город Томск |
|
20 октября 2023 г. |
Дело N А45-5164/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.10.2023.
Постановление в полном объеме изготовлено 20.10.2023.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Сухотиной В.М., |
судей |
|
Марченко Н.В. |
|
|
Подцепиловой М.Ю. |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Климентьевой К.С. рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (N 07АП-8029/2023) на решение от 10.08.2023 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-5164/2023 (судья Серёдкина Е.Л.) по иску публичного акционерного общества "Первая Грузовая Компания" (ОГРН 1137746982856), г. Москва, к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295), г. Москва, о взыскании неустойки в размере 391858,95 рублей,
В судебном заседании приняли участие:
от истца: Гараев Сергей Геннадьевич, доверенность от 06.07.2023, паспорт, диплом (онлайн);
от ответчика: Грабарчук Татьяна Геннадьевна, доверенность от 26.06.2023, паспорт, диплом (онлайн).
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Первая Грузовая Компания" (далее - ПАО "ПГК") обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") о взыскании неустойки в размере 391 858,95 руб.
Решением от 10.08.2023 Арбитражного суда Новосибирской области исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе ОАО "РЖД", ссылаясь на незаконность и необоснованность решения, просит его отменить, принять новый судебный акт, снизить размер неустойки на основании положений статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В обоснование апелляционной жалобы апеллянт указывает на то, что выводы суда в части взыскания неустойки по вагонам N N 52223898, 55160121, 55579940, 57953812, 58037607, 61584082, 61737482, 55397905, 64571458 на общую сумму 26 098, 55 руб. не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. По 9 вагонам предусмотренная пунктом 6.3 договора неустойка взыскана без учета времени продления ремонта на период доставки АО "ПГК" давальческих запасных частей и их передачи ОАО "РЖД". По оспариваемым по данному основанию вагонам ОАО "РЖД" предоставлены обращения к заказчику о предоставлении давальческого сырья, акты о приеме-передаче товарно-материальных ценностей, согласно которым АО "ПГК" предоставил давальческие детали. После чего был проведен ремонт вагонов, который принят АО "ПГК" без замечаний и оплачен. Полагает, что у суда первой инстанции имелись основания для применения положений статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
ПАО "ПГК", оспаривая доводы апелляционной жалобы, в отзыве просило оставить решение без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение отменить, принять новый судебный акт, снизить размер неустойки на основании положений статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просил оставить решение без изменения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, между ПАО "ПГК" (заказчик) и ОАО "РЖД" (подрядчик) был заключен и исполнялся договор N ТОР-ЦДИЦВ/205/ДД/В-1114/21 от 28.12.2021 на выполнение текущего отцепочного ремонта грузовых вагонов.
Предметом договора является выполнение подрядчиком текущего отцепочного ремонта (далее - ТР-2) грузовых вагонов, принадлежащих заказчику на праве собственности, аренды, а также в отношении грузовых вагонов третьих лиц, право на проведении ТР-2 которых имеется у заказчика на ином законном основании и на которые заказчик предоставит свое согласие об их ремонте в рамках настоящего договора, в вагонных депо дирекций инфраструктуры - структурных подразделений центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД", указанных в перечне эксплуатационных вагонных депо подрядчика (приложение N 1 к договору).
Порядок выполнения работ, в том числе сроки их выполнения определены разделом 3 договора.
Согласно пункту 3.1 договора отцепка грузовых вагонов заказчика в ТР-2 оформляется подрядчиком уведомлением формы ВУ-23 ЭТД. Выпуск грузовых вагонов заказчика из ТР-2 оформляется уведомлением по форме ВУ-36 ЭТД, в котором указывается факт произведенного ремонта, место, время, дата постановки в ремонт и выпуска из ремонта грузового вагона.
В соответствии с пунктом 3.5 договора продолжительность нахождения одного грузового вагона заказчика в ТР-2 не должна превышать семьдесят восемь часов, начиная с 00 часов 00 минут суток, следующих за сутками прибытия грузового вагона на железнодорожную станцию, примыкающую к ВЧДЭ производящего ТР-2.
Пунктом 4.1.4 договора установлена обязанность подрядчика производить ТР-2 грузовых вагонов в срок, установленный пунктом 3.5 договора.
Согласно пункту 6.3 договора за нарушение подрядчиком сроков проведения ТР-2 грузовых вагонов, предусмотренных пунктом 3.5 договора, заказчик взыскивает с подрядчика пени в пятикратном размере по ставкам платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования грузовых вагонов (приложение N 8 к договору) за каждый день просрочки.
В июне 2022 года ответчиком был нарушен срок проведения, текущего отцепочного ремонта вагонов принадлежности истца в количестве 64 штук, за что был начислен штраф.
В адрес ответчика в соответствии с пунктом 8.2 договора были направлены претензии N ИД/ПР/ФНвб-1815/22 (3218/08) от 13.09.2022, N ИД/ПР/ФНвб-1816/22 (3219/08) от 13.09.2022, N ИД/ПР/ФНвб-1817/22 (3220/08) от 13.09.2022, N ИД/ПР/ФНвб-1819/22 (3222/08) от 13.09.2022, N ИД/ПР/ФНвб-1820/22 (3223/08) от 13.09.2022.
Претензионные требования, направленные подрядчику, были оставлены без ответа, до настоящего времени какой-либо оплаты ответчиком не произведено, в связи с чем, истец вынужден был обратиться в арбитражный суд для защиты своих прав и законных интересов.
Статьями 309 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со статьей 702 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Частью 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием вещи должника, поручительством, независимой гарантией, задатком, обеспечительным платежом и другими способами, предусмотренными законом или договором.
В соответствии с частью 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства.
Как следует из материалов дела, в рамках указанного договора ОАО "РЖД" произведены работы по текущему отцепочному ремонту (ТР-2) вагонов заказчика.
При рассмотрении спора судом установлено, что ответчиком в июне 2022 года ответчиком был нарушен срок проведения, текущего отцепочного ремонта вагонов принадлежности истца в количестве 64 штук.
Общий размер пени за нарушение сроков проведения текущего отцепочного ремонта составил 391 858,95 руб.
Доводы апеллянта о том, что просрочки времени выполнения ремонтных мероприятий не допущено, суд неправомерно не принял основания, предусмотренные пунктом 6.3 договора, являющиеся основаниями освобождения от начисления неустойки ответчику, судом апелляционной инстанции отклоняются как несостоятельные.
В соответствии с пунктом 3.5 договора продолжительность нахождения одного грузового вагона заказчика в ТР-2 не должна превышать 78 часов, начиная с 00 час. 00 мин. суток, следующих за сутками прибытия грузового вагона на железнодорожную станцию, примыкающую к ВЧДЭ производящего ТР-2.
Отсчет времени на проведение ТР-2 грузовых вагонов начинается с 00 часов 00 минут суток, следующих за сутками прибытия грузового вагона на железнодорожную станцию, примыкающую к ВЧДЭ производящего ТР-2 грузовых вагонов.
Иной порядок исчисления сроков договором не предусмотрен.
Период нахождения спорных вагонов в ТР-2 определен истцом в соответствии с имеющимися в деле уведомлениями формы ВУ-23-М (где указана станция отцепки и дата прибытия вагона на станцию), а также с уведомлениями о приемке вагонов из ТР-2 (формы ВУ-36-М, где указана станция проведения ремонта), подтверждающими окончание ремонта.
Представленные истцом документы подтверждают сроки выполнения текущего ремонта вагонов свыше 78 часов, предусмотренных договором, что доказательно не опровергнуто ответчиком.
Согласно пункту 6.3 договора подрядчик освобождается от ответственности за нарушение срока проведения ТР-2 грузовых вагонов и от оплаты штрафных санкций, пеней при выполнении ТР-2 грузовых вагонов в при передислокации грузовых вагонов на железнодорожную станцию примыкания к ВЧДЭ, производящему ТР-2 грузовых вагонов, в случае отцепки грузового вагона на станции, отличной от станции ремонта.
Как верно указано судом первой инстанции, по спорным вагонам данное основание не применимо, так как стация отцепки в уведомлении формы ВУ-23 совпадает со станцией ремонта (согласно уведомлению по форме ВУ-36).
В соответствии с пунктом 6.3 договора подрядчик освобождается от ответственности за сверхнормативный простой грузовых вагонов, в том числе, в случае необходимости проведения ремонта запасных частей - на период времени проведения ремонта запасной части до момента ее возврата на участок проведения ТР-2, в случае, когда запасная часть, снятая при проведении ТР-2 грузового вагона направлена (по требованию заказчика) в вагоноремонтную организацию для проведения ремонта с последующим возвратом под ремонтируемый грузовой вагон (с момента получения подрядчиком уведомления заказчика о необходимости проведения ремонта запасной части до момента прибытия отремонтированной запасной части из ремонта на участок проведения ТР-2).
Из буквального толкования условий договора (пунктов 3.5, 6.3 договора), следует, что исключение, связанное с освобождением подрядчика от ответственности за нарушение срока проведения ТР-2 ввиду необходимости проведения ремонта запасных частей, применяется только при условии получения подрядчиком от заказчика уведомления (требования) о необходимости проведения ремонта запасной части.
Доказательств того, что истец направлял ответчику уведомления (требования) о необходимости проведения ремонта запасной части либо подкатки под конкретный вагон конкретной колесной пары в материалы дела не представлено.
Пункт 3.5 договора предусматривает, что в продолжительность нахождения одного грузового вагона в ТР-2 не включается период времени доставки подрядчику давальческих запасных частей заказчиком, в том числе из числа немассовых, указанных в подпункте 1.2.2 договора, предоставляемых заказчиком по акту приема-передачи ТМЦ, составленного по форме приложения N 23 к договору, (с момента уведомления подрядчиком заказчика об отсутствии необходимых запасных частей до момента передачи запасных частей подрядчику по акту приема-передачи ТМЦ).
В соответствии с пунктом 6.3 договора подрядчик освобождается от ответственности за нарушение срока проведения ТР-2 грузовых вагонов и от оплаты штрафных санкций, пеней при выполнении ТР-2 грузовых вагонов в случае отсутствия у подрядчика запасных частей - на период времени доставки подрядчику давальческих запасных частей заказчиком по акту формы N МХ-1 (с момента уведомления подрядчиком заказчика об отсутствии необходимых запасных частей до момента передачи запасных частей подрядчику по МХ-1).
Однако, ответчик доказательств отсутствия соответствующих запасных частей на соответствующих пунктах технического обслуживания и ремонта вагонов (ПТОР) на дату начала ремонта вагона; направления уведомления об отсутствии запасных частей в адрес заказчика в соответствии с пунктом 4.1.7 договора, т.е. в суточный срок с момента обнаружения неисправности грузового вагона; передачи истцом запасных частей для ремонта конкретного вагона (в ответ на соответствующее уведомление заказчика), в материалы дела, также, не представил.
При этом, суд апелляционной инстанции соглашается с позицией суда первой инстанции о том, что технология работы собственника вагонов в отношении ТР-2 и условия заключенного между сторонами договора предусматривают неоднократную/плановую поставку запасных частей для нужд эксплуатационного депо (создание оборотного запаса).
В этой связи соотнести то, что запасные части заказчика были переданы для ремонта конкретного вагона, в отсутствие в деле совокупности вышеизложенных документов, предусмотренных условиями договора, не представляется возможным.
Соответственно, сам по себе факт проведения текущего отцепочного ремонта вагонов ответчиком с использованием предоставленных истцом деталей не увеличивает согласованную в пункте 3.5 договора продолжительность нахождения вагонов в ТР-2.
С учетом изложенного, вывод суда первой инстанции о том, что основания для освобождения ответчика от ответственности не имеется, судом апелляционной инстанции признается правильным.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции необоснованно отклонил ходатайство о снижении неустойки по правилам статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, подлежат отклонению по следующим основаниям.
Статьей 333 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку. Если обязательство нарушено лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, суд вправе уменьшить неустойку при условии заявления должника о таком уменьшении.
Уменьшение неустойки, определенной договором и подлежащей уплате лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, допускается в исключительных случаях, если будет доказано, что взыскание неустойки в предусмотренном договором размере может привести к получению кредитором необоснованной выгоды.
Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пунктах 69 - 81 Постановления от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" даны разъяснения применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 71 указанного Постановления, если должником является коммерческая организация, индивидуальный предприниматель, а равно некоммерческая организация при осуществлении ею приносящей доход деятельности, снижение неустойки судом допускается только по обоснованному заявлению такого должника, которое может быть сделано в любой форме. Бремя доказывания несоразмерности неустойки и необоснованности выгоды кредитора возлагается на ответчика (пункт 73 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2016 N 7).
При оценке соразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства необходимо учитывать, что никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного поведения, а также то, что неправомерное пользование чужими денежными средствами не должно быть более выгодным для должника, чем условия правомерного пользования (пункты 3, 4 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации) (пункт 75 Постановления).
Согласно пункту 77 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2016 N 7 снижение размера договорной неустойки, подлежащей уплате коммерческой организацией, индивидуальным предпринимателем, а равно некоммерческой организацией, нарушившей обязательство при осуществлении ею приносящей доход деятельности, допускается в исключительных случаях, если она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства и может повлечь получение кредитором необоснованной выгоды (пункты 1 и 2 статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно разъяснениям, изложенным в пунктах 73, 74 Постановлении Пленума Верховного суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении некоторых положений гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" бремя доказывания несоразмерности неустойки и необоснованности выгоды кредитора, возлагается на ответчика.
Несоразмерность и необоснованность выгоды могут выражаться, в частности, в том, что возможный размер убытков кредитора, которые могли возникнуть вследствие нарушения обязательства, значительно ниже начисленной неустойки (часть 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Аналогичная позиция изложена Верховным судом РФ 25.11.2020 в Обзоре судебной практики N 3 (2020 года).
Возражая против заявления об уменьшении размера неустойки, кредитор не обязан доказывать возникновение у него убытков (пункт 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации), но вправе представлять доказательства того, какие последствия имеют подобные нарушения обязательства для кредитора, действующего при сравнимых обстоятельствах разумно и осмотрительно, например, указать на изменение средних показателей по рынку (процентных ставок по кредитам или рыночных цен на определенные виды товаров в соответствующий период, валютных курсов и т.д.).
Вместе с тем, ответчиком не представлены в материалы дела доказательства, подтверждающие явную несоразмерность неустойки последствиям нарушения обязательства и получения истцом необоснованной выгоды при удовлетворении иска в полном объеме.
Заявление ответчика об уменьшении подлежащей взысканию неустойки в порядке статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации не может служить основанием, позволяющим суду применить указанную норму.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.
Доказательств, подтверждающих свои доводы, ответчик не представил.
Согласно правовой позиции ВАС РФ, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 13.01.2011 N 11680/10, а также определении ВАС РФ от 24.01.2011 N ВАС-18380/10 необоснованное уменьшение судами неустойки не должно допускаться, поскольку это вступает в противоречие с принципом осуществления гражданских прав своей волей и в своем интересе, а также с принципом состязательности сторон (статья 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Кроме того, уменьшение неустойки с экономической точки зрения позволяет должнику получать доступ к финансированию за счет другого лица на нерыночных условиях, и это, в целом, может стимулировать недобросовестных должников к неплатежам и вызывать крайне негативные экономические последствия.
ПАО "ПГК" является коммерческой организацией, основной целью деятельности которой является извлечение прибыли. Как оператор железнодорожного подвижного состава истец оказывает услуги по предоставлению грузовых вагонов для осуществления железнодорожных перевозок грузов своих контрагентов.
В результате ненадлежащего исполнения ответчиком своих обязательств грузовые вагоны, принадлежащие истцу, сверхнормативно простаивали в ремонте. То есть истец понес убытки от невозможности использования вагонов по прямому назначению.
ОАО "РЖД" является коммерческой организацией, осуществляющей профессиональную экономическую деятельность в области ремонта вагонов, в связи с чем осведомлено о необходимости обеспечивать сроки выполнения ремонта вагонов, установленных договором.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что основания для применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации при рассмотрении настоящего спора и снижения размера пени отсутствуют, требование о взыскании 391 858,95 руб. пени подлежит удовлетворению в полном объеме.
Правовые основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены (изменения) судебного акта с учетом рассмотрения дела арбитражным судом апелляционной инстанции в пределах доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, отсутствуют.
Обстоятельства дела установлены судом первой инстанции верно и в полном объеме. Выводы суда сделаны на основе верной оценки имеющихся в материалах дела доказательств, оснований для их иной оценки апелляционным судом, в зависимости от доводов апелляционной жалобы, не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основаниями к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
По правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 10.08.2023 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-5164/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
В.М. Сухотина |
Судьи |
Н.В. Марченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-5164/2023
Истец: ПАО "Первая Грузовая Компания"
Ответчик: ОАО "Российские железные дороги" в лице Западно-Сибирской дирекции инфраструктуры-Структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры "РЖД"
Третье лицо: ОАО "Российские железные дороги", Седьмой арбитражный апелляционный суд