г. Санкт-Петербург |
|
22 октября 2023 г. |
Дело N А56-28181/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 октября 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Макашевым В.Э.
при участии:
от истца (заявителя): предст. Веретенников А.Д. -доверенность от 03.12.2022 (онлайн)
от ответчика (должника): предст. Наумова М.С. - доверенность от 05.05.2023, предст. Бахов А.А. - доверенность от 25.07.2023
от третьего лица: предст. Гареева И.И. - доверенность от 12.05.2023 (онлайн)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-27213/2023) общества с ограниченной ответственностью "ПетербургГаз" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.05.2023 по делу N А56-28181/2023 (судья Соколова Н.Г.), принятое
по иску общества с ограниченной ответственностью "ТВОЙ ДОМ СПБ"
к обществу с ограниченной ответственностью "ПетербургГаз"
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "МНК Мебель"
об оспаривании итогов запроса предложений
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ТВОЙ ДОМ СПБ" (далее - истец, ООО "ТВОЙ ДОМ СПБ") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "ПетербургГаз" (далее - ответчик, ООО "ПетербургГаз") об оспаривании итогов запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, по отбору организаций для поставки бумаги для офисной техники (извещение N 32312131209), оформленных протоколом от 06.03.2023 N 06-03-02И/23.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено общество с ограниченной ответственностью "МНК Мебель" (далее - ООО "МНК Мебель").
Решением суда от 30.05.2023 заявленные ООО "ТВОЙ ДОМ СПБ" требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "ПетербургГаз" направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда от 30.05.2023 отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы ссылается на то, что положениями Федерального закона от 18.07.2011 N 233-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) не предусмотрена обязанность устанавливать подробную инструкцию по заполнению заявки на участие в закупке; при составлении Документации о закупке в Приложении N 2 "Квалификация участника закупки" было предусмотрено поле для заполнения вида дней в графе "Предложение участника закупки" и участнику требовалось вписать в незаполненные поля количество договоров на поставку аналогичного товара за 2021-2023 годы и количество дней поставки в единицах измерения - календарные дни; установление единицы измерения именно в календарных днях предусмотрено Документацией о закупке в силу установленного порядка поставки "от 2 (двух) до 20 (двадцати) календарных дней с момента получения Поставщиком письменной заявки от Покупателя)". Податель жалобы ссылается на то, что судом первой инстанции не учтены выводы, изложенные в решении Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 22.03.2023 по жалобе N Т02-149/23, которым установлено отсутствие признаков нарушений при подсчете баллов и подведения итогов спорного запроса предложений. Податель жалобы также указывает на то, что при вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции неправомерно руководствовался только положениями статьи 190 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и не применил положения антимонопольного законодательства (в частности положения Закона N 223-ФЗ о необходимости соблюдения общего принципа равенства всех участников конкурентной закупки), что повлекло ущемление прав и законных интересов победителя закупки ООО "МНК Мебель".
В судебном заседании 26.09.2023 представитель ООО "ПетербургГаз" поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель ООО "МНК Мебель" также поддержал доводы апелляционной жалобы и свою позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу. Представитель ООО "ТВОЙ ДОМ СПБ" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 17.02.2023 ООО "ПетербургГаз" (Заказчик) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет опубликовано извещение N 32312131209 о проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку бумаги для офисной техники (далее - Закупка), включая документацию о Закупке (далее - Документация). Закупка проводилась в соответствии Законом N223-ФЗ.
На участие в запросе предложений в электронной форме подано 6 заявок, в том числе заявка ООО "ТВОЙ ДОМ СПБ", которая признана соответствующей требованиям Документации.
В соответствии с протоколом от 06.03.2023 N 06-03-02И/23 подведения итогов запроса предложений в электронной форме победителем Закупки признано ООО "МНК Мебель. Итоговая величина оценки заявки комиссией Заказчика по критериям (с учетом весового коэффициента): заявка ООО "МНК Мебель" - 0,66 баллов, заявка ООО "ТВОЙ ДОМ СПБ" - 0,54 балла (в том числе, по критерию "срок поставки" - 0 баллов).
ООО "ТВОЙ ДОМ СПБ" не согласилось с итогами Закупки и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные истцом требования.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции от 30.05.2023 в связи со следующим.
Статьей 449 ГК РФ предусмотрено, что торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов.
Торги могут быть признаны недействительными в случае, если:
- кто-либо необоснованно был отстранен от участия в торгах;
- на торгах неосновательно была не принята высшая предложенная цена;
- продажа была произведена ранее указанного в извещении срока;
- были допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи;
- были допущены иные нарушения правил, установленных законом.
Положения статьи 449 ГК РФ должны применяться во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 166 ГК РФ и частью 1 статьи 4 АПК РФ и быть направлены на соблюдение режима законности при проведении торгов и защиту интересов лиц, чьи права затронуты нарушением правил проведения торгов. При этом нарушения, с которыми заинтересованное лицо связывает недействительность торгов, должны быть существенными, то есть влияющими на результат торгов, и должны затрагивать интересы лица, обратившегося с иском о признании торгов недействительными.
На основании изложенного торги могут быть признаны недействительными по иску участника торгов либо лица, незаконно не допущенного к участию в торгах, либо иного лица, которое докажет свою заинтересованность в заявленном иске.
Нарушения, допущенные организатором публичных торгов, признаются существенными, если с учетом конкретных обстоятельств дела судом будет установлено, что они повлияли на результаты публичных торгов (в частности, на определение победителя торгов) и привели к ущемлению прав и законных интересов истца (пункт 12 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019).
Согласно части 1 статьи 1 Закона N 223-ФЗ целями регулирования являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 названной статьи, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений
В силу части 1 статьи 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом N 223-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 названной статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Согласно части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2)равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Согласно части 6 статьи 3 Закона N 223-ФЗ заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В соответствии с частью 9 статьи 3.2 Закона N 223-ФЗ для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
Согласно пунктам 13, 14 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.
В соответствии с частью 10 статьи 3.2 Закона N 223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с указанным Законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.
В рассматриваемом случае, как установлено судом и следует из материалов дела, в соответствии с пунктом 8.7 Документации Заказчиком установлено, что оценка и сопоставление заявок на участие в закупке проводится членами Комиссии по подведению итогов закупки в строгом соответствии с критериями, предусмотренными настоящей документацией о закупке, в следующем порядке:
- для критерия "Цена договора" - 40 % - K1;
- для критерия "Квалификация участника закупки" - 40 % - K2;
- для критерия "Срок поставки" - 20% - K3.
Совокупная значимость всех критериев составляет 100%
Оценка заявок по критерию "Срок поставки" осуществляется путем сопоставления сроков поставки по договору, предлагаемых участником закупки, со сроками поставки по договору, предложенными в документации о закупке, и рассчитывается по формуле:
*,где:
Rfi - рейтинг, присуждаемый i-й заявке по указанному критерию;
K3 - значимость критерия;
Fmax - максимальный срок поставки в единицах измерения срока поставки (количество календарных дней). Устанавливается в документации о закупке равным: 20 (двадцать) календарных дней.
Fmin - минимальный срок поставки в единицах измерения срока поставки (количество календарных дней). Устанавливается в документации о закупке равным: 2 (два) календарных дня.
Fi - предложение, содержащееся в i-й заявке по сроку поставки, в единицах измерения срока (периода) поставки (количество календарных дней).
Таким образом, как обоснованно указал суд первой инстанции, из приведенных положений Документации прямо следует, что Заказчиком установлена единица измерения срока поставки исключительно в календарных днях.
Форма квалификации участника закупки установлена в Приложении N 2 к Документации:
N п/п |
Критерии оценки |
Предложение участника закупки |
1. |
Квалификация участника закупки |
количество договоров на поставку аналогичного товара за 2021-2023 гг._______________ договора (-ов) |
2. |
Срок поставки товара (от 2 (двух) до 20 (двадцати) календарных дней с момента получения Поставщиком письменной заявки от Покупателя) |
___ (____) _________ дней |
Таким образом, согласно данной форме в разделе "Критерии оценки" в отношении критерия "Срок поставки" также содержится указание на единицу измерения - календарные дни.
При этом в инструкции по заполнению данной формы указано следующее:
- форму квалификации следует оформить на официальном бланке участника. Участник присваивает письму дату и номер в соответствии с принятыми у него правилами документооборота;
- участник должен указать свое полное наименование (с указанием организационно-правовой формы);
- письмо должно быть подписано руководителем участника.
Иных положений по заполнению формы квалификации участника закупки Документация не содержит.
Как усматривается из материалов дела, ООО "ТВОЙ ДОМ СПБ" в составе заявки представило форму квалификации участника закупки, в которой по критерию оценки "Срок поставки товара (от 2 (двух) до 20 (двадцати) календарных дней с момента получения Поставщиком письменной заявки от Покупателя)" указало "2(два) дня".
Исходя из того, что из пункта 8.7 Документации прямо следует, что Заказчиком установлена единица измерения срока поставки в календарных днях, в Форме квалификации участника закупки (Приложение N 2) также указан критерий оценки "Срок поставки" в календарных днях, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что сведения (предложение), содержащиеся в заявке Общества (2 (два) дня), не допускают двусмысленного толкования, поскольку положениями Документации предполагается указание срока поставки исключительно в календарных днях.
Таким образом, предложению ООО "ТВОЙ ДОМ СПБ" по критерию оценки "Срок поставки товара" неправомерно присвоено 0 баллов со ссылкой на то, что участник закупки не указал единицу измерения (календарные или рабочие дни).
Следовательно, победитель Закупки определен с нарушением установленного в Документации порядка оценки заявок.
Выводы, изложенные в решении Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 22.03.2023 по жалобе N Т02-149/23, не имеют преюдициального значения для рассмотрения настоящего спора в судебном порядк; обоснованность заявленных истцом в настоящем деле требований не поставлена в зависимость от решения антимонопольного органа.
Допущенные комиссией Заказчика при проведении спорной Закупки нарушения имеют существенный характер, поскольку повлияли на правильность расчета баллов, привели к занижению количества присвоенных ООО "ТВОЙ ДОМ СПБ" баллов и неправильному определению победителя, что нарушает права и законные интересы ООО "ТВОЙ ДОМ СПБ", а также не соответствует установленным статьей 3 Закона N 223-ФЗ принципам равноправия, справедливости, отсутствия не обоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
При таких обстоятельствах, заявленные истцом требования о признании недействительными итогов запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, по отбору организаций для поставки бумаги для офисной техники (извещение N 32312131209), оформленных протоколом от 06.03.2023 N 06-03-02И/23, правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ООО "ПетербургГаз" и отмены решения суда от 30.05.2023 не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы подлежат оставлению на подателе жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30 мая 2023 года по делу N А56-28181/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ПетербургГаз" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.И. Денисюк |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-28181/2023
Истец: ООО "ТВОЙ ДОМ СПБ"
Ответчик: ООО "ПЕТЕРБУРГГАЗ"
Третье лицо: ООО "МНК Мебель"