г. Москва |
|
19 октября 2023 г. |
Дело N А40-139947/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 октября 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кочешковой М.В.,
судей: |
Лепихина Д.Е., Марковой Т.Т., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.08.2023 по делу N А40-139947/23
по иску ООО "Завод нефтяного оборудования"
к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области
об отмене уведомления,
при участии:
от истца: |
Збиняков К.В. по доверенности от 25.09.2023; |
от ответчика: |
Жихарева С.Л. по доверенности от 13.04.2023; |
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Завод нефтяного оборудования" (далее - Заявитель, ООО "ЗНО", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области (далее - Заинтересованное лицо, СФР, Фонд) о признании незаконным уведомления Государственного учреждения -Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 21.04.2023 как не соответствующего действующему законодательству РФ, возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет тарифа страховых взносов, установить страховой тариф на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний соответствующий основному виду деятельности ООО "ЗНО" "Предоставление услуг по бурению, связанному с добычей нефти, газа и газового конденсата" ОКВЭД 09.10.1., класс профессионального риска 3 (тариф 0,4 %).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 10.08.2023 заявление ООО "ЗНО" удовлетворено.
Не согласившись с вынесенным решением, СФР обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Инспекции при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель Фонда доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель Общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу; считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев дело в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителей сторон по делу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено, что ООО "ЗНО" состоит на регистрационном учете в качестве страхователя по обязательному социальному страхованию в Отделении Фонда в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) (регистрационный номер N087806041464).
Как указал Заявитель, 21.04.2023 от Филиала N 4 Фонда социального страхования г. Москва в адрес Общества с ограниченной ответственности "Завод нефтяного оборудования" было направлено уведомление об установлении тарифа страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве о присвоении компании 22 класса профессионального риска, с заявленным основным видом деятельности 77.32 "Аренда и лизинг строительных машин и оборудования".
Между тем, 17.05.2023 Заявитель передал (направил) в Фонд комплект документов, подтверждающих основной вид экономической деятельности "Предоставление услуг по бурению, связанному с добычей нефти, газа и газового конденсата" ОКВЭД 09.10.1., класс профессионального риска 3 (тариф 0,4 %).
В обоснование заявленных требований в суд Заявитель указал на то, что основным видом деятельности ООО "ЗНО" является торговая "Предоставление услуг по бурению, связанному с добычей нефти, газа и газового конденсата" ОКВЭД 09.10.1.
Удовлетворяя заявление Общества, суд первой инстанции правомерно и обоснованно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 4 Закона N 125-ФЗ, одним из основных принципов обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является дифференцированность страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска.
В соответствии со статьей 21 Закона N 125-ФЗ, страховые тарифы, дифференцированные по классам профессионального риска, устанавливаются федеральным законом.
В соответствии со статьей 22 Закона N 125-ФЗ, страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком.
Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, правила установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713, утверждены Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска (далее - Правила).
Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31.01.2006 N 55 утвержден "Порядок подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами" (далее - Приказ).
В соответствии с пунктом 3 Правил, классификация видов экономической деятельности по классам профессионального риска, утверждается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Согласно пункту 8 Правил экономическая деятельность юридических и физических лиц, являющихся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности, осуществляемый этими лицами.
В соответствии с пунктом 11 Правил основной вид деятельности страхователя - юридического лица, а также виды экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, ежегодно подтверждаются страхователем в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Как следует из пункта 2 Приказа основной вид экономической деятельности определяется страхователем самостоятельно в соответствии с пунктом 9 Правил, согласно которому основным видом экономической деятельности для коммерческой организации является вид деятельности, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг, а для некоммерческой организации - тот вид, в котором по итогам предыдущего года было занято наибольшее количество работников организации. Если страхователь осуществляет свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, распределенным равными частями в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг, он подлежит отнесению к основному виду экономической деятельности, который имеет наиболее высокий класс профессионального риска из осуществляемых им видов экономической деятельности (пункт 14 Правил).
Как следует из пункта 3 Приказа для подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь ежегодно в срок не позднее 15 апреля представляет в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации следующие документы:
а) заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку;
б) справку-подтверждение основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку;
в) копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год (кроме страхователей - субъектов малого предпринимательства).
Также согласно пункту 5 Приказа в случае если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, до 15 апреля (включительно) не представил документы, указанные в пункте 3 настоящего Порядка, территориальный орган Фонда относит в соответствующем году данного страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанными в отношении этого страхователя в Едином государственном реестре юридических лиц, и в срок до 1 мая уведомляет страхователя об установленном с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем этому классу профессионального риска.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2016 N 551 внесены изменения в пункт 13 Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска. В соответствии с внесенными изменениями - если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, не подтверждает основной вид экономической деятельности, такой страхователь в соответствующем году подлежит отнесению к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанными в отношении этого страхователя в Едином государственном реестре юридических лиц.
Между тем, как указал Фонд в отзыве на заявление, Заявитель в целях подтверждения основного вида экономической деятельности на 2023 год не представил в срок до 15 апреля (включительно), документы указанные в пункте 3 Порядка N 55 (данный факт признается самим обществом), в связи с чем отнесение его к виду деятельности правомерно произведено Отделением Фонда в соответствии с пунктом 5 Порядка N 55, исходя из вида экономической деятельности наиболее высокого класса профессионального риска в соответствии с кодом по ОКВЭД, указанным в отношении этого страхователя в ЕГРЮЛ ("Аренда и лизинг строительных машин и оборудования", код по ОКВЭД 77.32, класс профессионального риска 22, страховой тариф - 3,4%).
В то же время, как указало Общество, основным видом его экономической деятельности в 2023 году является предоставление услуг по бурению, связанному с добычей нефти, газа и газового конденсата, ОКВЭД 09.10.1. Таким образом, установленный тариф 3,4% не имеет экономического основания, применению подлежит размер страхового тарифа в соответствии с фактически осуществляемым заявителем видом деятельности.
Фонд указал, что в настоящем случае Заявитель в нарушение пункта 3 Порядка не представил в установленный срок в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации соответствующие документы и тем самым не выполнил установленную действующим законодательством обязанность по ежегодному подтверждению основного вида экономической деятельности, в связи с чем Фонд самостоятельно установил страховой тариф, который составляет 3,4% к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных лиц исходя из осуществления заявителем деятельности, соответствующей коду ОКВЭД 77.32 "Аренда и лизинг строительных машин и оборудования".
В рассматриваемом случае Фонд, не получив от Заявителя в срок до 15.04.2023 заявление о подтверждении вида экономической деятельности и подтверждающие его документы, в соответствии с пунктом 11 Правил, утвержденных постановлением Правительства от 01.12.2005 N 713, и пунктом 5 указанного Порядка, направил Заявителю уведомление от 21.04.2022, которым за основный вид его деятельности принял указанный в ЕГРЮЛ вид деятельности с самым высоким классом профессионального риска "Аренда и лизинг строительных машин и оборудования" с кодом ОКВЭД 77.32, определил 22 класс профессионального риска и установил страховой тариф в размере 3,4%.
Между тем, как следует из материалов дела и Фондом не оспаривается, 17.05.2023 ООО "ОЗВ" представило в ОСФР по г. Москве и Московской области заявление о пересмотре указанного тарифа с приложением подтверждающих основной вид деятельности документов.
Исходя из буквального содержания выше проанализированных нормативных актов, ни Правила, ни Порядок не определяют порядка и последствий подтверждения страхователем вида деятельности с нарушением установленного срока, что является пробелом нормативно-правового регулирования в указанной сфере. Страхователь не может быть лишен возможности представить заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности, пусть и с нарушением установленного Порядком срока (но в пределах периода, для целей расчетов по которому производится данное подтверждение); а Фонд, получив от страхователя указанные документы, не может не учитывать их при проверке правильности его расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам.
Согласно статье 22.1 Закона N 125-ФЗ расчетным периодом по страховым взносам является календарный год, а отчетными - первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год. При этом представляемые страхователями территориальным органам Фонда ежеквартальные расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам составляются нарастающим итогом, и содержат данные об исчисленных и уплаченных взносах, начиная с начала расчетного периода, а также о применяемой ставке страховых взносов.
Предусмотренный пунктом 3 Приказа срок подтверждения основного вида экономической деятельности (15 апреля) соотнесен со сроком представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам за первый отчетный период - первый квартал: к моменту получения расчета Фонд должен располагать документами, подтверждающими правомерность применяемой страхователем ставки страховых взносов, на это и направлен установленный срок подтверждения. Однако факт представления данных документов за пределами срока не может не учитываться Фондом, так как по существу указанные документы в данном случае подлежат учету как подтверждающие размер заявленной в отчетности ставки страховых взносов (согласно подпункту 7 пункту 2 статьи 17 Закона N 125-ФЗ).
При этом фактически при получении указанных сведений Фонд получает данные, свидетельствующие как об осуществляемых в действительности страхователем видах деятельности, так и о том, какой из них является основным.
С учетом того, что в ЕГРЮЛ могут содержаться неактуальные для страхователя виды деятельности (те, которые он реально не осуществляет), то в случае выбора для целей определения класса профессионального риска и соответствующего страхового тарифа таких неактуальных данных, страхователю фактически вменяется обязанность 6 уплачивать страховые взносы исходя из вида деятельности, вообще не осуществляемого им.
Между тем возложение на страхователя обязанности по уплате страховых взносов исходя из фактически не осуществляемых им видов деятельности, законодательством не предусмотрено.
Так, пункт 13 Правил (в редакции постановления Правительства РФ от 17.06.2016 N 551), предусматривающий отнесение страхователя к виду деятельности с наиболее высоким классом профессионального риска исходя из кодов ОКВЭД в выписке из ЕГРЮЛ (в случае непредставления им подтверждающих документов в срок), тем не менее, подразумевает выбор из фактически осуществляемых им видов экономической деятельности, на что указывает использованная формулировка: "осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности".
Судом первой инстанции правильно учтено, что в пункте 13 Правил использована формулировка, не связанная со сроком подтверждения основного вида экономической деятельности, а именно: "если страхователь_не подтверждает основной вид экономической деятельности, такой страхователь в соответствующем году подлежит отнесению к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности_.", вместо формулировки "если страхователь_не подтверждает основной вид экономической деятельности в установленный срок".
Тем самым содержащееся в пункте 13 положение не исключает возможности такого подтверждения в "соответствующем году", т.е. исходя из установленного статьей 22.1 Закона N 125-ФЗ расчетного периода по страховым взносам.
С учетом изложенного содержащее в пункте 5 Порядка (в ред. Приказа Минтруда России от 25.01.2017 N 75н) положение о том, что "если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, до 15 апреля (включительно) не представил документы, указанные в пункте 3 настоящего Порядка, территориальный орган Фонда относит в соответствующем году данного страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности" суд считает не соответствующим пункту 13 Правил (в редакции постановления Правительства РФ от 17.06.2016 N 551), неоправданно ограничивающим права страхователей и приводящим к возложению на них не предусмотренных Правилами и Законом N 125-ФЗ обязанностей. В связи с чем подлежит применению ненормативный акт, имеющий большую юридическую силу - утвержденные постановлением Правительства от 01.12.2005 N 713 Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска.
С учетом вышеизложенного подхода судом первой инстанции произведена оценка обстоятельств, приводимых Обществом в обоснование второго из заявленных требований.
Материалами дела подтверждено, что Общество представило в Фонд сведения о подтверждении основного вида деятельности и все необходимые документы для подтверждения основного вида экономической деятельности, которые были направлены в Фонд 17.05.2023.
В ходе рассмотрения дела Фондом никаких возражений в отношении представленного Обществом заявления о подтверждении основного вида экономической деятельности не приведено.
Исследовав представленные Заявителем в материалы дела документы, суд первой инстанции правильно установил, что им подтверждено, что в 2023 году основным видом деятельности Общества является предоставление услуг по бурению, связанному с добычей нефти, газа и газового конденсата (код по ОКВЭД 09.10.1), который относится к первому классу профессионального риска.
Таким образом, в отношении Заявителя подлежит применению соответствующий ему страховой тариф в размере 0,4 % по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Кроме того, в соответствии с пунктом 4 Приказа Минздравсоцразвития России от 31.01.2006 N 55 территориальный орган Фонда в двухнедельный срок с даты представления документов, указанных в пункте 3 Порядка, уведомляет страхователя об установленном ему с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем классу профессионального риска основного вида экономической деятельности страхователя.
В силу части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
С учетом вышеизложенного, требования заявителя о признании незаконным уведомления Государственного учреждения -Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 21.04.2023 об установлении ООО "ЗНО" размера страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежало удовлетворению.
В силу части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В порядке пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ суд обязал Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ООО "Завод нефтяного оборудования" не позднее 20 дней с даты вступления решения суда в законную силу, в установленном законом порядке.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу об удовлетворении заявления ООО "ЗНО".
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 10.08.2023 по делу N А40-139947/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.В. Кочешкова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-139947/2023
Истец: ООО "ЗАВОД НЕФТЯНОГО ОБОРУДОВАНИЯ"
Ответчик: Филиал N 4 Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Москве и МО
Третье лицо: Отделение Фонда Пенсионного и Социального страхования РФ по г. Москве и Московской области