г. Челябинск |
|
23 октября 2023 г. |
Дело N А47-17245/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 октября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 октября 2023 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Томилиной В.А.,
судей Жернакова А.С., Колясниковой Ю.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Придвижкиной В.Д., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Волобуевой Екатерины Сергеевны на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 21.07.2023 по делу N А47-17245/2022.
В судебном заседании, организованном посредством видеоконференц-связи при участии Арбитражного суда Оренбургской области, приняли участие представители:
индивидуального предпринимателя Волобуевой Екатерины Сергеевны - Лавренков Сергей Николаевич (паспорт, доверенность от 11.11.2022, диплом),
Администрации города Бузулука - Лисина Вера Владимировна (паспорт, доверенность от 17.01.2023 N 56, диплом).
Индивидуальный предприниматель Волобуева Екатерина Сергеевна (далее - ИП Волобуева Е.С., заявитель-1), индивидуальный предприниматель Цыбалов Михаил Сергеевич (далее - ИП Цыбалов М.С., заявитель-2) обратились в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании недействительным постановления администрации г. Бузулука от 05.08.2022 N 1412-п, о признании незаконными отклонения предложений Цыбалова М.С. и Волобуевой Е.С. о внесении изменений в Правила землепользования и застройки г. Бузулука, обязании администрацию муниципального образования город Бузулук провести публичные слушания с целью внесения изменений в генеральный план и Правила землепользования и застройки муниципального образования "город Бузулук Оренбургской области".
Определением суда от 01.03.2023 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне заинтересованного лица, привлечено публичное акционерное общество "Промсвязьбанк" (далее - ПАО "Промсвязьбанк", третье лицо).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 21.07.2023 (резолютивная часть объявлена 14.07.2023) в удовлетворении заявления отказано в полном объеме.
С вынесенным решением не согласился заявитель-1, обжаловав его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ИП Волобуева Е.С. (далее также - податель жалобы, апеллянт) просит решение суда в части отказа удовлетворения заявленных требований отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления.
Апеллянт считает, что суд первой инстанции пришел к неверным выводам о том, что процедура должна происходить в порядке направления заявления о проведении публичных слушаний, затем рассмотрения данного заявления комиссией и на основании заключения комиссии Администрация города Бузулука принимает решение о проведении публичных слушаний. Заявитель считает, что заключение комиссии должно проводиться на основании результатов публичных слушаний, после чего комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации. Помимо этого заявитель считает невозможность использования земельных участков в соответствии с разрешенным использованием, ввиду недостаточной площади. Таким образом, волеизъявления заявителя об изменении разрешенного использования земельных участков законно и обоснованно.
До начала судебного заседания Администрация представила в арбитражный апелляционный суд возражения на апелляционную жалобу, в которых указала, что с доводами апелляционной жалобы не согласна, просило решение суда первой инстанции оставить без изменения.
В судебном заседании представитель заявителя, изложенные в апелляционной жалобе доводы, поддержал в полном объеме, представитель заинтересованного лица по доводам апелляционной жалобы возразил.
Законность и обоснованность судебного акта суда проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на момент вынесения оспариваемого отказа Волобуева Екатерина Сергеевна являлась собственником следующих земельных участков:
- земельный участок с кадастровым номером 56:38:0115008:800, площадь 3109 +/-19.52 кв.м, кадастровая стоимость 2806198.87 руб., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под стадионом "Труд", адрес: Российская Федерация, Оренбургская область, город Бузулук, улица Чапаева, на земельном/участке расположено нежилое здание N 2 "А", право собственности зарегистрировано 11.10.2019, запись регистрации права N 56:38:0115008:800-56/013/2019-1. Данный земельный участок образован из земельного участка с кадастровым номером 56:38:0115008:796;
- земельный участок с кадастровым номером 56:38:0115008:801, площадь 2538 +/-17.63 кв.м, кадастровая стоимость 2304436.7 руб., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под Стадионом "Труд", адрес: Российская Федерация, Оренбургская область, город Бузулук, земельный участок расположен в юго-восточной части кадастрового квартала 56:38:0115008, право собственности зарегистрировано 11.10.2019, запись регистрации права N 56:38:0115008:801-56/013/2019-1. Данный земельный участок образован из земельного участка с кадастровым номером 56:38:0115008:796;
- земельный участок с кадастровым номером 56:38:0115008:813, площадь 1491 +/- 14 кв.м, кадастровая стоимость 1322068.53 руб., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под стадионом "Труд", адрес: Российская Федерация, Оренбургская область, город Бузулук, земельный участок расположен в юго-западной части кадастрового квартала 56:38:0115008., право собственности зарегистрировано 10.08.2020, запись регистрации права N 56:38:0115008:813-56/013/2020-1. Данный земельный участок образован из земельных участков с кадастровыми номерами 56:38:0115008:802, 56:38:0115008:803;
- земельный участок с кадастровым номером 56:38:0115008:814, площадь 4659 +/- 24 кв.м, кадастровая стоимость 4196743.23 руб., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под стадионом "Труд", адрес: Российская Федерация, Оренбургская область, город Бузулук, земельный участок расположен в юго-западной части кадастрового квартала 56:38:0115008, право собственности зарегистрировано 10.08.2020, запись регистрации права N 56:38:0115008:814-56/013/2020-1. Данный земельный участок образован из земельного участка с кадастровым номером 56:38:0115008:803.
Цыбалов Михаил Сергеевич являлся собственником следующих земельных участков:
- земельный участок с кадастровым номером 56:38:0115008:815, площадь 10957 +/-37 кв.м, кадастровая стоимость 9797191.45 руб., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под стадионом "Труд", адрес: Российская Федерация, Оренбургская область, город Бузулук, земельный участок расположен в южной части кадастрового квартала 56:38:0115008, право собственности зарегистрировано 12.08.2020, запись регистрации права N 56:38:0115008:815-56/013/2020-1. Данный земельный участок образован из земельного участка с кадастровым номером 56:38:0115008:799.
- земельный участок с кадастровым номером 56:38:0115008:816, площадь 3286 +/- 20 кв.м, кадастровая стоимость 2906022.47 руб., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под стадионом "Труд", адрес: Российская Федерация, Оренбургская область, город Бузулук, земельный участок расположен в южной части кадастрового квартала 56:38:0115008, право собственности зарегистрировано 12.08.2020, запись регистрации права N 56:38:0115008:816-56/013/2020-1. Данный земельный участок образован из земельного участка с кадастровым номером 56:38:0115008:799.
24.06.2022 заявители обратились в Комиссию по землепользованию и застройке города Бузулука с заявлениями N 3131, N 3132 об изменении разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами 56:38:0115008:800; 56:38:0115008:801; 56:38:0115008:813; 56:38:0115008:814; 56:38:0115008:815; 56:38:0115008:816.
В обоснование данного обращения заявители указывали, намерены изменить разрешенное использование земельных участков на территориальную зону "Ж4. Зона застройки средне этажными жилыми домами (до 8 этажей) и многоэтажными жилыми домами (от 9 этажей и выше)" с видом разрешенного использования "2.6 Многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)".
На основании заключения о результатах заседания Комиссии по землепользованию и застройке г. Бузулука от 15.07.2022 N 80 Администрацией города Бузулука было принято постановление N 1412-п от 05.08.2022 об отклонении предложений о внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Бузулука и утверждении постановления администрации от 05.08.2022 N 1412-п, в связи с несоответствием Карте функциональных зон Генерального плана муниципального образования город Бузулук Оренбургской области, утвержденного решением городского Совета депутатов от 25.12.2006 N 906, предложений Цыбалова М.С. и Волобуевой Е.С. о внесении изменения в Правила землепользования и застройки города Бузулука, утвержденные решением городского Совета депутатов от 28.09.2011 N 177, в части изменения границ территориальной зоны РЗ "Зона спортивных сооружений" на территории земельных участков с кадастровыми номерами 56:38:0115008:815, 56:38:0115008:816, 56:38:0115008:813, 56:38:0115008:814, 56:38:0115008:800, 56:38:0115008:801, расположенных на территории стадиона "Труд".
23.08.2022 ООО "Геотэк" обратилось в Комиссию по землепользованию и застройке города Бузулука с письмом, согласно которому в связи с отклонением предложений Цыбалова М.С. и Волобуевой Е.С. о внесении изменения в Правила землепользования и застройки города Бузулука, утвержденные решением городского Совета депутатов от 28.09.2011 N 177, в части изменения территориальной зоны РЗ "Зона спортивных сооружений" на территории земельных участков с кадастровыми номерами 56:38:0115008:815, 56:38:0115008:816, 56:38:0115008:813, 56:38:0115008:814, 56:38:0115008:800, 56:38:0115008:801, расположенных на территории стадиона "Труд", на территориальную зону "Ж4. Зона застройки среднеэтажными жилыми домами (до 8 этажей) и многоэтажными жилыми домами (от 9 этажей и выше)" с видом разрешенного использования "2.6. Многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)" в виду несоответствия Карте функциональных зон Генерального плана муниципального образования город Бузулук Оренбургской области, утвержденного решением городского Совета депутатов от 25.12.2006 N 906, просит для целей изменения функциональных зон на территории земельных участков в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации издать постановление о подготовке проекта внесения изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки муниципального образования город Бузулук Оренбургской области; поручить разработку и согласование указанных проектов ООО "Геотэк" за счет собственных средств заинтересованных лиц - Волобуевой Екатерины Сергеевны, Цыбалова Михаила Сергеевича.
08.09.2022 Управление градообразования и капитального строительства г. Бузулука письмом N 3920 сообщило, что внесение изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки в 2022 году не представляется возможным, по причине отсутствия предусмотренных денежных средств на данные мероприятия.
Заявители, полагая, что постановления администрации г. Бузулука от 05.08.2022 N 1412-п и отклонение предложений Цыбалова М.С. и Волобуевой Е.С. о внесении изменений в Правила землепользования и застройки г. Бузулука нарушают их права и законные интересы, обратились в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое решение принято заинтересованным лицом в пределах предоставленных ему законом полномочий, в соответствии с положениями действующего законодательства и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Заявитель обратился в суд с требованиями в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматриваются споры публично-правового характера, возникающие из административных, налоговых, финансовых и иных публичных правоотношений, в которых стороны находятся в отношениях власти и подчинения. При этом суд проверяет законность акта или действий органа, наделенного властными полномочиями.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействий) органов, осуществляемых публичные полномочия, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого решения и действия (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемое решение или действие (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемое решение или действие (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания незаконными действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие оспариваемых действий (бездействия) закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Положениями части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Как установлено судами и следует из материалов дела, заявителями оспаривается, в том числе, постановление администрации г. Бузулука N 1412-п от 05.08.2022.
Учитывая незначительный период просрочки (5 дней), суд первой инстанции правомерно признал возможным и целесообразным восстановить пропущенный по уважительной причине срок для обращения в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта органа местного самоуправления.
В соответствии с подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации классифицируются по целевому назначению на категории, в том числе могут быть отнесены к землям сельскохозяйственного назначения и землям промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
При этом статьей 8 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность перевода земель из одной категории в другую.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации документом территориального планирования муниципальных образований является, в том числе генеральный план поселения.
Генеральный план содержит, в том числе положение о территориальном планировании, которое включает в себя: сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения поселения, городского округа, их основные характеристики, их местоположение (для объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, указываются функциональные зоны), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов; 2) параметры функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения, за исключением линейных объектов (части 3, 4 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации внесение изменений в генеральный план осуществляется в соответствии с указанной статьей и статьями 9 и 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Генеральный план поселения, в том числе вносимые в него изменения, утверждаются представительным органом местного самоуправления поселения. Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решение о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются главой местной администрации поселения.
В соответствии с частями 8, 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки представляют собой документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Согласно пункту 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки включают в себя: порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты.
Порядок изменения вида разрешенного использования земельных участков регламентирован статьей 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в силу которой внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 этого Кодекса (часть 1 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются в том числе поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов (пункт 2 части 2 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Исходя из положений статьи 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проектам генеральных планов, в том числе по внесению в них изменений, с участием жителей поселений, городских округов проводятся в обязательном порядке (часть 1). Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи (часть 2). В целях доведения до населения информации о содержании проекта генерального плана уполномоченные на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа в обязательном порядке организуют выставки, экспозиции демонстрационных материалов проекта генерального плана, выступления представителей органов местного самоуправления, разработчиков проекта генерального плана на собраниях жителей, в печатных средствах массовой информации, по радио и телевидению (часть 5). Участники публичных слушаний вправе представить в уполномоченные на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения и замечания, касающиеся проекта генерального плана, для включения их в протокол публичных слушаний (часть 6). Заключение о результатах публичных слушаний подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения), официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (часть 7). Срок проведения публичных слушаний с момента оповещения жителей муниципального образования о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и не может быть менее одного месяца и более трех месяцев (часть 8). Глава местной администрации с учетом заключения о результатах публичных слушаний принимает решение: 1) о согласии с проектом генерального плана и направлении его в представительный орган муниципального образования; 2) об отклонении проекта генерального плана и о направлении его на доработку (часть 9).
В соответствии с пунктом 15 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации после завершения публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки комиссия с учетом результатов таких публичных слушаний обеспечивает внесение изменений в проект правил землепользования и застройки и представляет указанный проект главе местной администрации.
Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний и заключение о результатах публичных слушаний.
Глава местной администрации в течение десяти дней после представления ему проекта правил землепользования и застройки и указанных в части 15 данной статьи обязательных приложений должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта правил землепользования и застройки и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления (пункт 16 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Как верно отмечено судом первой инстанции, из перечисленных норм законодательства следует, что процедура внесения изменений в генеральный план инициируется главой местной администрации поселения и оформляется в виде решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений.
Судами установлено и из материалов дела следует, что решением городского Совета депутатов N 193 от 22.11.2011 утверждено Положение о составе, порядке подготовки документов территориального планирования города Бузулука, порядке подготовки изменений и внесении их в такие документы, а также о составе, порядке подготовки планов реализации таких документов (далее - Положение), которое определяет состав документов территориального планирования муниципального образования город Бузулук Оренбургской области, порядок подготовки и утверждения таких документов, а также пути реализации документов территориального планирования муниципального образования город Бузулук Оренбургской области.
В силу п. 1.3 Положения документом территориального планирования муниципального образования город Бузулук Оренбургской области является генеральный план муниципального образования город Бузулук Оренбургской области (далее - генеральный план).
Пунктом 1.4 Положения предусмотрено, что генеральный план является обязательным для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации этих решений на территории муниципального образования город Бузулук Оренбургской области.
Согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования город Бузулук Оренбургской области, утвержденным решением городского Совета депутатов от 28.09.2011 N 177 (в ред. от 09.09.2022 N 220) земельные участки заявителей находятся:
- в зоне Р3 "Зона спортивных сооружений" в соответствии с картой градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки города Бузулука (ПЗЗ);
- в Зоне спортивных учреждений в соответствии с картой функциональных зон Генерального плана муниципального образования город Бузулук Оренбургской области (Генплан).
В соответствии с разделом 3 статьи 40 Правил землепользования и застройки муниципального образования город Бузулук Оренбургской области, данная зона предполагает размещение крупных спортивных и зрелищных объектов физической культуры и спорта. Из состава основных видов разрешенного использования, предусмотренных в зоне спортивных сооружений, виду разрешенного использования "под стадионом "Труд" соответствует вид разрешенного использования "Спорт (5.1)".
В статье 28 Правил землепользования и застройки муниципального образования город Бузулук Оренбургской области предусмотрен порядок внесения изменений в Правила, а именно:
Основания для рассмотрения главой города вопроса о внесении изменений в Правила регулируются п. 2 ст. 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации (п. 1).
Правом инициативы внесения изменений в Правила обладают: федеральные органы исполнительной власти в случаях, если Правила могут воспрепятствовать функционированию, размещению объектов капитального строительства федерального значения; органы исполнительной власти Оренбургской области в случаях, если Правила могут воспрепятствовать функционированию, размещению объектов капитального строительства регионального значения; органы местного самоуправления города Бузулука в случаях, если необходимо совершенствовать порядок регулирования землепользования и застройки на территории городского округа; физические или юридические лица в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения Правил земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений (п. 2).
Предприниматели обратились в Комиссию по землепользованию и застройке города Бузулука с заявлениями о внесении изменений в Правила землепользования и застройки в части изменения разрешенного использования земельных участков на территориальную зону "Ж4. Зона застройки средне этажными жилыми домами (до 8 этажей) и многоэтажными жилыми домами (от 9 этажей и выше)" с видом разрешенного использования "2.6 Многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)".
Согласно заключению о результатах заседания Комиссии по землепользованию и застройке города Бузулука от 15.07.2022 N 80, Комиссией принято решение рекомендовать главе принять решение об отклонении предложений о внесении изменения в Правила землепользования и застройки города Бузулука, утвержденные решением городского Совета депутатов от 28.09.2011 N 177 Цыбалова М.С. и Волобуевой Е.С. об изменении территориальной зоны РЗ "Зона спортивных сооружений" на территориальную зону Ж4 "Зона застройки среднеэтажными жилыми домами (до 8 этажей) и многоэтажными жилыми домами от 9 этажей) и выше" на территории земельных участков с кадастровыми номерами 56:38:0115008:815, 56:38:0115008:816, 56:38:0115008:813, 56:38:0115008:814, 56:38:0115008:800, 56:38:0115008:801, расположенных на территории стадиона "Труд", в связи с тем, что:
- предложение не соответствует планируемому развитию функциональных зон, определенному Генеральным планом муниципального образования город Бузулук Оренбургской области, утвержденного решением городского Совета депутатов от 25.12.2006 N 906;
- отсутствует техническая возможность обеспечения необходимым количеством ресурсов водоснабжения и водоотведения планируемой многоэтажной многоквартирной жилой застройки. В соответствии со статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
Письмом МУП ВКХ г. Бузулука N 1583/1 от 06.07.2022 подтверждено, что техническая возможность подключения (технологическое присоединение) к централизованным сетям водоснабжения и водоотведения не представляется возможным, т.к. инженерные системы инфраструктуры центра города не достаточны для обеспечения необходимом количеством ресурсов массивной многоэтажной многоквартирной застройки водоснабжением и водоотведением.
На основании данного заключения о результатах заседания Комиссии по землепользованию и застройке г. Бузулука от 15.07.2022 N 80 Администрацией города Бузулука было принято постановление N 1412-п от 05.08.2022 об отклонении предложений о внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Бузулука и утверждении постановления администрации от 05.08.2022 N 1412-п, в связи с несоответствием Карте функциональных зон Генерального плана муниципального образования город Бузулук Оренбургской области, утвержденного решением городского Совета депутатов от 25.12.2006 N 906, предложений Цыбалова М.С. и Волобуевой Е.С. о внесении изменения в Правила землепользования и застройки города Бузулука, утвержденные решением городского Совета депутатов от 28.09.2011 N 177, в части изменения границ территориальной зоны РЗ "Зона спортивных сооружений" на территории земельных участков с кадастровыми номерами 56:38:0115008:815, 56:38:0115008:816, 56:38:0115008:813, 56:38:0115008:814, 56:38:0115008:800, 56:38:0115008:801, расположенных на территории стадиона "Труд".
На основании подпункта 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.
В силу абзаца 2 статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Из материалов дела и объяснений представителя предпринимателей следует, что они обосновывают необходимость внесения изменений в Правила землепользования и застройки желанием использовать земельные участки для их застройки жилыми многоквартирными домами.
Вместе с тем, указанное обстоятельство не относится ни к одному из оснований, предусмотренных статьей 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Как указывалось ранее, согласно п. 5 ч. 3 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию направляются, в том числе, физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений.
Как верно указал суд первой инстанции, предпринимателями нарушен инициативный порядок подачи предложений в соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации, поскольку согласно пункту 1 статьи 26 Федерального закона N 131-ФЗ с правотворческой инициативой может выступить инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом, в порядке, установленном нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования. Минимальная численность инициативной группы граждан устанавливается нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и не может превышать 3% от числа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом.
Муниципальным образованием г. Бузулук минимальная численность инициативной группы граждан не установлена.
Следовательно, обращаясь с заявлением об изменении ПЗЗ предприниматели в соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации должны были доказать, что в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений.
Заявители не привели каких-либо надлежащих и мотивированных доводов относительно того, по каким причинам и основаниям орган местного самоуправления обязан принять положительное решение и направить проект о внесении изменений в Правила землепользования и застройки в представительный орган местного самоуправления.
Более того, заявителями не представлено каких-либо доказательств невозможности использовать принадлежащие им земельные участки в соответствии с их видом разрешенного.
Внесение изменений в Правила землепользования и застройки в части изменения территориальной зоны земельных участков не может быть осуществлено произвольно и немотивированно (необоснованно), поскольку это противоречит смыслу статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации и установленным в ней целям, в соответствии с которыми названные правила землепользования и застройки разрабатываются.
В связи с изложенным, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что правовые основания для рассмотрения предложения заявителей о внесении изменений в ПЗЗ г. Бузулука в части изменения территориальной зоны "Р3. Зона спортивных сооружений" на территориальную зону "Ж4. Зона застройки среднеэтажными жилыми домами (до 8 этажей) и многоэтажными жилыми домами (от 9 этажей и выше)" с видом разрешенного использования "2.6 Многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)" отсутствуют.
На основании вышеизложенного, в удовлетворении требований заявителя отказано правомерно.
Вопреки доводам апеллянта, вопрос внесения изменений в Правила землепользования и застройки города Бузулука, в части изменения вида разрешенного использования земельных участков должен был быть вынесен сразу на публичные слушания, поскольку решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения принимается главой местной администрации с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии (ч.5 ст. 33 строительного кодекса Российской Федерации).
На момент обращения заявителей в Комиссию по землепользованию и застройке г. Бузулука проекта по внесению изменений в Правила землепользования и застройки и в Генеральный план не было.
Таким образом, заявитель неверно трактует нормы статьи 33 строительного кодекса Российской Федерации документы территориального планирования города Бузулука, нарушая процедуру по внесению изменений в документы территориального планирования.
Довод апеллянта о невозможности использования земельных участков в соответствии с разрешенным использованием ввиду недостаточной площади так же несостоятелен, поскольку согласно сведениям ЕГРН, земельные участки с кадастровыми номерами: 56:38:0115008:801, 56:38:0115008:800, 56:38:0115008:813, 56:38:0115008:814, 56:38:0115008:815, 56:38:0115008:816 образованы путем раздела из земельных участков: 56:38:0115008:796, 56:38:0115008:802, 56:38:0115008:803, 56:38:0115008:799.
Согласно пункту 4 статьи 1.2 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в случае образования двух и более земельных участков в результате раздела земельного участка, а также образования земельного участка в результате объединения с другими земельными участками подается собственником. Таким образом, заявитель самостоятельно произвел раздел участков, что повлекло к изменению их площади.
При таких обстоятельствах в рассматриваемом случае не усматривается совокупности двух условий необходимых для признания ненормативного акта, действий, бездействий заинтересованного лица незаконными, а именно несоответствие оспариваемого решения и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, суд апелляционной инстанции находит решение суда первой инстанции принятым по существу правильно, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены (изменения) судебного акта по доводам заявителя не имеется.
Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит, в силу чего удовлетворению не подлежит. При разрешении спора суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал обстоятельства дела, дал им верную правовую оценку, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу подп. 3 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на решение о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, государственная пошлина уплачивается в размере 150 руб.
ИП Волобуевой Е.С. при подаче апелляционной жалобы уплачена государственная пошлина в размере 3 000 руб. на основании квитанции от 21.08.2023.
Поэтому ИП Волобуевой Е.С. подлежит возвращению из федерального бюджета излишне уплаченная на основании квитанции от 21.08.2023 государственная пошлина в размере 2 850 руб.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 21.07.2023 по делу N А47-17245/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Волобуевой Екатерины Сергеевны - без удовлетворения.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Волобуевой Екатерине Сергеевне из федерального бюджета 2 850 руб. государственной пошлины, уплаченной по квитанции от 21.08.2023.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.А. Томилина |
Судьи |
А.С. Жернаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-17245/2022
Истец: ИП Волобуева Екатерина Сергеевна, Цыбалов Михаил Сергеевич
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА БУЗУЛУКА
Третье лицо: Арбитражный суд Оренбургской области, ПАО "Промсвязьбанк", Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд