г. Ессентуки |
|
23 октября 2023 г. |
Дело N А15-2827/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 октября 2023 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Сомова Е.Г., судей Цигельникова И.А. и Сулейманова З.М. при ведении протокола судебного заседания секретарем Красса Л.П., в отсутствие заявителя - ПАО "Россети Северный Кавказ" и заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Россети Северный Кавказ" на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 26.05.2023 по делу N А15-2827/2022,
УСТАНОВИЛ:
ПАО "Россети Северный Кавказ" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан (далее - управление) о признании незаконным и отмене постановления от 24.05.2022 N 005/04/9.21-638/2022 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде административного штрафа в размере 1 млн. рублей.
Решением от 26.05.2023 в удовлетворении требования отказано по мотиву наличия в действиях предприятия состава правонарушения, соблюдения процедуры и срока давности привлечения к ответственности. Постановление о привлечении к ответственности изменено, уменьшен размер штрафа с 1 млн. рублей до 500 тыс. рублей.
В апелляционной жалобе общество ставит вопрос о законности и обоснованности принятого судебного акта. Податель жалобы указал, что осуществить мероприятия по технологическому присоединению к электрическим сетям жилого дома не представилось возможным в связи с отсутствием источников финансирования. Само по себе осуществление мероприятий по технологическому присоединению с нарушением сроков не привело к возникновению существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Назначенный размер штрафа является чрезмерным. Финансовое положение общества является тяжелым в связи с ростом дебиторской задолженности, контрагентами общества не исполняются в установленные сроки принятые на себя обязательства, постоянная претензионно-исковая работа, взыскание задолженности через органы судебных приставов затягивает процесс получения денежных средств. Поскольку общество осуществляет регулируемый вид деятельности, в бизнес-плане общества отсутствуют денежные средства для оплаты административных штрафов.
Отзыв на апелляционную жалобу в суд не поступил.
Участвующие в деле лица, явку представителей не обеспечили, что не является препятствием для рассмотрения жалобы (часть 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, прокуратура Республики Дагестан (далее - прокуратура) в соответствии с частью 3 статьи 8 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" для рассмотрения по компетенции направила обращение Абубакаровой В.А. от 02.03.2022 о нарушении порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям в управление.
В обращении Абубакарова В.В. указала, что ею 21.09.2021 приобретен у Расулова М.А. жилой дом по договору купли-продажи, предыдущий собственник данного жилого дома заключил с обществом договор от 02.09.2021 N 8850/2021/ДЭ/КАЯКРЭС об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям. В подпункте 5 пункта 1 договора общество взяло на себя обязанность выполнить технологическое присоединение в шестимесячный срок со дня заключения договора.
На 02.03.2022 общество не выполнило свои обязательства, взятые по договору от 02.09.2021 N 8850/2021/ДЭ/КАЯКРЭС об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.
Управлением 27.04.2022 в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении N 005/04/9.21-638/2022, в котором отражено нарушение обществом требований пункта 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), путем нарушения срока исполнения мероприятий по технологическому присоединению в рамках заключенного договора от 02.09.2021 N 8850/2021/ДЭ/КАЯКРЭС об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.
Постановлением управления от 24.05.2022 N 005/04/9.21-638/2022 общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса с назначением наказания в виде 1 млн рублей административного штрафа.
Считая данное постановление незаконным и подлежащим отмене, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Согласно части 1 статьи 9.21 Кодекса нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии с частью 2 статьи 9.21 Кодекса повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
В соответствии с пунктом 1 Правил N 861 сетевые организации - это организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.
На основании пункта 3 Правил N 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Согласно пп. "б" п. 16 Правил N 861 срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать: 6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12 (1), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
Срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению является одним из существенных условий договора на технологическое присоединение (пункт 16 Правил N 861).
Приказом Федеральной службы по тарифам от 08.09.2008 N 341-э общество, осуществляющее деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии, включено в реестр субъектов естественных монополий в разделе услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии.
Согласно договору от 02.09.2021 N 8850/2021/ДЭ/КАЯКРЭС общество должно было осуществить мероприятия по технологическому присоединению объекта заявителя согласно подпункту "б" пункта 16 Правил N 861 и подпункту 5 пункта 1 в срок до 02.03.2022. Данное обстоятельство фактически лицами, участвующими в деле, не оспаривалось, под сомнение не ставилось, документально ими опровергнуто не было.
На 02.03.2022 общество не выполнило свои обязательства, взятые по договору от 02.09.2021 N 8850/2021/ДЭ/КАЯКРЭС об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.
Общество ссылается на то, что осуществить мероприятия по технологическому присоединению к электрическим сетям жилого дома не представилось возможным в связи с отсутствием источников финансирования.
Отклоняя указанные доводы, суд апелляционной инстанции отмечает, что названные обстоятельства не освобождают общество от обязанности по соблюдению условий договора, а также требований подпункта "б" пункта 16 Правил N 861.
Общество, как лицо, занимающее доминирующее положение и являющееся владельцем объектов электросетевого хозяйства, допустившее нарушение правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и установленного порядка подключения (технологического присоединения), является субъектом правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 Кодекса. Имея возможность для соблюдения установленных законом требований по проведению мероприятий по технологическому присоединению, общество не приняло необходимых мер по соблюдению публично-правовой обязанности.
Из материалов дела также следует, что вступившим в законную постановлением Управления от 26.03.2021 N 015/04/9.21-86/2021 общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 Кодекса.
Указанное постановление было исполнено обществом, штраф оплачен (платежное поручение от 30.09.2021).
Согласно статье 4.6 Кодекса лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.
При применении указанной нормы судам следует учитывать, что однородными считаются правонарушения, ответственность за совершение которых предусмотрена одной статьей Особенной части КоАП РФ (пункт 19.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").
С учетом данного обстоятельства рассматриваемое в настоящем деле правонарушение правомерно квалифицировано управлением по части 2 статьи 9.21 Кодекса.
Процедура привлечения к административной ответственности соблюдена. Процессуальных нарушений, допущенных при принятии оспариваемого постановления, не установлено. Протокол составлен и постановление об административном правонарушении вынесено уполномоченными должностными лицами управления в пределах предоставленных им полномочий.
Оспариваемое постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 Кодекса.
Оснований для признания правонарушения малозначительным и освобождения общества от административной ответственности не установлено. Действия общества свидетельствуют о его пренебрежительном отношении к исполнению своих публично-правовых обязанностей по соблюдению антимонопольного законодательства, рассматриваемое правонарушение несет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям. Статус субъекта естественной монополии, придает действиям указанного субъекта характер особой значимости, поскольку затрагивает не только частный интерес конкретного лица, с которым взаимодействует, но и публичную сферу.
Таким образом, отсутствуют основания для признания правонарушения малозначительным.
Суд первой инстанции счел возможным применить положения части 3.2 статьи 4.1 Кодекса, установив, что общество ранее привлекалось к ответственности за совершение аналогичного правонарушения, счел примененный управлением штраф в размере 1 млн. рублей избыточным и снизил его в половину.
Федеральным законом от 31.12.2014 N 515-ФЗ "О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" реализовано Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, предусматривающее возможность назначения административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкциями соответствующих норм КоАП РФ, статья 4.1 КоАП РФ дополнена, в частности, частями 3.2 и 3.3 Кодекса.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 25.02.2014 N 4-П, суд вправе снизить размер назначенного административного штрафа в исключительных случаях, если наложение административного штрафа в установленных соответствующей санкцией пределах не отвечает целям административной ответственности и с очевидностью влечет избыточное ограничение прав юридического лица.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что исходя из общих критериев назначения административного наказания, из принципов справедливости, целесообразности и законности административной ответственности, конкретных обстоятельств настоящего дела, характера совершенного обществом административного правонарушения, отсутствия негативных последствий, руководствуясь частями 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса, имеются основания для уменьшения назначенного штрафа ниже низшего предела, установленного санкцией части 2 статьи 9.21 Кодекса.
Суд апелляционной инстанции полагает, что штраф в размере 500 тыс. рублей, с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела сможет обеспечить достижение целей административного наказания, соразмерен тяжести совершенного обществом административного правонарушения.
При этом возможность дополнительного уменьшения размера штрафа в данном случае отсутствует.
При таких обстоятельствах основания для отмены решения по доводам жалобы, относящимся к существу рассмотренного судом спора, отсутствуют, поскольку они не опровергают выводы суда, сводятся к несогласию с ними и направлены на переоценку исследованных доказательств и установленных по делу фактических обстоятельств.
Судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены либо изменения которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права.
На основании вышеуказанного, суд апелляционной инстанции полагает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 271, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 26.05.2023 по делу N А15-2827/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Г. Сомов |
Судьи |
И.А. Цигельников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А15-2827/2022
Истец: ПАО "РОССЕТИ СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН
Третье лицо: Гасанова Севиль Эфендиевна