г. Челябинск |
|
23 октября 2023 г. |
Дело N А47-4673/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 октября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 октября 2023 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Томилиной В.А.,
судей Жернакова А.С., Колясниковой Ю.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Придвижкиной В.Д., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 28.07.2023 по делу N А47-4673/2023.
В судебном заседании принял участие представитель акционерного общества "Оренбургнефть" - Осовская Марина Анатольевна (доверенность от 21.10.2021, паспорт, диплом).
Акционерное общество "Оренбургнефть" (далее - общество, АО "Оренбургнефть", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с требованиями к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области (далее - ТУ Росимущества Оренбургской области, Управление, заинтересованное лицо) о признании недействительным решения, изложенного в письме от 15.02.2023 исх.N 56-НБ-04/968, обязании устранить нарушение прав и законных интересов путем заключения договора аренды в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 28.07.2023 (резолютивная часть от 25.07.2023) заявленные к ТУ Росимущества в Оренбургской области были удовлетворены. Суд признал недействительным решение ТУ Росимущества в Оренбургской области, изложенное в письме от 15.02.2023 исх. N 56-НБ-04/968, обязал ТУ Росимущества Оренбургской области устранить нарушение прав и законных интересов заявителя путем заключения договора аренды отношении скважины N 302, расположенной по адресу: Оренбургская область, Тоцкий район, Шулаевское месторождение, Шулаевская площадь, кадастровый номер 56:32:2021001:5.
С вынесенным решением не согласилось заинтересованное лицо, обжаловав его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ТУ Росимущества Оренбургской области (далее также - податель жалобы, апеллянт) просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Податель жалобы указал, что контроль за техническим состоянием скважин по условиям лицензии ОРБ 03218 НР (далее - Лицензия), императивно возложен на недропользователя - АО "Оренбургнефть". Ранее между ТУ Росимущества в Оренбургской области и недропользователями заключались договоры аренды в отношении скважин без проведения аукциона.
По мнению апеллянта, установив дополнительное ограничение для участников аукциона в виде наличия лицензии на право пользования недрами, Территориальным управлением будут нарушены нормы п. 18 Правил. Несмотря на предоставленные компетентными органами разъяснения, поручение Росимущества от 21.11.2017 N ДП-07/44406 о необходимости проведения конкурсов (аукционов) на право заключения договоров пользования в отношении федерального имущества (в том числе нефтяных скважин распределенного фонда недр) по состоянию на текущую дату является актуальным.
До начала судебного заседания АО "Оренбургнефть" представило в арбитражный апелляционный суд отзыв на апелляционную жалобу, в котором указало, что с доводами апелляционной жалобы не согласно, просило решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представитель заинтересованного лица не явился.
С учетом мнения заявителя и в соответствии со статьями 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие заинтересованного лица.
В судебном заседании представитель заявителя с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, не согласился, дал пояснения в обоснование своих возражений.
Законность и обоснованность судебного акта суда проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, скважина N 302 расположена по адресу: Оренбургская область, Тоцкий район, Шулаевское месторождение, Шулаевская площадь, имеет кадастровый номер 56:32:2021001:5, запись о государственной регистрации права собственности Российской Федерации от 19.12.2016 года N 56-56/021-56/999/001/2016-2091/1.
Территориальным управлением (арендодатель) и АО "Оренбургнефть" (арендатор) 01.11.2017 заключен договор N 13/17-К аренды федерального недвижимого имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации, согласно пункту 1.1 которого арендодатель передает, а арендатор принимает во временное владение и пользование (в аренду) федеральное недвижимое имущество, в том числе скважину N 302 с реестровым номером федерального имущества П12570014271, местоположение: Российская Федерация, Оренбургская область, Тоцкий район, Шулаевская площадь, Шулаевское месторождение.
Дополнительным соглашением N 2 от 13.01.2020 к договору аренды N 13/17-К от 01.11.2017 стороны исключили из пункта 1.1 договора скважину N 302.
Департаментом по недропользованию по Приволжскому федеральному округу АО "Оренбургнефть" выдана 15.04.2019 лицензия на право пользование недрами ОРБ N 03218 НР с целевым назначением и видами работ: для геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, разведки и добычи полезных ископаемых, участок недр расположен в Тоцком районе Оренбургской области, участок недр имеет статус горного отвода, дата окончания действия лицензии - 31.12.2065.
Общество обратилось в Территориальное управление с заявлением от 18.01.2023 N исх-31-00377-23 о заключении договора аренды скважины N 302.
Территориальным управлением по заявлению общества от 18.01.2023 года N исх-31-00377-23 принято решение, оформленное в виде письма от 15.02.2023 N 56-НБ-04/968, согласно которому договор аренды на скважину не может быть заключен без проведения конкурса или аукциона на право заключения договора.
Несогласие с принятым Территориальным управлением решением послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя требования, арбитражный суд первой инстанции исходил из отсутствия у заинтересованного лица правовых оснований для отказа АО "Оренбургнефть" в предоставлении земельного участка в аренду без проведения аукциона.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (статья 65, часть 5 статья 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Из буквального толкования положений части 4 статьи 200, статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что основанием для признания недействительным ненормативного правового акта, незаконными действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, должностного лица является совокупность двух необходимых условий: несоответствие данного ненормативного правового акта закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Отсутствие хотя бы одного из указанных признаков является основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.
Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Основания и порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду с 01.03.2015 регулируются главой V.1 ЗК РФ, а также положениями статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации к отношениям по использованию и охране недр применяется законодательство о недрах, специальные федеральные законы; к земельным отношениям нормы указанной отрасли законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.
В силу абзаца 7 статьи 9 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр.
Предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением - лицензией, которая является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий (статья 11 Закона о недрах).
Порядок лицензирования пользования недрами установлен в Положении о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденном постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 N 3314-1.
Согласно пункту 2.1 указанного Положения недра в соответствии с Законом о недрах предоставляются в пользование на основании лицензий. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении им заранее оговоренных требований и условий.
Статьей 7 Закона о недрах предусмотрено, что пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией. Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен.
Поскольку недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения (преамбула Закона о недрах), пользование недрами невозможно без пользования земельным участком, в границах которого расположен горный отвод.
Из материалов дела следует, что Департаментом по недропользованию по Приволжскому федеральному округу АО "Оренбургнефть" выдана 15.04.2019 лицензия на право пользование недрами ОРБ N 03218 НР с целевым назначением и видами работ: для геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, разведки и добычи полезных ископаемых, участок недр расположен в Тоцком районе Оренбургской области, участок недр имеет статус горного отвода, дата окончания действия лицензии - 31.12.2065.
Статьей 25.1 Закона о недрах установлено, что земельные участки, в том числе, лесные участки, водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством и настоящим Законом.
Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, в целях геологического изучения недр может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитутов на основании разрешения органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации.
Земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и необходимый для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляется пользователю недр после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического отвода и (или) горного отвода, а также после утверждения проектной документации для проведения указанных работ.
В силу пункта 20 части 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, необходимого для проведения работ, связанных с пользованием недрами, недропользователю.
Учитывая приведенное нормативно-правовое обоснование, суд первой инстанции, верно, указал, что держатели лицензий на право пользование недрами имеют исключительное право на пользование недрами в границах горного отвода, а также на предоставление им земельных участков в границах оформленных горных отводов согласно лицензий. Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен.
Кроме того, с целью разъяснения вопроса о возможности предоставления владельцам лицензий на право пользования недрами нефтяных скважин в аренду без проведения торгов Территориальное управление обращалось в Федеральную антимонопольную службу.
Согласно полученному ответу от 31.07.2017 N АД/30763/14, положения ст. 17.1 Закона о защите конкуренции не распространяются на заключение договоров на право аренды на скважину.
Согласно письму Федерального агентства по недропользованию от 23.05.2018 N 17-11-31/13905,возможна передача скважин в аренду лицу, являющемуся владельцем лицензии на пользование недрами, без проведения торгов на заключение договора аренды.
Согласно поручению Федерального агентства по управлению государственным имуществом, от 21.11.2017 N ДП-07/44406, территориальным управлениям поручено не принимать решения о заключении договоров пользования (договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров) в отношении федерального имущества без проведения конкурсов или аукционов на право заключения данных договоров без соответствующего поручения Росимущества.
Письмами от 19.10.2018 N 07/35312, от 25.04.2019 N МП-07/14158 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом на запросы Управления сообщило, что осуществить предоставление скважин в аренду лицу, обладающему лицензией на право пользование участком недр, на котором расположены данные скважины, без проведения торгов (аукцион, конкурс) на заключение договора аренды не представляется возможным до момента внесения соответствующих изменений в законодательные акты Российской Федерации о недрах.
Согласно письму Федеральной антимонопольной службы от 05.09.2018 N РП/71159/18, предоставление скважин во владение и пользование лицу, обладающему лицензией на пользование участком недр, на котором расположены данные скважины, может осуществиться без проведения торгов.
Таким образом, исходя из системного анализа вышеуказанных норм Закона о защите конкуренции, Закона о недрах, исходя из позиции федеральных органов государственной власти, договор аренды в отношении находящейся в собственности Российской Федерации скважины заключается с лицом, обладающим лицензией на право пользования участком недр, на котором расположена данная скважина, без проведения торгов.
Проведение торгов на право заключения договора аренды скважин, находящихся в федеральной собственности (на чем настаивает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом), невозможно, поскольку владелец лицензии на право пользования недрами обладает исключительным правом пользования предоставленным ему горным отводом, на котором находится скважина.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что спорная скважина, находящаяся в собственности Российской Федерации, подлежит предоставлению заинтересованным лицом обществу, которому выдана лицензия на право пользования недрами, в аренду без проведения торгов, а, следовательно, оспариваемое решение, оформленное в виде письма от 15.02.2023 N 56-НБ-04/968, противоречит требованиям действующего законодательства, нарушает права и законные интересы заявителя.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, то признаются апелляционным судом несостоятельными, в связи с чем не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения суда первой инстанции.
Принимая во внимание вышеизложенное, решение суда первой инстанции является законным, обоснованным и соответствующим фактическим обстоятельствам дела.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основаниями к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Государственная пошлина за рассмотрение иска судом первой инстанции и дела судом апелляционной инстанции распределяется между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В связи с подачей апелляционной жалобы лицом, освобожденным от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, взыскание государственной пошлины за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции не производится.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 28.07.2023 по делу N А47-4673/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.А. Томилина |
Судьи |
А.С. Жернаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-4673/2023
Истец: АО "Оренбургнефть"
Ответчик: Территориальное Управление Федерального Агенства по управлению государственным имуществом по Оренбургской области, ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество), Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд