г. Санкт-Петербург |
|
23 октября 2023 г. |
Дело N А56-37363/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 октября 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Загараевой Л.П., Мильгевской Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: Казаковой К.Е.
при участии:
от заявителя: Минеев Д.Г. по доверенности от 09.01.2023
от заинтересованного лица: Свайкина Т.Г. по доверенности от 28.12.2022
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-31729/2023) ГЖИ Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.08.2023 по делу N А56-37363/2023, принятое
по заявлению ООО "ЖКС N 3 Центрального района"
к ГЖИ Санкт-Петербурга
об оспаривании распоряжения
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 3 Центрального района" (ОГРН: 1089847185746, адрес: 191124, Санкт-Петербург, Суворовский пр-кт, 60, далее - ООО "ЖКС N 3 Центрального района", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным распоряжения Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (ОГРН 1037867000115, адрес: 195112, г. Санкт-Петербург, Малоохтинский пр., д. 68, лит. А; далее - Инспекция, ГЖИ, административный орган) N 1048-рл от 14.04.2023, об обязании внести изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации - Санкт-Петербург, а именно: исключить сведения о многоквартирном доме, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, Дегтярный пер., д. 22, лит. В, из состава сведений о перечне домов, управление которыми осуществляет Общество, в течение 30 (тридцати) дней со дня вступления в законную силу судебного акта по настоящему делу.
Решением от 17.08.2023 суд первой инстанции признал недействительным распоряжение Инспекции от 14.04.2023 N 1048-рл; обязал Инспекцию внести изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации - Санкт-Петербург, а именно: исключить сведения о многоквартирном доме, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, пер. Дегтярный, д. 22, лит. В, из состава сведений о перечне домов, управление которыми осуществляет обществом с ограниченной ответственностью "ЖКС N 3 Центрального района", в течение 30 (тридцати) дней со дня вступления судебного акта в законную силу; взыскал с Инспекции в пользу Общества 3 000 руб. судебных расходов на уплату государственной пошлины.
Не согласившись с решением суда, Инспекция обратилась в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы Инспекция указывает на то, что решение суда по делу N А56-69020/2022, которым постановление судебного пристава-исполнителя признано недействительным, на момент вынесения оспариваемого распоряжения не вступило в законную силу. Кроме того, согласно представленному Обществом протоколу N 2 внеочередного общего собрания собственников МКД от 04.05.2022, собственниками принято решение об избрании вновь Общества в качестве управляющей организации МКД и заключении договора управления. Учитывая изложенное, Инспекция полагает, что основания для исключения Общества из реестра отсутствовали.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, 16.02.2023 в Инспекцию поступило заявление Общества (вх. N 08-11-2989/23-0-0) о внесении изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации Санкт-Петербурга и исключения сведений о многоквартирном доме, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, Дегтярный пер., д. 22, лит. В (далее - МКД), из состава сведений о перечне домов, управление которыми осуществляет Общество.
Распоряжением Инспекции N 1048-рл от 14.04.2023 Обществу отказано во внесении изменений в Реестр лицензий в отношении МКД, в связи с несоответствием заявления и документов условиям, установленным пунктом 5 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта РФ, утвержденных приказом Минстроя России от 25.12.2015 N938/пр (далее - Порядок N938/пр), а именно пп. "б" пункта 5 Порядка, в связи с поступлением постановления судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП ГУФССП России по г.Санкт-Петербургу от 01.06.2022 N78022/22/942381 о запрете вносить изменения в Реестр лицензий Санкт-Петербурга, направленных на исключение сведений о многоквартирных домах, находящихся на обслуживании Общества.
Не согласившись с указанным распоряжением, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее также - лицензия), предоставленной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее - лицензионная комиссия).
Согласно части 2 статьи 195 ЖК РФ Реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
Основания и порядок внесения сведений о многоквартирном доме в реестр лицензий установлены статьей 198 ЖК РФ.
Как предусмотрено частью 2 статьи 198 ЖК РФ, в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, согласно которому лицензирование осуществляют органы государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации (пункт 2); лицензирующий орган формирует и ведет реестр лицензий субъекта Российской Федерации (пункт 15).
После получения сведений, указанных в части 2 статьи 198 ЖК РФ, орган государственного жилищного надзора вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительггой власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 3 статьи 198 ЖК РФ).
В силу пункта 2 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Порядок N 938/пр), изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании, в частности, представленного заявления о внесении изменений в реестр, которое должно содержать информацию об адресе многоквартирного дома (подпункт "а"), основаниях заключения, прекращения или расторжения договора управления многоквартирным домом или изменения способа управления многоквартирным домом (подпункт "б"), реквизитах договора управления многоквартирным домом в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией (подпункт "в").
Перечень документов, представляемых с заявлением о внесении изменений в реестр, установлен пунктом 3 Порядка N 938/пр, а пунктом 5 Порядка N 938/пр предусмотрено, что в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет их соответствия положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка (подпункт "а"), достоверности сведений, содержащихся в заявлении (подпункт "б"), отсутствия противоречий сведений, представленных лицензиатом, уже содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям (подпункт "в"), выполнения лицензиатом требования о размещении информации, указанной в заявлении, на официальном сайте для раскрытия информации в соответствии с частью 2 статьи 198 ЖК РФ (подпункт "г"), отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании лицензиата банкротом (подпункт "д"), отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации (подпункт "е").
По результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает решение: о внесении изменений и реестр; об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов; о приостановлении рассмотрения заявления (пункт 7 Порядка N 938/пр).
В силу пункта 8 Порядка N 938/пр решение о внесении изменений в реестр принимается органом государственного жилищного надзора в случае соответствия заявления и документов условиям, указанным в пункте 5 настоящего Порядка.
Из материалов дела следует, что Обществом в Инспекцию представлены следующие документы:
1) заявление о внесении изменений в Реестр лицензий Санкт-Петербурга Общество, в связи с расторжением договора управления многоквартирным домом по адресу: Санкт-Петербург, Дегтярный пер., д. 22, лит. В (далее - МКД) на основании протоокола N 2 от 04.05.2022;
2) в соответствии с ч. 1.1 ст. 46 ЖК РФ представлен подлинник протокола от 04.05.2022 N 2 общего собрания собственников помещений в МКД, проходившего в форме очно-заочного голосования в период с 20.04.2022 по 04.05.2022 (далее - протокол N 2),
- реестр собственников помещений в многоквартирном доме,
- списки присутствующих лиц на общем собрании;
- реестр вручения сообщения о проведении общего собрания;
- копии документов, удостоверяющих полномочия представителей собственников помещений МКД;
- проект договора управления МКД;
Из представленного в Инспекцию протокола N 2 следует, что в общем собрании собственников приняли участие собственники помещений, обладающие общей площадью (894, 34 м.кв) голосами, что составляет 97,57% от общей площади жилых и нежилых помещений (916, 6 м.кв) голосов.
При исследовании документов на отсутствие признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (далее - решения собрания), оформленного протоколом N 2 и приложений, указанных в пункте 20 Приказа Минстроя России от 28.01.2019 No44/np, в том числе реестра собственников помещений в многоквартирном доме и решений собственников помещений и их представителей, принявших участие в проведенном общем собрании, по основаниям, установленным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), установлено:
- протокол от N 2 оформлен в соответствии с Требованиями к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах;
- по пункту 1 статьи 181.5 ГК РФ - решения собрания приняты по вопросам, включенным в повестку дня. Решения по вопросам, не включенным в повестку дня, собственниками помещений в многоквартирном доме - не принимались;
- по пункту 2 статьи 181.5 ГК РФ в соответствии с ч. 1 ст. 47 ЖК РФ, прошло общее собрание собственников помещений МКД, на котором согласно повестке дня принимались вопросы, в том числе:
- о расторжении договора управления управляющей организаций с Обществом;
- о выборе способа управления МКД, об избрании в качестве управляющей МКД Общества;
- об утверждении и заключении проекта договора управления с Обществом.
По результатам исследования представленных документов, установлено, что решения приняты при наличии необходимого кворума.
- по пункту 3 статьи 181.5 ГК РФ - решения собрания приняты по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания собственников помещений в МКД,
- по пункту 4 статьи 181.5 ГК РФ - решения собрания, оформленные протоколом N 1/2022, не противоречат основам правопорядка и нравственности.
Учитывая изложенное, Инспекция пришла к выводу, что признаки ничтожности решения общего собрания собственников помещений в МКД, оформленного протоколом от 22.07.2022 N 1/2022 отсутствуют.
Вместе с тем согласно заключению от 03.03.2023 по результатам проверки заявления и документов, представленных Обществом, Инспекцией установлено, что достоверность сведений, содержащихся в заявление и документах, указанных в пункте 3 Порядка не соответствуют п.п. "б" п. 5 Порядка, поскольку из поступившего заявления в Инспекцию следует, что Общество расторгло договор управления от 01.09.2009, однако вместе с тем в Инспекцию представлен протокол от 04.05.2022 N 2, согласно которого утверждено заключение договора управления указанного МКД лицензиатом с даты, следующей за днем расторжения предыдущего договора управления лицензиатом МКД по указанному адресу.
Кроме того, в Инспекцию 23.06.2022 (вх. N 08-11-14430/22-0-0) поступило постановление от 01.06.2022 N 78022/22/942381 судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП ГУ ФССП Санкт-Петербургу Корако Н.Н., согласно которому объявлен полный запрет на совершение действий, направленных на досрочное прекращение деятельности по управлению многоквартирными домами, в том числе: производить расторжение договоров одностороннем порядке; по соглашению сторон; направлять уведомления о прекращении действия договоров в связи с истечением их срока действия; совершать действия по переводу жилого фонда на обслуживание к иным управляющим компаниям.
Также указанным постановлением запрещено Инспекции вносить изменения в реестр лицензий города Санкт-Петербурга, направленные на исключение из реестра и закрепления за иными управляющими компаниями, находящихся на обслуживании Общества домов.
В обоснование апелляционной жалобы Инспекция указывает на то, что решение суда по делу N А56-69020/2022, которым постановление судебного пристава-исполнителя признано недействительным, на момент вынесения оспариваемого распоряжения не вступило в законную силу.
Как пояснило Общество, им в адрес Инспекции направлено письмо исх. N 585 от 24.03.2023, которым сообщено, что 27.02.2023 Арбитражным судом города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по результатам рассмотрения дела N А56-69020/2022 по заявлению Общества вынесено решение о признании недействительным постановления судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП ГУ ФССП России по Санкт-Петербургу Корако Н.Н. от 01.06.2022 N 78022/22/942381 о запрете на совершение действий. Инспекция являлась участником рассмотрения указанного дела в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований.
Таким образом, на момент вынесения оспариваемого распоряжения, ранее наложенный судебным приставом-исполнителем запрет на внесение изменений в реестр лицензий, направленных на исключение сведений о многоквартирных домах, находящихся на обслуживании Общества, не мог рассматриваться в качестве препятствия для принятия решения о внесении изменений в Реестр лицензии.
При этом, вопреки доводам жалобы, решение суда первой инстанции N А56-69020/2022 вступило в законную силу.
Кроме того Инспекция указывает на то, что согласно представленному Обществом протоколу N 2 внеочередного общего собрания собственников МКД от 04.05.2022, собственниками принято решение об избрании вновь Общества в качестве управляющей организации МКД и заключении договора управления. Учитывая изложенное, Инспекция полагает, что основания для исключения Общества из реестра отсутствовали.
Указанный довод подлежит отклонению апелляционным судом, поскольку договор управления МКД между собственниками помещений и Обществом заключен не был.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно и обоснованно удовлетворил заявленные Обществом требования в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17 августа 2023 года по делу N А56-37363/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Л.П. Загараева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-37363/2023
Истец: ООО "ЖИЛКОМСЕРВИС N 3 ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОНА"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА