г. Санкт-Петербург |
|
20 октября 2023 г. |
Дело N А56-10568/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 октября 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Згурской М.Л., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Макашевым В.Э.
при участии:
от заявителя: предст. Кудырова А.Н. - доверенность от 15.03.2022
от заинтересованного лица: не явился (извещен)
от третьего лица: не явился (извещен)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-24649/2023) публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания - Россети" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.06.2023 по делу N А56-10568/2023 (судья Селезнева О.А.), принятое
по заявлению публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания - Россети"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Межрегиональная кабельная компания"
об оспаривании решения и предписания от 05.12.2022 N Т02-609/22
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Федеральная сетевая компания - Россети" (далее - Общество, ПАО "Россети") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании вынесенных Управлением Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее - Управление, Санкт-Петербургское УФАС) решения и предписания от 05.12.2022 по жалобе N Т02-609/22.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Межрегиональная кабельная компания" (далее - ООО "МКК").
Решением суда от 13.06.2023 в удовлетворении заявленных ПАО "Россети" требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции, ПАО "Россети" направило апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции от 12.04.2023, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы полагает, что с учетом положений пунктов 3.1 и 3.3 Извещения заявка участника правомерно отклонена закупочной комиссией в связи с тем, что при проверке соответствия продукции (термостат SILART TBS-140), предложенной участником, выявлено несоответствие параметров, указанных ООО "МКК" с параметрами, указанными на сайте завода-изготовителя https://silart.com/upload/iblock/783/TBS-140.pdf, а именно, в части "диапазона регулировки температуры" - у производителя указано "-20...+40°С", а Заявитель указал "-10...+50°С", то есть предложенное ООО "МКК" оборудование не соответствует характеристикам, указанным в Техническом задании, при этом участник указал недостоверные сведения о предложенной продукции. Таким образом, по мнению подателя жалобы, Санкт-Петербургское УФАС неправомерно установило в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1, части 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ).
В судебном заседании представитель ПАО "Россети" поддержал доводы апелляционной жалобы.
Остальные лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы с учетом положений части 1 статьи 121 АПК РФ и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", в судебное заседание своих представителей не направили, что не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 10.11.2022 ПАО "Россети" (Заказчик) в Единой информационной системе в сфере закупок на сайте https://zakupki.gov.ru было опубликовано извещение N 32211833664 о проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку электротехнической продукции для ТОиР оборудования ПС (Организатор торгов: филиал ПАО "Россети" - Магистральные электрические сети Северо-Запада).
Закупка проводилась в соответствии с Законом N 223-ФЗ, Единым стандартом закупок ПАО "ФСК ЕЭС" (в редакции от 03.10.2022), а также Извещением о закупке.
В соответствии с протоколом 1/2558274 заочного заседания Закупочной комиссии по рассмотрению заявок участников и подведению итогов закупки от 22.11.2022 (далее - протокол от 22.11.2022 N 1/2558274) заявка ООО "МКК" была отклонена от участия в закупке по следующим основаниям: "В Техническом предложении п.87 "Термостат SILART компактный для управления нагревательными элементами TBS-140 -10...+50°С контакт NC 10A 250В" указаны данные не соответствующие санным указанным на сайте производителя www.silart.com - "диапазон регулировки температуры" у участника указан "-10...+50°С", а на сайте производителя для термостата TBS-140 "-20...+40°С", учитывая что в Ттехническом задании указан требуемый диапазон "-10..+50°С", можно предположить, что участник заведомо исказил данные, чтобы предложение ответствовало Техническому заданию".
ООО "МКК" обратилось в Санкт-Петербургское УФАС с жалобой на действия Организатора торгов при организации и проведении закупки, в которой Общество ссылалось на неправомерное отклонение его заявки.
Санкт-Петербургским УФАС вынесено решение от 05.12.2022 по жалобе N Т02-609/22, которым признана обоснованной жалоба ООО "МКК", в действиях Закупочной комиссии Организатора торгов ПАО "Россети" - Магистральные электрические сети Северо-Запада признано нарушение пункта 2 части 1, части 6 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также предъявлении к участникам закупки требований, которые не указаны в документации о закупке, допущенное путем неправомерного отклонения заявки ООО "МКК" от участия в процедуре закупки в порядке, не соответствующем Извещению.
Санкт-Петербургским УФАС также выдано предписание от 05.12.2022, которым Организатору торгов ПАО "Россети" - Магистральные электрические сети Северо-Запада и его закупочной комиссии предписано совершить действия, направленные на устранение нарушений, допущенных при проведении запроса котировок по извещению N 32211833664 путем отмены протокола от 22.11.2022 N1/2558274, повторного проведения процедуры рассмотрения, оценки и сопоставления заявок на участие в закупке и завершения процедуры закупки в соответствии с Извещением о закупке и нормами Закона N 223-ФЗ.
Не согласившись с указанным решением и предписанием Санкт-Петербургского УФАС от 05.12.2022 по жалобе N Т02-609/22, ПАО "Россети" обратилось в суд с настоящим заявлением, в удовлетворении которого судом первой инстанции отказано.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены решения суда от 13.06.2023 в связи со следующим.
В силу части 1 статьи 1 Закона N 223-ФЗ целями его регулирования являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 названного Закона (заказчиков), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (положение о закупке).
Как указано в части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2)равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
При этом согласно части 6 статьи 3 Закона N 223-ФЗ не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Как следует из части 10 статьи 3.2 Закона N 223-ФЗ, заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.
Статьей 3.4 Закона N 223-ФЗ установлены особенности осуществления конкурентной закупки в электронной форме и функционирования электронной площадки для целей осуществления конкурентной закупки, участниками которой могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.
В части 19.1 статьи 3.4 Закона N 223-ФЗ определен закрытый перечень информации и документов, которые заказчик вправе установить в документации о конкурентной закупке, в числе которых поименовано предложение участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства в отношении предмета такой закупки (пункт 10).
В соответствии с частью 19.7 статьи 3.4 Закона N 223-ФЗ заявка на участие в запросе котировок в электронной форме должна содержать информацию и документы, предусмотренные частью 19.1 настоящей статьи, в случае установления заказчиком обязанности их представления
Пунктом 2.3.2 Извещения установлено, что в целях подтверждения соответствия установленным требованиям, участник закупки должен включить в состав заявки техническое предложение по форме и в соответствии с инструкциями, приведенными в настоящем Извещении о закупке (раздел 5 "Образцы форм, для заполнения участниками закупки", форма 2) с приложением файла технического предложения, выполненного в формате MS Word.
Разделом 5 Извещения предусмотрены образцы форм для заполнения участниками Закупки, в том числе форма N 2 "Техническое предложение" (далее - Форма N 2), а также инструкция по ее заполнению (далее Инструкция).
Согласно пункту 3 Инструкции в тексте технического предложения должно быть указано выполнение каждого пункта раздела 7 "Техническая часть"; формулировки "Согласно с Техническим заданием", "Поставки будут выполнены согласно техническому заданию" и подобные рассматриваются как непредставление технического предложения.
В соответствии с пунктом 4 Инструкции участник в техническом предложении должен также представить таблицу соответствия своего предложения техническим требованиям (раздел "Техническая часть") в соответствии с приведенной формой.
Пунктом 3 Технического задания (раздел 7 Извещения "Техническая часть") установлены перечень и характеристики товара, являющегося предметом спорного запроса котировок.
Позиции N 87 пункта 3 Технического задания соответствует товар "Термостат STEGO компактный для управления нагревательными элементами KTO 011 -10...+50°С контакт NC 10A 250B арт.01142.0-00".
В сноске * пункта 3 Технического задания указано, что участник может представить в своей заявке иные типы/характеристики продукции, при условии, что они по существу равноценны или превосходят по качеству продукцию (по физическим свойствам и техническим характеристикам), т.е. эквивалент, за исключением позиций по которым эквивалент не предусмотрен, о чем сделана соответствующая запись.
Согласно пункту 5.3 Технического задания качество, технические характеристики и комплектность товара должны соответствовать требованиям настоящего технического задания, национальных стандартов, ГОСТ, ТУ и другим нормам, что должно подтверждаться документацией предоставляемой при поставке товара.
В соответствии с пунктом 3.1 Извещения заявки участников рассматриваются в соответствии с требованиями, установленными извещением о закупке, на основании представленных в составе заявок сведений и документов, а также иных источников информации, предусмотренных извещением о закупке, законодательством Российской Федерации, в том числе официальных сайтов государственных органов, организаций в сети Интернет.
Закупочная комиссия вправе проверять соответствие предоставленных участником закупки сведений и документов действительности, в том числе путем направления запросов в государственные органы, лицам, указанным в заявке (пункт 3.5 Извещения).
В силу пункта 3.3 Извещения Закупочная комиссия отклоняет заявку участника в случаях, если:
а) участник не соответствует требованиям к участнику закупки, установленным Извещением о закупке, в том числе если сведения об участнике закупки или привлекаемом участником закупки субподрядчике (соисполнителе) из числа субъектов МСП (в случае установления требования о привлечении такого субподрядчика (соисполнителя) в Извещении о закупке) отсутствуют в едином реестре субъектов МСП;
б) заявка участника не соответствует требованиям, установленным в извещении о закупке, в том числе к форме, составу, порядку оформления необходимых сведений и документов, а также в случае не предоставления участником закупки обеспечения заявки (если такое требование установлено в извещении о закупке);
в) участник закупки предоставил недостоверную информацию (сведения) в отношении своего соответствия требованиям, установленным в извещении о закупке.
В рассматриваемом случае, как следует из протокола от 22.11.2022 N 1/2558274 заявка ООО "МКК" отклонена в связи с тем, что при проверке соответствия продукции (термостат SILART TBS-140), предложенной участником, выявлено несоответствие параметров, указанных ООО "МКК" с параметрами, указанными на сайте завода-изготовителя https://silart.com/upload/iblock/783/TBS-140.pdf, а именно, в части "диапазона регулировки температуры" - у производителя указано "-20...+40°С", в то время как участник указал "-10..+50°C". Закупочная комиссия Организатора торгов пришла к выводу о том, что предложенное участником оборудование не соответствует характеристикам, указанным в Техническом задании, при этом участник указал недостоверные сведения о предложенной продукции, чтобы предложение соответствовало Техническому заданию.
Вместе с тем, Управлением установлено, что Извещением не предусмотрено требование о соответствии характеристик предлагаемого участниками в составе заявке оборудования сведениям, размещенным на сайте завода-изготовителя.
В рассматриваемом случае ООО "МКК" в заявке на участие в закупке представило техническое предложение, в котором в отношении позиции N 87 "Термостат SILART компактный для управления нагревательными элементами TBS-140 -10..+50°С контакт NС 10A 250В" указало характеристики, соответствующие требованиям Технического задания.
Как обоснованно указало Управление, само по себе несоответствие характеристик предлагаемого участником в составе заявки оборудования сведениям о характеристиках, размещенных на сайте завода-изготовителя (при том, что у завода изготовителя отсутствует обязанность по актуализации сведений на своем сайте о характеристиках оборудования), не может являться надлежащим подтверждением недостоверности указанных участником сведений о предложенном оборудовании. Организатором торгов, каких-либо официальных запросов в адрес завода-изготовителя с целью подтверждения достоверности предлагаемых участником в составе заявки на участие в закупке характеристик оборудования не направлялось.
Таким образом, Санкт-Петербургское УФАС пришло к обоснованному выводу о том, что ООО "МКК" в составе заявки на участие в закупке было представлено техническое предложение, которое соответствовало требованиям Извещения, в том числе Технического задания, вследствие чего решение Закупочной комиссии Организатора торгов об отклонении заявки ООО "МКК" от участия в закупке по основаниям, указанным в протоколе от 22.11.2022 N 1/2558274, принято в порядке, не соответствующем Извещению.
При таких обстоятельствах Управление пришло к обоснованному выводу о наличии в действиях Закупочной комиссии Организатора торгов ПАО "Россети" - Магистральные электрические сети Северо-Запада нарушения пункта 2 части 1, части 6 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, выразившегося в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также предъявлении к участникам закупки требований, которые не указаны в документации о закупке, допущенное путем неправомерного отклонения заявки ООО "МКК" от участия в процедуре закупки в порядке, не соответствующем Извещению.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований о признании недействительными решения и предписания Санкт-Петербургского УФАС от 05.12.2022 по жалобе N Т02-609/22.
Судом первой инстанции правильно установлены все значимые для дела обстоятельства и дана им надлежащая правовая оценка, неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем правовых и фактических оснований для отмены решения суда от 13.06.2023 и удовлетворения апелляционной жалобы ПАО "Россети" не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе в размере 1500 руб. подлежат оставлению на подателе жалобы.
Излишне уплаченная государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы в размере 1500 руб. подлежит возврату Обществу из федерального бюджета на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13 июня 2023 года по делу N А56-10568/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания - Россети" - без удовлетворения.
Возвратить публичному акционерному обществу "Федеральная сетевая компания - Россети" из федерального бюджета 1500 руб. излишне уплаченной государственной пошлины по апелляционной жалобе, перечисленной платежным поручением от 22.06.2023 N 97442.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.И. Денисюк |
Судьи |
М.Л. Згурская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-10568/2023
Истец: ПАО "ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ - РОССЕТИ", ПАО ф-л "Россети" - Магистральные эелектрические сети Северо-Запада"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
Третье лицо: ООО "МКК"