г. Москва |
|
23 октября 2023 г. |
Дело N А41-39359/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 октября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 октября 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бархатовой Е.А.,
судей Виткаловой Е.Н., Погонцева М.И.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Алешкевич В.М.,
при участии в заседании:
от АО "ЗО "Космодемьянский" - Мигель А.А. по доверенности от 09.01.2023, паспорт, диплом,
от Государственной компании "Автодор" - Мишин А.В. по доверенности от 07.09.2023, паспорт, диплом.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Земельное общество "Космодемьянский" на решение Арбитражного суда Московской области от 20.07.2023 по делу N А41-39359/23,
УСТАНОВИЛ:
Государственная Компания "Российские автомобильные дороги" (далее - Государственная компания "Автодор", истец) обратилась в суд с исковым заявлением к акционерному обществу "Земельное общество "Космодемьянский" (далее - АО "ЗО "Космодемьянский", ответчик) со следующими требованиями:
Изъять у АО "ЗО "Космодемьянский" для нужд Российской Федерации земельные участки с кадастровыми номерами:
- 50:19:0000000:25419, площадью 3002 кв. м, образованный из земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:59, расположенный по адресу: Московская область, Рузский р-н, Российская Федерация, земли ОАО "АПК Космодемьянский";
- 50:19:0000000:25420, площадью 1464 кв. м, образованный из земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:59, расположенный по адресу: Московская область, Рузский р-н, Российская Федерация, земли ОАО "АПК Космодемьянский";
- 50:19:0040604:877, площадью 791 кв. м, образованный из земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:59, расположенный по адресу: Московская область, Рузский р-н, Российская Федерация, земли ОАО "АПК Космодемьянский";
50:19:0060215:791, площадью 2264 кв. м, образованный из земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:59, расположенный по адресу: Московская область, Рузский р-н, Российская Федерация, земли ОАО "АПК Космодемьянский".
Установить размер возмещения за изымаемый земельный участок в размере 345 639 рублей, из которых за земельные участки, подлежащие изъятию - 345 289 рублей, убытки, связанных с регистрацией прав - 350 рублей.
Снять запрет на совершение сделок с имуществом (регистрационные действия с недвижимым имуществом), арест в отношении земельных участков с кадастровыми номерами:
50:19:0000000:25419, площадью 3002 кв. м, образованный из земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:59, расположенный по адресу: Московская область, Рузский р-н, Российская Федерация, земли ОАО "АПК Космодемьянский";
- 50:19:0000000:25420, площадью 1464 кв. м, образованный из земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:59, расположенный по адресу: Московская область, Рузский р-н, Российская Федерация, земли ОАО "АПК Космодемьянский";
- 50:19:0040604:877, площадью 791 кв. м, образованный из земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:59, расположенный по адресу: Московская область, Рузский р-н, Российская Федерация, земли ОАО "АПК Космодемьянский";
- 50:19:0060215:791, площадью 2264 кв. м, образованный из земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:59, расположенный по адресу: Московская область, Рузский р-н, Российская Федерация, земли ОАО "АПК Космодемьянский".
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует ССП по МО.
Решением Арбитражного суда Московской области от 20.07.2023 исковые требования удовлетворены частично.
Не согласившись с данным судебным актом, АО "ЗО "Космодемьянский" обратилось с апелляционной жалобой в Десятый арбитражный апелляционный суд, в которой просит судебный акт отменить, принять по делу новый судебный, которым отказать в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неправильное применение норм права.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121-124, 153, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителя третьего лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru, а также на сайте арбитражных судов www.arbitr.ru).
Представитель ответчика поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель истца возражал против доводов заявителя апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее, просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Десятый арбитражный апелляционный суд, в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ, выслушав представителей истца, ответчика, исследовав материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Государственная компания "Российские автомобильные дороги" осуществляет деятельность по реализации проекта: "Реконструкция с последующей эксплуатацией на платной основе автомобильной дороги М-1 "Беларусь" - от Москвы через Смоленск до границы с Республикой Беларусь (на Минск, Брест) на участке км 84 - км 132, Московская область, Строительство транспортной развязки на км 86" (далее - Объект строительства) на основании Федерального закона от 17.07.2009 N 145-ФЗ "О государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о государственной компании) в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ), ФЗ от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" (далее - N 257-ФЗ), а также в соответствии с государственной программой Российской Федерации "Развитие транспортной системы России", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20.12.2017 N 1596, и Программой деятельности Государственной компании на долгосрочный период (2010-2024 годы), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 2146-р.
Частью 2 статьи 37 Закона о государственной компании установлены полномочия Государственной компании в целях изъятия земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для размещения автомобильных дорог Государственной компании по поручению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, а именно:
1) подготовка проектов решений об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для федеральных нужд в целях размещения автомобильных дорог Государственной компании;
уведомление в установленном порядке лиц, у которых изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества для федеральных нужд в целях размещения автомобильных дорог Государственной компании;
2) подготовка и заключение с оценщиком договоров об оценке изымаемых для размещения автомобильных дорог Государственной компании земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества и об оценке убытков, причиненных таким изъятием;
3) подготовка и заключение от имени Российской Федерации соглашений в связи с изъятием земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для федеральных нужд для размещения автомобильных дорог Государственной компании (далее -соглашение);
4) обращение от имени Российской Федерации в суд с исками об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для федеральных нужд в целях размещения автомобильных дорог Государственной компании;
5) обращение с заявлениями о проведении государственного кадастрового учета изымаемых для размещения автомобильных дорог Государственной компании земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества, а также с заявлениями об учете изменений таких земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества;
6) обращение от имени Российской Федерации с заявлением о государственной регистрации права федеральной собственности на изъятые земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества для размещения автомобильных дорог Государственной компании.
В соответствии с п. 3 ст. 279 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством.
Как указано в п. 1 ст. 56.2 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд), в том числе для размещения объектов федерального значения, осуществляется на основании решений уполномоченных федеральных органов исполнительной власти. Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) является таким федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п. 5.4.1(1) Положения о Федеральном дорожном агентстве, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23 июля 2004 г. N 374, к компетенции Росавтодор относится принятие решений об изъятии, в том числе путем выкупа, для федеральных нужд земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества для строительства и реконструкции автомобильных дорог федерального значения, а также о резервировании земель для указанных целей.
Распоряжением Федерального дорожного агентства от 07.11.2013 N 1797-р (приложение N 1), с изменениями, внесенными распоряжением Федерального дорожного агентства от 10.12.2021 N 4519-р (приложение N 2) утверждена документация по планировке территории (приложение N 3).
В целях обеспечения реализации проекта по строительству Объекта в соответствии с Распоряжением Федерального дорожного агентства от 07.12.2022 N 4098-р (приложение N 4) подлежат изъятию в установленном порядке следующие земельные участки с кадастровыми номерами:
- 50:19:0000000:25419, площадью 3002 кв. м, образованный из земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:59, расположенный по адресу: Московская область, Рузский р-н, Российская Федерация, земли ОАО "АПК Космодемьянский";
- 50:19:0000000:25420, площадью 1464 кв. м, образованный из земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:59, расположенный по адресу: Московская область, Рузский р-н, Российская Федерация, земли ОАО "АПК Космодемьянский";
- 50:19:0040604:877, площадью 791 кв. м, образованный из земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:59, расположенный по адресу: Московская область, Рузский р-н, Российская Федерация, земли ОАО "АПК Космодемьянский";
50:19:0060215:791, площадью 2264 кв. м, образованный из земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:59, расположенный по адресу: Московская область, Рузский р-н, Российская Федерация, земли ОАО "АПК Космодемьянский".
Характеристики земельных участков соответствуют выпискам из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости (приложение N 5).
Земельный участок с кадастровым номером 50:19:0000000:59 принадлежит на праве собственности ЗАО "Земельное общество "Космодемьянская", о чем в ЕГРН сделана запись от 20.08.2004 N 50-01/19-15/2004-188.
В соответствии с требованиями п. 5 статьи 279 ГК РФ правообладатель земельного участка должен быть уведомлен о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством.
14.12.2022 в адрес Ответчика сопроводительным письмом от 13.12.2022 N 33979-31 направлено уведомление об изъятии (приложение N 6) с приложением Распоряжения ФДА от 07.12.2022 N 4098-р, которые получены правообладателем 27.12.2022, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 11512778070865.
Согласно п. 2 ст. 56.10 ЗК РФ проект соглашения об изъятии недвижимости, подписанный уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, а также организацией, подавшей ходатайство об изъятии, на основании которого было принято такое решение, направляется для подписания лицу, у которого изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества.
В п. 6 ст. 56.10 ЗК РФ установлено, что проект соглашения об изъятии недвижимости считается полученным правообладателем изымаемой недвижимости со дня вручения ему предусмотренного пунктом 3 настоящей статьи заказного письма или со дня возврата отправителю в соответствии с Федеральным законом "О почтовой связи" данного заказного письма.
10.02.2023 в адрес Ответчика сопроводительным письмом от 08.02.2023 N ГК-8239-19 (приложение N 7) направлен проект Соглашения об изъятии (приложение N 8) и отчет об оценке, которые получены 17.02.2023, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 11512780060373.
В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 281 ГК РФ за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд его правообладателю предоставляется возмещение; при определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством.
Рыночная стоимость земельного участка согласно статье 66 ЗК РФ устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в т.ч. статьей 8 указанного закона установлена обязательность проведения оценки при изъятии имущества для государственных или муниципальных нужд.
Особенности определения размера возмещения в связи с изъятием земельных участков для государственных и муниципальных нужд установлены ст. 56.8 ЗК РФ.
Размер возмещения Ответчику определен Истцом на основании Отчета от 26.01.2023 N УПТ-2022-929/5 (приложение N 9), выполненного ООО "Инвест Проект" по состоянию на 29.12.2022 г. составляет 345 639 (Триста сорок пять тысяч шестьсот тридцать девять) рублей, из которых за земельные участки, подлежащие изъятию - 345 289 (Триста сорок пять тысяч двести восемьдесят девять) рублей, убытки, связанных с регистрацией прав - 350 (Триста пятьдесят) рублей.
Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд (далее - соглашение об изъятии). В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом (п. 6 ст. 279 ГК РФ).
Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд допускается при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется принудительное изъятие земельного участка, определяются судом (п. 6 ст. 279, п. 4 ст. 281 ГК РФ).
В соответствии с п. 9 ст. 4 Федерального закона от 31.07.2020 N 254- ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в случае, если земельный участок и (или) расположенный на нем объект недвижимости подлежат изъятию для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции линейных объектов инфраструктуры и если по истечении сорока пяти дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости в соответствии с земельным законодательством проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладатель изымаемой недвижимости не представил подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеет право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимости.
Статья 282 ГК РФ устанавливает, что, если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решению суда.
В связи с истечением вышеуказанного сорокапятидневного срока и отсутствием подписанного со стороны Ответчика соглашения об изъятии для федеральных нужд объектов недвижимости, действующая в силу закона от лица Российской Федерации Государственная компания "Российские автомобильные дороги" вынуждена реализовать свое право на принудительное изъятие в судебном порядке.
В п. 2 ст. 279 ГК РФ установлено, что в результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется, в том числе прекращение права собственности гражданина или юридического лица на такой земельный участок.
Согласно п. 1. ст. 56.11 ЗК РФ вступившее в законную силу решение суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества является основанием для: перехода права собственности на земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества, находящиеся в частной собственности; государственной регистрации возникновения, прекращения или перехода прав на изъятые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества.
В соответствии с ч. 1 ст. 38 АПК РФ иски о правах на недвижимое имущество, предъявляются в арбитражный суд по месту нахождения этого имущества. Объекты недвижимости, принадлежащие Ответчику и подлежащие изъятию для государственных нужд РФ, расположены в Московской области.
Производя выкуп земельных участков и обращаясь в суд с исками об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для федеральных нужд в целях размещения автомобильных дорог, Государственная компания действует от имени Российской Федерации. Требования, заявленные Государственной компанией, не связаны с собственными гражданско-правовыми отношениями.
Кроме того, в соответствии с ч. 7 ст. 22 Закона о государственной компании предоставление возмещения за изъятие земельных участков в пользу Российской Федерации осуществляется за счет субсидий из федерального бюджета на осуществление деятельности по организации строительства и реконструкции автомобильных дорог, которые в свою очередь перечисляются главным распорядителем средств федерального бюджета на отдельный счет, открытый Федеральному казначейству в учреждении Центрального банка Российской Федерации для учета операций со средствами Государственной компании, и отражаются на лицевом счете, открытом Государственной компании в Федеральном казначействе.
Вступивший в законную силу судебный акт о принудительном изъятии недвижимого имущества является основанием для прекращения и возникновения прав на изымаемое недвижимое имущество, регистрации перехода прав на изымаемое недвижимое имущество и выплат соответствующего возмещения, включающего в себя, в частности, убытки, подлежащие возмещению и определенные на основании отчета об оценке изымаемых объектов недвижимого имущества и (или) причиненных таким изъятием убытков, подготовленного оценщиком по заказу органа исполнительной власти, принявшего решение об изъятии недвижимого имущества, без принятия каких-либо дополнительных решений и заключения соглашений об этом.
Учитывая изложенные обстоятельства, принимая во внимание, что настоящий спор рассматривается по правилам искового производства, а решение суда об изъятии имущества с указанием размера возмещения, является основанием для перечисления денежных средств и внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр недвижимости без принятия какого-либо дополнительного решения, суд считает необходимым указать в резолютивной части решения на то, что решение суда является основанием для государственной регистрации прекращения права собственности ответчика и возникновения права собственности Российской Фендерации на спорное имущество.
Ссылки ответчика на наличие в Едином государственном реестре недвижимости записей о запрете на совершение регистрационных действий в отношении изымаемого имущества не может рассматриваться как лишение права на судебную защиту, устанавливать ограничения как в возможности судебной защиты нарушенного права, так и в выборе способов такой защиты.
Учитывая изложенные обстоятельства, оценив все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи, как того требуют положения, содержащиеся в ч. 2 ст. 71 АПК РФ и другие положения Кодекса, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции судебного акта, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в любом случае, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что арбитражным судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, полно и правильно установлены и оценены обстоятельства дела, применены нормы материального права, подлежащие применению, и не допущено нарушений процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта не имеется.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 20.07.2023 по делу N А41-39359/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Е.А. Бархатова |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-39359/2023
Истец: "РОССИЙСКИЕ АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ", "Российские автомобильные дороги" Ростовский филиал
Ответчик: АО "ЗЕМЕЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО "КОСМОДЕМЬЯНСКИЙ"
Третье лицо: Рузский РОСП УФССП по Московской области