г. Хабаровск |
|
20 октября 2023 г. |
А73-6403/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 октября 2023 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Брагиной Т.Г.
судей Жолондзь Ж.В., Коваленко Н.Л.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шутенко В.М.
при участии в заседании:
от ООО "Хабавтотранс ДВ" - Седых А.А., представитель по доверенности N 143 от 23.08.2023;
от МАУК "Парк Северный" - Нефедова В.В., представитель по доверенности от 25.05.2023, Ефремов В.В., директор;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Хабавтотранс ДВ"
на решение от 04.08.2023
по делу N А73-6403/2023
Арбитражного суда Хабаровского края
по иску общества с ограниченной ответственностью "Хабавтотранс ДВ"
к муниципальному автономному учреждению культуры "Парк Северный"
о взыскании 3 146 007 руб. 50 коп.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Хабавтотранс ДВ" (ОГРН 1162724068352, ИНН 2723187548, далее - истец, ООО "Хабавтотранс ДВ") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к муниципальному автономному учреждению культуры "Парк Северный" (ОГРН 1172724017960, ИНН 2722094410, далее - ответчик, МАУК "Парк Северный") о взыскании задолженности по договору ТКО-186/2022 в размере 726 руб. 58 коп., из них 665 руб. 88 коп., сумма основного долга, 65 руб. 69 коп., неустойка за период с 11.11.2022 по 30.04.2023; по договору ТКО-571/2022 - 3 123 396 руб. 72 коп., из них 2 917 227 руб. 68 коп., сумма основного долга, 228 048 руб. 25 коп., неустойка за период с 11.12.2022 по 30.04.2023, а также расходов по оплате государственной пошлины в размере 38 730 руб.
Решением суда от 04.08.2023 исковые требования удовлетворены частично, с ответчика в пользу истца взыскано 109 963 руб. 40 коп., из них: 101 223 руб. 84 коп., а также судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 1 354 руб. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Законность, обоснованность принятого по делу судебного акта проверяется судом апелляционной инстанции в порядке главы 34 АПК РФ по жалобе ООО "Хабавтотранс ДВ", которое, ссылаясь на наличие оснований, предусмотренных статьёй 270 АПК РФ, просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы приводит доводы о допущенных судом нарушениях норм материального права, считает, что суд необоснованно произвёл перерасчёт задолженности, ошибочно распространив условия договора N ТКО-318/БП/2023 от 22.02.2023 на договоры N ТКО-571/БП от 01.07.2022 и N ТКО-186/БП от 01.07.2022.
МАУК "Парк Северный" с доводами жалобы не согласно, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по мотивам, изложенным в отзыве на нее.
Заслушав пояснения представителей сторон по делу, изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, с учетом отзыва на нее, суд апелляционной инстанции оснований для отмены судебного акта не установил исходя из следующего.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
В соответствии со статьей 1 Закона N 89-ФЗ твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам (далее - ТКО) также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
В статье 24.6 Закона N 89-ФЗ определено, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами (пункт 1).
Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО осуществляются в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительством РФ от 12.11.2016 N 1156 (пункт 2, далее - Правила N 1156).
В силу статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора (пункт 1).
По договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник ТКО - оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 2).
В Правилах N 1156 предусмотрено следующее: договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I(1) данных Правил (пункт 5); потребитель - собственник ТКО или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО (пункт 2).
Основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная соответствующим лицом, либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО (пункт 8(4)).
В силу Правил N 1156 в случае если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) настоящих Правил (пункт 8(12)).
В рассматриваемом случае судом установлено, что ООО "Хабавтотранс ДВ" является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) на территории городского округа "Город Хабаровск" и муниципального района имени Лазо Хабаровского края в соответствии с соглашением от 19.10.2021 об организации деятельности по обращению с ТКО, заключенным с Министерством жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, с 01.07.2022.
Постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 07.04.2022 N 11/1 утвержден единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО, оказываемую ООО "Хабавтотранс ДВ" на территории Хабаровского края в зоне деятельности N 1: городской округ "Город Хабаровск" и муниципальный район им. Лазо на 2022 год, а также производственная программа на период с 01.07.2022 по 31.12.2022, в соответствии с которой в указанный период величина тарифа за 1 тонну - 6 607 руб. 69 коп., за 1 куб.м. - 779 руб. 71 коп.
Региональным оператором 13.04.2022 размещено предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и текст предложенного им типового договора в печатных средствах массовой информации - газете "Тихоокеанская звезда" за 13-14 апреля 2022 года N 67, N 68 и одновременно на своем официальном сайте http://tko27.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", адресованное неопределённому кругу лиц - потребителям.
МАУК "Парк Северный" в адрес регионального оператора 18.05.2022 направлена заявка на заключение договора в соответствии с формой, размещенной на официальном сайте регионального оператора.
Региональный оператор 02.09.2022 направил в адрес МАУК "Парк Северный" два экземпляра договора N ТКО-571/ЮЛ с приложениями для его рассмотрения и подписания в отношении ТКО, образующихся на земельном участке площадью 120690 кв.м кадастровый номер 27:23:0000000:29153, в Краснофлотском районе города Хабаровска, и два экземпляра договора N ТКО-186/ЮЛ с приложениями для его рассмотрения и подписания в отношении ТКО, образующихся в офисном помещении, расположенном по адресу улица Тихоокеанская, д. 169/2К (кадастровый номер 27:23:0011116:766).
Поскольку потребитель по истечение 15 рабочих дней со дня поступления от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, региональный оператор оказал услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами на условиях типового договора и выставил к оплате стоимость оказанных услуг по договору N ТКО-186/ЮЛ за период с 01.07.2022 по 01.08.2022 в размере 726, 58 руб., по договору N ТКО-571/ЮЛ за период июль-декабрь 2022 года в размере 3 123 396,72 руб.
При рассмотрении спора по существу судом установлено, что на период с 01.01.2023 по 31.12.2023 между сторонами заключен договор на оказание услуг по обращению с ТКО N ТКО-318/БП/2023, согласном которому (в редакции дополнительного соглашения) объем принимаемых ТКО в 2023 году составляет: в июле-сентябре - 28 куб.м в месяц, в октябре-декабре - 14 300 куб.м. в месяц, всего за период с июля по декабрь - 128.70 куб.м.
При сравнении объемов ТКО за 2022, 2023 годы судом установлено, что объём принимаемых ТКО в 2022 в 28,72 раза больше чем в 2023 году при неизменности расчетных единиц и в отсутствие каких - либо обоснований со стороны регионального оператора.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд пришёл к выводу об опровержении презумпции продуцирования ТКО в объеме 3695,67 куб.м, в связи с чем признал требования истца подлежащими удовлетворению частично, в размере 101 223 руб.84 коп. исходя из объема ТКО в 2023 году и тарифа, действующего в спорный период.
Суд апелляционной инстанции, в целом поддерживая вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца о взыскании задолженности в заявленном размере, полагает необходимым отметить следующее.
В соответствии с абзацем двадцать вторым статьи 1 Закона N 89-ФЗ под нормативом накопления ТКО понимается среднее количество ТКО, образующихся в единицу времени.
Нормативы накопления отходов определяются для конкретных объектов, согласовываются и утверждаются уполномоченными органами, для целей коммерческого учёта, осуществляемого расчётным путём, применяется норматив накопления твердых коммунальных отходов, выраженный в количественных показателях объема (подпункт "а" пункта 5 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утверждённых Постановлением Правительства РФ N 505 от 03.06.2016, далее - Правила N 505).
Правилами N 1156 предусмотрено, что региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся в жилых домах, в жилых помещениях в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации), - с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации; в жилых домах, - с организацией (в том числе некоммерческим объединением), действующей от своего имени и в интересах собственника; в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации) (далее - нежилые помещения), и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности МАУК "Парк Северный" является деятельность, классифицируемая по коду 93.29.9 ОКВЭД ОК029-2014 (КДЕС ред.2) Деятельность зрелищно-развлекательная прочая, не включенная в другие группировки.
Земельный участок с кадастровым номером 27:23:0000000:29153, площадью 120690 кв.м, передан ответчику в бессрочное пользование, находящееся на земельном участке здание закреплено за ним на праве оперативного управления.
Из этого следует, что между региональным оператором и МАУК "Парк Северный" должен быть заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся в процессе осуществляемой МАУК "Парк Северный" деятельности.
В рассматриваемом случае региональным оператором заключены с потребителем - МАУК "Парк Северный" два договора на оказание услуг по обращению с ТКО, что не соответствует порядку заключения договоров предусмотренному Правилами N 1156.
Далее, при расчёте стоимости оказанных услуг региональным оператором применены нормативы накопления твердых коммунальных отходов, утвержденные Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края от 12.03.2018 N 18, по договору N ТКО-571/ЮЛ пункт 5.6 (зоопарк, ботанический сад, расчётная единица -1 кв. метр общей площади), по договору N ТКО-571/ЮЛ пункт 1.1 (административные, офисные учреждения, расчётная единица - количество сотрудников), что не соответствует Правилам N 505.
Учитывая изложенное, принимая во внимание принцип платности размещения отходов, а также выводы суда о доказанности региональным оператором факта оказания услуг в период с июля по декабрь 2022 года, суд апелляционной инстанции считает допустимым применение метода сравнительного анализа при расчёте объёма накопления ТКО в 2022 году к обстоятельствам настоящего дела.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных частью 4 статьи 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины в апелляционной инстанции, согласно статье 110 АПК РФ в связи с отсутствием оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 04.08.2023 по делу N А73-6403/2023 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.Г. Брагина |
Судьи |
Ж.В. Жолондзь |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-6403/2023
Истец: ООО "Хабавтотранс ДВ"
Ответчик: МАУК "Парк Северный"