г. Тула |
|
23 октября 2023 г. |
Дело N А68-5956/2023 |
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Мосиной Е.В.,
рассмотрев единолично без проведения судебного заседания в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "Уют" на решение Арбитражного суда Тульской области от 25.07.2023 по делу N А68-5956/2023 (судья Горькова Е.В.),
принятое в порядке упрощенного производства по исковому заявлению ООО "МСК-НТ" (ИНН 7734699480, ОГРН 1137746342634) к ООО "Управляющая организация "Уют" (ИНН 7117502478, ОГРН 1127154012831) о взыскании задолженности за период с 01.01.2020 по 31.03.2023 в размере 194 447 руб.40 коп., неустойки за период с 02.01.2021 по 31.03.2022, с 02.10.2022 по 21.04.2023 в размере 38 755 руб.34 коп., всего в размере 233 202 руб.74 коп., расходов по оплате госпошлины в размере 7 664 руб.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "МСК-НТ" (далее - ООО "МСК-НТ") обратилось в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "Уют" (далее - ООО "Управляющая организация "Уют") о взыскании задолженности за период с 01.01.2020 по 31.03.2023 в размере 194 447 руб. 40 коп., неустойки за период с 02.01.2021 по 31.03.2022, с 02.10.2022 по 21.04.2023 в размере 38 755 руб.34 коп., всего в размере 233 202 руб.74 коп., расходов по оплате госпошлины в размере 7664 руб.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства на основании пункта 3 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Арбитражным судом Тульской области 07.07.2023 принята резолютивная часть решения по делу (мотивированное решение вынесено 25.07.2023), в соответствии с которой с ООО "Управляющая организация "Уют" в пользу ООО "МСК-НТ" взыскана задолженность в размере 194 447 руб.40 коп., неустойка в размере 38 755 руб.34 коп., всего в размере 233 202 руб.74 коп., расходы по оплате государственной пошлины в размере 7664 руб.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Тульской области от 25.07.2023, ООО "Управляющая организация "Уют" обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить, принять новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает, что имелась необходимость для перехода к рассмотрению дела по общим правилам искового производства и назначения судебного заседания с целью выяснения дополнительных обстоятельств и исследования дополнительных доказательств. Указывает на то, что судом не приняты доводы ответчика, в том числе представленный расчет образования ТКО. Полагает, что суду первой инстанции необходимо было рассмотреть вопрос о возможном нарушении принятым судебным актом прав и законных интересов других лиц - ООО "УК "Жилфонд", которое как организация, осуществляющая обслуживание контейнерной площадки, используемой ответчиком, является лицом, заинтересованным в объеме накапливаемых ООО "УО "Уют" на данной площадке отходов.
ООО "МСК-НТ" представило отзыв в котором возражает против доводов апелляционной жалобы, просит обжалуемое решение оставить без изменения а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что ООО "МСК-НТ" обратилось в арбитражный суд с иском к ООО "Управляющая организация "Уют" о взыскании задолженности за период с 01.01.2020 по 31.03.2023 в размере 194 447 руб.40 коп., неустойки за период с 02.01.2021 по 31.03.2022, с 02.10.2022 по 21.04.2023 в размере 38 755 руб.34 коп., всего в размере 233 202 руб.74 коп., расходов по уплате госпошлины в размере 7664 руб.
Рассматривая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно пункту 1 статьи 307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как - то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе (пункт 2 статьи 307 ГК РФ).
На основании статьи 309 ГК РФ обязательство должно быть исполнено надлежащим образом в соответствии с условиями договора. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается (пункт 1 статьи 310 ГК РФ).
Правоотношения в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ, постановлением N 1156 и Правилами обращения, Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N505 (далее - Правила коммерческого учета).
В силу пункта 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Согласно пункту 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами определен постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (далее - Постановление N 1156), утвердившим Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила обращения с ТКО) и форму типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с Правилами обращения с ТКО, установленными постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156, региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся:
а) в жилых помещениях в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации), - с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации;
б) в жилых домах, - с организацией (в том числе некоммерческим объединением), действующей от своего имени и в интересах собственника;
в) в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации) (далее - нежилые помещения), и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами (пункт 8 (1)).
Пунктом 8.18 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" установлено, что до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В случае не заключения или отказа в заключении договора оказания услуг по обращению с ТКО, региональный оператор руководствуется действующим законодательством, и оказывает услуги в соответствии с типовым договором.
В силу пункта 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно пункту 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
По смыслу указанных правовых норм исполнитель может считаться надлежаще исполнившим свои обязательства при совершении перечисленных в договоре действий или осуществлении определенной деятельности.
Основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (пункт 8 (4) Правил обращения).
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год размещает в печатных средствах массовой информации, и на своём официальном сайте в сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и текст типового договора. Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения предложения о заключении договора направляет Региональному оператору заявку и необходимые документы. В случае если потребитель не направил Региональному оператору заявку, где потребитель указывает актуальные данные и документы, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключённым на условиях типового договора на основании имеющихся сведений о количестве потребителей и параметрах объекта, вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения Региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своём официальном сайте в сети "Интернет" (пункт 8 (17)
Условия публичной оферты опубликованы 05.12.2018 на официальном сайте истца в сети Интернет (http://tula.msk-nt.ru/), а также в газете "Тульские известия" от 07.12.2018 N 181.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО "МСК-НТ" приступило к осуществлению обязанностей в качестве регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Тульской области с 01.01.2019.
Единый тариф на услуги истца по обращению с ТКО утвержден постановлением комитета Тульской области по тарифам 28.11.2018 N 42/1 (в редакции постановления от 28.05.2019 N 15/3) и составляет 747,62 руб. за куб. м на период с 01.01.2019 по 31.12.2019.
На период с 01.01.2020 по I полугодие 2021 года тариф на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами утвержден постановлением комитета Тульской области по тарифам 20.12.2019 г. N 47/2 и составляет 670,30 руб. за один куб.м.
С 01.07.2021 единый тариф на услуги по обращению по обращению с твердыми коммунальными отходами утвержден Постановлением комитета Тульской области по тарифам N 37/5 от 17.12.2020 составляет 672,60 руб. за куб. м.
С 01.07.2022 единый тариф на услуги по обращению по обращению с твердыми коммунальными отходами утвержден Постановлением комитета Тульской области по тарифам N 51/3 от 17.12.2021 составляет 696,50 рубля за куб. м., а с 01.12.2022 - 758,46 рублей за куб.м.
Нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Тульской области утверждены приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области от 31.10.2017 N 93.
Согласно приказу N 93, норматив накопления ТКО для административных, офисных учреждений рассчитывается исходя из 1 сотрудника и составляет 0.98 м3 в год, а с 01.12.2022 - 2.49 куб.м. в год в связи с вступлением в силу приказа министерства природных ресурсов и экологии Тульской области от 29.11.2022 N 531-о "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов для объектов общественного назначения на территории Тульской области".
Судом установлено, что по информации, полученной с информационной базы ВСЕРОССИЙСКИЙ БИЗНЕС ЦЕНТР https://vbankcenter.ru/contragent/1127154012831 в виде отчета на актуальную дату основным видом деятельности Ответчика является строительство жилых и нежилых зданий (41.2).
Ответчик осуществляет свою деятельность на территории зоны деятельности регионального оператора (Зона 2) в Узловском районе Тульской области.
Численность сотрудников Ответчика в 2020 г - 2023 г составила 76 человек.
Учитывая, что в административных помещениях образуются твердые коммунальные отходы (мусор от офисных и бытовых помещений) от деятельности сотрудников организации, то для расчета объема, образуемого ТКО, применяется норматив накопления для административных, офисных учреждений, который рассчитывается исходя из количества сотрудников путем умножения норматива накопления на количество сотрудников в год.
В силу пунктов 9, 10, 13 (1) "Правил обращения с твердыми коммунальными отходами", утв. постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156, потребители осуществляют складирование ТКО в местах (площадках) накопления ТКО в соответствии со схемой обращения с отходами.
В местах (площадках) накопления ТКО складирование ТКО осуществляется потребителями в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках.
Потребителям запрещается складировать твердые коммунальные отходы вне контейнеров или в контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации (пункт 15 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156).
Статьёй 13.4 Закона N 89-ФЗ установлены требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов. Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Порядок создания мест (площадок) накопления ТКО регламентирован Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039.
В соответствии с пунктом 3 указанных Правил органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления ТКО путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
28.04.2018 между ООО "МСК-НТ" и Министерством природных ресурсов и экологии Тульской области заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами N 3.
Предметом указанного соглашения является обеспечение сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) на части территории Тульской области в границах территорий муниципальных образований рабочий поселок Новогуровский, город Алексин, город Донской, город Ефремов, город Новомосковск, Славный, Арсеньевского, Белевского, Богородицкого, Веневского, Воловского, Дубенского, Заокского, Каменского, Кимовского, Куркинского, Одоевского, Плавского, Суворовского, Тепло-Огаревского, Чернского, Узловского, Ясногорского районов тульской области (далее - Зона деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами N 2) (пункт 1.1 соглашения).
Действующая территориальная схема обращения с отходами содержит сведения о контейнерных площадках и контейнерах, расположенных на территории Тульской области (Приложение А6)
При заключении договоров с потребителями региональный оператор по обращению с твёрдыми коммунальными отходами руководствуется, в том числе, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждёнными постановлением Правительства РФ N 354 от 06.05.2011, а также Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утверждёнными постановлением Правительства РФ N 1156 от 12.11.2016.
В соответствии с разделом VII "Обращение с твёрдыми коммунальными отходами" Приложения N 1 "Требования к качеству коммунальных услуг" обеспечение своевременного вывоза твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления производится:
- в холодное время года (при среднесуточной температуре +5 °C и ниже) - не реже 1 раза в трое суток;
- в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5 °C) - не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз).
Вывоз твердых коммунальных отходов с мест накопления (контейнерных площадок) производится региональным оператором своевременно и надлежащим образом в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Ответчик претензий по качеству оказанных услуг не предъявлял, услуги оказаны должным образом и в срок.
Вся информация о движении специализированных транспортных средств регионального оператора, ходе и качестве оказания услуг по обращению с ТКО фиксируется в режиме реального времени в программе автоматизированного контроля.
Вместе с тем, несмотря на качественно оказанные Истцом услуги, своих обязанностей по оплате Ответчик не исполнил.
В настоящее время за потребителем образовалась задолженность по оплате услуг Регионального оператора за период с 01.01.2020 по 31.03.2023 в размере 194 447 руб. 40 коп.
В связи с тем, что ответчиком не произведена оплата за оказанные услуги, истец направил ответчику претензию N ТФ-П/ЮЛ-22/5545 от 07.04.2023, с просьбой погасить задолженность, которая оставлена последним без ответа и удовлетворения.
Поскольку факт оказания услуг подтвержден материалами дела, доказательства оплаты оказанных услуг на момент рассмотрения дела ответчик не представил, то суд первой инстанции правомерно удовлетворил требование истца и взыскал с ответчика задолженность в размере 194 447 руб. 40 коп.
Истцом также заявлено требование о взыскании с ответчика неустойки за период с 02.01.2021 по 31.03.2022, с 02.10.2022 по 21.04.2023 в размере 38 755 руб.34 коп.
В соответствии со статьей 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться, в том числе, неустойкой.
Согласно статье 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, в частности, в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
В пункте 19 договора стороны согласовали, что в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате настоящего договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
Пунктом 60 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" разъяснено, что на случай неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности при просрочке исполнения, законом или договором может быть предусмотрена обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму (неустойку), размер которой может быть установлен в твердой сумме - штраф или в виде периодически начисляемого платежа - пени (пункт 1 статьи 330 ГК РФ).
Пени является разновидностью неустойки, носит длящийся характер и представляет собой определенную денежную сумму, которую должник обязан уплатить кредитору за каждый день (или иной период) просрочки и по общему правилу определяется в процентном соотношении к сумме просроченного платежа. При этом расчет пени производится за каждый день просрочки исполнения стороной обязательства.
При обращении в суд с требованием о взыскании неустойки кредитор должен доказать неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства должником, которое согласно закону или соглашению сторон влечет возникновение обязанности должника уплатить кредитору соответствующую денежную сумму в качестве неустойки (пункт 1 статьи 330 ГК РФ).
Факт нарушения сроков оплаты оказанных услуг является установленным. Размер неустойки за период с 02.01.2021 по 31.03.2022, с 02.10.2022 по 21.04.2023 составил 38 755 руб. 34 коп. Расчет проверен судом, признан обоснованным, ответчиком не оспорен.
Заявлений об уменьшении размера неустойки в порядке, предусмотренном статьей 333 ГК РФ, от ООО "Управляющая организация "Уют" не поступало.
Учитывая, что ООО "Управляющая организация "Уют" ходатайство о снижении размера неустойки не заявило, доказательств, подтверждающих явную несоразмерность подлежащей взысканию неустойки последствиям нарушения обязательства, не представило, а также с учетом того обстоятельства, что предусмотренная Договором неустойка отражает волеизъявление сторон договора, арбитражный суд пришел к правильному выводу о том, что требование истца о взыскании неустойки в общем размере 38 755 руб.34 коп., подлежит удовлетворению.
Довод заявителя жалобы о необходимости перехода к рассмотрению дела по общим правилам искового производства подлежит отклонению.
В пункте 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.042017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" разъяснено, что переход к рассмотрению дела по общим правилам искового производства осуществляется судом по своей инициативе или по ходатайству лица, участвующего в деле, при наличии оснований, предусмотренных частью 5 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 части 5 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд выносит определение о рассмотрении дела по общим правилам искового производства или по правилам административного судопроизводства, если в ходе рассмотрения дела в порядке упрощенного производства удовлетворено ходатайство третьего лица о вступлении в дело, принят встречный иск, который не может быть рассмотрен по правилам, установленным настоящей главой, либо если суд, в том числе по ходатайству одной из сторон, пришел к выводу о том, что рассмотрение дела в порядке упрощенного производства не соответствует целям эффективного правосудия, в том числе в случае признания судом необходимым выяснить дополнительные обстоятельства или исследовать дополнительные доказательства.
Само по себе несогласие ответчика с исковыми требованиями и наличие возражений относительно этих требований не является безусловным основанием для перехода суда к рассмотрению дела, принятого в упрощенном производстве, по общим правилам искового производства.
Суд первой инстанции посчитал достаточными доказательства, представленные истцом в обоснование иска, и, не выявив обстоятельств, препятствующих рассмотрению дела в порядке упрощенного производства, не нашел оснований для удовлетворения заявления ответчика о переходе к рассмотрению дела по правилам общего искового производства, что не может считаться нарушающим права и законные интересы ответчика.
При этом следует отметить, что рассмотрение дела в упрощенном порядке не лишает стороны права представлять суду дополнительные доказательства в обоснование своих доводов и возражений, высказывать свое мнение по доказательствам и доводам другой стороны, заявлять ходатайства об истребовании доказательств, назначении экспертиз и не исключает возможности пользоваться иными средствами доказывания.
Доводы апеллянта о том, что суду первой инстанции необходимо было рассмотреть вопрос о возможном нарушении принятым судебным актом прав и законных интересов других лиц - ООО "УК "Жилфонд", которое как организация, осуществляющая обслуживание контейнерной площадки, используемой ответчиком, является лицом, заинтересованным в объеме накапливаемых ООО "УО "Уют" на данной площадке отходов, отклоняются апелляционным судом, как не подтвержденные соответствующими доказательствами.
Кроме того, в суде первой инстанции ответчик указанных доводов не заявлял.
Доводы, изложенные ответчиком в апелляционной жалобе, являются несостоятельными, поскольку сводятся к несогласию с оценкой, данной судом фактическим обстоятельствам дела и представленным в дело доказательствам, что не является безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При этом суд апелляционной инстанции также считает необходимым отметить, что в силу положений Закона N 89-ФЗ и Правил N 1156 с момента начала осуществления региональным оператором деятельности по обращению с ТКО в соответствующей зоне обслуживания презюмируется факт оказания им услуг по вывозу ТКО всем лицам, которые на законном основании владеют объектами, расположенными в данной зоне.
Бремя опровержения факта оказания и надлежащего качества услуг возлагается на собственника ТКО и подлежит фиксации в порядке, установленном разделом VI типового договора.
Таким образом, ответчик должен либо опровергнуть презумпцию образования им ТКО, либо доказать, что в спорный период услуги не оказывались, либо качество услуг не соответствовало предъявляемым к нему требованиям.
Таких доказательств в материалы дела не представлено.
Доводы заявителя жалобы о несогласии с расчетом задолженности, отклоняются судом, учитывая, что по информации, полученной с информационной базы ВСЕРОССИЙСКИЙ БИЗНЕС ЦЕНТР https://vbankcenter.ru/contragent/1127154012831 в виде отчета на актуальную дату, основным видом деятельности Ответчика является строительство жилых и нежилых зданий (41.2). Ответчик осуществляет свою деятельность на территории зоны деятельности регионального оператора (Зона 2) в Узловском районе Тульской области. Численность сотрудников Ответчика в 2020 г - 2023 г составила 76 человек.
Поскольку в административных помещениях образуются твердые коммунальные отходы (мусор от офисных и бытовых помещений) от деятельности сотрудников организации, то для расчета объема, образуемого ТКО, применяется норматив накопления для административных, офисных учреждений, который рассчитывается исходя из количества сотрудников путем умножения норматива накопления на количество сотрудников в год.
Согласно Приказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13.10.2015 года N 810 "Об утверждении Перечня среднестатистических значений для компонентного состава и условий образования некоторых отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов" такой вид отхода как "мусор офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)" образуется в результате жизнедеятельности персонала предприятий в период его нахождения на рабочем месте, при санитарной уборке помещений.
Согласно Приказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13.10.2015 года N 810 "Об утверждении Перечня среднестатистических значений для компонентного состава и условий образования некоторых отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов" такой вид отхода как "мусор офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)" образуется в результате жизнедеятельности персонала предприятий в период его нахождения на рабочем месте, при санитарной уборке помещений.
Аналогичный подход изложен в ответе Министерства ЖКХ Тульской области (исх. N 41-17/6155 от 23.09.2021) на запрос ООО "Вторпласт" о применении нормативов накопления ТКО в рамках рассмотрения дела N А68-4358/2021. Министерством были даны пояснения следующего содержания: "Норматив накопления ТКО, утвержденный для административных, офисных учреждений приказом министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области от 31.10.2017 N 93, рассчитан на всех сотрудников, фактически работающих в здании".
Однако, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области в своем приказе от 31.10.2017 N 93 и Министерство природных ресурсов и экологии Тульской области в своем приказе N 531-0 от 29.U.2022 об утверждении нормативов накопления ТКО неспроста выделил в отдельную категорию "административные здания, учреждения, конторы" определив расчетную единицу накопления ТКО "1 сотрудник" без привязки к конкретному помещению, поскольку в данном случае источником образования ТКО являются именно сотрудники организации, связанные трудовыми отношениями с работодателем.
Основные обязанности работодателей закреплены в статье 22 ТК РФ. В частности, к одной из обязанностей работодателя относится обеспечивать бытовые нужды работников, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей (обеспечение их санитарно-бытовым и лечебно-профилактическим обслуживанием: санитарно-бытовыми помещениями, помещениями для приема пищи и др.).
Таким образом, независимо от того, где сотрудник организации выполняет свои трудовые обязанности (рабочее место в офисе, служебный автомобиль, удаленная работа или объект, на который командирован работник для выполнения своей трудовой функции) обязанности работодателя остаются неизменными.
В отсутствие у регионального оператора иной информации об объеме образуемого у Потребителя ТКО, применение норматива накопления для офисных и административных учреждений из расчета среднесписочной численности сотрудников предприятия не противоречит действующему законодательству в области обращения с отходами.
Возможности применения норматива накопления ТКО по аналогии подтверждается правоприменительной практикой при разрешении споров с региональным оператором (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 04.10.2021 N 307-ЭС21-17008 по делу N А21-4594/2020).
Таким образом, истец правомерно применил к расчету норматив накопления для административных, офисных учреждений, исходя из количества сотрудников ответчика.
Доводы подателя, изложенные в жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции по существу рассмотренного дела, а выражают несогласие с ними, что не является основанием для отмены оспариваемого решения. Данные доводы в полном объеме были предметом исследования первой инстанции и им судом дана полная и правильная оценка. Основания для переоценки обстоятельств, правильно оцененных первой инстанции, у апелляционного суда отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271, 272.1, 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 25.07.2023 по делу N А68-5956/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Судья |
Е.В. Мосина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А68-5956/2023
Истец: ООО "МСК-НТ"
Ответчик: ООО "Управляющая организация "Уют"