г. Санкт-Петербург |
|
21 октября 2023 г. |
Дело N А56-128308/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 октября 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Згурской М.Л., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Макашевым В.Э.
при участии:
от истца (заявителя): предст. Карпова АН. -доверенность от 07.11.2022
от ответчика (должника): директор Иванов А.В. - паспорт, сведения из ЕГРЮЛ
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-24704/2023) общества с ограниченной ответственностью "ПАРТНЕР-СВ" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.06.2023 по делу N А56-128308/2022 (судья Боканова М.Ю.), принятое
по заявлению Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области
к обществу с ограниченной ответственностью "ПАРТНЕР-СВ"
о взыскании
УСТАНОВИЛ:
Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области (далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "ПАРТНЕР-СВ" (далее - Общество, ООО "Партнер-СВ") о взыскании 742838,10 руб. субсидии.
Решением суда от 04.06.2023 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Партнер-СВ" направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда от 04.06.2023 отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность обстоятельств, которые суд посчитал установленными, а также неправильное применение судом первой инстанции норм материального права. Как указывает податель жалобы, несмотря на то, что договор купли продажи спецтехники - погрузчика JCB 406 Т4 был заключен Обществом с МП "ПРАУ" 04.08.2021, спецтехника фактически была передана покупателю по акту 28.01.2022, то есть после даты окончания лизинга. Податель жалобы ссылается на отсутствие законодательного запрета для собственника на распоряжение техникой по своему усмотрению; указывает на то, что спорная спецтехника - погрузчик JCB 406 Т4 фактически отработала у Общества с момента приобретения в лизинг до момента продажи 18 месяцев (с 02.07.2020 по 28.01.2022). Податель жалобы полагает, что поскольку нормативно не установлен необходимый период эксплуатации с момента приобретения или с момента получения субсидии, то спорная единица спецтехники была реализована без нарушения законодательства и цель предоставления субсидии, установленная Постановлением Правительства Ленинградской области от 30.05.2014 N 210, была достигнута.
В судебном заседании 12.09.2023 представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель Комитета возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в соответствии с Постановлением Правительства Ленинградской области от 30.05.2014 N 210 "Об утверждении Порядка предоставления из областного бюджета Ленинградской области субсидий юридическим лицам, оказывающим жилищно-коммунальные услуги, на возмещение части затрат при приобретении коммунальной спецтехники и оборудования в лизинг (сублизинг) в рамках государственной программы Ленинградской области "Обеспечение устойчивого функционирования и развития коммунальной и инженерной инфраструктуры и повышение энергоэффективности в Ленинградской области" (далее - Порядок N210) Комитетом на основании соглашения от 31.05.2021 N 09-06880/2021 (далее - Соглашение) была предоставлена Обществу субсидия на возмещение части затрат, связанных с уплатой первого взноса по договору лизинга от 02.07.2020 N 2365728-ФЛ/СПБ-20 на приобретение коммунальной спецтехники - погрузчика JCB 406 Т4, в размере 742838,10 руб. Перечисление Обществу субсидии в указанном размере подтверждается платежным поручением от 09.06.2021 N 525807.
В соответствии с пунктом 3.3 Соглашения одним из условий предоставления субсидии является то, что за счет субсидии возмещаются расходы юридического лица, определенные в соответствии с пунктом 1.4 Порядка N 210.
Согласно пункту 1.4 Порядка N 210 целью предоставления субсидий является обновление коммунальной спецтехники путем возмещения лизингополучателям (сублизингополучателям) части затрат, связанных с уплатой лизингополучателем (сублизингополучателем) первого взноса по договорам лизинга (сублизинга) в целях реализации государственной программы.
Согласно Приложению N 1 к Соглашению, пункту 3.6 Порядка N 210 результатом предоставления субсидии является обновление коммунальной спецтехники и оборудования, показателем результата предоставления субсидии является количество коммунальной спецтехники, приобретенной по договорам лизинга (сублизинга) юридическими лицами, оказывающими жилищно-коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 5.2 Порядка N 210 Комитетом проведена выездная плановая проверка соблюдения ООО "Партнер-СВ" целей, порядка и условий предоставления субсидии, по результатам которой составлен акт от 27.07.2022.
В ходе проверки Комитетом установлено отсутствие единицы коммунальной спецтехники - погрузчика JCB 406 Т4 с дополнительным оборудованием (щетка, отвал, пылесос), VIN JSB4ACAWAK2916487, год выпуска 2019, приобретенного с использованием субсидии на основании Соглашения.
Как установлено Комитетом, указанная единица спецтехники передана муниципальному предприятию "Приозерское районное агентство услуг" (далее - МП "ПРАУ") в соответствии с договором купли-продажи единицы специальной техники с дополнительным оборудованием и рассрочкой платежа от 04.08.2021 и актом приема-передачи от 28.01.2022.
Таким образом, по результатам проверки Комитет пришел к вводу о том, что цели и результаты предоставления субсидии по Соглашению не достигнуты, обновление спецтехники организации в сфере жилищно-коммунальных услуг не произведено.
В связи с нарушением Обществом условий предоставления субсидии, предусмотренных Соглашением, в части достижения целей предоставления субсидии, Комитет направил в адрес Общества письмо от 16.08.2022 N ис-4471/2022 с требованием о возврате полученной суммы субсидии.
Поскольку субсидия Обществом не возвращена, Комитет обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования Комитета в полном объеме.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда от 04.06.2023 и удовлетворения апелляционной жалобы Общества в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 78 БК РФ).
Постановлением Правительства Ленинградской области от 30.05.2014 N 210 утвержден Порядок предоставления из областного бюджета Ленинградской области субсидий юридическим лицам, оказывающим жилищно-коммунальные услуги, на возмещение части затрат при приобретении коммунальной спецтехники и оборудования в лизинг (сублизинг) в рамках государственной программы Ленинградской области "Обеспечение устойчивого функционирования и развития коммунальной и инженерной инфраструктуры и повышение энергоэффективности в Ленинградской области" (далее - Порядок N 210).
В соответствии с Порядком N 210 на основании соглашения от 31.05.2021 N09-06880/2021 (далее - Соглашение) Комитетом предоставлена Обществу субсидия на возмещение части затрат, связанных с уплатой первого взноса по договору лизинга от 02.07.2020 N 2365728-ФЛ/СПБ-20 на приобретение коммунальной спецтехники - погрузчика JCB 406 Т4, в размере 742838,10 руб.
Согласно пункту 1.4 Порядка N 210 целью предоставления субсидий является обновление коммунальной спецтехники путем возмещения лизингополучателям (сублизингополучателям) части затрат, связанных с уплатой лизингополучателем (сублизингополучателем) первого взноса по договорам лизинга (сублизинга) в целях реализации государственной программы.
В соответствии с пунктом 3.6 Порядка N 210 результатом предоставления субсидии является обновление коммунальной спецтехники.
Показателем, необходимым для достижения результата предоставления субсидии, является количество коммунальной спецтехники, приобретенной по договорам лизинга (сублизинга) юридическими лицами, оказывающими жилищно-коммунальные услуги.
Значения результата предоставления субсидии, показателя, необходимого для достижения результата предоставления субсидии, устанавливаются в соглашении о предоставлении субсидии.
В соответствии с пунктом 3.3 Соглашения одним из условий предоставления субсидии является то, что за счет субсидии возмещаются расходы юридического лица, определенные в соответствии с пунктом 1.4 Порядка N 210.
Согласно Приложению N 1 к Соглашению результатом предоставления субсидии является обновление коммунальной спецтехники и оборудования, показателем результата предоставления субсидии является количество коммунальной спецтехники, приобретенной по договорам лизинга (сублизинга) юридическими лицами, оказывающими жилищно-коммунальные услуги (в рассматриваемом случае 1 единица).
Согласно пункту 5.2 Порядка N 210 Комитетом осуществляется контроль соблюдения лизингополучателем (сублизингополучателем) условий и порядка предоставления субсидий, установленных настоящим Порядком и соглашением о предоставлении субсидии, в том числе в части достижения результатов предоставления субсидии, путем проведения плановых и(или) внеплановых проверок, в том числе выездных, в установленном комитетом порядке.
В случае выявления по итогам проверок, проведенных Комитетом и(или) органом государственного финансового контроля Ленинградской области, фактов нарушения лизингополучателем (сублизингополучателем) порядка и условий предоставления субсидии, а также недостижения значений результата предоставления субсидии, показателя результата предоставления субсидии средства субсидии подлежат возврату в доход областного бюджет (пункт 5.3 Порядка N 210).
В соответствии с пунктом 5.2 Порядка N 210 Комитетом проведена выездная плановая проверка соблюдения ООО "Партнер-СВ" целей, порядка и условий предоставления субсидии, по результатам которой составлен акт от 27.07.2022.
В ходе проверки Комитетом установлено отсутствие единицы коммунальной спецтехники - погрузчика JCB 406 Т4 с дополнительным оборудованием (щетка, отвал, пылесос), VIN JSB4ACAWAK2916487, год выпуска 2019, приобретенного Обществом с использованием субсидии на основании Соглашения.
Комитетом установлено и материалами дела подтверждается, что между АО "ЛК "Европлан" (лизингодатель) и ООО "Партнер-СВ" (лизингополучатель) был заключен договор лизинга от 02.07.2020 N 2365728-ФЛ/СПБ-20 (далее - Договор лизинга от 02.07.2020, л.д.10, 72-73), предметом которого явился погрузчик JCB 406 Т4 VIN JCB4ACAWAK2916487 с дополнительным оборудованием (щетка, отвал).
В паспорте самоходной машины и других видов техники RU TK 191740 (далее - ПТС RU TK 191740) указано, что погрузчик JCB 406 Т4 VIN JCB4ACAWAK2916487 зарегистрирован за АО "ЛК Европлан" 05.08.2020 (л.д.27, 56-57).
Согласно графику платежей по Договору лизинга от 02.07.2020 последняя дата выплаты лизинговых платежей 26.12.2021.
В соответствии с пунктом 6.1 Договора лизинга от 02.07.2020 по окончании срока лизинга право собственности на предмет лизинга передается лизингодателем лизингополучателю путем заключения и исполнения отдельного договора купли-продажи имущества.
Вместе с тем, до окончания Договора лизинга от 02.07.2020 и после получения 09.06.2021 субсидии Обществом (продавец) был заключен с МП "ПРАУ" (покупатель) договор от 04.08.2021 купли-продажи единицы специальной техники с дополнительным оборудованием и рассрочкой платежа (далее - Договор купли-продажи от 04.08.2021), предметом которого являлся погрузчик JCB 406 Т4 VIN JCB4ACAWAK2916487 с дополнительным оборудованием (щетка, отвал, пылесос), 2019 года выпуска (л.д.22-23).
Согласно Договору купли-продажи от 04.08.2021 право собственности на единицу техники переходит к покупателю с момента передачи ему вышеуказанной техники продавцом; до момента оплаты покупателем товара единица специальной техники находится в залоге у продавца.
24.01.2022 между ПАО "ЛК "Европлан" (продавец) и ООО "Партнер-СВ" (покупатель) заключен договор N 2354728-ПР/СПБ-22, предметом которого явилась купля-продажа бывшей в употреблении самоходной машины погрузчика JCB 406 Т4 VIN JCB4ACAWAK2916487, который являлся предметом Договора лизинга от 02 июля 2020 года. В этот же день составлен акт от 24.01.2022 N СПБ0000167 о приеме-передаче объекта от ПАО "ЛК "Европлан" к ООО "Партнер-СВ" (л.д.65-71).
Согласно отметкам в ПТС RU TK 191740 погрузчик JCB 406 Т4 VIN JCB4ACAWAK2916487 зарегистрирован за ООО "Партнер-СВ" 24.01.2022 (л.д.27, 56-57).
При этом 28.01.2022 погрузчик JCB 406 Т4 VIN JCB4ACAWAK2916487 выбыл из собственности ООО "Партнер-СВ" и передан МП "ПРАУ" на основании акта приема-передачи от 28.01.2022 к Договору купли-продажи от 04.08.2021.
Таким образом, как следует из материалов дела, Договор купли-продажи от 04.08.2021 в отношении погрузчика JCB 406 Т4 VIN JCB4ACAWAK2916487, на приобретение которого Обществом была получена субсидия, был заключен Обществом до перехода права собственности от лизингодателя АО "ЛО "Европлан" к лизингополучателю ООО "Партнер-СВ" и менее чем через два месяца после получения субсидии (09.06.2021). Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что решение о продаже погрузчика JCB 406 Т4 VIN JCB4ACAWAK2916487, на приобретение которого Обществом была получена субсидия, было принято Обществом менее чем через два месяца после получения субсидии.
Право собственности на погрузчик JCB 406 Т4 VIN JCB4ACAWAK2916487 возникло у Общества только 24.01.2022, после заключения договора от 24.01.2022 N 2354728-ПР/СПБ-22. Однако уже спустя 4 дня (28.01.2022) сторонами Договора купли-продажи от 04.08.2021 документально оформлена передача спорного погрузчика к МП "ПРАУ" (акт от 28.01.2022 N 35)
При этом, несмотря на оформление акта от 28.01.2022 N 35 только после приобретения спорного погрузчика в собственность Общества, следует отметить, что согласно отметкам представленного в материалы дела ПТС RU TK 191740 (л.д.27 оборот) собственником погрузчика JCB 406 Т4 VIN JCB4ACAWAK2916487 с 04.08.2021 было указано МП "ПРАУ".
Целью государственной программы Ленинградской области "Обеспечение устойчивого функционирования и развития коммунальной и инженерной инфраструктуры и повышение энергоэффективности в Ленинградской области", утвержденной Постановлением Правительства Ленинградской области от 14.11.2013 N 400 является обеспечение надежности и эффективности функционирования жилищно-коммунального комплекса Ленинградской области.
Целью подпрограммы "Поддержка преобразований в жилищно-коммунальной сфере на территории Ленинградской области для обеспечения условий проживания населения, отвечающих стандартам качества", утвержденной в рамках вышеуказанной программы, является обеспечение доступности услуг жилищно-коммунального хозяйства для конечного потребителя.
С учетом вышеуказанных обстоятельств, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами Комитета и суда первой инстанции о том, что в данном случае, цели Государственной программы и Подпрограммы, в рамках которых ООО "Партнер-СВ" предоставлена субсидия, не были достигнуты. Надежность и эффективность функционирования жилищно-коммунального комплекса Ленинградской области, а также доступность услуг жилищно-коммунального хозяйства для конечного потребителя не обеспечены.
Результат предоставления субсидии также не достигнут, поскольку обновление спецтехники организации в сфере жилищно-коммунальных услуг фактически не произведено, спорный погрузчик передан получателем субсидии иному лицу через четыре дня после поступления спецтехники в собственность Общества.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, цели Государственной программы, Подпрограммы, и предоставления субсидии не предполагают продажу спецтехники через четыре дня после передачи в собственность получателя субсидии и через семь месяцев после предоставления субсидии.
Ссылки подателя жалобы на то, что согласно акта о приеме-передаче объекта основных средств от 16.07.2020 N СПБ0001586 погрузчик JCB 406 Т4 VIN JCB4ACAWAK2916487 принят к бухгалтерскому учету 16.07.2020, не опровергают вышеустановленные обстоятельства, касающиеся реализации спорного погрузчика непосредственно после приобретения его в собственность получателя субсидии, а также факт недостижения цели и результатов предоставления субсидии, установленных Соглашением и Порядком N 210.
При таких обстоятельствах, с учетом положений пункта 5.3 Порядка N 210 суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования Комитета о взыскании с Общества суммы полученной субсидии в размере 742838,10 руб.
Нарушения судом первой инстанции норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены решения суда первой инстанции от 04.06.2023 не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы в размере 3000 руб. подлежат оставлению на подателе жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04 июня 2023 года по делу N А56-128308/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ПАРТНЕР-СВ" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
.
Председательствующий |
М.И. Денисюк |
Судьи |
М.Л. Згурская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-128308/2022
Истец: КОМИТЕТ ПО ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМУ ХОЗЯЙСТВУ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО "ПАРТНЕР-СВ"
Хронология рассмотрения дела:
16.02.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-22353/2023
21.10.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-24704/2023
04.06.2023 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-128308/2022