г. Пермь |
|
20 октября 2023 г. |
Дело N А50-1902/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 октября 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Крымджановой Д.И.,
судей Поляковой М.А., Скромовой Ю.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Хасаншиной Э.Г.,
при участии:
от истца общества с ограниченной ответственностью "УралПромЭкспорт": Сятчихин А.В., паспорт, диплом, доверенность от 27.07.2023; Глевич М.А., удостоверение адвоката, диплом, доверенность от 27.07.2023;
от ответчика Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края: Кучукбаева М.А., паспорт, диплом, доверенность от 27.01.2023;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции, дело по иску общества с ограниченной ответственностью "УралПромЭкспорт" (ОГРН 1085902008917, ИНН 5902848790)
к Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (ОГРН 1065902004354, ИНН 5902293298)
о внесении изменений в договор аренды лесного участка,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "УралПромЭкспорт" (далее - истец, ООО "УралПромЭкспорт") обратилось в Арбитражный суда Пермского края с исковым заявлением к Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (далее - ответчик, Министерство) о внесении изменений в п.п. 2, 4, 7 договора аренды лесного участка от 29.06.2011 N 611 (с учетом уточнения требований, принятого судом в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 23 мая 2023 года исковые требования удовлетворены частично, в договор аренды лесного участка от 29.06.2011 N 611 внесены следующие изменения:
Пункт 2 Договора изложить в следующей редакции:
"2. Лесной участок площадью 9 307,08 га, предоставляемый по настоящему договору, имеет следующие характеристики:
категория земель: земли лесного фонда;
вид разрешенного использования: заготовка древесины;
кадастровый номер: входит в состав земельного (лесного) участка с кадастровым номером 59:37:0000000:3, находящегося в собственности Российской Федерации, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) 16 декабря 2004 г. сделана запись регистрации N 59-1/05-70/2004-347;
номер учетной записи в государственном лесном реестре: нет;
местоположение: Пермский край, Муниципальное образование "Город Березники", Березниковское лесничество, Пригородное участковое лесничество, кварталы (выделы) N N 1 (1-20), 2 (1-16), 3 (1-25), 4 (1, 4-19), 5 (1, 2, 7-37), 6 (1, 2, 7-39), 7 (1-22), 12 (1-8, 12-30), 13 (1-3, 8-15), 14 (1, 2, 4, 7-12), 16 (1-6), 17 (1-12), 18 (1-3, 7-18), 19 (1-32), 20 (1-13), 21 (1-9), 22 (1-23), 23 (1-16), 24 (1-22), 25 (1-20), 29 (1-7), 30 (1-14), 31 (1-3, 7-13), 32 (1-14), 33 (1-18), 34 (1-12), 35 (1-16), 36 (1-14), 37 (1-12), 38 (1-11), 42 (1-16), 43 (1-28), 44 (1-19), 45 (1-4, 8-28), 46 (1-20), 47 (1-8), 48 (1-13), 49 (1-17), 50 (1-18), 51 (1-19), 52 (1-18), 53 (1-17), 56 (1-14), 57 (1-26), 58 (1-24), 59 (1-5,9-16), 60 (1-12), 61 (1-23), 62 (1-10), 63 (1-14), 64 (1-13), 65 (1-15), 66 (1-22), 69 (1-6), 70 (1-16), 71 (1-31), 72 (1-24), 73 (1-8), 74 (1-31), 75 (1-26), 76 (1-21), 77 (1-17), 78 (1-24), 79 (1-17), 80 (1-11), 81 (1-12), 82 (1-12), 83 (1-23), 84 (1-38), 85 (1-10), 86 (1-28), 87 (1-16), 88 (1-17), 89 (1-29), 92 (1-13), 93 (1-15), 94 (1-26), 96 (1-28), 97 (1-22), 98 (1-26), 99 (1-24), 100 (1-18), 101 (1-21), 104 (1-17), 106 (1-27), 107 (1-25)";
категория защитности: эксплуатационные леса, защитные леса (леса, расположенные в водоохранных зонах, леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов, леса, расположенные в зеленых зонах, леса, расположенные в лесопарковых зонах, леса, расположенные в защитных полосах лесов, ценные леса: запретные полосы лесов, расположенные вдоль водных объектов.".
Пункт 4 договора изложен в следующей редакции:
"4. Арендатору передается лесной участок для заготовки древесины с годовым объемом использования лесов всего 31,41 тыс. куб. м., из них по хвойному хозяйству 18,76 тыс. куб. м., по мягколиственному хозяйству 12,65 тыс. куб. м., в том числе:
- по сплошным рубкам в спелых и перестойных насаждениях всего 23,4 тыс. куб. м., в том числе по хвойному хозяйству 16,8 тыс. куб. м., по мягколиственному хозяйству 6,6 тыс. куб. м.;
- по добровольно - выборочным рубкам в спелых и перестойных насаждениях всего 3,94 тыс. куб. м., из них по хвойному хозяйству 0,54 тыс. куб. м., по мягколиственному хозяйству 3,4 тыс. куб. м.;
- при уходе за лесами всего 2,25 тыс.куб.м, из них по хвойному хозяйству 0,16 тыс.куб.м, по мягколиственному хозяйству 2,09 тыс.куб.м.;
- при создании объектов лесной инфраструктуры всего 1,82 тыс.куб.м, из них по хвойному хозяйству 1,26 тыс.куб.м, по мягколиственному хозяйству 0,56 тыс.куб.м.".
Пункт 7 договора изложен в следующей редакции:
"7. Годовой размер арендной платы по настоящему договору составляет 58971758 руб., в том числе в части минимального размера платы - 4091524 руб., в части превышающей минимальный размер платы - 54 880 234 руб. Арендная плата определяется в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации на основе минимального размера арендной платы.".
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обжаловал его в апелляционном порядке, в жалобе просит решение суда отменить.
В обоснование апелляционной жалобы ее заявитель приводит доводы о том, что Министерством была представлена копия примерного расчета размера арендной платы ГКУ "Березниковское лесничество", в соответствии с которым минимальный размер арендной платы составил 849 100 руб., следовательно, коэффициент превышения уже был заложен в стартовой цене аукциона и составил 2,2 (1 868 020/849 100), при этом итоговая цена по результатам проведения аукциона составила 13 262 942 руб., что подтверждается Протоколом N 4 от 15.06.2011 о результатах аукциона, и, соответственно, также содержит в себе коэффициент превышения равный 2,2, в связи с чем коэффициент повышения, сформировавшийся по результатам торгов, составляет 7,1 (13 262 942/1 868 020).
Истец считает ошибочным и неправомерным производить расчет повышающего коэффициента путем деления итоговой суммы по результатам аукциона, содержащей в себе повышающий коэффициент на минимальную ставку арендной платы, не заявленной на аукционе и не объявленной участникам аукциона в качестве стартовой цены. По мнению истца, позиция суда о том, что при расчете арендной платы следует использовать коэффициент, сформировавшимся по результатам аукциона, к сплошным рубкам, которые четко разграничены от выборочных рубок, является ошибочной.
К апелляционной жалобе заявителем приложены документы: копия искового заявления ООО "УралПромЭкспорт"; копия расчета на внесение в бюджет платы за использование лесов на 2023 г. по договору аренды лесного участка с ООО "УралПромЭкспорт" от 29.06.2011 N 611; копия договора аренды лесного участка от 29.06.2011 N 611; копия проектной документации лесного участка; копия Дополнительного соглашения N 1 к договору аренды лесного участка от 29.06.2011 года N 611 от 18 апреля 2012 г.; копия Дополнительного соглашения N 2 к договору аренды лесного участка от 29.06.2011 года N 611 от 23 ноября 2016 г.; Копия Дополнительного соглашения N 3 к договору аренды лесного участка от 29.06.2011 года N 611 от 25 года 2018 г; копия Дополнительного соглашения N 4 к договору аренды лесного участка от 29.06.2011 года N 611 от 04 марта 2019 г.; копия Дополнительного соглашения N 5 к договору аренды лесного участка от 29.06.2011 года N 611 от 22 октября 2019 г.; копия Дополнительного соглашения N 6 к договору аренды лесного участка от 29.06.2011 года N 611 от 22 июня 2021 г.; копия расчета (уведомления) на внесение в бюджет платы за использование лесов на 2018 г.; на внесение в бюджет платы на 2019; на внесение в бюджет платы на 2020 г.; копия расчета (уведомления) на внесение в бюджет платы за использование лесов на 2021 г.; копия расчета (уведомления) на внесение в бюджет платы за использование лесов на 2022 г.; копия расчета (уведомления) на внесение в бюджет платы за использование лесов на 2023 г.. копия протокола N 4 от 15 июня 2011 г.; копия страницы газеты "Звезда" от 14.04.2011 г.; копия примерного расчета арендной платы ГКУ "Березниковское лесничество".
Определением от 27.06.2023 апелляционная жалоба истца, общества с ограниченной ответственностью "УралПромЭкспорт" принята к производству, дело назначено к судебному разбирательству на 03.08.2023.
Министерством направлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором изложены возражения по ее доводам, представлен расчет арендной платы; считает, что размер арендной платы по договору должен быть исчислен с учетом окончательного размера арендной платы, установленного на торгах, пропорционально вновь утвержденному объему изъятия лесов, просит решение оставить без изменения, в удовлетворении жалобы - отказать.
Определением апелляционной инстанции от 03.08.2023 судебное заседание отложено на 21.09.2023.
18.09.2023 от ООО "УралПромЭкспорт" в апелляционный суд поступили "дополнительные суждения к апелляционной жалобе", в которых приведена редакция пункта 7 договора, рассчитанная с применением коэффициента превышения, определенного по результатам торгов по формуле, содержащейся в постановлении Правительства РФ N 53 от 01.02.2016; 19.09.2023 - ходатайство о приобщении судебной практики по отмене судебных актов в связи с несоответствием резолютивной части судебного акта объявленной в судебном заседании.
20.09.2023 от Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края поступили дополнения к отзыву на апелляционную жалобу.
Определением от 21.09.2023, вынесенным в составе председательствующего судьи Крымджановой Д.И., судей Гуляевой Е.И., Скромовой Ю.В., апелляционный суд перешел к рассмотрению настоящего дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции в связи с несоответствием резолютивной части решения, изготовленного на бумажном носителе, резолютивной части, оглашенной в день окончания судебного разбирательства; судебное заседание назначено на 18.10.2023.
Определением суда от 17.10.2023 на основании статьи 18 АПК РФ произведена замена судьи Гуляевой Е.И. на судью Полякову М.А. Рассмотрение дела начала с самого начала.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции, состоявшемся 18.10.2023, представители истца доводы и требования жалобы с учетом дополнительных суждений к ней поддержали, представитель ответчика против ее удовлетворения возразил.
Дополнительные документы, а также "дополнительные суждения" от 18.09.2023, содержащие расчет и редакцию спорного пункта 7 договора в предлагаемой истцом редакции (годовой размер арендной платы составил 29 049 820,4 руб., тогда как первоначально истцом предложена редакция, содержащая сумму 5 317 594 руб.) приобщены к материалам дела на основании ст. 268 АПК РФ с учетом рассмотрения дела по правилам суда первой инстанции.
Исследовав материалы дела, рассмотрев заявленные требования, доводы и пояснения сторон, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 29.06.2011 между Агентством по природопользованию Пермского края (Арендодатель) и ООО "УралПромЭкспорт" (Арендатор) заключен договор аренды лесного участка N 611 (л.д.16-23), по условиям которого Арендодатель предоставил, а Арендатор принял во временное пользование лесной участок площадью 9197,5342 га, местоположение которого указано в п. 2 договора, с предварительно определенным годовым объемом использования лесов: всего 20,6 тыс. куб.м, в том числе по хвойному хозяйству 13,6 тыс. куб.м. Точный среднегодовой объём использования лесов для заготовки древесины определяется Проектом освоения лесов (пункт 4.1 договора).
Срок действия настоящего договора установлен с 29.06.2011 по 28 июня 2060 года включительно (п. 21 договора).
Договор прошел государственную регистрацию в установленном законом порядке 02.09.2011 (запись регистрации N 59-59-02/028/2011-476).
Согласно п. 7 договора размер арендной платы за пользование лесным участком составлял 13 262 942 рублей в год.
На основании п. 9 договора размер ежегодной арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу площади лесного участка, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации, без согласования с Арендатором и без внесения соответствующих изменений и дополнений в настоящий договор.
В период действия договора в него были внесены изменения путем подписания дополнительных соглашений от 18.04.2012 N 1, от 23.11.2016 N 2, от 25.07.2018 N 3, от 04.03.2019 N 4, от 22.10.2019 N 5, от 22.06.2021 N 6.
На основании Указа губернатора Пермского края N 53 от 05.07.2011 "О внесении изменений в указ губернатора Пермского края N121 от 29.12.2007 "Об утверждении структуры исполнительных органов государственной власти Пермского края и состава Правительства Пермского края" Агентство по природопользованию Пермского края было переименовано в Министерство лесного хозяйства Пермского края.
В соответствии с Постановлением Правительства Пермского края N 756-п от 03.09.2012 "О Министерстве природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края", Министерство лесного хозяйства Пермского края реорганизовано в форме присоединения к Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края.
С 10.09.2012 арендодателем по договору аренды лесного участка от 29.06.2011 N 611 является Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края.
В результате проведенного лесоустройства, на основании Приказа Министерства от 25.10.2022 N 30-01-02-1293 "Об утверждении лесохозяйственного регламента Березниковского лесничества Пермского края" (в редакции приказа от 18.01.2023 N 30-01-02-18) были изменены количественные и качественные характеристики лесного участка.
Приказом Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 17.01.2023 N 30-01-02-17 (в редакции приказа Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 14.02.2023 N 30-01-02-151 "О внесении изменений в пункт 1 приказа Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 17.01.2023 N 30-01-02-17") утверждена проектная документация лесного участка из состава земель лесного фонда, переданного в пользование ООО "УралПромЭкспорт" для заготовки древесины по договору.
Ссылаясь на то, что в период действия договора в соответствии с материалами лесоустройства и подготовленной проектной документации лесного участка существенно изменились количественные и качественные характеристики переданного истцу лесного участка, что повлияло на размер арендной платы, истец обратился в арбитражный суд с иском о внесении изменений в п.п. 2, 4, 7 договора аренды лесного участка.
В результате рассмотрения дела по правилам суда первой инстанции апелляционный суд пришел к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению, спорные пункты договора - изложению в редакции истца - с учетом следующего.
В силу положений п.п. 1, 4 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).
Статьей 447 ГК РФ предусмотрено, что договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.
Согласно п. 2 ст. 71 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду.
Предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации (ч. 2 ст. 71 ЛК РФ).
К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом РФ (ч. 4 ст. 71 ЛК РФ).
Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов на право заключения такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона или открытого конкурса, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи, частью 1 статьи 74 настоящего Кодекса (ст. 73.1 ЛК РФ).
В силу положений ч. 1 ст. 74.1 ЛК РФ изменение и расторжение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Кодексом.
В соответствии с п. 1 ст. 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Согласно пункту 1 статьи 451 ГК РФ существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
В силу пункта 2 статьи 451 ГК РФ, если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным пунктом 4 этой статьи, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий:
1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет;
2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота;
3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;
4) из обычаев или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.
Изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается по решению суда в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях (пункт 4 статьи 451 ГК РФ).
Спор между сторонами возник относительно реакции пункта 7 договора, по пунктам 2, 4 договора разногласий относительно редакции истца ответчиком не заявлено.
Апелляционный суд пришел к выводу о необходимости внесения изменений, в том числе в п. 7 договора, в редакции истца с учетом следующего.
ООО "УралПромЭкспорт" и Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края в своих расчетах платы за аренду лесного участка указывают одни и те же объемы заготовки древесины, виды рубок и плату в части минимального размера арендной платы за использование лесов в доход федерального бюджета (со стороны истца - т. 1, л.д. 91-94; со стороны ответчика - т. 1, л.д. 83, представлен в электронном виде).
Расхождения в расчетах арендной платы имеются лишь в части определения коэффициента, сформировавшегося по результатам проведения аукциона, т.н. "коэффициента превышения" (Кп).
С учетом положений ч. 3 ст. 74.1 ЛК РФ допускается возможность изменения в судебном порядке условий договора аренды лесного участка, заключенного по результатам торгов, в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
В настоящем деле по результатам проведенного лесоустройства в 2022 г. изменились количественные и качественные характеристики лесного участка, определены допустимые объемы заготовки, виды рубок и категории лесов, ранее не являвшиеся предметом аукциона (сплошные рубки и эксплуатационные леса).
На основании ч. 5 ст. 73 ЛК РФ размер арендной платы по договору аренды лесного участка, заключаемому в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 74 настоящего Кодекса, определяется в соответствии с методикой, установленной Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ N 53 от 01.02.2016 "Об утверждении методики определения размера арендной платы по договору аренды лесного участка, заключаемому в соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 74 ЛК РФ" (далее - "Методика") нормативно установлена формула определения "коэффициента превышения" (Кп), показывающего, насколько размер арендной платы, сформировавшийся по результатам аукциона, превышает начальную цену предмета аукциона (начальный размер арендной платы). Формула выглядит следующим образом:
А аукцион
Кп = -------------------------
А начальная
Апелляционный суд признает правильной позицию истца о возможности применения в рассматриваемой ситуации данной формулы определения коэффициента превышения, поскольку она позволяет объективно определить аукционный коэффициент и содержательно применяется к настоящим отношениям в связи с фактическим заключением по прошествии 10 лет "условно" нового договора аренды лесного участка без проведения аукциона, но с учетом результатов ранее проведенных торгов (п. 1 Методики).
Принципиально о невозможности изменения размера арендной платы Министерство не заявляет.
Материалами дела подтверждается, что начальная цена аукциона (А начальная) определена а размере 1 868 020 руб. (извещение о проведении торгов в газете "Звезда", п. 2 Протокола N 4 от 15.06.2011 о результатах аукциона - т. 1 л.д. 96).
Размер арендной платы, сформировавшийся по результатам аукциона (А аукцион) составляет 13 262 942 руб. (п. 7 Договора N 611 от 29.06.2011 - т. 1, л.д. 17; п. 2 Протокола N 4 от 15.06.2011 о результатах аукциона - т. 1, л.д. 96).
Соответственно аукционный коэффициент, он же "коэффициент превышения" (Кп) должен рассчитываться следующим образом:
13 262 942 руб.
Кп = ------------------------ = 7,1
1 868 020 руб.
Позиция ответчика, учитывающего в формуле определения коэффициента превышения (аукционного коэффициента) не начальную цену аукциона (А начальная), а минимальный размер арендной платы по договору аренды, определяемый в соответствии с ч.ч. 2, 3 ст. 73 ЛК РФ (А мин), противоречит указанному подходу и не несет нормативного обоснования, поскольку не соответствует вышеприведенной формуле.
Таким образом, примененный ответчиком в расчете "коэффициент повышения, сформировавшийся по результатам торгов", который фактически рассчитан ответчиком как коэффициент превышения, дополнительно умноженный на 2,2, не является нормативно установленным (в действующем законодательстве и договоре не закреплен).
Как обоснованно указывает истец, действующее законодательство не предусматривает возможность применения коэффициента, корректирующего арендную плату, после проведения торгов. В настоящем деле изменение договора в судебном порядке обосновывалось применением ч. 3 ст. 74.1 ЛК РФ, а не путем проведения новых торгов.
Договор аренды лесного участка был заключен по результатам торгов, где была определена начальная (стартовая) цена предмета аукциона и итоговый размер арендных платежей. При этом начальная (стартовая) цена предмета аукциона определялась следующим образом.
В соответствии с Приказом Агентства по природопользованию Пермского края N СЭД-48-01-02-412 от 29.07.2009) начальная (стартовая) цена предмета аукциона определяется путем применения к минимальному размеру арендной платы для заготовки древесины двух повышающих коэффициентов, а именно:
1. коэффициент, учитывающий природный состав (наличие хвои от 30-70%) - "2";
2. коэффициент, учитывающий территориальное расположение лесничества (Березниковское) - "1,1".
При этом в силу п. 4 ч. 4 ст. 79 ЛК РФ (в редакции, действовавшей на момент проведения аукциона от 29.12.2010) начальный размер арендной платы определялся в соответствии со ст. 73 ЛК РФ, но не мог быть ниже минимального размера арендной платы.
Таким образом, начальная (стартовая) цена предмета аукциона (А начальная) составила:
849 100 руб. (минимальный размер арендной платы) х 2 х 1,1 = 1 868 202 руб.
Следует отметить, что минимальный размер арендной платы (А мин) как ее составляющая уплачивается в федеральный бюджет, а превышающая минимальный размер арендной платы ее часть - поступает в бюджет региона.
Следовательно, при определении начальной (стартовой) цены предмета аукциона изначально были применены коэффициенты, учитывающие публичные интересы как Российской Федерации, так и ее субъекта (Пермского края).
Законодательством нормативно предусмотрен механизм индексации размера арендной платы. Данный механизм определяется исключительно Правительством РФ, а не ответчиком.
Так, ставки за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждены Постановлением Правительства РФ N 310 от 22.05.2007. Также Постановлением Правительства РФ N 2405 от 23.12.2022 "О применении в 2023-2026 годах коэффициентов к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" установлены коэффициенты индексации к 2023 году.
В то же время по смыслу п. 4 ст. 447 ГК РФ размер арендной платы по договору аренды государственного или муниципального имущества не является регулируемым, если размер арендной платы определяется по результатам проведения торгов (п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ N 73 от 17.11.2011 "Об отдельных вопросах практики применения правил ГК РФ о договоре аренды").
Поскольку спорный договор аренды лесного участка заключен на торгах, по результатам которых был определен итоговый размер арендных платежей, то в таком случае регулируемая арендная плата не может применяться к правоотношениям сторон.
Вместе с тем, механизм перерасчета арендной платы по заключенному на торгах договору аренды лесного участка в случае увеличения объемов заготовки при существенном изменении количественных и качественных характеристик такого участка нормативно не установлен. Учитывая, что договор аренды лесного участка заключен по результатам торгов, где был определен начальный и итоговый размер арендных платежей, то перерасчет арендной платы по нему должен быть произведен на основании тех же принципов и примененных при проведении торгов коэффициентов.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции признает расчет истца, основанный на применении формулы расчета коэффициента превышения, определенного по результатам торгов, содержащейся в постановлении Правительства РФ N 53 от 01.02.2016, а именно:
Кп = А аукцион/А начальная,
соответственно, при подстановке величин:
Кп = 13 262 942 руб./ 1 868 202 руб. = 7,1, правильным.
С учетом изложенного размер арендной платы при применении указанного коэффициента составляет (А=Амин. *Кп): 4 091 524*7,1=29 049 820,4 руб. в год.
Таким образом, спорный пункт 7 договора, по которым у сторон возникли разногласия, подлежит изложению в редакции истца, которая изложена в дополнительных суждениях, представленных в суд апелляционной инстанции 18.09.2023.
Суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что применение указанного размера платы не приводит к нарушению публичных интересов, поскольку при увеличении объема рубки с 20,6 тыс. куб. м до 31,41 тыс. куб. м, т.е. примерно в 1,5 раза, размер арендной платы увеличился в 2,2 раза с 13 262 942 рублей до 29 049 820,4 руб. в год.
Вопреки доводам Министерства, изложенным в отзыве на жалобу с дополнением, законных оснований к применению при определении Кп не начальной цены, а минимальной, из-за разницы в которых, по существу, возникли разногласия, не имеется.
Обстоятельства, повлекшие переход к рассмотрению дела судом апелляционной инстанции по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции (часть 6.1 статьи 268, пункты 2, 4 части 4 статьи 270 АПК РФ), являются основанием для отмены судебного акта суда первой инстанции.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 23.05.2023 по делу N А50-1902/2023 подлежит отмене, иск ООО "УралПромЭкспорт" - удовлетворению в полном объеме.
В силу статьи 110 АПК РФ по результатам рассмотрения дела судебные расходы истца по уплате государственной пошлины по иску и апелляционной жалобе относятся на ответчика.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 258, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 23 мая 2023 года по делу N А50-1902/2023 отменить.
Исковые требования общества с ограниченной ответственностью "УралПромЭкспорт" удовлетворить.
Внести в договор аренды лесного участка от 29.06.2011 N 611 следующие изменения:
Пункт 2 договора изложить в следующей редакции:
"2. Лесной участок площадью 9307,08 га, предоставляемый по настоящему договору, имеет следующие характеристики:
местоположение: Пермский край, Муниципальное образование "Город Березники", Березниковское лесничество, Пригородное, участковое лесничество, кварталы (выделы) 1(1-20), 2(1-46), 3(1-25), 4(1, 4-19), 5(1, 2, 7-37), 6(1, 2,7- 39), 7(1-22), 12(1-8, 12-30), 13(1-3, 8-15), 14(1, 2, 4, 7-12), 16(1-6), 17(1-12), 18(1-3; 7-18); 19(1-32), 20(1-13), 21(1-9), 22(1- 23), 23(1-16), 24(1-22), 25(1-20), 29(1-7), 30(1-14), 31(1-3, 7-13), 32(1-14); 33(1-18), 34(1-12), 35(1-16), 36(1-14), 37(1-12), 38(1-11), 42(1-16), 43(1-28), 44(1-19), 45(1-4, 8-28), 46(1-20), 47(1-8), 48(1-13), 49(1-17), 50(1-18), 51(1-19), 52(1-18), 53(1- 17), 56(1-14), 57(1-26), 58(1-24), 59(1-5, 9-16), 60(1-12), 61(1-23), 62(1-10), 63(1-14), 64(1-13), 65(1-15), 66(1-22), 69(1-6), 70(1-16), 71(1-31), 72(1-24), 73(1-8), 74(1-31), 75(1-26), 76(1-21), 77(1-17), 78(1-24), 79(1-17), 80(1-11), 81(1-12), 82(1-12), 83(1-23), 84(1-38), 85(1-10), 86(1-28), 87(1-16), 88(1-17), 89(1-29), 92(1-13), 93(1-15), 94(1-26), 96(1-28), 97(1-22), 98(1-26), 99(1-24), 100(1-18),101(1-21), 104(1-17), 106(1-27), 107(1-25); кадастровый номер: нет, категория защитности: эксплуатационные леса, Защитные леса (Леса, расположенные в водоохранных зонах; Леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов: леса, расположенные в зеленых зонах, леса, расположенные в лесопарковых зонах, леса, расположенные в защитных полосах лесов; Ценные леса: запретные полосы лесов, расположенные вдоль водных объектов); вид разрешенного использования: заготовка древесины".
Пункт 4 договора изложить в следующей редакции:
"4. Арендатору передается лесной участок для заготовки древесины с годовым объемом использования лесов всего 31,41 тыс. куб.м, из них по хвойному хозяйству - 18,76 тыс. куб.м, по мягколиственному хозяйству - 12,65 тыс. куб.м, в том числе:
- сплошные рубки - 23,4 тыс. куб.м, из них по хвойному хозяйству - 16,8 тыс. куб.м, по мягколиственному хозяйству - 6,6 тыс. куб. м;
- добровольно-выборочные рубки - 3,94 тыс. куб.м, из них по хвойному хозяйству - 0,54 тыс. куб.м, по мягколиственному хозяйству - 3,4 тыс. куб.м;
- при уходе за лесами - 2,25 тыс.куб.м, из них по хвойному хозяйству -0,16 тыс.куб.м, по мягколиственному хозяйству - 2,09 тыс.куб.м;
- при создании объектов лесной инфраструктуры - 1,82 тыс.куб.м, из них по хвойному хозяйству - 1,26 тыс.куб.м, по мягколиственному хозяйству - 0,56 тыс.куб.м".
Пункт 7 договора изложить в следующей редакции:
"7. Годовой размер арендной платы по настоящему договору составляет 29049820,4 руб., в том числе в части минимального размера платы - 4 091 524 руб., в части превышающей минимальный размер платы - 24 958 296,4 руб. Арендная плата определяется в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации на основе минимального размера арендной платы.".
Взыскать с Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края в пользу общества с ограниченной ответственностью "УралПромЭкспорт" (ОГРН 1085902008917, ИНН 5902848790) расходы по оплате государственной пошлины по иску в размере 6 000 руб. и по апелляционной жалобе в размере 3 000 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Д. И. Крымджанова |
Судьи |
М. А. Полякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-1902/2023
Истец: ООО "УРАЛПРОМЭКСПОРТ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ, ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА И ЭКОЛОГИИ ПЕРМСКОГО КРАЯ
Хронология рассмотрения дела:
15.02.2024 Определение Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-9517/2023
14.02.2024 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-9517/2023
20.10.2023 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-7362/2023
23.05.2023 Решение Арбитражного суда Пермского края N А50-1902/2023