20 октября 2023 г. |
Дело N А72-9967/2022 |
г. Самара |
N 11АП-15808/2023 |
Резолютивная часть постановления оглашена 17 октября 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 октября 2023 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ястремского Л.Л.,
судей Коршиковой Е.В., Митиной Е.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кистановой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма Лаишевская" на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 14 августа 2023 года по делу N А72-9967/2022 (судья Шушмаркин Д.В.)
по иску Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области
к обществу с ограниченной ответственностью "Агрофирма Лаишевская",
третьи лица - Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области, Министерство экономического развития и промышленности Ульяновской области, Правительство Ульяновской области, Прокуратура Ульяновской области,
о расторжении договоров аренды N 01/19-304 от 16.12.2016, N 01/19-303 от 16.12.2016, N 01/19-236 от 19.02.2016, N 01/19-237 от 19.02.2016, N 01/19-238 от 19.02.2016, N 01/19-239 от 19.02.2016, об обязании возвратить земельные участки по актам приёма-передачи,
при участии представителей:
от истца - не явились, извещены надлежащим образом,
от ответчика - представитель Бондина И.В. по доверенности от 22.04.22023,
от третьего лица - Прокуратура Ульяновской области - прокурор Ведякина К.В., представлено удостоверение,
от иных третьих лиц - не явились, извещены надлежащим образом.
УСТАНОВИЛ:
Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью "Агрофирма Лаишевская" о расторжении договора аренды от 16.12.2016 N 01/19-304 земельных участков с кадастровыми номерами 73:19:070601:617, 73:19:070601:610, 73:19:070601:605, 73:19:070601:604, 73:19:070601:598, 73:19:070601:597, 73:19:070601:596, 73:19:070601:595, 73:19:070601:592, 73:19:070601:602, 73:19:070601:591, 73:19:070601:127, 73:19:070601:618, 73:19:070601:593, 73:19:070601:609, 73:19:070601:594, 73:19:070601:600, 73:19:070601:601; договора аренды от 16.12.2016 N 01/19-303 земельных участков с кадастровыми номерами 73:19:070601:175, 73:19:070601:757, 73:19:070601:783, 73:19:070601:771, 73:19:070601:780, 73:19:070601:765, 73:19:070601:777, 73:19:070601:1168, 73:19:070601:769, 73:19:070601:759, 73:19:070601:772, 73:19:070601:764, 73:19:070601:761, 73:19:070601:776, 73:19:070601:784, 73:19:070601:770, 73:19:070601:758, 73:19:070601:782, 73:19:070601:767, 73:19:070601:781, 73:19:070601:762, 73:19:070601:768, 73:19:070601:775, 73:19:070601:774, 73:19:070601:753, 73:19:070601:779, 73:19:070601:773, 73:19:070601:1447; договора аренды от 19.02.2016 N 01/19-236 земельного участка с кадастровым номером 73:19:074201:2257; договора аренды от 19.02.2016 N 01/19-237 земельного участка с кадастровым номером 73:19:074201:2260; договора аренды от 19.02.2016 N 01/19-238 земельного участка с кадастровым номером 73:19:074201:2261; договора аренды от 19.02.2016 N 01/19-239 земельного участка с кадастровым номером 73:19:074201:2264; об обязании ООО "Агрофирма Лаишевская" возвратить земельные участки с кадастровыми номерами 73:19:070601:617, 73:19:070601:610, 73:19:070601:604,73:19:070601:595,73:19:070601:127,73:19:070601:594, 73:19:070601:757,73:19:070601:765,73:19:070601:759,73:19:070601:776, 73:19:070601:782,73:19:070601:767,73:19:070601:781,73:19:070601:598, 73:19:070601:592,73:19:070601:618,73:19:070601:600,73:19:070601:783, 73:19:070601:777,73:19:070601:772,73:19:070601:762,73:19:070601:775, 73:19:070601:753,73:19:070601:773,73:19:070601:597,73:19:070601:602, 73:19:070601:593,73:19:070601:601,73:19:070601:771,73:19:070601:1168, 73:19:070601:764,73:19:070601:768,73:19:070601:774,73:19:070601:779, 73:19:070601:1447,73:19:070601:605,73:19:070601:596,73:19:070601:591, 73:19:070601:609,73:19:070601:175,73:19:070601:780,73:19:070601:769, 73:19:070601:761, 73:19:070601:784, 73:19:070601:770, 73:19:070601:758, 73:19:074201:2257, 73:19:074201:2260, 73:19:074201:2261, 73:19:074201:2264 по актам приема-передачи.
Протокольным определением от 07.11.2022 удовлетворено ходатайство Прокуратуры Ульяновской области о вступлении в дело, уточнены исковые требования в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: 73:19:070601:599, 73:19:070601:603, 73:19:070601:608.
Арбитражный суд Ульяновской области решением от 14 августа 2023 года исковые требования удовлетворил в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой прocил отменить обжалуемое решение, принять новый судебный акт об отказе в иске. В обоснование своей жалобы заявил об отсутствии в решении мотивов, по которым суд пришел к выводу о наличии оснований для расторжения договоров.
Прокурор Ульяновской области представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором прocил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы жалобы.
Прокурор против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, полагая обжалуемое решение законным и обоснованным.
Истец в судебное заседание явку представителя не обеспечил, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
Иные третьи лица явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный пришел к вывoду об отсутствии оснований для отмены или изменения судебного акта, принятого арбитражным судом первой инстанции.
Как следует из материалов дела, Распоряжением Правительства Ульяновской области от 10.08.2015 N 439-пр "Об особо значимом инвестиционном проекте Ульяновской области" инвестиционному проекту "Создание современного сельскохозяйственного производства для развития растениеводства Ульяновской области" ООО "Агрофирма Лаишевская" присвоен статус особо значимого инвестиционного проекта Ульяновской области.
Согласно пункту 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 названной статьи.
Подпунктом 3 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации к таким случаям, в частности, отнесено предоставление земельного участка юридическим лицам в соответствии с распоряжением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов при условии соответствия указанных объектов, инвестиционных проектов критериям, установленным законами субъектов Российской Федерации.
На основании подпункта 3 пункта 2 статьи 39.6 Земельного Кодекса РФ, пунктом 2 статьи 13.2 Закона Ульяновской области от 17.11.2003 N 059-ЗО "О регулировании земельных отношений в Ульяновской области", законом Ульяновской области от 15.03.2005 N 019-ЗО "О развитии инвестиционной деятельности на территории Ульяновской области", распоряжением Правительства Ульяновской области от 10.08.2015 N 439-пр "Об особо значимом инвестиционном проекте Ульяновской области" распоряжением губернатора Ульяновской области от 06.11.2015 N 554-р "О предоставлении земельного участка" установлено, что предоставление земельного участка в аренду на территории муниципального образования "город Ульяновск" осуществляется ООО "Агрофирма Лаишевская" без проведения торгов для реализации особого значимого инвестиционного проекта "Создание современного сельскохозяйственного производства для развития растениеводства Ульяновской области".
Между Министерством имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области и Обществом с ограниченной ответственностью "Агрофирма Лаишевская" были заключены договоры аренды земельных участков N 01/19-304 от 16.12.2016, N 01/19-303 от 16.12.2016, N 01/19-236 от 19.02.2016, N 01/19-237 от 19.02.2016, N 01/19-238 от 19.02.2016, N 01/19-239 от 19.02.2016.
Земельные участки в соответствии с договорами аренды предоставлены для реализации особо значимого инвестиционного проекта "Создание современного сельскохозяйственного производства для развития растениеводства Ульяновской области", реализуемого ООО "Агрофирма Лаишевская" статуса особо значимого инвестиционного проекта Ульяновской области.
Согласно п.2.1 договоров аренды договоры заключены сроком на 10 лет: с 01.12.2016 по 30.11.2026.
Распоряжением Правительства Ульяновской области от 30.05.2022 N 245-пр "О лишении инвестиционного проекта статуса особо значимого инвестиционного проекта Ульяновской области" инвестиционный проект ООО "Агрофирма Лаишевская" лишен статуса особо значимого инвестиционного проекта Ульяновской области.
Судом первой инстанции установлено, что 07.06.2022 Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области направило в адрес Общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма Лаишевская" соглашение о расторжении договоров аренды земельных участков N 01/19-304 от 16.12.2016, N 01/19-303 от 16.12.2016, N 01/19-236 от 19.02.2016, N 01/19-237 от 19.02.2016, N 01/19-238 от 19.02.2016, N 01/19-239 от 19.02.2016 и акты приёма- передачи арендуемых земельных участков.
Письмо Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области оставлено без удовлетворения, что послужило основанием для обращения с данным исковым заявлением.
Возражая против удовлетворения заявленных требований, ответчик указал, что лишение инвестиционного проекта статуса особо значимого само по себе не может повлечь прекращение арендных отношений при отсутствии со стороны арендатора нарушений условий договора.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал, что спорные договоры аренды были заключены сторонами в рамках распоряжения Правительства Ульяновской области от 10.08.2015 N 439-пр "Об особо значимом инвестиционном проекте Ульяновской области" в целях реализации особо значимого инвестиционного проекта "Создание современного сельскохозяйственного производства для развития растениеводства Ульяновской области, реализуемого ООО "Агрофирма Лаишевская".
Существенно изменившимися обстоятельствами, послужившими основанием для предъявления требования о досрочном расторжении договоров аренды является исключение ООО "Агрофирма Лаишевская" из инвестиционного проекта "Создание современного сельскохозяйственного производства для развития растениеводства Ульяновской области".
Кроме того, суд первой инстанции указал, что ответчик не представил в дело доказательства, опровергающие доводы истца и представленные истцом доказательства. В апелляционной жалобе заявитель указал, что в решении суда отсутствует анализ действий арендатора при использовании земельных участков (использовались они, не использовались, или использовались ненадлежащим образом), нет анализа наличия или отсутствия возможности достигнуть цели ОЗИП, нет обоснований, почему достижение целей ОЗИП или недостижение целей ОЗИП и каких именно целей, препятствует дальнейшему использованию участка с целевым назначением - для сельскохозяйственного производства.
Заявитель также указал на отсутствие в решении вывода о наличии существенного ущерба.
Доводы заявителя сводятся к тому, что какие-либо нарушения в использовании земельных участков им не допущены, а неисполнение других целей в рамках общезначимого инвестиционного проекта основанием для расторжения договора аренды земельного участка служить не может.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что задачами судопроизводства в арбитражных судах являются защита законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность; укрепление законности и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; формирование уважительного отношения к закону и суду; содействие становлению и развитию партнерских деловых отношений, мирному урегулированию споров, формированию обычаев и этики делового оборота (статья 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения арбитражный суд оценивает доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений; определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу; устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле; решает, подлежит ли иск удовлетворению.
В силу части 1 статьи 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Частью 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрены основания для изменения или отмены судом апелляционной инстанции решения арбитражного суда первой инстанции. Такими основаниями являются: 1) неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными; 3) несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При этом согласно пункту 39 постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" в случае несогласия суда апелляционной инстанции только с мотивировочной частью обжалуемого судебного акта, которая, однако, не повлекла принятия неправильного решения, суд апелляционной инстанции, не отменяя обжалуемый судебный акт, приводит иную мотивировочную часть.
Согласно пункту 1 статьи 46 Земельного кодекса Российской Федерации аренда земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством.
В соответствии с п. 1 ст. 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Согласно пункту 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 451 Гражданского кодекса РФ изменение или расторжение договора допускается в исключительных случаях по требованию заинтересованной стороны в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора.
Изменение признается существенным, когда обстоятельства изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на иных условиях.
Согласно ст. 619 ГК РФ по требованию арендодателя договор аренды может быть досрочно расторгнут судом в случаях, когда арендатор:
1) пользуется имуществом с существенным нарушением условий договора или назначения имущества либо с неоднократными нарушениями;
2) существенно ухудшает имущество;
3) более двух раз подряд по истечении установленного договором срока платежа не вносит арендную плату;
4) не производит капитального ремонта имущества в установленные договором аренды сроки, а при отсутствии их в договоре в разумные сроки в тех случаях, когда в соответствии с законом, иными правовыми актами или договором производство капитального ремонта является обязанностью арендатора.
Определением от 10.11.2022 производство по настоящему делу приостанавливалось до вступления в законную силу решения по делу N А72-11615/2022. В рамках указанного дела рассматривалось требование общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма Лаишевская" (ответчик по настоящему делу) к Правительству Ульяновской области о признании незаконным распоряжения Правительства Ульяновской области N 245-пр от 30.05.2022 "О лишении инвестиционного проекта статуса особо значимого инвестиционного проекта Ульяновской области".
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 23.12.2022 исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма Лаишевская" оставлено без удовлетворения.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2023 решение Арбитражного суда Ульяновской области от 23.12.2022 по делу N А72-11615/2022 оставлено без изменения, апелляционная жалоба Общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма Лаишевская"- без изменений.
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 06.06.2023 решение Арбитражного суда Ульяновской области от 23.12.2022, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2023 по делу N А72-11615/2022 оставлено без изменения, кассационная жалоба Общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма Лаишевская"- без изменений.
Вступившими в законную силу судебными актами по делу N А72-11615/2022 установлены следующие обстоятельства.
Распоряжением Правительства Ульяновской области от 10.08.2015 N 439-пр "Об особо значимом инвестиционном проекте Ульяновской области" инвестиционному проекту "Создание современного сельскохозяйственного производства для развития растениеводства Ульяновской области" ООО "Агрофирма Лаишевская" присвоен статус особо значимого инвестиционного проекта Ульяновской области.
На основании подпункта 3 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 2 статьи 13.2 Закона Ульяновской области от 17.11.2003 N 059-ЗО "О регулировании земельных отношений в Ульяновской области", законом Ульяновской области от 15.03.2005 N 019-ЗО "О развитии инвестиционной деятельности на территории Ульяновской области", распоряжением Правительства Ульяновской области от 10.08.2015 N 439-пр "Об особо значимом инвестиционном проекте Ульяновской области" распоряжением губернатора Ульяновской области от 06.11.2015 N 554-р "О предоставлении земельного участка" установлено, что предоставление земельного участка в аренду на территории муниципального образования "город Ульяновск" осуществляется ООО "Агрофирма Лаишевская" без проведения торгов для реализации особого значимого инвестиционного проекта "Создание современного сельскохозяйственного производства для развития растениеводства Ульяновской области".
Распоряжением Правительства Ульяновской области от 30.05.2022 N 245-пр "О лишении инвестиционного проекта статуса особо значимого инвестиционного проекта Ульяновской области" инвестиционный проект ООО "Агрофирма Лаишевская" лишен статуса особо значимого инвестиционного проекта Ульяновской области.
Не согласившись с распоряжением Правительства Ульяновской области N 245-пр от 30.05.2022 ООО "Агрофирма Лаишевская" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением, ссылаясь на то, что о наличии заключения о лишении статуса свидетельствует протокол заседания комиссии N 160-ПС от 13.05.2022.
При рассмотрении дела N А72-11615/2022 судами установлено, что основанием для составления протокола заседания комиссии N 160-ПС от 13.05.2022 послужил Акт проверки рабочей группы от 04.05.2022.
Обращаясь с иском о признании незаконным распоряжения Правительства Ульяновской области N 245-пр от 30.05.2022, общество "Агрофирма Лаишевская" указывало, что оно не было уведомлено о проведении проверки, ему не предлагалось представить документы и пояснения. Принятие оспариваемого распоряжения привело к тому, что действующие и исполняемые без нареканий договоры аренды земельных участков министерством имущества расторгаются, прокурор обратился с иском о признании сделок с земельными участками недействительными, обществу было отказано в выкупе земельного участка в рамках действующего более трех лет договора аренды. Отказывая в удовлетворении требований общества, суды в рамках дела N А72-11615/2022 руководствовались следующим.
Частью 1 ст. 2 Закона Ульяновской области от 15.03.2005 N 019-30 "О развитии инвестиционной деятельности на территории Ульяновской области" (далее - Закон) особо значимый инвестиционный проект Ульяновской области определяется как отобранный в соответствии с Законом и обеспечивающий положительный социально-экономический эффект инвестиционный проект, реализация которого осуществляется в период с 01.10.2009 по 31.12.2025, а меры государственной поддержки инвестиционной деятельности в связи с реализацией такого проекта предоставляются при условии завершения его реализации не позднее 31.12.2025.
Распоряжением Губернатора - Председателя Правительства Ульяновской области от 10.08.2015 N 439-пр "Об особо значимом инвестиционном проекте Ульяновской области" присвоен статус особо значимого инвестиционного проекта Ульяновской области инвестиционному проекту "Создание современного сельскохозяйственного производства для развития растениеводства Ульяновской области", реализуемому ООО "Агрофирма Лаишевская".
Распоряжением Председателя Правительства Ульяновской области от 30.05.2022 N 245-пр "О лишении инвестиционного проекта статуса особо значимого инвестиционного проекта Ульяновской области" инвестиционный проект "Создание современного сельскохозяйственного производства для развития растениеводства Ульяновской области", реализуемый ООО "Агрофирма Лаишевская", статуса особо значимого инвестиционного проекта Ульяновской области лишен.
Основанием для лишения статуса явились п.п. 3 и 4 ч. 12 ст. 8 Закона в соответствии с которыми, инвестиционный проект, которому в установленном порядке присвоен статус особо значимого инвестиционного проекта, лишается данного статуса в случаях непредставления информации, указанной в ч. 3 ст. 8 Закона, а также непредставления документов, указанных в абз. 2 ч. 10 ст. 8 Закона, в установленный данным абзацем срок.
В силу ч. 3 ст. 8 Закона инвестиционному проекту присваивается статус особо значимого инвестиционного проекта при условии представления в уполномоченный орган информации, необходимой для оценки соответствия инвестиционного проекта критериям, указанным в ч. 2 ст. 8 Закона, в порядке, установленном Правительством Ульяновской области.
Частью 2 ст. 8 Закона предусмотрено, что инвестиционному проекту может быть присвоен статус особо значимого инвестиционного проекта в случае, если объем и структура капитальных вложений, планируемых к осуществлению в результате реализации инвестиционного проекта согласно бизнес-плану инвестиционного проекта, соответствуют установленным Правительством Ульяновской области критериям по объему и структуре капитальных вложений для присвоения инвестиционному проекту статуса особо значимого инвестиционного проекта.
В соответствии с абз. 2 ч. 10 ст. 8 Закона основанием для принятия Правительством Ульяновской области решения о подтверждении факта завершения реализации инвестиционного проекта, которому присвоен статус особо значимого инвестиционного проекта, являются документы, подтверждающие выполнение условий, указанных в ч. 9 ст. 8 Закона. Указанные документы представляются в уполномоченный орган организацией, реализовавшей инвестиционный проект, которому присвоен статус особо значимого инвестиционного проекта, в порядке, установленном Правительством Ульяновской области, не позднее 1 июля года, следующего за годом, в котором согласно бизнес-плану инвестиционного проекта реализация инвестиционного проекта должна быть завершена.
Согласно ч. 9 ст. 8 Закона факт завершения реализации инвестиционного проекта, которому присвоен статус особо значимого инвестиционного проекта, подтверждается Правительством Ульяновской области.
Датой завершения реализации особо значимого инвестиционного проекта считается дата введения в эксплуатацию объекта (объектов) основных средств, создание, строительство либо приобретение которого (которых) предусматривалось бизнес-планом инвестиционного проекта, при наличии разрешения (разрешений) на ввод данного объекта (данных объектов) в эксплуатацию, если необходимость получения указанного разрешения (указанных разрешений) предусматривается законодательством.
При рассмотрении дела N А72-11615/2022 судами установлено, что общий объем инвестиций в соответствии с заявленным обществом бизнес-планом составлял 295,8 млн.рублей, при этом предполагалось создать 13 рабочих мест, дата завершения реализации инвестиционного проекта 31.12.2017.
На основании письма ООО "Агрофирма Лаишевская" от 15.12.2015 N 75- П/51695вх на заседании комиссии был рассмотрен вопрос о внесении изменений в распоряжение о присвоении статуса особо значимого инвестиционного проекта (далее по тексту - ОЗИП) в связи с осуществлением корректировки бизнес-плана (протокол комиссии N 06/пр-2015 от 21.12.2015). 01.02.2016 было принято распоряжение Правительства Ульяновской области N 30-пр "О внесении изменения в распоряжение Правительства Ульяновской области от 10.08.2015 N 439-пр".
В результате корректировки было уточнено местонахождение земельных участков, которые предполагается обрабатывать - земельные участки размером 5 200 га в муниципальном образовании "город Ульяновск" (село Луговое - 2 600 га, село Лаишевка - 600 га).
Остальные параметры остались без изменений, то есть срок реализации инвестиционного проекта остался прежним - 31.12.2017.
В соответствии с бизнес-планом инвестиционного проекта в рамках проекта предполагалось строительство производственного цеха, линии по розливу воды, линии обработки и шоковой заморозки овощей, теплицы с котельной, закупка сельскохозяйственной техники, проведение культуро-технических работ, планировалось выращивать картофель, капусту, свеклу, морковь и лук репчатый.
На основании заявки ООО "Агрофирма Лаишевская" от 28.07.2016 N 75/П-17509вх комиссией был рассмотрен вопрос о внесении изменений в распоряжение о присвоении статуса ОЗИП проекту Общества в связи с осуществлением корректировки бизнес-плана.
Изменения касались увеличения общего объема инвестиций до 311,8 млн.рублей, однако, срок реализации оставлен прежним (31.12.2017).
Кроме того, обществом были взяты на себя обязательства по созданию зеленой зоны для отдыха общей площадью до 500 га в селе Лаишевка, а именно: "смотровые беседки (три места); площадка на берегу озера, где старик "кликал" Золотую рыбку с местом под костер; площадку для рыбаков с удочкой (в спортивной зоне; асфальтированные велосипедная и беговая дорожки вокруг водоёма с освещением, лыжный и саночный спуск (длинная горка до льда Свияги); кабинки для переодевания, пункт охраны/питания".
На основании протокола комиссии N 04/пр-2016 от 24.08.2016 Правительство Ульяновской области приняло распоряжение от 02.09.2016 N 487-пр "О внесении изменения в распоряжение Правительства Ульяновской области от 10.08.2015 N 439-пр". Иные изменения в инвестиционный проект не вносились.
Отчеты о ходе реализации особо значимого инвестиционного проекта за период с 2015 года по 2020 год включительно ООО "Агрофирма Лаишевская" сдавало в установленный срок.
При этом судами при рассмотрении дела N А72-11615/2022 установлено, что по итогам 2021 года отчет о ходе реализации особо значимого инвестиционного проекта ООО "Агрофирма Лаишевская" в установленный срок не сдало.
Данное обстоятельство заявителем не оспаривалось.
В силу ч. 13 ст. 8 Закона решение о лишении инвестиционного проекта статуса особо значимого инвестиционного проекта принимается Правительством Ульяновской области в установленном им порядке. Соответствующее решение оформляется распоряжением Правительства Ульяновской области. Днем лишения инвестиционного проекта статуса особо значимого инвестиционного проекта является день подписания соответствующего распоряжения Правительства Ульяновской области.
Судами в рамках дела N А72-11615/2022 установлено, что оспариваемое Распоряжение принято уполномоченным органом.
Суды в рамках дела N А72-11615/2022 признали, что при рассмотрении вопроса о лишении статуса были соблюдены требования Порядка лишения статуса особо значимого инвестиционного проекта Ульяновской области, утвержденного приложением N 4 к постановлению Правительства Ульяновской области от 01.12.2010 N 418-П "О некоторых мерах, направленных на обеспечение реализации Закона Ульяновской области от 15.03.2005 N 019-30 "О развитии инвестиционной деятельности на территории Ульяновской области".
Как установлено судами, в соответствии с Порядком Министерством экономического развития и промышленности Ульяновской области было подготовлено заключение о необходимости лишения инвестиционного проекта статуса особо значимого инвестиционного проекта.
В заключении указаны были два основания для лишения статуса:
- непредставление информации, необходимой для оценки соответствия инвестиционного проекта, которому присвоен статус особо значимого инвестиционного проекта Ульяновской области критериям присвоения данного статуса;
- непредставление документов, указанных в абзаце втором части 10 статьи 8 Закона N 019-30, в установленный данным абзацем срок.
Министерство экономического развития и промышленности Ульяновской области указанное заключение направило в комиссию по отбору инвестиционных проектов, которое было рассмотрено на заседании комиссии по отбору инвестиционных проектов 13.05.2022 (протокол N 160-пс).
Комиссия решила признать целесообразным лишение инвестиционного проекта "Создание современного сельскохозяйственного производства для развития растениеводства Ульяновской области", реализуемого ООО "Агрофирма Лаишевская", статуса особо значимого инвестиционного проекта Ульяновской области.
Не получив отчета о ходе реализации особо значимого инвестиционного проекта за 2021 год и учитывая непредставление документов, подтверждающих завершение реализации инвестиционного проекта в срок, указанный в проекте, Правительство Ульяновской области приняло распоряжение N 245-пр от 30.05.2022 о лишении инвестиционного проекта "Создание современного сельскохозяйственного производства для развития растениеводства Ульяновской области" ООО "Агрофирма Лаишевская" статуса особо значимого инвестиционного проекта Ульяновской области.
С учетом изложенного, суды при рассмотрении дела N А72-11615/2022 пришли к выводу, что решение о лишении инвестиционного проекта статуса особо значимого инвестиционного проекта Ульяновской области принято уполномоченным органом в соответствии с установленной процедурой, а также формой принятия.
Суды при рассмотрении дела N А72-11615/2022 отметили, что действующим законодательством именно на лицо, реализующее особо значимый инвестиционный проект Ульяновской области, возложена обязанность предоставлять отчет в установленный срок. Однако, ООО "Агрофирма Лаишевская" в установленный срок отчет не представило. С заявлением о продлении срока предоставления отчета о ходе реализации особо значимого инвестиционного проекта ООО "Агрофирма Лаишевская" не обращалось. Представленные заявителем дополнительные документы о ходе реализации инвестиционного проекта отклонены как не свидетельствующие о его реализации в полном объеме и в установленные сроки.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что в соответствии с ч.2 ст. 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 21 декабря 2011 года N 30-П указал, что признание преюдициального значения судебного решения, будучи направленным на обеспечение стабильности и общеобязательности судебного решения, исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения принимаются другим судом по другому делу в этом же или ином виде судопроизводства, если они имеют значение для разрешения данного дела. Тем самым преюдициальность служит средством поддержания непротиворечивости судебных актов и обеспечивает действие принципа правовой определенности (постановления от 21 декабря 2011 года N 30-П и от 8 июня 2015 года N 14-П; определения от 6 ноября 2014 года N 2528-О, от 17 февраля 2015 года N 271-О и др.).
В соответствии с позицией Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 27.10.2014 N 309-КГ14-2335 по делу N А76-14972/2021, преюдициальность предусматривает не только отсутствие необходимости повторно доказывать установленные в судебном акте факты, но и запрет на их опровержение.
Вступившими в законную силу судебными актами установлено, что условия инвестиционного проекта, срок реализации которого был установлен на 31.12.2017, ответчиком не были соблюдены.
Поскольку ответчиком не были соблюдены условия, на которых земельные участки предоставлялись в аренду, требование о расторжении договоров удовлетворено правомерно.
На основании изложенного арбитражный апелляционный суд считает, что основания для отмены обжалуемого решения отсутствуют.
Расходы по государственной пошлине в связи с рассмотрением апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 14 августа 2023 года по делу N А72-9967/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Л.Л. Ястремский |
Судьи |
Е.В. Коршикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-9967/2022
Истец: МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ И АРХИТЕКТУРЫ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО "АГРОФИРМА ЛАИШЕВСКАЯ"
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДЫ И ЦИКЛИЧНОЙ ЭКОНОМИКИ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Министерство экономического развития и промышленности Ульяновской области, Правительство Ульяновской области, ПРОКУРАТУРА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ