г. Москва |
|
20 октября 2023 г. |
Дело N А40-76608/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 октября 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Г.М. Никифоровой
судей: |
В.И. Попова, Л.Г. Яковлевой |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания М.Е. Нестеровой |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 3 апелляционную жалобу Управления Росреестра по г. Москве на решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.07.2023 по делу N А40-76608/23,
по заявлению АО "ЧЕРКИЗОВСКИЙ МЯСОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИЙ ЗАВОД" (ОГРН: 1027700126849, Дата присвоения ОГРН: 14.08.2002, ИНН: 7718013714, КПП: 771801001)
к заинтересованному лицу - Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (ОГРН: 1097746680822, Дата присвоения ОГРН: 03.11.2009, ИНН: 7726639745, КПП: 772601001) третье лицо: 1) Департамент городского имущества 2) ГБУ МосгорБТИ
об оспаривании уведомления об отказе в государственном кадастровом учете и регистрации прав от 09.01.2023 N КУВД-001/2022-41722713/10,
при участии:
от заявителя: |
Курников А.А. дов. от 01.04.2023 |
от заинтересованного лица: от третьих лиц |
Струков Д.В. дов. от 25.04.2023; не явились, извещены |
УСТАНОВИЛ:
АО "ЧЕРКИЗОВСКИЙ МЯСОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИЙ ЗАВОД" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об оспаривании решений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - заинтересованное лицо, Росреестр) об отказе в государственном кадастровом учете и регистрации прав от 09.01.2023 N КУВД-001/2022-41722713/10.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 12.10.2023 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Общества поддержал решение суда первой инстанции.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились.
При таких обстоятельствах, с учетом своевременного размещения информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст. ст. 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел дело в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как установлено судом и следует из материалов дела АО "ЧМПЗ" владеет земельным участком с кадастровым номером 77:03:0002002:12, расположенным по адресу: г. Москва, ул. Пермская, 5 на основании договора аренды от 17.07.2001 N М 03-017316.
На участке расположены здания мясоперерабатывающего завода, в том числе "конденсаторная" с кадастровым номером 77:03:0002002:1039 и адресным ориентиром: г. Москва, ул. Пермская, 5с122, что подтверждает схема закрепления территории завода N 001 -00-00-ГП2.
Здания приватизированы АО "ЧМПЗ" в 1993 году в составе ТОО "Черкизовский мясоперерабатывающий завод" на основании плана приватизации государственного имущества.
АО "ЧМПЗ" обратилось в Росреестр с заявлением о государственной регистрации права от 22.09.2022 N КУВД-001/2022-41722713.
Росреестр уведомлением от 04.10.2022 приостановил государственную регистрацию права. Росреестр отказал в государственной регистрации прав уведомлением от 09.01.2023 N КУВД-001/2022-41722713/103.
Заявитель, не согласившись с указанным решением, обратился в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции учел следующее.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
Функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по разработке и реализации государственной политики в сфере управления и распоряжения движимым и недвижимым имуществом города Москвы, в том числе жилыми помещениями, земельными участками, находящимися на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, приватизации имущества города Москвы, выполнения полномочий собственника в отношении имущества города Москвы, использования, охраны и учета земель на территории города Москвы, выступает Департамент в силу Постановления Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы".
Отношения, возникающие в связи с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и представлением содержащихся в нем сведений регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
На основании ст. 1 указанного Федерального закона государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (государственная регистрация прав). Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в ЕГРН записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в ЕГРН.
В реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости (п. 1 ст. 9 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (п. 1 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом РФ и иными законами.
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в ЕГРН записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в ЕГРН.
Частью 1 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ установлено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
При этом перечень оснований, наличие которых необходимо для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, установлен ст. 14 указанного Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ.
Как следует из пункта 2 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, установленный ст. 18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ, включает в себя, в частности, документы, которые в соответствии с законодательством РФ подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Согласно пункту 5 статьи 18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ и требованиям принятых в соответствии с Законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено Законом или иными федеральными законами.
Согласно п.п. 7 п. 2 ст. 14 Закона о регистрации межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ являются основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Как следует из материалов дела, спорное задние в составе плана приватизации государственного имущества, арендованного ТОО "Черкизовский мясоперерабатывающий завод" передано в собственность АО "ЧМПЗ" на основании пп. 7 п. 1 акта оценки стоимости зданий и сооружений к плану приватизации сооружений на 01.04.1993.
Кадастровый инженер Шоркин Андрей Владимирович 20.09.2022 провел натурный осмотр здания Конденсаторной и документации о приватизации АО "ЧМПЗ".
По результатам осмотра, Шоркин А.В. установил, что Конденсаторная соответствует пп. 7 п. 1 акта оценки стоимости зданий и сооружений от 01.04.1993, что указывает на принадлежность объекта АО "ЧМПЗ" на основании ранее возникшего права. Это подтверждает техническое заключение о соответствии от 20.09.2022 N 068.
Кроме того, ГУП Московское бюро технической инвентаризации Восточное - 1 подтвердило, что АО "ЧМПЗ" правообладатель Конденсаторной, о чем внесена запись технический паспорт от 30.01.1992.
Таким образом, АО "ЧМПЗ" представило в Росреестр исчерпывающий перечень документов, подтверждающих приватизацию Конденсаторной АО "ЧМПЗ".
В уведомлении о приостановлении государственной регистрации прав от 04.10.2022 Росреестр указал на необходимость представить документы о правопреемстве ТОО "Черкизовский мясоперерабатывающий завод" и АО "ЧМПЗ".
Правопреемство подтверждают следующие документы: выписка из протокола общего собрания участников от 04.05.1993 N 27; протокол общего собрания акционеров от 02.06.1996 N 3; протокол годового общего собрания акционеров от 12.04.2018 N 10/048а.
Указанные документы предоставлены Росреестру через филиал ГБУ МФЦ города Москвы района Новогиреево, что подтверждает опись принятых документов от 21.11.2022 N MFC-0558/2022-1827173-1.
Росреестр указал, что в период с 1992 по 1999 год площадь Конденсаторной увеличилась - это нарушение п. 4 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
ГрК РФ вступил в силу 30.12.2004 и не имеет обратной силы (ст. 4 ГК РФ).
АО "ЧМПЗ" не проводило реконструкцию и иные мероприятия по изменению площади здания.
Фактическая площадь Конденсаторной и площадь указанная в ЕГРН совпадает и составляет - 591,1 кв.м.
Таким образом, довод Росреестра о нарушении АО "ЧМПЗ" п. 4 ч. 17 ст. 51 ГрК РФ несостоятельный и не является основанием для отказа в регистрации права собственности.
Разрешение на ввод в эксплуатацию не выдавалось, поскольку здание построено в 1973 году.
Учитывая изложенное, Заявителем при обращении в Управление Росреестра по Москве полностью соблюдены требования законодательства и представлены все необходимые документы для проведения регистрационных действий.
Заинтересованное лицо не доказало наличие обстоятельств, которые могли бы служить основанием для вывода о законности и обоснованности оспариваемого решения.
Следовательно, у Управления отсутствовали правовые основания для отказа в испрашиваемых регистрационных действиях.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, коллегия признает несостоятельными ввиду следующего.
По смыслу части 1 статьи 64, части 1 и 2 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, с учетом представленных сторонами доказательств, обосновывающих требования и возражения лиц, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.
При оценке представленных в деле доказательств, суд руководствуется также положениями ч. 3.1 ст. 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которым, обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований и возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
Коллегия учитывает, что несогласие заявителя с оценкой судом представленных доказательств и сформулированными на ее основе выводами по фактическим обстоятельствам дела не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Апелляционная жалоба не содержит указания на обстоятельства и соответствующие доказательства, наличие которых позволило бы иначе оценить те юридически значимые обстоятельства, верная оценка которых судом первой инстанции повлекла принятие обжалуемого решения.
Нарушений норм материального права при принятии обжалуемого решения арбитражным судом первой инстанции допущено не было.
руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г.Москвы от 14.07.2023 по делу N А40-76608/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Г.М. Никифорова |
Судьи |
В.И. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-76608/2023
Истец: АО "ЧЕРКИЗОВСКИЙ МЯСОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИЙ ЗАВОД"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ МОСКОВСКОЕ ГОРОДСКОЕ БЮРО ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ, ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ