г. Москва |
|
20 октября 2023 г. |
Дело N А41-28072/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2023 года.
В полном объёме постановление изготовлено 20 октября 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Стрелковой Е.А., судей Иевлева П.А., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жидок Д.Ю.,
при участии в судебном заседании: стороны извещены, представители не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Бриз" на решение Арбитражного суда Московской области от 23 июля 2023 года по делу N А41-28072/23 по заявлению
Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ивановской и Владимирской областям (ОГРН 1043303407322, ИНН 3329032932)
к обществу с ограниченной ответственностью "Бриз" (ОГРН 1175029018174, ИНН 5047200540)
о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду,
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ивановской и Владимирской областям (далее - истец, Управление) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Бриз" (далее - ответчик) о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 13 812 175 руб. 97 коп. за отчетные периоды - 2020, 2021 года.
Решением Арбитражного суда Московской области от 23 июля 2023 года по делу N А41-28072/23 иск удовлетворен.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом ООО "Бриз" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по мотивам, изложенным в жалобе, и оставить исковое заявление без рассмотрения полностью.
Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ивановской и Владимирской областям в материалы дела представило письменный отзыв на апелляционную жалобу и дополнения к нему, в которых просит решение суда первой инстанции по делу N А41-28072/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Бриз" - без удовлетворения. Кроме того, от Управления поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в том числе, путем публичного размещения информации по делу на официальном сайте Федеральных Арбитражных Судов Российской Федерации http://www.arbitr.ru/, представители сторон, в заседание суда апелляционной инстанции не явились.
Суд апелляционной инстанции на основании статей 123, 156 АПК РФ рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей сторон.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав и оценив в совокупности представленные в материалы дела письменные доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, в ходе проведения Управлением плановой выездной проверки соблюдения требований природоохранного законодательства обществом с ограниченной ответственностью "Экоресурс" (далее - ООО "Экоресурс") с выездом 18.10.2021 на территорию Александровской городской свалки ТБО по адресу: Владимирская обл., Александровский р-н, МО Следнёвское (сельское поселение), д. Машково, при проведении осмотра территории свалки с 13 час 30 мин по 14 час 30 мин, установлено, что ООО "Экоресурс" осуществляет хозяйственную деятельность с нарушением законодательства РФ в области охраны окружающей среды, а именно:
ООО "Экоресурс" является юридическим лицом и действует на основании Устава, утвержденного Протоколом Общего собрания учредителей от 18.09.2018 N 1. Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 12.10.2021 N ЮЭ9965-21-284856647, основным видом деятельности ООО "Экоресурс" является сбор неопасных отходов.
В период с 04.12.2020 по 14.01.2021 ООО "Экоресурс" осуществлял деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, в части сбора, транспортирования, обработки, обезвреживания, размещения (захоронения) отходов III - IV классов опасности на основании лицензии от 04.12.2020 N (37)-330015-СТОБР/П, выданной Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Ивановской и Владимирской областям.
При осуществлении лицензируемого вида деятельности ООО "Экоресурс" эксплуатировало Александровскую городскую свалку ТБО.
Александровская городская свалка ТБО (далее - Свалка ТБО) организована по решению Александровского районного Совета народных депутатов Владимирской области от 27.04.1977 N 320/6, в соответствии с которым Александровскому городскому Совету депутатов трудящихся выделен земельный участок под устройство полигона складирования бытовых отходов.
Свалка ТБО расположена на территории земельного участка с кадастровым номером 33:01:000513:204, по адресу: Владимирская обл., Александровский р-н, МО Следнёвское (сельское поселение), д. Машково.
Проектная документация на устройство Свалки ТБО разработана в 1978 г. проектной организацией "Владкоммунпроект" на основании архитектурно-планировочного задания от 16.02.1974 N 8, утверждённого главным архитектором Александровского района, и задания на проведения проектных работ, утверждённого начальником Управления Коммунального хозяйства 17.02.1975.
Свалка ТБО введена в эксплуатацию согласно акту ввода в эксплуатацию, утверждённого председателем исполкома горсовета от 25.10.1979.
Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 17.11.2017 N 550 Свалка ТБО включена в государственный реестр объектов размещения отходов ГРОРО, регистрационный номер объекта 33-00011-3-00550-171117.
С 20.01.2021 в связи с изменениями, внесёнными в лицензию на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности юридического лица ООО "Экоресурс", приём отходов на Свалку ТБО прекращён.
Согласно постановлению Департамента природопользования и охраны окружающей среды Владимирской области от 12.03.2021 N 60 "О внесении изменений в постановление Департамента природопользования и охраны окружающей среды Владимирской области от 28.12.2020 N 187 "О корректировке территориальной схемы обращения с отходами на территории Владимирской области", Свалке ТБО присвоен статус объекта - не эксплуатируется.
Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 09.11.2021 N 787 Александровская городская свалка ТБО исключена из государственного реестра объектов размещения отходов ГРОРО в связи с получением Росприроднадзором в уведомительном порядке от ООО "Экоресурс" заявления о прекращении эксплуатации объекта размещения отходов.
Инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух ООО "Экоресурс" проведена в 2018 году. При инвентаризации на площадке (территория Александровской городской свалки ТБО) выявлено 2 неорганизованных источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. В процессе биологического разложения органической части ТБО, при рейсировании работающей на свалке техники в атмосферный воздух поступает 14 загрязняющих веществ.
По результатам инвентаризации разработан проект нормативов предельно-допустимых выбросов (ПДВ) вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу. На основании проекта ООО "Экоресурс" выдано Разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ) N РВ-0225 сроком действия с 25.12.2018 г. по 25.12.2025 г.
В ходе проведения проверки, при рассмотрении представленных ООО "Экоресурс" 21.01.2021 в Межрегиональное управление Сведений о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух по утверждённой форме 2-ТП (воздух) за 2020 год, установлено, что ООО "Экоресурс" в 2020 году выброшено в атмосферу 3490,913 тонн загрязняющих веществ. При этом разрешённый выброс вредных (загрязняющих) веществ в пределах утверждённых нормативов ПДВ в соответствии с Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ) N РВ-0225 от 25.12.2018, в 2020 году составляет 1081,587 тонн.
Таким образом, при проведении плановой выездной проверки выявлено, что при осуществлении хозяйственной деятельности ООО "Экоресурс" нарушило условия специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух, а именно: фактический (валовый) выброс в 3,23 раза превышают нормативы ПДВ, установленные Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ) N РВ-0225 от 25.12.2018 по следующим ингредиентам: диоксид серы, оксид углерода, метан, диметилбензол, метилбензол, этилбензол, формальдегид, дигидросульфит (сероводород) и пр.
На основании вышеизложенного Управлением вынесено Постановление о назначении административного наказания от 16.12.2021 N 03-01-397/2021 в отношении ООО "Экоресурс", которое признано виновным, в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрено ч.2 ст. 8.21 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 82 000 руб.
Согласно решению Арбитражного суда Владимирской области (далее - АС ВО) от 09.02.2022 по делу N А11-1090/2021, оставленному без изменения постановлением первого арбитражного апелляционного суда (далее - 1 АСС) от 28.04.2022 г. применены последствия недействительности договора субаренды земельного участка с кадастровым номером 33:01:000513:204, заключенного между ООО "Экоресурс" и ООО "Радуга" (ИНН 3327105367).
Решением АС ВО от 08.12.2022 по делу N А11-16049/2021, оставленным без изменения постановлением 1 ААС от 24.03.2023 г. договор аренды вышеназванного земельного участка, заключенный между ООО "Радуга" и КУМИ администрации муниципального образования Александровский муниципальный район Владимирской области расторгнут.
В связи с реорганизацией ООО "БРИЗ" в форме присоединения к нему ООО "Экоресурс" и ООО "Радуга", деятельность последних прекращена, сняты с учета в налоговом органе 20.01.2023 г.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц ООО "БРИЗ" с 20.01.2023 г. является правопреемником ООО "Экоресурс". В силу требования ч.2 ст.58 ГК РФ при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица.
Управлением 10.03.2022 года была направлена ООО "Экоресурс" претензия N 02-09/1728 после выявления искажения экологической информации в Декларации НВОС и составления отделом государственного экологического надзора по Владимирской области протокола об административном правонарушении от 02.12.2021 г N 03-01-397.
ООО "Экоресурс", правопреемником которого является ООО "БРИЗ", осуществляло хозяйственную деятельность, в результате которой оказывало негативное воздействие на окружающую среду, в связи с чем ООО "Экоресурс" было обязано вносить соответствующую плату в предусмотренные законодательством сроки.
Согласно декларации общая сумма платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2021 год составила 6 977 009 руб. 80 коп. Управлением в адрес ООО "Экоресурс" была направлена претензия от 27.04.2022 N 02-09/3297 с требованием об уплате имеющейся задолженности перед бюджетом в сумме 6 977 009 руб. 80 коп.
Направленные Претензии остались без ответа и удовлетворения. Неисполнение ООО "Экоресурс" обязательств по своевременному внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду послужило основанием для обращения Управления в арбитражный суд с настоящим заявлением о взыскании указанных сумм с его правопреемника ООО "Бриз".
Оценив представленные в дело документы в порядке ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что у ООО "Экоресурс" возникла обязанность по уплате заявленных Управлением платежей за негативное воздействие на окружающую среду, которая в силу универсального правопреемства перешла к ООО "Бриз", в связи с чем удовлетворил исковые требования.
В апелляционной жалобе ответчик указывает, что не был извещён о дате, времени и месте судебного заседания, а также об отсутствии у него обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду в связи с неосуществением соответствующего вида деятельности.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда обстоятельствам дела, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции и не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
В соответствии с положениями статей 3, 21, 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7 "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ), статьи 12 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", п.11 Приложения 1. "Порядок представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду" к приказу Минприроды России от 10.12.2020 N 1043 (ред. от 21.09.2022) "Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы и о признании утратившими силу приказов Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 9 января 2017 г. N 3 и от 30 декабря 2019 г. N 899" суд первой инстанции установил наличие у ООО "Экоресурс обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду за выбросы, превышающие установленные разрешениями на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух за 2020 г.
В соответствии с ч.1 ст.196 ГК РФ Общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 1 и ч 2 ст. 200 ГК РФ если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права. По обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения.
По обязательствам, срок исполнения которых не определен или определен моментом востребования, срок исковой давности начинает течь со дня предъявления кредитором требования об исполнении обязательства, а если должнику предоставляется срок для исполнения такого требования, исчисление срока исковой давности начинается по окончании срока, предоставляемого для исполнения такого требования. При этом срок исковой давности во всяком случае не может превышать десять лет со дня возникновения обязательства.
Управлением был произведен расчет ООО "Экоресурс" по плате за негативное воздействие на окружающую среду за выбросы, превышающие установленные разрешениями на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух за 2020 г. в связи с представлением декларации за указанный отчетный период и заполнения в нем сведении в разделе 1, а именно актуальных значений нормативов допустимых выбросов, где согласно представленному Управлением вышеназванному расчёту:
Побщ. = Пв-ств - Пупл.
Побщ. - Общая задолженность по плате за выбросы, превышающие установленные НДВ разрешением на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух за 2020 год
Пв-ств - сумма платы за выбросы по конкретным вредным (загрязняющим) веществам
Пупл - плата, внесенная ООО "ЭКОРЕСУРС" на 09.03.2022 по плате за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух за 2020 год.
Пв-ств =Мв-ва пдв * Ст * Кинд + Мв-ва св.лим. * Ст * Кинд* Кср
Мв-ва пдв - масса выброса вещества в пределах НДВ, согласно разрешению на выброс N РВ-0225, т.
Ст - ставка платы по вредных (загрязняющих) веществам, согласно Постановления Правительства РФ от 13.09.2016 N 913 "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах", руб.
Мв-ва св.лим - масса выбросов загрязняющих веществ, превышающих массу выбросов загрязняющих веществ, установленную разрешением N РВ-0225, т.
Кинд - Дополнительный коэффициент к ставкам платы на 2020 год, в соответствии с Постановлением Правительства N 1393 от 11.09.2020 года, равный 1,08.
Кср - коэффициент к ставкам платы за выбросы соответствующего i-го загрязняющего вещества за массу выбросов загрязняющих веществ, превышающих массу выбросов загрязняющих веществ, установленную разрешением, согласно Постановления Правительства РФ от 03.03.2017 N 255 "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду", равный 25.
П0328 =0,189*36,6*1,08+0*36,6*1,08*25=7,47 руб.+0 руб. = 7,47 руб.
П0301 =2,823*138,8*1,08+5,3*138,8*1,08*25=423,18 руб. + 19862,28 руб. = 20 285,46 руб.
П0303 =10,405*138,8*1,08+23,243*138,8*1,08*25=1559,75 руб. + 87105,47 руб. = 88 665,22 руб.
П0304 =0,177*93,5*1,08+0*93,5*1,08*25=17,87 руб. + 0 руб. = 17,87 руб.
П0330 =1,487*45,4*1,08+3,071*45,4*1,08*25=72,91 руб. + 3764,43 руб. = 3 837,34 руб.
П0333 =0,508*686,2*1,08+1,139*686,2*1,08*25=376,48 руб. + 21102,70 руб. = 21 479,18 руб.
П0337 =5,991*1,6*1,08+10,988*1,6*1,08*25=10,35 руб. + 475,11 руб. = 485,46 р.
П0410 =1032,947*108*1,08+2306,595*108*1,08*25=120482,94 руб. + 6726031,02 руб. = 6 846 513,96 руб.
П0616 =8,648*29,9*1,08+19,295*29,9*1,08*25=279,26 руб. + 15576,85 руб. = 15 297,59 руб.
П0621 =14,114*9,9*1,08+31,509*9,9*1,08*25=150,91 руб. + 8422,36 руб. = 8 573,27 руб.
П0627 =1,854*275*1,08+4,164*275*1,08*25=550,64 руб. + 30917,70 руб. = 31 468,34 руб.
П1325 =1,874*1823,6*1,08+4,21*1823,6*1,08*25=3690,82 руб. + 207288,61 руб. = 210 979,43 руб.
П2704 =0,006*3,2*1,08+0*3,2*1,08*25=0,02 руб. + 0 руб. = 0,02 руб.
П2732 =0,282*6,7*1,08+0*6,7*1,08*25=2,04 руб. + 0 руб. = 2,04 руб.
Побщ. = 7 247612,65 руб. - 412 446,48 руб.= 6 835 166,17 руб.
6 835 166,17 руб. - Задолженность ООО "Экоресурс" (ООО "БРИЗ") по плате за выбросы, превышающие установленные разрешениями на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух за 2020 год.
Проверив расчет размера по плате за негативное воздействие на окружающую среду за выбросы, превышающие установленные разрешениями на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух за 2020 г, суд первой инстанции признал его верным, расчет размера по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 г., ответчиком не оспорен.
В силу части 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
Проанализировав представленные в материалы дела доказательства, арбитражный суд первой инстанции пришел к правильному выводу об обоснованности предъявленного требования.
Кроме того, суд первой инстанции установил наличие обязанности ООО "Экоресурс" по внесению периодических платежей за негативное воздействие на окружающую среду в связи с видом осуществлявшейся им экономической деятельности на основании статей 3, 16, 16.1, 16.4 Федерального закона N 7-ФЗ.
В соответствии с указанными нормами плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы.
Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.
Отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год.
Плата, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 указанного Федерального закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.
Лица, обязанные вносить плату, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, вносят квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной за предыдущий год.
Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 N 284-О плата является необходимым условием получения юридическими лицами права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.
Таким образом, взимание платы за негативное воздействие на окружающую среду осуществляется независимо от того, происходит ли такие воздействие в ходе предпринимательской деятельности (осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями) либо иной - непредпринимательской, не связанной с извлечением прибыли деятельности как юридических, так и физических лиц.
Плата за негативное воздействие на окружающую природную среду носит характер регулярных экологических платежей, взимаемых соразмерно уровню осуществляемого негативного воздействия.
Такая же позиция содержится в определении Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2010 N 78-Впр 10-33, согласно которому платежи за негативное воздействие на окружающую среду как необходимое условие получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду взимаются с хозяйствующего субъекта во исполнение им финансовоправовых обязательств, возникающих из осуществления такой деятельности, которая оказывает негативное воздействие на окружающую среду, и представляют собой форму возмещения экономического ущерба от такого воздействия, производимого в пределах установленных нормативов, под контролем государства.
Таким образом, плата, внесение которой является необходимым условием получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, определяется в качестве индивидуально-возмездного платежа на основе дифференцированных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, с тем чтобы обеспечивалось возмещение ущерба и затрат на ее охрану и восстановление.
Следовательно, невнесение платежей за негативное воздействие на окружающую среду, зачисление которых в силу статей 51, 57, 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации подлежит в бюджеты разных уровней, повлечет финансовую невозможность принятия со стороны государства мер, направленных на предотвращение вреда, причиняемого природной среде и здоровью человека в результате хозяйственной деятельности ответчика.
Пунктом 1 статьи 16.5 Федерального закона "Об охране окружающей среды" определено, что контроль за правильностью исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду, полнотой и своевременностью ее внесения осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255 "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду" утверждены порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также осуществления контроля за правильностью ее исчисления, полнотой и своевременностью ее внесения (далее - Правила).
Согласно пункту 4 Правил контроль за исчислением платы осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальным и органами. В соответствии с Федеральными законами "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" от 02.12.2019 N 380-ФЗ, "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" от 08.12.2020 N 385-ФЗ главным администратором платы за негативное воздействие на окружающую среду является Федеральная служба по надзору в сфере природопользования.
Управление осуществляет полномочия администратора доходов федерального бюджета (приказ Росприроднадзора от 22.06.2021 N 361 "Об осуществлении территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования бюджетных полномочий администраторов доходов федерального бюджета", приказ Росприроднадзора от 29.02.2016 N 110 "Об осуществлении территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации").
Как администратор истец вправе осуществлять начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним, осуществлять взыскание по платежам в бюджет, пеней и штрафов.
Поскольку ООО "Экоресурс" являлось самостоятельным юридическим лицом, осуществляющим деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (свидетельство о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду N DDEFG9WC от 2019-03-12), следовательно, в силу вышеприведенных норм на него возложена обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду.
ООО "Экоресурс" обязано было самостоятельно рассчитывать плату за негативное воздействие на окружающую среду и направлять соответствующие расчеты (декларации) по установленной форме в Управление.
ООО "Экоресурс" представило в Управление декларацию только за 2021 год, согласно которой общая сумма платы за негативное воздействие на окружающую среду за указанный период составила 6 977 009 руб. 80 коп.
Плату за негативное воздействие на окружающую среду за 2020, 2021 год ООО "Экоресурс" в установленные сроки не произвело.
20.01.2023 г. ООО "Экоресурс" прекратило деятельность юридического лица путем реорганизации в форме присоединения к ООО "Бриз", к которому на основании части 2 статьи 58 ГК РФ перешли его обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду в результате универсального правопреемства.
Ответчик в нарушение требований ст. 65 АПК РФ доказательств, опровергающих доводы истца о наличии и размере задолженности, не представил.
Оценив представленные в дело документы в порядке ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что требование о взыскании с ООО "Бриз" платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2020, 2021 года в сумме 13 812 175 руб. 97 коп. предъявлено Управлением обоснованно и подлежит удовлетворению в заявленном размере.
Довод ответчика, изложенный апелляционной жалобе, о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, не извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, признаётся судом апелляционной инстанции несостоятельным, поскольку опровергается материалами дела
В материалах дела имеется ходатайство ООО "Бриз" от 03.07.2023 об отложении судебного заседания, назначенного на 04.07.2023 (т. 2 л.д. 8), что само по себе свидетельствует об осведомлённости ответчика о возбуждении производства по настоящему делу и назначении судебного заседания.
В соответствии с частью 6 статьи 121 АПК РФ лица, участвующие в деле, после получения определения о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, а лица, вступившие в дело или привлеченные к участию в деле позднее, и иные участники арбитражного процесса после получения первого судебного акта по рассматриваемому делу самостоятельно предпринимают меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия мер по получению информации о движении дела, если суд располагает информацией о том, что указанные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе, за исключением случаев, когда лицами, участвующими в деле, меры по получению информации не могли быть приняты в силу чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств.
Следовательно, ответчик обязан был самостоятельно принимать меры по получению информации о движении настоящего дела.
Ходатайство ответчика было удовлетворено судом первой инстанции, судебное разбирательство было отложено на 18.07.2023, информация об отложении размещена в публичном доступе в Картотеке арбитражных дел сети "Интернет" 05.07.2023.
Таким образом, ответчику была обеспечена возможность получения информации о дате, времени и месте судебного заседания.
То обстоятельство, что ответчик не пожелал воспользоваться своими процессуальными правами, не свидетельствует о допущенных судом первой инстанции процессуальных нарушениях и не является основанием для отмены судебного акта.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии оснований для уплаты в связи с неосуществлением ответчиком вида деятельности, в отношении которого производится уплата взносов за негативное воздействие на окружающую среду, отклоняется судом апелляционной инстанции как не имеющий отношения к делу.
Обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возникла у ответчика не на основании осуществления соответствующей хозяйственной деятельности, а в силу прямого указания закона, части 2 статьи 58 ГК РФ, в результате универсального правопреемства в отношении прав и обязанностей ООО "Экоресурс". При этом, поскольку взысканию подлежат платежи за 2020 и 2021 года, не имеет правового значения то обстоятельство, за кем в настоящее время зарегистрирован в Реестре Росприроднадзора объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду.
Довод заявителя апелляционной жалобы о несоблюдении истцом досудебного порядка урегулирования спора, исследованы апелляционным судом и отклоняются, поскольку доказательства направления претензий об оплате долга в адрес ООО "Экоресурс" представлены в материалы дела.
В случае если претензия направлялась предшественнику, досудебный порядок соблюден и в отношении правопреемника, поскольку универсальное правопреемство предполагает, что к правопреемнику переходит весь комплекс прав и обязанностей предшественника.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего спора по существу, апелляционным судом не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 23 июля 2023 года по делу N А41-28072/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объёме в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области.
Председательствующий |
Е.А. Стрелкова |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.