город Томск |
|
23 октября 2023 г. |
Дело N А27-24551/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.10.2023.
Постановление в полном объеме изготовлено 23.10.2023.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Сухотиной В.М., |
судей |
|
Марченко Н.В. |
|
|
Подцепиловой М.Ю., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Парфеновой Д.Э. рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Экологические технологии" (N 07АП-7983/2023) на решение от 04.08.2023 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-24551/2022 (судья Изотова Е.В.) по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Экологические технологии" (ОГРН 1104217005892, ИНН 4217127183), Кемеровская область - Кузбасс, город Новокузнецк к обществу с ограниченной ответственностью "Управление тепловых сетей", город Кемерово (ОГРН 1184205011550, ИНН 4205369653) о взыскании задолженности по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Экологические технологии" обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Управление тепловых сетей" о взыскании задолженности по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Решением от 04.08.2023 Арбитражного суда Кемеровской области в иске отказано.
Истец в апелляционной жалобе просит решение отменить и принять новый судебный акт, исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Указал, что ответчик осуществлял деятельность в спорный период, ТКО образуется любым субъектом гражданского оборота, из совокупного толкования условий договора следует, что объем ТКО определен в месяц и должен вывозиться региональным оператором. Однако ответчик не подавал заявок, злоупотребляя своим правом. Ответчик бесконтрольно складирует ТКО в любую открытую контейнерную площадку без уведомления об этом регионального оператора и не производит оплату. Факт оказания услуг подтвержден выпиской из маршрутного журнала.
Ответчик в апелляционной жалобе просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей сторон.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО "ЭкоТек" осуществляет свою деятельность на территории зоны "Юг" Кемеровской области как региональный оператор на основании соглашения от 27.10.2017 с Департаментом жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области с 01.07.2018.
В соответствии с пунктами 1.3, 1.4 соглашения региональный оператор обеспечивает осуществление деятельности по обращению с ТКО (сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение) в соответствии с территориальной схемой, комплексной региональной программой "Обращение с отходами производства и потребления, в том числе с ТКО, Кемеровской области" на 2017-2026 годы", утвержденной Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 09.08.2017 N 419, нормативными правовыми актами Российской Федерации, Кемеровской области и настоящим соглашением по регулируемым тарифам, которые устанавливает Региональная энергетическая комиссия Кемеровской области.
Согласно пункту 9 Территориальной схемы обращения с отходами производства и потребления, в том числе с ТКО, Кемеровской области, утвержденной постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 26.09.2016 N 367 к территориальной зоне "Юг" Кемеровской области относится, в том числе территория муниципального образования Новокузнецкий городской округ.
Ответчик является юридическим лицом, осуществляет следующие виды деятельности: ОКВЭД 35.30 производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха; ОКВЭД 28.22 производство подъемно-транспортного оборудования и другие виды деятельности согласно выписке из ЕГРЮЛ, всего 10 видов.
08.12.2018 между ООО "ЭкоТек" (региональным оператором) и ООО "Управление тепловых систем" (потребителем) заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N 103862-2019/ТКО.
В соответствии с пунктом 1 договора региональный оператор обязался принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в договоре, и обеспечить транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством РФ, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах, утвержденном в установленном порядке единого тарифа на услуги регионального оператора. Дата начала оказания услуг определена с 08.12.2018 (пункт 4 договора).
В соответствии с пунктом 6 договора потребитель оплачивает услуги по обращению с ТКО до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата.
Стороны согласились производить учет объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" расчетным путем способом, указанным в приложении к договору (пункт 16 договора).
Порядок учета объема и (или) массы ТКО по настоящему договору может быть изменен по соглашению сторон (пункт 17 договора).
В приложении к договору сторонами согласованы наименование объектов, объем принимаемых ТКО в месяц, место накопления ТКО, способ учета объема, тип и емкость контейнера и периодичность вывоза ТКО:
1) г. Междуреченск, пр-т. 50 Лет Комсомола, 50, подвальное помещение, объем принимаемых ТКО, 2,05813 м3/мес., количество расчетных единиц 108,8 кв.м, тип контейнера 1,1 пластик, периодичность в соответствии с действующим законодательством;
2) АБК пр. Строителей, 73А (офис), место накопления ТКО Кемеровская область, г. Междуреченск, пр-т. Строителей, 73А, способ учета "факт", норматив 1 кв.м, количество расчетных единиц 0, объем принимаемых ТКО, 0,24*4 м3/мес., тип емкости 0,24 пакет, периодичность вывоза "по заявке";
3) Котельная 4А-5А, г. Междуреченск, пр. Строителей, 73А, котельная 1, объем принимаемых ТКО, 0,75 м3/мес., способ учета "факт", тип контейнера 0,75 металл, периодичность вывоза "по заявке";
4) Котельная N 12, г. Междуреченск, микр. Восточный, иное предприятие бытового обслуживания, объем принимаемых ТКО, 0,75 м3/мес., способ учета "факт", тип контейнера 0,75 металл, периодичность вывоза "по заявке".
Истцом в адрес ответчика направлена претензия исх. N 51732 от 24.10.2022 с требованием о погашении задолженности, возникшей по месту накопления - АБК пр. Строителей, 73А (офис).
Ответчик в ответе на претензию указал, что оснований для оплаты услуг, которые не оказывались, не имеется.
По состоянию на 31.12.2022 задолженность ООО "УТС" перед ООО "ЭкоТек" отсутствует.
Поскольку ответчик требования претензии не удовлетворил, ООО "ЭкоТек" обратилось с настоящим иском в суд.
Правоотношения в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 N 89 "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), Правилами определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 N 269 (далее - Правила N 269), Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее -Правила N 505), Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее -Правила N 1156).
Согласно пункту 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
В силу пункта 2 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Пунктом 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" предусмотрено, что обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 01.01.2019.
Правила N 1156 устанавливают порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов. Разделом I (1) Правил N 1156 урегулирован порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Пунктом 8 (11) Правил N 1156 предусмотрено, что потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления двух экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить один экземпляр договора региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.
Согласно пункту 8 (12) раздела I (1) Правил N 1156, в случае если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8 (10) Правил N 1156.
При этом, под потребителем Правила N 1156 понимают собственника твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Пунктом 25 Правил N 1156 определено, что одним из существенных условий договора об оказании услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов является способ коммерческого учета количества твердых коммунальных отходов и нормативы их накопления.
На основании изложенного, в договорах с региональным оператором на вывоз ТКО должен содержаться способ учета количества ТКО.
Согласно пунктам 5, 6 Правил N 505 в целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется расчетным путем исходя из: нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
В пункте 8 названных Правил указано, что при раздельном накоплении твердых коммунальных отходов в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 настоящих Правил, то есть по количеству и объему контейнеров.
Сторонами согласовано приложение к договору, содержащее информацию о наименовании объектов, объеме принимаемых ТКО в месяц, месте накопления ТКО, способе учета объема, типе контейнера и емкости, в том числе по пункту 2 приложения - пакет, а также периодичности вывоза ТКО - по заявке.
За период действия договора поданные ответчиком заявки на вывоз ТКО истцом исполнены, стоимость оказанных услуг ответчиком оплачена в полном объеме.
За период с 08.12.2018 по 30.09.2022 истцом дополнительно произведено начисление стоимости услуг в размере 23 519,57 руб.
Расчет произведен исходя из количества и объема емкости для накопления ТКО - 0,24 пакет для накопления твердых коммунальных отходов, в месте накопления твердых коммунальных отходов (по объему принимаемых ТКО в месяц, указанный в договоре с отгрузкой 4 раза в месяц) по объекту: АБК пр. Строителей, 73А, офис.
Оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд приходит к выводу, что установленная обязанность собственника ТКО по оплате услуг регионального оператора не является основанием для освобождения регионального оператора от обязанности по доказыванию фактического исполнения своих обязательств с определенной периодичностью.
Из норм действующего законодательства следует обязанность потребителя, то есть фактически любого лица (учитывая презумпцию осуществления деятельности, объективно приводящей к образованию ТКО), осуществлять обращение с ТКО исключительно посредством услуг регионального оператора.
Вместе с тем указание в статье 24.6 Закона N 89-ФЗ о том, что региональный оператор обязан оказывать услуги по обращению с ТКО всем без исключения потребителям, находящимся в зоне его деятельности, само по себе не исключает возможности представления потребителем доказательств неоказания или ненадлежащего оказания региональным оператором данных услуг, подлежащих оценке при рассмотрении спора, как и необходимость проверки судом заключения потребителем договора о вывозе ТКО с иным лицом в обход закона с целью уклонения от оплаты стоимости соответствующих услуг, размер которых определен нормативно (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 14.09.2021 N 306-ЭС21-8811 по делу N А57-4118/2020).
В определениях от 09.03.2023, 25.04.2023 и 30.05.2023 суд первой инстанции предлагал истцу представить доказательства фактического ежемесячного оказания услуг в спорный период (первичные документы, счета-фактуры и акты выполненных работ).
При этом в материалы дела не представлены доказательства фактического совершения региональным оператором действий по предмету спорного договора, в том числе доказательства фактического вывоза ТКО ежемесячно, в те даты (месяцы), когда ответчиком заявки на вывоз ТКО не подавались, в том числе путевые листы с отметками полигона ТКО о принятых объемах, маршрутные листы с указанием объекта, с которого осуществлялся вывоз мусора, и количества контейнеров, подлежащих выгрузке; сведения спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS автомобильных транспортных средств, используемые для транспортирования ТКО в спорный период отсутствуют.
Представленные выписки из маршрутного журнала мусоровоза, не подтверждают факт оказания услуг по объекту: АБК пр. Строителей, 73А, офис, емкость - 0,24 пакет для накопления твердых коммунальных отходов, в месте накопления твердых коммунальных отходов (по объему принимаемых ТКО в месяц, указанный в договоре с отгрузкой 4 раза в месяц).
Таким образом, услуга региональным оператором в объеме, превышающем оплаченный ответчиком по заявкам, не предоставлялась, основания для удовлетворении исковых требований отсутствуют.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
По правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на ее подателя.
Руководствуясь статьями 110, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 04.08.2023 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-24551/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Экологические технологии" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий |
В.М. Сухотина |
Судьи |
Н.В. Марченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-24551/2022
Истец: ООО "Экологические технологии"
Ответчик: ООО "Управление тепловых систем"