г. Москва |
|
19 октября 2023 г. |
Дело N А40-286661/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 октября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 октября 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Проценко А.И.,
судей: Елоева А.М., Лялиной Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Вальковым А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ИП Айдинова Ашшура Робертовича на решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.07.2023 по делу N А40-286661/22 по иску Департамента предпринимательства и инновационного развития г. Москвы (ИНН 9710068955, ОГРН 1187746841050) к ИП Айдинову Ашшуру Робертовичу (ИНН 772646287725, ОГРНИП 321774600104880), ООО "ТСП-Закупка" о взыскании средств гранта,
при участии в судебном заседании:
от истца: Петелина Е.А. по доверенности от 07.07.2023,
от ответчика 1: не явился, извещен,
от ответчика 2: не явился, извещен.
УСТАНОВИЛ:
Департамент предпринимательства и инновационного развития г. Москвы обратился с исковым заявлением в Арбитражный суд г. Москвы к ИП Айдинову Ашшуру Робертовичу о взыскании средств гранта в сумме 1 000 000 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 27 876, 71 руб., а также о взыскании процентов на будущее до даты возврата бюджетных средств.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 14 июля 2023 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, поскольку выводы суда не соответствуют материалам дела, кроме того, при принятии решения по делу, судом нарушены нормы материального и процессуального права.
Представитель истца в судебном заседании против доводов жалобы возражал, направил отзыв на жалобу.
Иные лица, участвующие в деле, уведомленные судом о времени и месте слушания дела, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном сайте суда в сети Интернет о принятии апелляционной жалобы к производству и назначению к слушанию, в судебное заседание не явились, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие, исходя из норм ст. 156 АПК РФ.
Также, в подтверждение доводов жалобы, ответчиком было заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств, в удовлетворении которого, судебной коллегией отказано, на основании следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основание своих требований и возражений.
В силу части 3 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, до начала судебного заседания или в пределах срока, установленного судом, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 2 статьи 268 АПК РФ дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, в том числе в случае, если судом первой инстанции было отклонено ходатайство об истребовании доказательств, и суд признает эти причины уважительными.
В соответствии с пунктом 29 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" поскольку суд апелляционной инстанции, на основании статьи 268 АПК РФ, повторно рассматривает дело по имеющимся в материалах дела и дополнительно представленным доказательствам, то при решении вопроса о возможности принятия новых доказательств, в том числе приложенных к апелляционной жалобе или отзыву на апелляционную жалобу, он определяет, была ли у лица, представившего доказательства, возможность их представления в суд первой инстанции или заявитель не представил их по независящим от него уважительным причинам.
К числу уважительных причин, в частности, относятся: необоснованное отклонение судом первой инстанции ходатайств лиц, участвующих в деле, об истребовании дополнительных доказательств, о назначении экспертизы; наличие в материалах дела протокола, аудиозаписи судебного заседания, оспариваемых лицом, участвующим в деле, в части отсутствия в них сведений о ходатайствах или об иных заявлениях, касающихся оценки доказательств.
Однако, суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для приобщения дополнительных доказательств к материалам дела и проверяет законность и обоснованность судебного акта суда первой инстанции, основываясь на представленных в материалы дела доказательствах и первоначальных доводах, изложенных в апелляционной жалобе, ввиду чего, протокольным определением суда от 16.10.2023 они возвращены заявителю.
Девятый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 14 июля 2023 года на основании следующего.
Как следует из материалов дела, 13.07.2022 ИП Айдиновым А.Р. посредством информационной системы развития предпринимательства и промышленности города Москвы была подана заявка N 1101635 на получение гранта на продвижение товаров, работ и услуг.
02.08.2022 года между индивидуальным предпринимателем и Департаментом был заключен договор о предоставлении гранта из бюджета города Москвы субъектам малого и среднего предпринимательства в целях поддержки предоставления услуг быстрого питания в городе Москве N 9/2-2015топ-22.
Договор заключен в рамках порядка предоставления грантов из бюджета города Москвы субъектам предпринимательской деятельности, осуществляющим деятельность в сфере быстрого питания, в целях поддержки предоставления услуг быстрого питания в городе Москве, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 16.03.2022 N 395-ПП "Об утверждении Порядка предоставления грантов из бюджета города Москвы субъектам предпринимательской деятельности, осуществляющим деятельность в сфере быстрого питания, в целях поддержки предоставления услуг быстрого питания в городе Москве".
Согласно пункту 1.1 договора предметом договора является предоставление в 2022 году ответчику Департаментом гранта из бюджета города Москвы в сумме 1 000 000 руб.:
1. в целях открытия на территории города Москвы места предоставления услуг быстрого питания;
2. в целях поддержки субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих деятельность в сфере быстрого питания на период действия договора.
Как следует из пункта 6.1. договора срок его действия со дня подписания и до 30 декабря 2022 года.
При этом договор действует до полного исполнения сторонами своих обязательств.
В соответствии с договором по платежному поручению от 08.08.2022 N 3480 получателю перечислены денежные средства в размере 1 000 000 руб.
В силу пункта 3 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору.
Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.
Таким образом, договор действует до полного исполнения сторонами своих обязательств по нему, и истечение срока действия договора не прекращает неисполненные к этому моменту обязательства.
В соответствии с пунктом 1.1 порядка гранты предоставляются из бюджета города Москвы субъектам предпринимательской деятельности, осуществляющим деятельность в сфере быстрого питания, в целях поддержки предоставления услуг быстрого питания в городе Москве.
В целях реализации пункта 2.1 порядка Департаментом утвержден приказ от 17.03.2022 N П-18-12-66/22 "Об объявлении отбора о приеме заявок и проведении отбора в 2022 году получателей грантов из бюджета города Москвы среди субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющим деятельность в сфере быстрого питания, в целях поддержки предоставления услуг быстрого питания в городе Москве".
Департамент и орган государственного финансового контроля осуществляют контроль за выполнением условий и порядка предоставления гранта (п. 4.1 порядка).
Согласно пункту 5(1) Приказа в целях осуществления Департаментом контроля за соблюдением субъектом предпринимательства условий, целей и порядка предоставления грантов из бюджета города Москвы в соответствии с порядком Департамент уполномочил ГБУ "Малый бизнес Москвы" на проведение выездных мероприятий в целях подтверждения открытия мест быстрого питания и осуществления субъектом предпринимательства деятельности в сфере быстрого питания на территории города Москвы с привлечением персонала и соблюдения условий, целей и порядка предоставления гранта, с момента регистрации заявки и до окончания срока действия договора.
19.09.2022 и 17.10.2022 уполномоченной организацией были осуществлены выездные мероприятия по адресу, указанному в составе заявки и договоре: г. Москва, ул. 6-ая Кожуховская, д. 11, корп. 2, эт. 1, по результатам которых не подтверждено осуществление получателем деятельности по предоставлению услуг быстрого питания по месту предоставления услуг быстрого питания стационарного типа буфет "Шаурма от души".
В частности, в рабочее время осуществлен непосредственный физический доступ в помещение, в котором по заявке предполагалась деятельность в сфере быстрого питания.
На информационной табличке указано время работы получателя гранта с 09:00 до 21:00, доступ в помещение для посетителей возможен, но объект общественного питания не функционировал (деятельность не осуществлялась).
Признаки осуществления объектом деятельности в сфере общественного питания на месте не выявлены (сотрудники отсутствуют в помещении, ингредиенты для приготовления блюд отсутствуют), осуществить закупку продукции (товара) не представлялось возможным, по данному адресу в помещении объекта общественного питания проводились ремонтные работы.
Согласно пункту 3.2.4 договора Департамент вправе применять меру ответственности за нарушение условий, целей и порядка предоставления гранта, возврат гранта в бюджет в случае нарушения получателем условий, установленных при его предоставлении, выявленного по фактам проверок, проведенных Уполномоченным органом и органом государственного финансового контроля.
Согласно пункту 3.3.8 договора получатель осуществляет возврат гранта в бюджет города Москвы в случае нарушения целей, условий и порядка его предоставления в соответствии с условиями договора, правового акта и порядка.
При выявлении нарушений условий предоставления гранта Департамент составляет акт, в котором указываются выявленные нарушения и сроки их устранения, и направляет указанный акт получателю гранта в срок не позднее 7 рабочих дней со дня его подписания способом, обеспечивающим подтверждение его получения (пункт 4.3 порядка).
Согласно пункту 5.1 договора в случае выявления нарушений целей, условий и порядка предоставления гранта, допущенных получателем, Департамент составляет акт о нарушении условий предоставления гранта, в котором указываются нарушения и сроки их устранения, и направляет акт в срок не позднее 7 рабочих дней со дня его подписания получателю для устранения нарушений.
28.10.2022 Департаментом был составлен акт о нарушении условий предоставления гранта N ДПиИР-04-04-366/22 с требованием устранить выявленные нарушения в срок до 03.11.2022.
08.11.2022 Уполномоченной организацией осуществлено выездное мероприятие по адресу, указанному в составе заявки и договоре: г. Москва, ул. 6-ая Кожуховская, д. 11, корп. 2, эт. 1, по результатам которого не подтверждено осуществление Получателем деятельности по предоставлению услуг быстрого питания.
По состоянию на 08.11.2022 акт нарушений оставлен без удовлетворения.
На основании проверочных мероприятий ГБУ "Малый бизнес Москвы" и Департаментом установлено, что получатель гранта не предоставлял по адресу: г.Москва, ул. 6-ая Кожуховская, д. 11, корп. 2, эт. 1 услуги общественного питания, то есть использовал бюджетные средства (грант) не в соответствии с его целевым назначением.
В соответствии с пунктом 5.2 договора в случае не устранения нарушений в сроки, указанные в акте, Департамент в срок не позднее 7 рабочих дней со дня истечения указанного в Акте срока устранения выявленных нарушений принимает правовой акт о возврате в бюджет города Москвы средств гранта (части гранта), использованных с нарушением условий предоставления гранта.
Согласно пункту 5.3 договора в срок не позднее 5 рабочих дней со дня подписания правового акта Департамента Департамент направляет копию правового акта о возврате в бюджет города Москвы средств гранта (части гранта) получателю вместе с письмом, содержащим требование о возврате средств гранта (части гранта), использованных с нарушением целей, условий и порядка предоставления гранта, в бюджет города Москвы с указанием суммы гранта, подлежащей возврату, и реквизитов банковского счета для зачисления указанных средств в бюджет города Москвы.
Требование Департамента о возврате средств гранта от 16.11.2022 N ДПиИР-08- 04-1213/22 оставлено без удовлетворения.
Как установлено судом, акт и требование Департамента оставлены ответчиком без удовлетворения, что явилось основанием для обращения в суд с настоящим исковым заявлением.
Изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что ответчиком нарушены и не выполнены требования пункта 1.1 порядка, пункты 1.1 и 2.2 договора, а также пункт 5(1) приказа, а именно: получателем не подтверждено осуществление деятельности в сфере быстрого питания по адресу, указанному в составе заявки и договоре, в том числе не представлены необходимые отчеты по договору (п. 3.3.2 договора) и акт об исполнении обязательств (п. 3.3.4 договора).
Согласно пункту 5.4 договора получатель осуществляет возврат средств гранта (части гранта), использованных с нарушением целей, условий и порядка предоставления гранта, в срок не позднее 10 рабочих дней со дня получения требования о возврате гранта (части гранта).
Таким образом, поскольку доказательств возврата денежных средств ответчиком не представлено, учитывая изложенные выше и установленные судом обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу, что требование истца о взыскании средств гранта подлежат удовлетворению в заявленном размере как обоснованное и документально подтвержденное.
В соответствии с пунктом 1 статьи 395 ГК РФ в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды.
Доказательств возврата суммы процентов ответчиком не представлено, расчет истца подтвержден представленными по делу доказательствами.
На основании изложенного, с учетом отсутствия доказательств погашения суммы процентов, суд признает правомерными и обоснованными требование истца о взыскании с ответчика суммы процентов в заявленном размере, так как со стороны индивидуального предпринимателя не представлено доказательств целевого использования средств гранта по договору.
Представленный Департаментом грант использован ответчиком на иные цели не в соответствии с его назначением согласно порядка и договора.
В соответствии с пунктом 48 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", сумма процентов, подлежащих взысканию по правилам ст. 395 ГК РФ, определяется судом на день вынесения решения исходя из предыдущих периодов.
Проценты за пользование чужими денежными средствами по требованию истца взимаются по день их уплаты кредитору.
При этом день фактического исполнения обязательства, в частности уплаты задолженности кредитору, включается в период расчета процентов.
Судом произведен расчет процентов за пользование чужими денежными средствами по состоянию на 04.07.2023, размер процентов за пользование чужими денежными средствами составил 68 369, 86 руб.
На основании изложенного, с учетом отсутствия доказательств погашения суммы процентов, суд признал правомерными и обоснованными требование истца о взыскании с ответчика суммы процентов за пользование чужими денежными средствами на будущее до даты возврата бюджетных средств.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев дело повторно, проверив правильность выводов суда первой инстанции и обоснованность доводов апелляционной жалобы, полагает, что она не подлежит удовлетворению, а решение арбитражного суда отмене, по следующим основаниям.
Как усматривается из доводов апелляционной жалобы, поданной ответчиком, последний неверно определяет цель выделения поддержки в виде гранта, неверно толкует положения договора и порядка предоставления помощи.
В соответствии с пунктом 1.1 порядка гранты предоставляются из бюджета города Москвы субъектам предпринимательской деятельности, осуществляющим деятельность в сфере быстрого питания, в целях поддержки предоставления услуг быстрого питания в городе Москве.
Грант имеет строго целевое назначение и не может быть использован в целях, не предусмотренных пунктом 1.1 договора, (п. 2.1 договора).
Согласно п. 1.1 договора, предметом договора является предоставление в 2022 году заявителю гранта из бюджета города Москвы:
1. в целях открытия на территории города Москвы места предоставления услуг быстрого питания;
2. в целях поддержки субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих деятельность в сфере быстрого питания на период действия договора.
Департаментом предоставлен грант в целях открытия точки общественного питания по адресу: г. Москва, ул. Кантемировская, д. 20, корп. 5, указанному в заявке от 18.06.20222 N 1096631 и договоре о предоставлении гранта от 07.07.2022 N 9/2-1754топ-223, и в целях осуществления деятельности по данному адресу на период срока действия договора.
Сумма предоставленного гранта составляла 1 000 000 руб., и рассчитывалась от занимаемой площади. В заявке и договоре указана площадь кафе 30, 2 кв.м.
Согласно условиям порядка и договора Департаментом грант предоставлялся на открытие и осуществление деятельности в помещении площадью 30, 2 кв.м. с общедоступным сегментом, том числе с отсутствием ограничений доступа (входа) для посетителей к месту предоставления услуг быстрого питания в период его работы (включая отсутствие пропускной, билетной или иной системы ограничения доступа (входа), а также необходимости осуществления дополнительных затрат для входа).
Ответчиком неверно истолкованы положения договора, приказа и порядка, так как осуществлять деятельность на иной точке общественного питания, не связанной с адресом и величиной площади в заявке и договоре, с иными параметрами кв.м. является нарушением целевого характера и назначения гранта.
Организацией не представлен акт об исполнении договора. Согласно пункту 3.3.4 договора организация обязуется предоставить в Департамент акт об исполнении договора по форме приложения 3 к договору в срок до 30.11.2022.
Такой акт об исполнении договора в Департамент не направлялся в указанные сроки и между сторонами не подписывался в виду наличия нарушений целевого характера и иных положений договора и порядка со стороны организации.
Акты выездных мероприятий не признаны недействительными и не оспорены в порядке главы 24 АПК РФ.
Согласно пункту 5(1) Приказа в целях осуществления Департаментом контроля за соблюдением субъектом предпринимательства условий, целей и порядка предоставления грантов Департамент уполномочил ГБУ "Малый бизнес Москвы" на проведение выездных мероприятий в целях подтверждения открытия мест быстрого питания и осуществления деятельности субъектом предпринимательства с момента регистрации заявки и до окончания срока действия договора.
Проверки ГБУ "Малый бизнес Москвы" основаны на положениях Договора и Приказа Департамента.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Со стороны организации таких заявлений подано не было. Проверки ГБУ "Малый бизнес Москвы" не признаны недействительными и не оспорены в судебном порядке.
Таким образом, проверочные мероприятия имеют юридическую силу и не были опровергнуты иными доказательствами со стороны организации.
Положения Закона о государственном и муниципальном контроле не применяются к Департаменту и ГБУ "МБМ" и правоотношениям, вытекающим из бюджетного законодательства и договора о предоставлении гранта.
В силу п. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно п. 4.1.1 постановления Правительства Москвы от 29.11.2021 N 1849-ПП "О предоставлении субсидий, грантов в форме субсидий из бюджета города Москвы юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам" уполномоченный орган и орган государственного финансового контроля осуществляют проверку соблюдения получателями грантов, поставщиками (подрядчиками, исполнителями) условий, целей и порядка их предоставления.
Согласно п. 4.1.2.1 указанного постановления, возврат средств гранта в бюджет города Москвы в случае нарушения получателем гранта условий, установленных при его предоставлении, выявленного по фактам проверок, проведенных уполномоченным органом и органом государственного финансового контроля, а также в случае недостижения результатов, показателей (при их установлении в договоре (соглашении) в соответствии с Общими требованиями).
Согласно п. 4.1 постановления Правительства Москвы от 16.03.2022 N 395-ПП "Об утверждении Порядка предоставления грантов из бюджета города Москвы субъектам предпринимательской деятельности, осуществляющим деятельность в сфере быстрого питания, в целях поддержки предоставления услуг быстрого питания в городе Москве" Департамент и орган государственного финансового контроля осуществляют контроль за выполнением условий и порядка предоставления гранта.
В соответствии с п. 5 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ обязательным условием предоставления субсидий является согласие их получателей на осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидии, и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка их предоставления.
Согласно п. 2.4 договора о предоставлении гранта при заключении договора получатель выражает согласие на осуществление уполномоченным органом и органом государственного финансового контроля проверок соблюдения получателем условий, целей и порядка предоставления гранта (договор N 9/2-2066топ-22).
Согласно пункту 5(1) Приказа в целях осуществления Департаментом контроля за соблюдением субъектом предпринимательства условий, целей и порядка предоставления грантов Департамент уполномочил ГБУ "Малый бизнес Москвы" на проведение выездных мероприятий в целях подтверждения открытия мест быстрого питания и осуществления субъектом предпринимательства, с момента регистрации заявки и до окончания срока действия договора.
Согласно п. 3 ч. 3.1 ст. 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", при осуществлении контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере положения Федерального закона N 294-ФЗ не применяются.
Из буквального толкования вышеуказанных норм следует, что положения Закона N 294-ФЗ не распространяются на проверки соблюдения условий, целей и порядка предоставления из бюджетов бюджетной системы субсидий, проводимые главными распорядителями (распорядителями) бюджетных средств.
Проверка соблюдения условий, целей и порядка предоставления, осуществляемая главными распорядителями (распорядителями) бюджетных средств в отношении соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами - получателями субсидий, не является видом государственного контроля (надзора) и осуществляется на добровольной основе в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и в рамках договоров (соглашений) о предоставлении субсидий (гранта) из соответствующих бюджетов, заключенных в соответствии с порядками предоставления данных субсидий (грантов).
Согласно пункту 7 Общих требований, положения об осуществлении контроля за соблюдением условий, целей и порядка предоставления субсидий, включаемые в правовые акты о предоставлении субсидии в соответствии с подпунктом 5 пункта 3 статьи 78 БК РФ, содержат:
-требования о проверке главным распорядителем как получателем бюджетных средств и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий получателями субсидий;
-меры ответственности за нарушение условий, целей и порядка предоставления субсидий.
При этом, общими требованиями не предусмотрены требования по установлению порядка проведения такого контроля, в том числе сроки проведения, порядок планирования проверок и уведомления получателей субсидии о проведении таких проверок.
В связи с чем, порядок, договор о предоставлении гранта от 26.07.2022 N 9/2-1933топ-22 не содержат положений об обязательствах Департамента и ГБУ "Малый бизнес Москвы" по проведению указанных проверок в строго определенные сроки и не устанавливают порядок их проведения.
Организация, получив бюджетные средства, стала участником расходов бюджета и в силу статьи 266.1 БК РФ - объектом финансового контроля (составной частью бюджетных правоотношений), а значит, приняло статус субъекта бюджетных правоотношений.
Таким образом, Департаментом и ГБУ "Малый бизнес Москвы" не нарушен порядок проведения обязательной проверки соблюдения условий, целей и порядка предоставления гранта Организации.
Департамент предпринимательства и инновационного развития города Москвы является:
-отраслевым органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по разработке, реализации и популяризации государственной политики города Москвы в сфере поддержки и развития предпринимательства, инновационной деятельности, развития креативных индустрии, кадрового потенциала отраслей экономики города Москвы, профессиональной ориентации населения города Москвы, конгрессно-выставочной деятельности в сфере предпринимательства и инновационного развития;
-уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы по взаимодействию с Министерством экономического развития Российской Федерации, Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, Министерством просвещения Российской Федерации и т.д.;
-уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы по проведению в пределах своей компетенции оценки соответствия проектов планов закупки товаров, работ, услуг, проектов планов закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции и т.д.;
-уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы по взаимодействию с Министерством экономического развития Российской Федерации по реализации мероприятий государственной поддержки малого или среднего предпринимательства;
-уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим координацию деятельности по реализации проектов по созданию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, креативных индустрии, в том числе технопарков, креативных кластеров и креативных пространств в городе Москве и т.д.
Согласно пункту 4.2.1. положения Департамент осуществляет полномочия в сфере предоставлении субсидий за счет средств бюджета города Москвы юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам в случаях, установленных законами города Москвы, иными правовыми актами города Москвы.
Согласно пункту 3 статьи 2 Закона N 294-ФЗ под региональным государственным контролем (надзором) представляется деятельность органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) на территории этого субъекта Российской Федерации.
Положениями договора предусмотрены проверочные мероприятия (п. 3.1.7, 3.2.2, 3.2.4, 4.2 договора) в целях подтверждения осуществления деятельности по адресу, указанному в составе заявки и договоре: г. Москва, ул. Кантемировская, д. 20, корп. 5.
Согласно пункту 5(1) Приказа в целях осуществления Департаментом контроля за соблюдением субъектом предпринимательства условий, целей и порядка предоставления грантов Департамент уполномочил ГБУ "Малый бизнес Москвы" на проведение выездных мероприятий в целях подтверждения открытия мест быстрого питания и осуществления субъектом предпринимательства, с момента регистрации заявки и до окончания срока действия договора.
Предоставление субсидий (гранты) регулируются положениями бюджетного законодательства, постановлением Правительства Москвы N 395-1111 и Приказом и в некоторых случаях положениями общих положений первой части гражданского законодательства (штрафные санкции).
Таким образом, Закон N 294-ФЗ к настоящим правоотношениям не применяется, проверочные мероприятия проводились в рамках порядка, приказа, договора.
Акт о нарушении условий предоставления гранта ответчиком не оспорен, не признан недействительным в отдельном судебном порядке, в порядке главы 24 АПК РФ.
Департамент и ГБУ "Малый бизнес Москвы" не уполномочены на осуществление государственного контроля (надзора) иными государственными органами и в силу положения, утв. постановлением Правительства Москвы от 26.09.2018 N 1177-ПП и Уставом ГБУ "Малый бизнес Москвы" таковыми не являются.
Принимая во внимание требования вышеназванных норм материального и процессуального права, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, суд апелляционной инстанции считает, что ответчик не доказал обоснованность доводов апелляционной жалобы.
При совокупности изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции находит доводы апелляционной жалобы несостоятельными, оснований для отмены либо изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 14.07.2023 по делу N А40-286661/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
А.И. Проценко |
Судьи |
А.М. Елоев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-286661/2022
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: Айдинов Ашшур Робертович
Третье лицо: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ "МАЛЫЙ БИЗНЕС МОСКВЫ", ООО "ТСП- ЗАКУПКА"