город Ростов-на-Дону |
|
19 октября 2023 г. |
дело N А32-30987/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 октября 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сулименко О.А.,
судей Абраменко Р.А., Илюшина Р.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Петросьян Н.В.,
при участии:
от истца: представитель Макропуло К.Э. по доверенности от 30.12.2022;
от ответчика: представитель Доценко Е.В. по доверенности от 01.01.2023,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного казенного учреждения Краснодарского края "Безопасный регион"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.08.2023 по делу
N А32-30987/2022
по иску государственного казенного учреждения Краснодарского края "Безопасный регион" (ОГРН 1132310009700, ИНН 2310173127)
к ответчику обществу с ограниченной ответственностью "Национальная почтовая служба - Юг" (ОГРН 1182375044147, ИНН 2309167640)
о взыскании штрафа,
УСТАНОВИЛ:
государственное казенное учреждение Краснодарского края "Безопасный регион" (далее - истец; учреждение) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Национальная почтовая служба - Юг" (далее - ответчик; общество) о взыскании штрафа в сумме 50 689 905,91 руб.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 24.08.2023 с общества с ограниченной ответственностью "Национальная почтовая служба - Юг" в пользу государственного казенного учреждения Краснодарского края "Безопасный регион" взыскан штраф в сумме 506 899,05 руб. с учетом удовлетворения ходатайства ответчика о применении положений ст. 333 ГК РФ. В удовлетворении оставшихся требований отказано.
Государственное казенное учреждение Краснодарского края "Безопасный регион" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.08.2023 в части, принять по делу новый судебный акт.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчиком не представлено доказательств несоразмерности суммы штрафа последствиям нарушения обязательства или получения необоснованной выгоды истцом. Учреждение приводит доводы о том, что вывод Арбитражного суда Краснодарского края о том, что размер штрафа (0,5% от цены контракта) несоразмерен последствиям неисполнения ответчиком обязательств, сделан Арбитражным судом Краснодарского края необоснованно, так как ГКУ КК "Безопасный регион" при начислении штрафных санкций за ненадлежащее исполнение государственного контракта действовало исключительно в рамках действующего законодательства Российской Федерации, а именно в соответствии с Постановлением N 1042, которое устанавливает за каждый факт нарушения минимальный (фиксированный) размер штрафа, начисляемый в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств. Также истец указал, что стороны при заключении контракта согласовали условия, при которых может быть начислен штраф и сумму штрафа. Никаких разногласий к договору при его заключении заявлено не было.
Деятельность ГКУ КК "Безопасный регион" направлена на выполнение государственной функции по регулированию и обеспечению безопасности дорожного движения, а также предотвращению чрезвычайных происшествий на автомобильных дорогах. Ненадлежащее исполнение ООО "НПС-Юг" обязательств государственного контракта лишает граждан быть своевременно проинформированными о правилах и требованиях в области обеспечения безопасности дорожного движения, что влечет за собой совершение повторных нарушений Правил дорожного движения гражданами и приводит к безответственности водителей транспортных средств. Штраф, установленный Постановлением N 1042 за каждое нарушение условий в государственном контракте, не имеет под собой получение необоснованной выгоды, напротив, данная норма направлена на дисциплинирование исполнителя в целях качественного, своевременного и надлежащего исполнения государственного контракта.
Также истец указал, что доказательств наличия исключительности случая ООО "НПС-Юг" в ходе рассмотрения дела не представил. Размер штрафа, заявленный к взысканию, является разумным и соответствующим последствиям ненадлежащего исполнения ответчиком принятых на себя обязательств по государственному контракту, соответственно, как полагает истец, оснований для применения Арбитражным судом Краснодарского края п. 1 ст. 333 ГК РФ не имелось.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик возражал на доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В судебном заседании представитель истца в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, дал пояснения по существу спора. Представитель ответчика против доводов апелляционной жалобы возражал, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между государственным казенным учреждением Краснодарского края "Безопасный регион" (заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью "Национальная почтовая служба - Юг" (исполнитель) заключен государственный контракт от 20.04.2020 N Ф.2020.28356 на оказание услуги по осуществлению мероприятий, направленных на информирование граждан о правилах и требованиях в области обеспечения безопасности дорожного движения (получение информации в электронном виде, ее печать, подготовка к пересылке, пересылка и доставка получателю заказного почтового отправления).
В соответствии с пунктом 1.1 государственного контракта исполнитель обязуется оказывать заказчику в порядке и на условиях, указанных в настоящем контракте, услуги по осуществлению мероприятий, направленных на информирование граждан о правилах и требованиях в области обеспечения безопасности дорожного движения (получение информации в электронном виде, ее печать, подготовка к пересылке, пересылка и доставка получателю заказного почтового отправления) (далее - услуга) в соответствии с приложением 1 к государственному контракту.
Согласно пункту 1.2 государственного контракта установлено, что исполнитель обязуется оказать услуги в полном объеме и в установленные сроки, а заказчик обязуется принять и оплатить указанные услуги в порядке и размере, установленном настоящим контрактом.
В соответствии с пунктом 3.3 государственного контракта оказание услуг осуществляется исполнителем на условиях согласно приложению 1 к государственному контракту (далее - техническое задание), являющемуся неотъемлемой частью настоящего контракта.
В соответствии с пунктом 4.1.9 государственного контракта исполнитель обязан предоставлять заказчику (в том числе и по запросу) полную и точную информацию об услуге, а также о ходе исполнения своих обязательств по настоящему контракту, в том числе документы (или заверенные надлежащим образом копии), подтверждающие факт исполнения обязательств по контракту, на бумажном носителе и/или в электронном виде (подписанные электронной подписью лица, уполномоченного на подписание от лица исполнителя), а также сообщать заказчику о сложностях, возникающих при исполнении контракта.
В соответствии с пунктом 4.1.15 государственного контракта исполнитель обязуется гарантировать исполнение обязательств в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации и условиями настоящего контракта.
В соответствии с пунктом 11.8 государственного контракта неотъемлемыми частями контракта являются: приложение 1 к государственному контракту - техническое задание; приложение 2 к государственному контракту - спецификация; приложение 3 к государственному контракту - форма акта приема-передачи услуг.
В соответствии с пунктом 2 технического задания, которое является неотъемлемым приложением к государственному контракту, одним из предметов закупки является ежедневное предоставление заказчику статусов заказных почтовых отправлений.
В соответствии с пунктом 2 акта приема-передачи услуг (приложение 3 к государственному контракту) заказчик осуществляет оплату услуг за ежедневное предоставление Заказчику статусов заказных почтовых отправлений.
Соответственно, нарушение исполнителем пункта 10.2.3 технического задания (приложение 1 к государственному контракту) носит стоимостный характер.
Пунктом 6.2 контракта предусмотрено, что в случае просрочки исполнения исполнителем обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения исполнителем обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет исполнителю требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
В соответствии с приказом от 12.11.2021 N 146 "О назначении плановой выездной проверки государственного казенного учреждения Краснодарского края "Безопасный регион" в отношении учреждения проводилась плановая выездная проверка осуществления расходов краевого бюджета на реализацию мероприятий государственной программы Краснодарского края "Обеспечение безопасности населения", в том числе расходов на обеспечение выполнения функций и их отражения в бюджетном учете и отчетности за период 2019-2020 года, истекший период 2021 года.
В ходе контрольного мероприятия представителями департамента финансового-бюджетного надзора Краснодарского края осуществлен выборочный осмотр информационного ресурса исполнителя, по итогам которого установлено, что учреждением была произведена оплата за фактически не оказанные услуги исполнителем по пересылке и доставке 44474 заказных почтовых отправлений.
В соответствии с пунктом 7 технического задания (приложение N 1 к государственному контракту) исполнитель обязан руководствоваться требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2014 N 234 "Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи" (далее - Правила оказания услуг почтовой связи).
В соответствии пунктом 10.2.13 технического задания (приложение 1 к государственному контракту) статус "обработка (атрибут "доставлено извещение") присваивается заказному почтовому отправлению в день оставления извещения получателю.
Согласно пункту 10.2.13 технического задания (приложение 1 к государственному контракту) статус "передача на временное хранение" присваивается заказному почтовому отправлению по истечения срока хранения, необходимого для передачи на временное хранение в число невостребованных, в соответствии с Правилами оказания услуг почтовой связи.
В соответствии с пунктом 34 Правил оказания услуг почтовой связи письменная корреспонденция и почтовые переводы при невозможности их вручения (выплаты) адресатам (их уполномоченным представителям) хранятся в объектах почтовой связи места назначения в течение 30 дней. Срок хранения почтовых отправлений (почтовых переводов) исчисляется со следующего рабочего дня после поступления почтового отправления (почтового перевода) в объект почтовой связи места назначения.
Согласно пункту 32 Правил оказания услуг почтовой связи, в ячейки абонентских почтовых шкафов, почтовые абонентские ящики, ячейки абонементных почтовых шкафов, почтовые шкафы опорных пунктов опускаются в соответствии с указанными на них адресами, если иное не определено договором между оператором почтовой связи и пользователем услугами почтовой связи: простые почтовые отправления; извещения о регистрируемых почтовых отправлениях и почтовых переводах; извещения о простых почтовых отправлениях, размеры которых не позволяют опустить их в ячейки почтовых шкафов; простые уведомления о вручении почтовых отправлений и выплате почтовых переводов. Извещение осуществляется не позднее следующего рабочего дня за днем поступления почтового отправления в объект почтовой связи места назначения.
Согласно информации, размещенной на информационном ресурсе исполнителя www.nationalpost.ru, извещение адресатов по почтовым отправлениям: 99912304743645, 99912304745239, 99912304734854, 99912304737723, 99912304738676, 99912304738879, 99912304738473, 99912304739128, 99912304744227, 99912304740069, 99912304743317, 99912304738406, 99912304742115, 99912304743946, 99912304738422, 99912304745480, 99912304741443, 99912304742658, 99912304742075, 99912304741863, 99912304748090, 99912304745450, 99912304748551, 99912304737096, 99912304737333, 99912304738356, 99912304738595, 99912304739570, 99912304740924 произведено 04.05.2021 (вторник). Приняв указанную дату за дату исчисления срока хранения почтовых отправлений в объекте почтовой связи места назначения, фактический срок хранения почтовых отправлений составил 7 дней. Указанные почтовые отправления переданы на временное хранение 11.05.2021 с присвоением соответствующего статуса - "Передача на временное хранение".
Таким образом, исполнитель допустил нарушение пункта 34 Правил оказания услуг почтовой связи, выразившее в нарушении сроков хранения заказного почтового отправления, необходимого для передачи на временное хранение в число невостребованных, тем самым лишил адресатов возможности в установленные законом срок ознакомится с вынесенным постановлениями по делам об административных правонарушения, в случае несогласия обжаловать указанный акт.
В соответствии с пунктом 2 технического задания (приложение 1 к государственному контракту) заказчик осуществляет оплату услуг исполнителю за пересылку и доставку получателю копии постановления по делу об административном правонарушении заказным почтовым отправлением, оставление извещения в случае невозможности вручения заказного почтового отправления адресату.
В соответствии с пунктом 2 акта приема-передачи услуг (приложение 3 к государственному контракту) заказчик осуществляет оплату услуг исполнителю за пересылку и доставку получателю копии постановления по делу об административном правонарушении заказным почтовым отправлением.
Согласно пункту 2.1 контракта цена контракта составляет 317 805 089,57 руб.
04.06.2021 между сторонами было заключено дополнительное соглашение N 4 к государственному контракту, в соответствии с которым были внесены изменения в пункт 2.1 государственного контракта, согласно которому цена контракта составляет 349 585 557,57 руб.
В связи с тем, что учреждением выявлено 29 фактов нарушений исполнителем государственного контракта, за каждый факт установлен фиксированный штраф в размере 1 747 927,79 руб., соответственно общая сумма штрафа составляет 50 689 905,91 руб.
Заказчиком в адрес исполнителя направлялась досудебная претензия о добровольной уплате штрафа, которая была оставлена без удовлетворения.
Уклонение ответчика от добровольного исполнения требования послужило основанием для обращения учреждения в арбитражный суд с соответствующим иском.
Правоотношения сторон в рамках спорного контракта подлежат регулированию в соответствии с положениями 39 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 779 Гражданского кодекса по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (пункт 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 783 Гражданского кодекса Российской Федерации общие положения о подряде (статьи 702 - 729) и положения о бытовом подряде (статьи 730 - 739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 - 782 настоящего Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона "О почтовой связи" от 17.07.1999 N 176-ФЗ порядок оказания услуг почтовой связи регулируется правилами оказания услуг почтовой связи, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п. 34 Правил оказания услуг почтовой связи письменная корреспонденция и почтовые переводы при невозможности их вручения (выплаты) адресатам (их уполномоченным представителям) хранятся в объектах почтовой связи места назначения в течение 30 дней.
Срок хранения почтовых отправлений (почтовых переводов) исчисляется со следующего рабочего дня после поступления почтового отправления (почтового перевода) в объект почтовой связи места назначения.
Согласно пункту 32 Правил оказания услуг почтовой связи, в ячейки абонентских почтовых шкафов, почтовые абонентские ящики, ячейки абонементных почтовых шкафов, почтовые шкафы опорных пунктов опускаются в соответствии с указанными на них адресами, если иное не определено договором между оператором почтовой связи и пользователем услугами почтовой связи: а) простые почтовые отправления; б) извещения о регистрируемых почтовых отправлениях и почтовых переводах; в) извещения о простых почтовых отправлениях, размеры которых не позволяют опустить их в ячейки почтовых шкафов; г) простые уведомления о вручении почтовых отправлений и выплате почтовых переводов.
Извещение осуществляется не позднее следующего рабочего дня за днем поступления почтового отправления в объект почтовой связи места назначения.
В рассматриваемом случае с учетом условий контракта, технического задания к нему, исполнитель обязан исполнять обязательства по контракту в полном объеме с соблюдением требований законодательства, в том числе законодательства, регулирующего деятельность по оказанию услуг почтовой связи в той части, которая касается пересылки и доставки получателю копий постановлений по делу об административном правонарушении заказным почтовым отправлением.
Согласно информации, размещенной на информационном ресурсе исполнителя www.nationalpost.ru, извещение адресатов по почтовым отправлениям: 99912304743645, 99912304745239, 99912304734854, 99912304737723, 99912304738676, 99912304738879, 99912304738473, 99912304739128, 99912304744227, 99912304740069, 99912304743317, 99912304738406, 99912304742115, 99912304743946, 99912304738422, 99912304745480, 99912304741443, 99912304742658, 99912304742075, 99912304741863, 99912304748090, 99912304745450, 99912304748551, 99912304737096, 99912304737333, 99912304738356, 99912304738595, 99912304739570, 99912304740924 произведено 04.05.2021 (вторник). Приняв указанную дату за дату исчисления срока хранения почтовых отправлений в объекте почтовой связи места назначения, фактический срок хранения почтовых отправлений составил 7 дней. Указанные почтовые отправления переданы на временное хранение 11.05.2021 с присвоением соответствующего статуса - "Передача на временное хранение".
Таким образом, исполнитель допустил нарушение п. 34 Правил оказания услуг почтовой связи, выразившее в нарушении сроков хранения заказного почтового отправления, необходимого для передачи на временное хранение в число невостребованных, тем самым лишил адресатов возможности в установленные законом сроки ознакомиться с вынесенными постановлениями по делам об административных правонарушениям, в случае несогласия обжаловать указанный акт.
Факт допущенный обществом нарушений ответчиком не оспаривается.
В соответствии с пунктом 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Определение размера штрафа за неисполнение обязательств по спорному Государственному контракту производится в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042.
Согласно п. 6.2 государственного контракта в случае просрочки исполнения исполнителем обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения исполнителем обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет исполнителю требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Согласно п. 6.3 контракта за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения исполнителем обязательств, предусмотренных контрактом', за исключен и просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, взыскивается штраф в размере 1 747 927, 79 руб. определенном согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1.042 "Об утверждении правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением, просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой, за каждый день просрочки, исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 570 и признании утратившим: силу постановления Правительства Российской. Федерации от 25.11.2013 N 1063" (далее - Постановление N 1.042) в следующем, порядке; а) 10 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей; б) 5 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн, рублей, до 50 млн. рублей (включительно); в) 1 процент цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно); г) 0,5 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 100 млн. рублей до 500 млн. рублей (включительно).
Согласно пункту 2.1 контракта цена контракта составляет 317 805 089,57 руб.
04.06.2021 между сторонами было заключено дополнительное соглашение N 4 к государственному контракту, в соответствии с которым были внесены изменения в пункт 2.1 государственного контракта, согласно которому цена контракта составляет 349 585 557,57 руб.
В связи с тем, что учреждением выявлено 29 фактов нарушений исполнителем государственного контракта, за каждый факт установлен фиксированный штраф в размере 1 747 927,79 руб., соответственно общая сумма штрафа составляет 50 689 905,91 руб.
Расчет истца и признан выполненным арифметически и методологически верно, суд первой инстанции правомерно указал, что исковые требования о взыскании штрафа в указанном размере заявлены обоснованно.
При этом, судом первой инстанции было удовлетворено ходатайство о применении положений ст. 333 ГК РФ, установленный к взысканию размер штрафа снижен до 506 899,05 руб.
Повторно оценив обстоятельства настоящего спора с учетом доводов жалобы о необоснованном снижении суммы штрафа, судебная коллегия не усматривает оснований для изменения оспариваемого решения ввиду следующего.
Если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку (статья 333 Гражданского кодекса Российской Федерации). В силу положений статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойка носит компенсационный характер и она должна быть соразмерна последствиям нарушения обязательств.
В соответствии с пунктом 69 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - Постановление N 7) подлежащая уплате неустойка, установленная законом или договором, в случае ее явной несоразмерности последствиям нарушения обязательства, может быть уменьшена в судебном порядке.
В силу пункта 77 Постановления N 7 снижение размера договорной неустойки, подлежащей уплате коммерческой организацией, индивидуальным предпринимателем, а равно некоммерческой организацией, нарушившей обязательство при осуществлении ею приносящей доход деятельности, допускается в исключительных случаях, если она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства и может повлечь получение кредитором необоснованной выгоды (пункты 1 и 2 статьи 333 ГК РФ).
Исходя из правового подхода, сформулированного в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2000 N 263-О, положения статьи 333 ГК РФ, закрепляющие право суда уменьшить размер подлежащей уплате неустойки, если она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, по существу, предписывают суду устанавливать баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и размером действительного ущерба, причиненного в результате конкретного правонарушения. Предоставленная суду возможность снижать размер неустойки в случае ее чрезмерности по сравнению с последствиями нарушения обязательств является одним из правовых способов, предусмотренных в законе, которые направлены против злоупотребления правом свободного определения размера неустойки, т.е., по существу, на реализацию требования части 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Критериями для установления несоразмерности в каждом конкретном случае могут быть: чрезмерно высокий процент неустойки; значительное превышение суммы неустойки суммы возможных убытков, вызванных нарушением обязательств, длительность неисполнения обязательства.
Таким образом, применяя статью 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд должен установить реальное соотношение предъявленной неустойки и последствий невыполнения должником обязательства по договору с целью реализации правового принципа возмещения имущественного ущерба, согласно которому не допускается применение явно излишних санкционных мер за нарушение договорных обязательств.
Вопреки доводам истца, отсутствие возражений общества при заключении контракта не препятствует суду снизить неустойку, поскольку последствия допущенных обществом нарушений явно несоразмерны неустойке, которую учреждение просит взыскать с исполнителя. Уменьшение суммы штрафа в рассматриваемом случае позволит установить баланс имущественных интересов сторон, при котором на стороне истца не возникает неосновательного обогащения, а ответчик не понесет чрезмерные финансовые санкции в сравнении с предполагаемой целью контракта.
Истцом не представлено суду доказательств, подтверждающих наличие у него возможных убытков, вызванных нарушением ответчиком установленных контрактом обязательств.
Доводы истца о том, что ненадлежащее исполнение обществом обязательств по государственному контракту лишает граждан быть своевременно проинформированными о правилах и требованиях в области обеспечения безопасности дорожного движения, а штраф, установленный Постановлением N 1042 за каждое нарушение условий в государственном контракте, не имеет под собой получение необоснованной выгоды, не опровергают вышеуказанные выводы суда первой инстанции о несоразмерности размера штрафа, сделанные на основании оценки и исследования всех доказательств и доводов сторон.
Принимая во внимание конкретные обстоятельства настоящего дела, учитывая компенсационный характер неустойки, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о снижении размера неустойки по ходатайству ответчика на основании статьи 333 ГК РФ, удовлетворить требование истца о взыскании штрафа частично в размере 506 899,05 руб.
Данный размер штрафа является справедливым, достаточным и соразмерным, и служит механизмом, направленным на стимулирование общества к добросовестному исполнению контрактных обязательств по сравнению со штрафом, заявленным учреждением к взысканию.
Ссылка на судебную практику апелляционным судом отклоняется в силу того, что основания для применения статьи 333 ГК РФ являются оценочными и устанавливаемые судом в каждом конкретном случае.
Степень соразмерности заявленной неустойки последствиям нарушения обязательства является оценочной категорией, поэтому только суд, рассматривающий дело, вправе дать оценку указанному критерию, исходя из своего внутреннего убеждения и обстоятельств конкретного спора в соответствии со статьей 71 АПК РФ.
Принимая во внимание изложенное, оснований для отмены либо изменения оспариваемого решения отсутствуют.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.08.2023 по делу N А32-30987/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.А. Сулименко |
Судьи |
Р.А. Абраменко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-30987/2022
Истец: ГКУ КК БЕЗОПАСНЫЙ РЕГИОН, Государственное казенное учреждение Краснодарского края "Безопасный регион"
Ответчик: ООО "Национальная почтовая служба - Юг", ООО "НПС-Юг"