 10.01.2022 г. по делу N 036/04/9.21-528/2021, от 20.02.2022 г. по делу N 036/04/9.21-129/2022, от 20.02.2022 г. по делу N 036/04/9.21-128/2022, от 25.02.2022 г. по делу N 036/04/9.21- 467/2021 об административном правонарушении.
Срок давности привлечения к ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.
Наличие объективной стороны правонарушения подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств.
Процессуальных нарушений, при производстве по делу об административном правонарушении судом не установлено.
Обстоятельств, исключающих вину Общества, не установлено.
С учетом изложенного, арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о доказанности события и состава правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Суд первой инстанции снизил размер административного штрафа, назначенного антимонопольным органом, до минимального из предусмотренного санкцией - 600 000 рублей.
Снижая штраф, суд первой инстанции не допустил нарушения норм права, решение принято в пределах усмотрения, предоставленного законом.
Оснований для дальнейшего снижения суд апелляционной инстанции не усматривает.
Довод Общества о применении части 4 статьи 2.1 КоАП РФ (юридическое лицо не подлежит административной ответственности за совершение административного правонарушения, за которое должностное лицо или иной работник данного юридического лица привлечены к административной ответственности либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, привлечен к административной ответственности) - несостоятелен, так как не доказано, что юридическим лицом были приняты все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, то есть не доказано принятие действенных мер и создания условий, в результате чего нарушения закона прекратились. Такого результата не достигнуто, необходимых организационных мер не принято.
Поэтому апелляционная коллегия соглашается с тем, что определение конкретных должностных лицо, ответственных за соблюдение правил и сроков технологического присоединения не является достаточным мерой со стороны юридического лица и не является безусловным основанием освобождения от ответственности юридического лица.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющего существенной угрозы охраняемым общественным правоотношениям.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 18 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Применение положений статьи 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью должностного лица или суда и осуществляется с учетом конкретных обстоятельств дела.
Кроме того, неоднократное совершение аналогичных правонарушений может расцениваться и как обстоятельство, свидетельствующее о пренебрежительном отношении субъекта ответственности к исполнению своих публичных обязанностей.
Доказательств тяжелого финансового положения, наличия иных исключительных обстоятельств, непосильности штрафных санкций, которые послужили бы основаниями для замены административного штрафа на предупреждение, также не представлено.
В связи с чем, в удовлетворении заявленных требований обоснованно отказано.
С учетом изложенного, арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о доказанности события и состава правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Тот факт, что Обществу не разъяснены в постановлении положения статьи 32.2 КоАП РФ не является основанием для его отмены или изменения, так как Общество реализовало все права, предоставленные ему как лицу, привлекаемому к административной ответственности, в том числе конституционное право знать, в чем обвиняется и гарантии защиты, которые ущемлены не были. Защита осуществлялась квалифицированными юристами. Вопрос о применении указанной нормы относится к стадии исполнения наказания.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях связывает исполнение постановления по делу об административном правонарушении с моментом вступления его в законную силу и добровольными действиями лица, привлеченного к административной ответственности, по оплате штрафа в установленный срок.
Кроме того, данный довод не может быть принят во внимание также с учетом пункта 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", поскольку не указание о возможном применении положений частей 1.3.-3 статьи 32.2. КоАП РФ не является существенным нарушением и не повлияло на возможность правильного и всестороннего рассмотрения дела.
По делу N А14-2042/2023 сделаны аналогичные выводы Арбитражным судом Центрального округа.
Доводы заявителя, приведенные в апелляционной жалобе, фактически направлены на переоценку установленных судом обстоятельств и имеющихся в деле доказательств.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Решение суда первой инстанции является верным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решений административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 29.08.2023 по делу А14-8679/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
П.В. Донцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-8679/2023
Истец: ПАО "Россети Центр" в лице филиала "Воронежэнерго"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области
Третье лицо: ООО "ТЕХЭНЕРГОМОНТАЖПОСТАВКА"