г. Самара |
|
20 октября 2023 г. |
Дело N А65-9907/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 октября 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 октября 2023 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Харламова А.Ю.,
судей Бажана П.В., Корнилова А.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Григорян С.А.,
при участии в судебном заседании:
от ООО "Содружество" - Кабанова О.С., доверенность от 11.03.2020 N 11,
от Исполнительного комитета Тетюшского муниципального района - Лешина О.А., доверенность от 10.10.2023 N 4387,
от Палаты имущественных и земельных отношений Тетюшского муниципального района - не явился, извещена,
рассмотрев в открытом судебном заседании 16.10.2023 в помещении суда апелляционную жалобу Исполнительного комитета Тетюшского муниципального района на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.07.2023 по делу N А65-9907/2023 (судья Хамидуллина Л.В.),
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Содружество" (ОГРН 1111672000406, ИНН 1638006446), с. Нармонка, Тетюшский район, Республика Татарстан,
к Муниципальному казенному учреждению "Исполнительный комитет Тетюшского муниципального района Республики Татарстан" (ОГРН 1061672000026, ИНН 1638004985), г. Тетюши,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора:
-Муниципальное казенное учреждение "Палата имущественных и земельных отношений Тетюшского муниципального района Республики Татарстан" (ОГРН 1061672000610, ИНН 1638005001), г. Тетюши,
о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в собственность земельных участков и об обязании заключить договоры купли-продажи земельных участков,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Содружество" (далее в т.ч. - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к МКУ "Исполнительный комитет Тетюшского муниципального района Республики Татарстан" (далее в т.ч. - исполнительный комитет), в котором просило:
1.признании незаконным Решение Исполнительного комитета Тетюшского муниципального района Республики Татарстан от 17.03.2023 N 1219 об отказе в предоставлении в собственность земельных участков с кадастровыми номерами:
-16:38:000000:226, площадью 266,5 га, расположенного по адресу: РТ, МО г. Тетюши, с видом разрешенного использования для сельскохозяйственного производства, из земель сельскохозяйственного назначения;
-16:38:320202:15, площадью 5,0513 га, расположенного по адресу: РТ, Тетюшский муниципальный район, Большешемякинское сельское поселение, с видом разрешенного использования для сельскохозяйственного производства, из земель сельскохозяйственного назначения;
-16:38:120403:321, площадью 22,9206 га, расположенного по адресу: РТ, Тетюшский муниципальный район, Федоровское сельское поселение, с видом разрешенного использования для сельскохозяйственного производства, из земель сельскохозяйственного назначения;
-16:38:120403:322, площадью 16,8079 га, расположенного по адресу: РТ, Тетюшский муниципальный район, Федоровское сельское поселение, с видом разрешенного использования для сельскохозяйственного производства, из земель сельскохозяйственного назначения;
-16:38:120403:323, площадью 61,7033 га, расположенного по адресу: РТ, Тетюшский муниципальный район, Федоровское сельское поселение, с видом разрешенного использования для сельскохозяйственного производства, из земель сельскохозяйственного назначения;
-16:38:080306:157, площадью 169,7082 га, расположенного по адресу: РТ, Тетюшский муниципальный район, Нармонское сельское поселение, с видом разрешенного использования для сельскохозяйственного производства, из земель сельскохозяйственного назначения;
-16:38:080306:162, площадью 85,2918 га, расположенного по адресу: РТ, Тетюшский муниципальный район, Нармонское сельское поселение, с видом разрешенного использования для сельскохозяйственного производства, из земель сельскохозяйственного назначения;
-16:38:120401:185, площадью 15,1159 га, расположенного по адресу: РТ, Тетюшский муниципальный район, Федоровское сельское поселение, с видом 5 А65-9907/2023 разрешенного использования для сельскохозяйственного производства, из земель сельскохозяйственного назначения;
-16:38:090406:348, площадью 8,7878 га, расположенного по адресу: РТ, Тетюшский муниципальный район, Федоровское сельское поселение, с видом разрешенного использования для сельскохозяйственного производства, из земель сельскохозяйственного назначения;
2.об обязании Исполнительного комитета Тетюшского муниципального района Республики Татарстан заключить с ООО "Содружество" договоры купли-продажи земельных участков с кадастровыми номерами:
-16:38:000000:226, площадью 266,5 га, расположенного по адресу: РТ, МО г. Тетюши, с видом разрешенного использования для сельскохозяйственного производства, из земель сельскохозяйственного назначения;
-16:38:320202:15, площадью 5,0513 га, расположенного по адресу: РТ, Тетюшский муниципальный район, Болышешемякинское сельское поселение, с видом разрешенного использования, для сельскохозяйственного производства, из земель сельскохозяйственного назначения;
-16:38:120403:321, площадью 22,9206 га, расположенного по адресу: РТ, Тетюшский муниципальный район, Федоровское сельское поселение, с видом разрешенного использования для сельскохозяйственного производства, из земель сельскохозяйственного назначения;
-16:38:120403:322, площадью 16,8079 га, расположенного по адресу: РТ, Тетюшский муниципальный район, Федоровское сельское поселение, с видом разрешенного использования для сельскохозяйственного производства, из земель сельскохозяйственного назначения;
-16:38:120403:323, площадью 61,7033 га, расположенного по адресу: РТ, Тетюшский муниципальный район, Федоровское сельское поселение, с видом разрешенного использования для сельскохозяйственного производства, из земель сельскохозяйственного назначения;
-16:38:080306:157, площадью 169,7082 га, расположенного по адресу: РТ. Тетюшский муниципальный район, Нармонское сельское поселение, с видом разрешенного использования для сельскохозяйственного производства, из земель сельскохозяйственного назначения;
-16:38:080306:162, площадью 85,2918 га, расположенного по адресу: РТ, Тетюшский муниципальный район, Нармонское сельское поселение, с видом разрешенного использования для сельскохозяйственного производства, из земель сельскохозяйственного назначения;
-16:38:120401:185, площадью 15,1159 га, расположенного по адресу: РТ, Тетюшский муниципальный район, Федоровское сельское поселение, с видом разрешенного использования для сельскохозяйственного производства, из земель сельскохозяйственного назначения;
-16:38:090406:348, площадью 8,7878 га, расположенного по адресу: РТ, Тетюшский муниципальный район, Федоровское сельское поселение, с видом разрешенного использования для сельскохозяйственного производства, из земель сельскохозяйственного назначения.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.07.2023 по делу N А65-9907/2023 заявленные ООО "Содружество" требования были удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции МКУ "Исполнительный комитет Тетюшского муниципального района Республики Татарстан" обратилось с апелляционной жалобой в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд.
В апелляционной жалобе МКУ "Исполнительный комитет Тетюшского муниципального района Республики Татарстан" просит суд апелляционной инстанции отменить обжалуемый судебный акт суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных ООО "Содружество" требований.
В материалы дела ООО "Содружество" представило письменный мотивированный Отзыв на апелляционную жалобу МКУ "Исполнительный комитет Тетюшского муниципального района Республики Татарстан", в котором просит суд апелляционной инстанции отказать в ее удовлетворении.
В проводимом судом апелляционной инстанции судебном заседании представитель МКУ "Исполнительный комитет Тетюшского муниципального района Республики Татарстан" поддержал апелляционную жалобу.
В проводимом судом апелляционной инстанции судебном заседании представитель ООО "Содружество" возражал против удовлетворения судом апелляционной инстанции апелляционной жалобы МКУ "Исполнительный комитет Тетюшского муниципального района Республики Татарстан".
В соответствии со ст.ст. 156 и 266 АПК РФ судебное заседание, с учетом мнения представителей сторон, проводится судом апелляционной инстанции в отсутствие представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, извещенного надлежащим образом о времени и месте проведения судом апелляционной инстанции судебного заседания.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке гл. 34 АПК РФ, оценив доводы МКУ "Исполнительный комитет Тетюшского муниципального района Республики Татарстан", изложенные в апелляционной жалобе, контрдоводы ООО "Содружество", изложенные в Отзыве на апелляционную жалобу, заслушав пояснения представителей сторон, изучив и оценив материалы по делу, суд апелляционной инстанции не усматривает предусмотренных законом оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов по настоящему делу и было установлено судом первой инстанции, ООО "Содружество", являясь сельхозпроизводителем (Выписка из ЕГРЮЛ) - 28.04.2021 обратилось в исполнительный комитет с Заявлениями вх. N 109-117 о выкупе земельных участков с кадастровыми номерами:
-16:38:000000:226, 16:38:320202:15, 16:38:120403:321, 16:38:120403:322, 16:38:120403:323, 16:38:080306:157, 16:38:080306:162, 16:38:120401:185, 16:38:090406:348, предоставленных ему ранее, соответственно, по Договорам "Аренды земельного участка":
-от 18.10.2019 N П-2019-А-049, от 18.10.2019 N П-2019-А-050, от 18.10.2019 N П-2019-А-051, от 18.10.2019 N П-2019-А-052, от 18.10.2019 N П-2019-А-053, от 18.10.2019 N П-2019-А-054, от 18.10.2019 N П-2019-А-055, от 18.10.2019 N П-2019-А-056, от 18.10.2019 N П-2019-А057, без проведения торгов для целей сельскохозяйственного использования.
В нарушение установленного законом срока на рассмотрение указанных заявлений общества исполнительный комитет какого-либо ответа в отношении указанных земельных участков обществу не предоставил.
В ходе судебного разбирательства представитель ООО "Содружество" пояснил суду первой инстанции, что в ноябре 2022 года уполномоченные сотрудники МКУ "Исполнительный комитет Тетюшского муниципального района Республики Татарстан" в устной форме попросили общество продублировать поданные ранее Заявления, в связи с чем, общество представило исполнительному комитету аналогичные Заявления от 18.11.2022 "О предоставлении в собственность спорных земельных участков", входящий номер, соответственно: 265, 254, 264, 253, 252, 256, 255, 262.
Письмом от 17.03.2023 N 1219 исполнительный комитет сообщил обществу о невозможности предоставления спорных земельных участков в собственность, поскольку соответствующие заявления были поданы обществом после истечения срока указанных выше Договоров "Аренды земельного участка".
При этом из содержания указанного Письма от 17.03.2023 N 1219 прямо следует, что в нем отсутствуют какие-либо другие основания для не удовлетворения исполнительным комитетом Заявлений общества о выкупе земельных участков.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "Содружество" в суд первой инстанции с рассматриваемым заявлением.
Повторно рассмотрев настоящее дело по правилам, установленным гл. 34 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает, что в данном конкретном случае суд первой инстанции в целях защиты нарушенных прав и законных интересов ООО "Содружество", как сельхозпроизводителя, при вынесении обжалуемого судебного акта правомерно исходил из следующего.
Согласно ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, ненормативный акт, действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны недействительными (незаконными) при наличии одновременно двух условий:
-в случае, если данные ненормативный акт, действия (бездействие) не соответствуют закону;
-нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя.
Отсутствие хотя бы одного из указанных условий исключает удовлетворение заявленных требований.
В силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания законности оспариваемого ненормативного акта, решений и действий (бездействия) возлагается на соответствующий орган.
Согласно п. 3 ст. 3 ЗК РФ имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
В силу п.п. 1, 2 ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В составе таких земель выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
На основании п. 6 ст. 27 ЗК РФ оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее в т.ч. - Закон N 101-ФЗ).
Подпунктом 1 п. 3 ст. 1 Закона N 101-ФЗ определено, что оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на таком принципе как сохранение целевого использования земельных участков.
В соответствии с п. 1 ст. 10 Закона N 101-ФЗ земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном ЗК РФ.
Гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в ст. 39.2 ЗК РФ, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства РФ при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены ЗК РФ (п. 4 ст. 10 Закона N 101-ФЗ).
Согласно подп. 9 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ земельный участок, предназначенный для ведения сельскохозяйственного производства и переданный в аренду гражданину или юридическому лицу, может быть продан арендатору по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства РФ при использовании такого земельного участка в случае, если этим арендатором заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока договора аренды земельного участка.
По смыслу данной нормы, право на приобретение земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения предоставлено не любому арендатору участка, а только лицу, которое надлежащим образом использовало эти земли в период аренды.
Законодатель закрепил механизм обеспечения защиты прав на приобретение земельных участков сельскохозяйственного назначения исключительно тех арендаторов, которые доказали, что на протяжении длительного срока (более трех лет) могут надлежаще использовать и использовали предоставленные им земельные участки.
Данный механизм преследует цели появления класса эффективных собственников сельскохозяйственных земель, сохранения устойчивого землепользования и более бережного отношения к земле как к природному ресурсу, используемому в качестве средства производства в сельском хозяйстве.
Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен ст. 39.17 ЗК РФ.
Согласно указанной норме ЗК РФ земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов предоставляется на основании соответствующего заявления заинтересованного лица, требования к содержанию и приложениям к которому регламентированы п.п. 1, 2 ст. 39.17 ЗК РФ.
В силу п. 3 ст. 39.17 ЗК РФ в течение десяти дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает это заявление заявителю, если оно не соответствует положениям п. 1 данной статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предоставляемые в соответствии с п. 2 данной статьи.
При этом уполномоченным органом должны быть указаны причины возврата заявления о предоставлении земельного участка.
Пунктом 5 ст. 39.17 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до 01.03.2023) установлено, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных ст. 39.16 данного Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1)осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2)принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3)принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных ст. 39.16 данного Кодекса, и направляет принятое решение заявителю.
В указанном решении должны быть указаны все основания отказа (подп. 3 п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ).
Исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, содержится в ст. 39.16 ЗК РФ.
Как было правильно установлено судом первой инстанции, отказывая обществу в предоставлении спорных земельных участков в собственность, исполнительный комитет в оспариваемом отказе указал на то, что на дату обращения общества с Заявлениями от 28.04.2021 срок аренды испрашиваемых земельных по указанным выше Договорам "Аренды земельного участка" составил менее 2ух лет, при этом повторные Заявления от 18.11.2022 были поданы обществом в исполнительный комитет после истечения срока данных гражданско-правовых договоров.
Суд первой инстанции также установил и не оспаривалось исполнительным комитетом в ходе рассмотрения настоящего дела, что Заявления общества от 28.04.2021 вх. N 109-117 о предоставлении в собственность земельных участков с кадастровыми номерами: 16:38:000000:226, 16:38:320202:15, 16:38:120403:321, 16:38:120403:322, 16:38:120403:323, 16:38:080306:157, 16:38:080306:162, 16:38:120401:185, 16:38:090406:348, без проведения торгов с соответствующими необходимыми приложениями, были получены исполнительным комитетом в указанную дату, о чем свидетельствует штамп входящей корреспонденции органа местного самоуправления на данных Заявлениях, и возвращены обществу не были.
Следовательно, как верно указал суд первой инстанции, получив - 28.04.2021 Заявления общества о выкупе без проведения торгов спорных земельных участков, исполнительный комитет в тридцатидневный срок со дня поступления данных Заявлений обязан был их рассмотреть по существу, проверить наличие или отсутствие предусмотренных ст. 39.16 ЗК РФ оснований и по результатам указанного рассмотрения и проверки совершить одно из действий, предусмотренных п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ.
Вместе с тем, суд первой инстанции установил и подтверждено материалами по настоящему делу, что в нарушение требований п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ исполнительным комитетом в установленный законом срок соответствующее решение по Заявлениям общества от 28.04.2021 вх. N 109-117 не было принято.
Указанное юридически значимое обстоятельство в нарушение требований ч. 1 ст. 65 и ч. 5 ст. 200 АПК РФ не было оспорено стороной оппонента посредством представления в материалы дела надлежащих доказательств до рассмотрения судом первой инстанции дела
По сути, защищая нарушенные права и законные интересы общества суд первой инстанции верно отметил, что действия (бездействие) исполнительного комитета по не рассмотрению Заявлений общества от 28.04.2021 вх. N 109-117 не было оспорено заявителем в судебном порядке, указанные действия (бездействие) также не подлежат оценке при рассмотрении настоящего спора.
Кроме того, как было установлено судом первой инстанции, Ответ на Заявления общества от 18.11.2022 также не был предоставлен исполнительным комитетом в установленный п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ тридцатидневный срок заявителю.
Между тем, как следует, из текста оспариваемого обществом Отказа от 17.03.2023 N 1219, исполнительный комитет в данном документе одновременно ссылается на Заявления общества от 28.04.2021 (отмечая, что на указанную дату срок аренды спорных земельных участков составил менее 2ух лет) и от 18.11.2022 (указывая, что на данную дату срок действия договоров аренды истек).
Таким образом, принимая во внимание, что какого-либо решения по Заявлениям общества от 28.04.2021, а также от 18.11.2022 в установленные действующим законодательством РФ сроки исполнительным комитетом не принималось, суд первой инстанции исходя из содержания Письма от 17.03.2023 N 1219 пришел к правомерному выводу о том, что оно является результатом рассмотрения Заявлений общества как от 28.04.2021, так и от 18.11.2022.
Как уже было отмечено судом первой инстанции в обжалуемом судебном акте, исходя из положений подп. 9 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ право арендатора на приобретение в собственность земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения возникает при одновременном соблюдении следующих условий: арендатор пользуется соответствующим участком на основании договора аренды, с момента заключения которого прошло не менее трех лет, пользование участком осуществлялось надлежащим образом, заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды.
При повторном рассмотрении настоящего дела суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно изучил и оценил контрдоводы исполнительного комитета и указал в обжалуемом судебном акте следующее.
Действительно, на дату обращения общества в исполнительный комитет с Заявлениями от 28.04.2021 срок использования спорных земельных участков на основании заключенных Договоров от 18.10.2019 "Аренды земельного участка" составил менее трех лет, что свидетельствует о несоблюдении условия, установленного в подп. 9 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ для выкупа указанных земельных участков.
Вместе с тем, поскольку решение об отказе в предоставлении Заявителю в собственность земельных участков с кадастровыми номерами: 16:38:000000:226, 16:38:320202:15, 16:38:120403:321, 16:38:120403:322, 16:38:120403:323, 16:38:080306:157, 16:38:080306:162, 16:38:120401:185, 16:38:090406:348, без проведения торгов принималось исполнительным комитетом - 17.03.2023, на указанную дату трехлетний срок использования спорных земельных участков уже наступил, при этом, соответствующее волеизъявление о выкупе данных участков было подано арендатором - обществом до истечения срока указанных гражданско-правовых договоров.
Факты ненадлежащего использования арендатором арендованных земельных участков у уполномоченного органа на момент принятия оспариваемого Отказа отсутствовали и такие доказательства в нарушение требований ч. 1 ст. 65 и ч. 5 ст. 200 АПК РФ исполнительным комитетом не были представлены в материалы настоящего дела.
Соответствующих сведений о выявленных в рамках государственного земельного надзора нарушений использования арендатором земельных участков с кадастровыми номерами: 16:38:000000:226, 16:38:320202:15, 16:38:120403:321, 16:38:120403:322, 16:38:120403:323, 16:38:080306:157, 16:38:080306:162, 16:38:120401:185, 16:38:090406:348, не по целевому назначению, равно как и о неустраненных нарушениях законодательства РФ при использовании арендатором указанных земельных участков, полученных в установленном законом порядке, у исполнительного комитета отсутствуют и суду первой инстанции для изучения и оценки по правилам ст.ст. 71 и 162 АПК РФ не были представлены.
В соответствии с ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо участвующее в деле должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно ч.ч. 1 и 2 ст. 9 АПК РФ судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности, лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
В соответствии со ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в материалах дела доказательств.
В ходе судебного разбирательства суд первой инстанции надлежащим образом изучив и оценив имеющиеся в деле доказательства в совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и контрдоводов лиц, участвующих в деле, установил, что общество на момент принятия исполнительным комитетом оспариваемого Отказа в полной мере соответствовало критериям, предусмотренным положениями п. 4 ст. 10 Закона N 101-ФЗ, во время владения данными земельными участками по Договорам "Аренды земельного участка" надлежащим образом использовало их по назначению - для сельскохозяйственного производства, не допустило какие-либо нарушения условий данных гражданско-правовых договоров, Заявления были поданы обществом в исполнительный комитет до истечения срока действия Договоров "Аренды земельного участка" и только на момент принятия исполнительным комитетом оспариваемого Решения от 17.03.2023 N 1219 срок арендных отношений превысил установленный законом трехлетний срок их использования арендатором.
При этом, как верно указал суд первой инстанции, факт повторного обращения общества с Заявлениями от 18.11.2022 в исполнительный комитет в данном конкретном случае не имеет правового значения, поскольку волеизъявление о выкупе спорных земельных участков было выражено обществом значительно раньше.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что у исполнительного комитета отсутствовали предусмотренные законом основания для отказа обществу в выкупе спорных земельных участков без проведения торгов, в связи с чем, оспариваемое Решение от 17.03.2023 N 1219 правомерно было признано судом первой инстанции незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, при правильном применении положений ч.ч. 2 и 5 ст. 201 АПК РФ.
Судебные расходы ООО "Содружество" по уплате государственной пошлины в соответствии со ст.ст. 104 и 110 АПК РФ распределены судом первой инстанции правильно.
Суд апелляционной инстанции, повторно проанализировав предоставленные в материалы дела доказательства, в соответствии с правилами, определенными ст. 71 и гл. 34 АПК РФ, поддерживая в качестве правомерных контрдоводы ООО "Содружество", изложенные в Отзыве на апелляционную жалобу, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные апеллянтом в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом первой инстанции, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства РФ.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что при рассмотрении дела по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, а поэтому у суда апелляционной инстанции нет оснований для изменения или отмены судебного акта.
Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения, которое в полной мере соответствует положениям ст. 170 АПК РФ, в соответствии со ст. 270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, в связи с чем, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Internet".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.07.2023 по делу N А65-9907/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Ю. Харламов |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-9907/2023
Истец: ООО "Содружество", с.Нармонка
Ответчик: Исполнительный комитет Тетюшского муниципального района Республики Татарстан ", г.Тетюши
Третье лицо: Муниципальное казенное учреждение "Палата имущественных и земельных отношений Тетюшского муниципального района Республики Татарстиан", г.Тетюши