г. Пермь |
|
19 октября 2023 г. |
Дело N А50-1317/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 октября 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Якушева В. Н.,
судей Герасименко Т.С., Трефиловой Е.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Тауафетдиновой О.Р.,
при участии:
от заявителя: Чупина М.И., паспорт, доверенность от 20.10.2021, диплом;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу третьего лица Управления земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 03 августа 2023 года по делу N А50-1317/2023
по заявлению индивидуального предпринимателя Погодиной Светланы Анатольевны (ОГРНИП 304592035700141; ИНН 592000768164)
к администрации Чайковского городского округа (ОГРН 1185958069351, ИНН 5959002433),
третье лицо: Управление земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа,
об оспаривании бездействия,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Погодина Светлана Анатольевна (далее - заявитель, предприниматель, ИП Погодина С.А.) обратилась в арбитражный суд с заявлением к администрации Чайковского городского округа (далее - заинтересованное лицо, Администрация) о признании незаконным отказа в заключении дополнительных соглашений о продлении срока действия договоров на размещение нестационарных торговых объектов с предпринимателем от 15.11.2018 N 03-13-/42 и N 03-13-/43 до 15.11.2027, выраженного в письме от 26.12.2022 N 01-03-23-283. В качестве способа восстановления полагаемого нарушенным права заявитель просит суд обязать Администрацию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 03.08.2023 заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным как не соответствующее действующему законодательству решение администрации Чайковского городского округа, выразившееся в отказе в заключении дополнительных соглашений о продлении срока договоров на размещение нестационарных торговых объектов от 15.11.2018 N 03-13-/42 и N 03-13-/43, изложенное в письме от 26.12.2022 N 01-03-23-283. Суд обязал Администрацию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя.
Не согласившись с принятым судебным актом, привлеченное в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа (далее - третье лицо, Управление) обратилось с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. Управление не согласно с решением суда в связи с недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права. Так, отмечает, что законность исключения мест из Схемы подтверждена вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Пермского края от 22.07.2022 по делу N А50-6795/2022. Так как места, на которых расположены объекты ИП Погодиной С.А., исключены из Схемы размещения нестационарных торговых объектов Чайковского городского округа", размещение нестационарных объектов в местах, не включенных в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа, не соответствует п.п.1 п. 14.9.7 "Правилам благоустройства территории муниципального образования "Чайковский городской округ", утвержденных Решением Думы Чайковского городского округа от 20.03.2019 N 165. Кроме того, размещение нестационарных торговых объектов в местах, не включенных в Схему размещения нестационарных торговых объектов противоречит вышеуказанным нормам п. 1 ст. 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N381-ФЗ), Постановления Правительства РФ от 29.09.2010 N 772 "Об утверждении Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов", Постановления Правительства Пермского края от 28 ноября 2017 N 966-п "Об утверждении порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов" (далее - Порядок N966), Положения о порядке и условиях размещения нестационарных торговых объектов на территории Чайковского городского округа, утвержденного решением Думы Чайковского городского округа от 03.09.2020 N 393. В любом случае Управление считает, что суд в решении должен был указать способ устранения нарушений.
Заявитель представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым просит решение суда оставить без изменения, жалобу Управления - без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель заяви теля поддержала доводы отзыва.
Иные лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направили, что в силу частей 3 и 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 15.11.2018 Комитет по управлению имуществом администрации Чайковского городского поселения заключил с индивидуальным предпринимателем Погодиной С.А. договоры N N 03-13/42, 03-13/43 на размещение нестационарных торговых объектов (далее - договоры).
В соответствии с пунктами 1.1 названных договоров предпринимателю предоставлено право на размещение нестационарных торговых объектов (далее - НТО) на земельных участках: с кадастровым номером 59:12:0010334:11 площадью 49 кв.м и с кадастровым номером 59:12:0010334:12 площадью 46 кв.м по адресу: Пермский край, г. Чайковский, ул. Вокзальная.
Согласно пунктам 2.7 договоров они заключены на 5 лет, вступили в силу с даты подписания.
В пункте 1.2 договоров указано, что они заключены в соответствии со схемой размещения НТО на территории г. Чайковский, утвержденной постановлением администрации Чайковского городского поселения от 31.10.2016 N 2164.
В настоящее время действует Схема размещения НТО, утвержденная постановлением администрации Чайковского городского округа от 26.07.2019 N 1305.
В Схему были внесены изменения Постановлением Администрации от 30.11.2020 N 1157 "О внесении изменений в Схему размещения нестационарных торговых объектов Чайковского городского округа", утвержденную постановлением администрации от 26.07.2019 N 1305, в результате изменений в Схему включены 2 объекта с адресным ориентиром: ул. Вокзальная, остановка "Контейнерная", а именно павильон с учетным номером 081, имеющий специализацию "Мясо и мясная продукция" и павильон с учетным номером 082, имеющий специализацию "Общественное питание и продукция общественного питания".
В результате внесения изменений в Схему постановлением администрации от 09.03.2022 N 249 места с учетными номерами 081 и 082 для размещения нестационарных объектов по адресу ул. Вокзальная остановка "Контейнерная" исключены из Схемы.
Данные обстоятельства были установлены Арбитражным судом Пермского края при рассмотрении спора в деле N А50-6795/2022 и сторонами не оспариваются.
14.12.2022 предприниматель обратилась в Администрацию с заявлением о продлении срока действия договоров на 7 лет на основании Постановления N 577-п, приложив к заявлению подписанные дополнительные соглашения к договорам.
Администрацией в адрес предпринимателя направлено письмо от 26.12.2022 N 01-03-23-283, в котором указано на отсутствие правовых оснований для заключения дополнительных соглашений о продлении договоров в связи с исключением мест, на которых размещены объекты заявителя, их Схемы.
Полагая, что отказ Администрации в заключении дополнительных соглашений о продлении срока действия договоров не соответствуют действующему законодательству и нарушает права и законные интересы ИП Погодиной С.А. в сфере предпринимательской деятельности, последняя обратилась в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконным необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Постановлением Правительства РФ от 12.03.2022 N 353 "Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году (далее - Постановление Правительства РФ N 353) установлена возможность продления на срок до 7 лет (если более длительные сроки продления не предусмотрены договором, актом субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления) без проведения торгов срок действия договоров на размещение нестационарных торговых объектов и объектов для осуществления развозной торговли, включая договоры аренды для размещения указанных объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, сроки действия которых истекают со дня вступления в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 N 353 "Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году" по 31 декабря 2026.
Сроки, на которые продлеваются договоры и разрешительные документы, указанные в пунктах 1 - 3 настоящего документа, и порядок их продления устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (пункты 1, 4 приложения N 15 Постановления Правительства N 353).
Из буквального содержания пункта 1 в совокупности с пунктом 4 приложения N 15 к Постановлению Правительства РФ N 353, следует, что продление договора осуществляется в порядке и на срок, устанавливаемыми нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Пермского края от 06.07.2022 N 577-п "О реализации приложения N 15 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 N 353 "Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году" и о порядке продления договоров, разрешений на размещение торговых объектов" (далее - Постановление N 577-п) (в редакции, действовавшей как на момент подачи Предпринимателем заявления о продлении срока действия Договоров, так и на момент принятия Администрацией решения об отказе в продлении срока действия договоров), предусмотрено продление на 7 лет (если более длительные сроки продления не предусмотрены договором, актом Пермского края, органа местного самоуправления) без проведения торгов срок действия договоров на право размещения нестационарных торговых объектов (павильонов, киосков, фуд-траков) и объектов для осуществления развозной торговли, включая договоры аренды для размещения указанных объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, сроки действия которых истекают с 14 марта 2022 года по 31 декабря 2026 года, при соблюдении требований Правил благоустройства территории муниципальных образований Пермского края, установленных для данных объектов (далее - Правила благоустройства).
Продление срока действия договоров и разрешительных документов, указанных в пунктах 1 - 4 настоящего Постановления, осуществляется на основании письменных заявлений лиц, с которыми заключены договоры и (или) которым выданы разрешительные документы, поданных в орган государственной власти Пермского края, орган местного самоуправления муниципального образования Пермского края, уполномоченный на заключение соответствующих договоров, выдачу разрешительных документов (пункт 5 Постановления N 577-п).
Уполномоченный орган в течение 15 рабочих дней со дня получения заявления, указанного в пункте 5 настоящего постановления, продлевает сроки действия договора, разрешительных документов с учетом требований, указанных в пунктах 1 - 4 настоящего постановления (пункт 6 Постановления N 577-п).
Постановление Правительства Пермского края от 06.07.2022 N 577-п не устанавливает порядок продления договоров, в том числе срока, в течение которого или по истечении которого лица, с которыми заключены договоры на размещение НТО, должны обратиться в орган местного самоуправления, уполномоченный на заключение соответствующих договоров.
С учетом приведенных нормативно правовых актов, Администрация должна была в течение 15 рабочих дней со дня получения письменного заявления от предпринимателя заключить с последним дополнительные соглашения о продлении срока действия Договоров.
Таким образом, принимая во внимание, что срок действия договоров истекает в период с 14.03.2022 по 31.12.2026, исходя из буквального значения содержащихся в пункте 1 Постановления N 577-п слов и выражений, а также учитывая, что на момент обращения предпринимателя с заявлением ни актом Пермского края, ни актом органа местного самоуправления не был установлен порядок продления договоров на размещение нестационарных торговых объектов и срок подачи такого заявления, суд первой инстанции пришел к справедливому выводу о том, что предприниматель была вправе реализовать свое право на продление срока действия договоров.
Администрация, в свою очередь, на основании приведенных нормативно правовых актов, должна была в течение 15 рабочих дней со дня получения письменного заявления предпринимателя продлить срок действия договоров с учетом требования пункта 1 Постановления N 577-п.
Из материалов дела следует, что основаниями для непродления договоров явились выводы Администрации о том, что действующая Схема не содержит сведений о месте размещения нестационарных торговых объектов заявителя под учетными номерами 081 и 082, правомерность исключения мест из Схемы подтверждена судебными актами по делу N А50-6795/2022. Отсутствие мест под объектами заявителя расценены Администрацией как несоответствие Правилам благоустройства, а соблюдение Правил благоустройства является одним из условий продления срока действия Договоров.
Вместе с тем Администрацией не учтено следующее.
Схема разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Внесение изменений в схему не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной Схемы, что следует из пункта 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Постановлением Правительства Пермского края от 28.11.2017 N 966-п "Об утверждении Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов" утвержден Порядок разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов (далее - Порядок).
Согласно пункту 1.2 Порядка размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании Схемы.
Пунктом 4.5 Порядка предусмотрено, что внесение в Схему изменений не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до внесения соответствующих изменений.
В случае внесения в Схему изменений по основаниям, указанным в пункте 4.1 настоящего Порядка, в результате которых место размещения нестационарного торгового объекта исключается из Схемы, уполномоченный орган обязан предложить субъекту торговли, осуществляющему торговую деятельность в данном нестационарном торговом объекте, альтернативное место размещения нестационарного торгового объекта на период до окончания срока действия договора на право размещения нестационарного торгового объекта на месте, исключаемом из Схемы.
Порядок предоставления субъекту торговли, осуществляющему торговую деятельность в нестационарном торговом объекте, размещенном на месте, исключаемом из Схемы, альтернативного места размещения нестационарного торгового объекта на период до окончания срока действия договора на право размещения нестационарного торгового объекта на месте, исключаемом из Схемы, устанавливается правовым актом органа местного самоуправления муниципального образования Пермского края. В случае согласия субъекта торговли на изменение места размещения нестационарного торгового объекта орган местного самоуправления муниципального образования Пермского края заключает с данным субъектом торговли дополнительное соглашение к договору на право размещения нестационарного торгового объекта в части изменения места размещения нестационарного торгового объекта.
Альтернативное место размещения нестационарного торгового объекта должно обеспечивать сохранение вида, площади и специализации нестационарного торгового объекта.
Таким образом, исключение мест размещения нестационарных торговых объектов, которые были размещены до внесения изменений в Схему, не влечет автоматического прекращения заключенных договоров, не может являться основанием для отказа в заключении дополнительных соглашений, поскольку ограничивает уровень тех правовых гарантий, которые представлены владельцам нестационарных торговых объектов законодателем.
С учетом установленных по делу обстоятельств, представленных в дело доказательств суд первой инстанции пришел к справедливому выводу о том, что у Администрации не имелось правовых оснований для отказа в заключении с Предпринимателем дополнительных соглашений о продлении срока действия договоров по основанию, изложенному в письме от 26.12.2022 N 01-03-23-283, в связи с чем оспариваемое решение заинтересованного лица не соответствует требованиям действующего законодательства, нарушает права и законные интересы заявителя, ограничивает его права, связанные с ведением предпринимательской деятельности в спорных объектах.
При этом оспариваемый отказ в продлении срока действия договоров явился препятствием в реализации заявителем права на продление договоров до окончания срока действия, поскольку с принятием Правительством Пермского края Постановления от 26.04.2023 N 304-п "О внесении изменений в Постановление Правительства Пермского края от 06.07.2022 N 577-п" возможность продления указанного договора на 7 лет утрачена.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Ссылка заявителя жалобы на нарушение судом пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ, поскольку в решении не указан конкретный способ защиты прав заявителя, а лишь возложена на заинтересованное лицо неопределенная обязанность устранить допущенные нарушения прав заявителя, отклоняется.
Неясность судебного акта может быть устранена в порядке, предусмотренном статьей 179 АПК РФ. Если для принудительного исполнения решения будет выдан исполнительный лист, и при неясности его положений, неясности способа и порядка его исполнения, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться в суд, выдавший исполнительный документ, с заявлением о разъяснении его положений, способа и порядка его исполнения (статья 32 Федерального закона "Об исполнительном производстве").
Судом первой инстанции при рассмотрении спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и сделаны правильные выводы по делу.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат распределению в соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ и в силу оставления апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на апеллянта. На основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации податель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 03 августа 2023 года по делу N А50-1317/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
В.Н. Якушев |
Судьи |
Т.С. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-1317/2023
Истец: Погодина Светлана Анатольевна
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ЧАЙКОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
Третье лицо: УЗИО АДМИНИТРАЦИИ ЧАЙКОВСКОГО ГО