г. Москва |
|
19 октября 2023 г. |
Дело N А40-25953/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 октября 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Суминой О.С.,
судей Марковой Т.Т., Кочешковой М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента городского имущества города Москвы на решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.07.2023 по делу N А40-25953/23
по заявлению ПАО энергетики и электрификации "Мосэнерго"
к Департаменту городского имущества города Москвы
об оспаривании отказа
при участии от заявителя: Лаврись Н.А. по доверенности от 13.01.2023; от заинтересованного лица: Шавловский И.К. по доверенности от 08.08.2023;
УСТАНОВИЛ:
ПАО энергетики и электрификации "Мосэнерго" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением об оспаривании отказа Департамента городского имущества г. Москвы от 09.11.2022 N 33-5-97361/22-(0)-1 в предоставлении государственной услуги "предоставления земельного участка в аренду правообладателям зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке".
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 26.07.2023 заявленные требования удовлетворены.
Департамент, не согласившись с принятым решением, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, отказать в удовлетворении заявленных требований.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Проверив в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, изучив материалы дела, доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, между Департаментом городского имущества города Москвы и ПАО "Мосэнерго" заключен договор от 24.06.1996 N М-05- 005787 аренды земельного участка с адресным ориентиром: г. Москва, ул. Автозаводская, д. 12, к. 1, кадастровый номер 77:05:0002002:135, сроком до 13.11.2019, предоставленного для эксплуатации существующих зданий ТЭЦ-9. Дополнительным соглашением от 25.11.2013 к договору аренды было изменено целевое использование земельного участка - для проектирования и строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, в соответствии с Градостроительным планом земельного участка от 06.11.2013 N RU77-126000-010322, а именно: объекты размещения помещений и технических устройств теплоэлектроцентралей (ТЭЦ), государственных электростанций (ГЭС), районных тепловых станций (РТС) мощностью 200 Гкал/час и выше, теплоэлектростанций (ТЭС), электроподстанций открытого типа (3002 04); объекты размещения помещений и технических устройств распределительных пунктов (РП), распределительных трансформаторных пунктов (РТП), трансформаторных подстанций (ТП), соединительных пунктов (ДТП, ИТП), автономных источников теплоснабжения (АИТ), тепловых камер-павильонов, газорегуляторных пунктов на газопроводах давлением менее 1,2 Мпа, индивидуальных артезианских скважин канализационных насосных станций малой производительности, блок-станций и звуковых трансформаторных подстанций (БС, ЗТП) (3004 02).
В связи с тем, что строительство окончено, с целью приведения целевого использования земельного участка с фактическим использованием, ПАО "Мосэнерго" направило в адрес Департамента заявление от 07.10.2022 N 33-5-97361/22-(0)-0 для получения государственной услуги "Предоставление земельного участка в аренду правообладателям зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке" с целью заключения нового договора взамен действующего договора.
На земельном участке с кадастровым номером 77:05:0002002:135 по адресу: г. Москва, Автозаводская улица, д. 12, корп. 1, расположена теплоэлектростанция ТЭЦ-9 - филиал ПАО "Мосэнерго".
Основной вид деятельности ТЭЦ-9 - производство электрической и тепловой энергии.
Объекты ТЭЦ-9 находятся в собственности ПАО "Мосэнерго".
ТЭЦ-9 является объектом энергетики, опасным производственным объектом, объектом топливно-энергетического комплекса города Москвы со средней категорией опасности и объектом жизнеобеспечения города Москвы.
По результатам рассмотрения обращения, Департамент письмом от 09.11.2022 N 33-5-97361/22-(0)-1 отказал в предоставлении государственной услуги на основании п. 2.10.1.31 Приложения N 15 Постановления Правительства Москвы от 15.05.2012 N 199-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг Департаментом городского имущества города Москвы".
Не согласившись с указанным отказом, заявитель обратился в суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В своем отказе от 09.11.2022 N 33-5-97361/22-(0)-1 Департамент указал, что отказ основан на п. 2.10.1.31 Административного регламента предоставления государственных услуг Департаментом городского имущества города Москвы в связи с наличием в суде дела N А40-102092/17 об установлении сервитута.
В соответствии с п. 2.10.1.31. Административного регламента, основанием для отказа в предоставлении участка в аренду является судебное разбирательство в отношении земельного участка и (или) расположенных на нем зданий, строений, сооружений, объектов незавершенного строительства, в том числе оспаривание прав на земельный участок, кадастровой стоимости земельного участка, границ, площади, разрешенного использования земельного участка, прав на расположенные на нем объекты недвижимости.
Департамент в своих возражениях указывает, что положения п. 2.10.1.31. Административного регламента согласуются (основаны) на положении п. 1 ст. 4.1 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве".
Статьей 4.1. Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" предусмотрены основания для отказа в предварительном согласовании предоставления и (или) в предоставлении земельного участка без проведения торгов и (или) в утверждении схемы расположения земельного участка.
При этом в ч. 1 ст. 4.1 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" содержится прямое указание, что данные основания являются дополнением к основаниям об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка наряду с основаниями, предусмотренными статьей 39.15 ЗК РФ.
Статья 39.15 ЗК РФ также предусматривает только предварительное согласование предоставления земельного участка и распространяет свое действие на: - земельные участки, которые предстоит образовать, - земельные участки, границы которого подлежат уточнению и т.д. Больше такое основание нигде в законе не встречается.
Таким образом, такое основание как наличие судебного спора законодатель предусмотрел только для ситуации первоначального предварительного предоставления земельного участка в аренду.
Вместе с тем, Департаментом не учтено, что земельный участок уже сформирован и на нем уже на протяжении 90 лет находятся объекты ПАО "Мосэнерго" (ГЭЦ-9 введена в эксплуатацию 22.12.1933), земельный участок более 25-ти лет находится в аренде у ПАО "Мосэнерго", следовательно, вышеуказанные положения закона в данном случае не применимы.
На Земельном участке расположена ТЭЦ-9 - это комплекс объектов недвижимого имущества, все объекты находятся в собственности ПАО "Мосэнерго".
В силу положений п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ в отношении земельного участка, если на нем расположены объекты недвижимости, находящиеся в собственности лица, такой земельный участок должен быть предоставлен в аренду.
Отказ в заключении договора аренды в таком случае противоречит закону.
В соответствии с п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане и юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, которые расположены на упомянутых земельных участках.
В соответствии с ст. 274 ГК РФ сервитут - это право ограниченного пользования соседним земельным участком.
Согласно ч. 2 ст. 274 ГК РФ обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.
Таким образом, спор об установлении сервитута не может затронуть права собственника.
Приведенное Департаментом основание отказа противоречит основаниям, установленным п. 2.10.1.31 Административного регламента, поскольку сервитут в отношении земельного участка не установлен и не оспаривается в рамках дела N А40- 102092/17.
Между Департаментом и ПАО "Мосэнерго" заключен и действует договор аренды от 24.06.1996 N М-05-005787 земельного участка с кадастровым номером 77:05:0002002:135, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Автозаводская, д. 12, к. 1.
Первоначально земельный участок с кадастровым номером 77:05:0002002:135 был предоставлен ПАО "Мосэнерго" в аренду сроком на 49 лет (до 2045 г.) для эксплуатации существующих зданий ТЭЦ-9.
Дополнительным соглашением от 25.11.2013 к договору аренды было изменено целевое использование земельного участка - для проектирования и строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, срок аренды на период строительства установлен до 13.11.2019.
В связи с окончанием строительства с целью приведения целевого использования земельного участка с фактическим использованием, ПАО "Мосэнерго" направило в адрес Департамента обращение от 12.11.2019 N Исх-61-00298/19 о выдаче дополнительного соглашения о внесении изменений в договор аренды с целью изменения его целевого использования (обратно на эксплуатацию зданий).
Департамент письмом от 05.12.2019 N 33-5-129966/19-(0)-1 отказал в заключении дополнительного соглашения и внесении данного изменения в договор аренды.
В соответствии с п. 2 ст. 621 ГК РФ, если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (ст. 610 ГК РФ).
Таким образом, 13.11.2019 договор аренды от 24.06.1996 N М-05-005787 был возобновлен на неопределенный срок, при этом цель предоставления земельного участка осталась - для проектирования и строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, что по окончании строительства стало противоречить его фактическому использованию.
Поскольку изменить целевое использование земельного участка путем заключения дополнительного соглашения не удалось (как подтвердил представитель Департамента в судебном заседании - к договору аренды, возобновленному на неопределенный срок, Департамент дополнительные соглашения не заключает), ПАО "Мосэнерго" направило в адрес Департамента заявление от 07.10.2022 N 33-5- 97361/22-(0)-0 о заключении нового договора аренды взамен действующего договора с целевым назначением - для эксплуатации существующих зданий ТЭЦ-9, в чем заявителю отказано письмом от 09.11.2022 N 33-5-97361/22-(0)-1.
Относительно довода Департамента о том, что ПАО "Мосэнерго" своими действиями препятствует заключению договора аренды, суд отметил следующее.
Представитель Департамента в своих возражениях настаивает, что письмо Департамента от 09.11.2022 N 33-5-97361/22-(0)-1 не является окончательным отказом в заключении договора аренды, договор аренды якобы будет заключен после расторжения действующего в настоящее время договора аренды от 24.06.1996 N М-05- 005787.
Однако в настоящее время от Департамента поступило еще два разъясняющих письма: письмо от 06.06.2023 N ЛГИ-1-27314/23-1, письмо от 10.07.2023 N ДГИ-Э78274/23-1 в которых Департаментом прямо указано, что письмо от 09.11.2022 N 33-5- 97361/22-Г0)-1 содержало окончательный отказ в заключении нового договора аренды в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:05:0002002:135.
Относительно довода Департамента о том, что отказ в заключении договора аренды не нарушает права ПАО "Мосэнерго", необходимо отметить следующее.
Согласно п. 1 ст. 28 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их разрешенным использованием.
Таким образом, использование земельного участка в нарушение установленного договором аренды вида разрешенного использования земельного участка, является нарушением требований ст. 28 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" и влечет административную ответственность, установленную ч. 1 ст. 6.7 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о наличии совокупности условий, необходимых в соответствии со ст. 198 АПК РФ для удовлетворения заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме и отклонены, судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, нормы процессуального законодательства при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 26.07.2023 по делу N А40-25953/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.С. Сумина |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-25953/2023
Истец: ПАО ЭНЕРГЕТИКИ И ЭЛЕКТРИФИКАЦИИ "МОСЭНЕРГО"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ