г. Санкт-Петербург |
|
23 октября 2023 г. |
Дело N А56-29700/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 октября 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Мильгевской Н.А., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Макашевым В.Э.
при участии:
от заявителя: Косяк М.Д. по доверенности от 29.12.2022
от заинтересованного лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-24944/2023) публичного акционерного общества "Россети Ленэнерго" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.06.2023 по делу N А56-29700/2023 (судья Синицына Е.В.), принятое
по заявлению публичного акционерного общества "Россети Ленэнерго"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области
об оспаривании постановления от 13.03.2023 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 047/04/9.21-139/2023
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Россети Ленэнерго" (далее - Общество, ПАО "Россети Ленэнерго") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (далее - Управление, Ленинградское УФАС) от 13.03.2023 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 047/04/9.21-139/2023, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 600000 руб.
Решением суда первой инстанции от 29.06.2023 оспариваемое постановление изменено в части назначенного Обществу наказания, размер штрафа снижен до 300000 руб.
Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции, ПАО "Россети Ленэнерго" направило апелляционную жалобу, в которой просит отменить обжалуемое решение суда от 29.06.2023, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на отсутствие вины в совершении вмененного административного правонарушения, поскольку несоблюдение сроков выполнения мероприятий по технологическому присоединению вызвано объективными причинами (значительным объемом проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ) и не связано с виновными действиями Общества. Также податель жалобы полагает, что вопреки выводам суда первой инстанции, в рассматриваемом случае имеются основания для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы, а также ходатайствовал о приобщении к материалам дела дополнительных документов: актов об осуществлении технологического присоединения объектов в августе 2023 года.
Суд апелляционной инстанции, оценив обстоятельства дела, отказал в приобщении к материалам дела указанных дополнительных документов, поскольку акты об осуществлении технологического присоединения объектов в августе 2023 года не являются материалами административного дела, кроме того, данные документы получены после вынесения решения судом первой инстанции и не являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, что исключает их принятие на стадии апелляционного производства.
Управление извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы с учетом положений части 1 статьи 121 АПК РФ и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", в судебное заседание своих представителей не направило, что в силу статей 156 и 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в Ленинградское УФАС поступили заявления (вх. N N 467/23, 469/23 от 19.01.2023) Цветковского Д.Н. на действия (бездействие) ПАО "Россети Ленэнерго", содержащее сведения о нарушении Обществом Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), в связи с чем определением Ленинградского УФАС от 23.01.2023 возбуждено дело N047/04/9.21-139/2023 по признакам совершения Обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
В ходе проведения административного расследования Управлением установлено, что между ИП Цветковским Д.Н. (заявитель) и ПАО "Россети Ленэнерго" был заключен договор от 23.06.2022 N 22-039313-100-046, об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям объекта "производственное здание", расположенного по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, кадастровый номер 47:07:1039001:16946 (далее - Договор 1), неотъемлемой частью которого являются технические условия от 23.05.2022 N22-039313-100-046.
В соответствии с пунктом 10.1 технических условий по Договору Обществу необходимо:
10.1.1. Установить и оборудовать новую КТП-10/0,4 кВ, с установкой 1 силового трансформатора/силовых трансформаторов 1 400 кВА. В проекте предусмотреть место установки КТП. Выполнить подъездные пути к КТП. Место установки КТП согласовать с землепользователем.
10.1.2. Построить ВЛ - 10 кВ направлением, с применением провода марки СИП-3 сечением не менее 50 мм2. Параметры ВЛ - 10, объем работ уточнить проектом.
10.1.3. Построить ВЛ - 0,4 кВ направлением, с применением провода марки СИП-2 сечением не менее 95 мм2. Параметры ВЛ - 0,4, объем работ уточнить проектом.
Также ИП Цветковским Д.Н. (заявитель) и ПАО "Россети Ленэнерго" был заключен договор от 15.06.2022 N 22-039287-101-046 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям объекта "производственное здание", расположенного по адресу: Ленинградская область, Всеволожский муниципальный район, кадастровый номер 47:07:1039001:7558 (в том числе ранее присоединенная максимальная мощность 15 кВт) (далее - Договор 2), неотъемлемой частью которого являются технические условия от 17.05.2022 N 22-039287-101-046.
В соответствии с пунктом 10.1 Технических условий по Договору Обществу необходимо:
10.1.1. Выполнить строительство распределительной сети 0,4 кВ не далее 15 метров до границ участка заявителя.
10.1.2. Смонтировать систему учета электрической энергии на опоре, с установкой трехфазных приборов учета полукосвенного включения с трансформаторами тока (1 прибор учета, 3 трансформатора тока). Тип и параметры оборудования определить проектом.
10.1.3. Выполнить замену ТП-7797 на ТП необходимой мощности. В проекте предусмотреть место установки ТП. Выполнить подъездные пути к ТП. Место установки ТП согласовать с землепользователем. 4. Переключить участок ВЛ-0,4 от ТП-7634 на новую ТП по пункту 10.1.1.
Согласно пунктам 3, 4 Технических условий максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств заявителя составляет 150 кВт, категория надежности: 3.
В соответствии с пунктом 13 Технических условий Договора 1 и Договора 2 срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения Договоров.
Таким образом, Общество должно было осуществить фактическое присоединение энергопринимающих устройств объектов ИП Цветковского Д.Н. в срок до 24.12.2022 и 15.12.2022 соответственно.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении Общество представило в Управление письменные пояснения исх. N ЛЭ/06-09/120 от 03.02.2023, в которых указало, что в Технические условия Договора 1 и Договора 2 включен значительный объем работ по проектированию и строительству объектов электросетевого хозяйства. Сетевая организация также указала, что у Общества заведомо отсутствовала техническая возможность выполнить Договор 1 и Договор 2 в установленные сроки в связи с существенным объемом работ (выполнение проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ), а также в связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области, связанной с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции и, как следствие, переходом филиала Общества на частично удаленный режим работы.
По результатам административного расследования Управлением установлено, что в нарушение пункта 16 Правил N 861 Обществом не осуществлено технологическое присоединение энергопринимающих устройств в срок, установленный Техническими условиями к Договорам (6 месяцев с даты заключения договора).
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления уполномоченным должностным лицом Управления в отношении Общества протокола от 01.03.2023 N 047/04/9.21-139/2023 об административном правонарушении, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Постановлением Управления от 13.03.2023 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 047/04/9.21-139/2023 Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 600000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения, не установил существенных процессуальных нарушений в ходе производства по делу об административном правонарушении, а также оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ. Вместе с тем, суд посчитал возможным на основании части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ снизить размер назначенного Обществу оспариваемым постановлением административного штрафа до 300000 руб.
Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены решения суда от 29.06.2023 в связи со следующим.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
В силу части 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным. Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Порядок и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, а также требования к выдаче технических условий урегулированы Правилами N 861.
В силу пункта 2 Правил N 861 действие настоящих Правил распространяется, в том числе, на случаи:
- присоединения впервые вводимых в эксплуатацию энергопринимающих устройств;
- увеличения максимальной мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств.
Согласно пункту 3 Правил N 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Согласно пункту 6 Правил N 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.
Согласно пункту 16 Правил N 861 договор должен содержать следующие существенные условия:
- перечень мероприятий по технологическому присоединению (определяется в технических условиях, являющихся неотъемлемой частью договора) и обязательства сторон по их выполнению;
- срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора.
Договор об осуществлении технологического присоединения, заключаемый с физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, должен содержать срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который не может превышать:
- 6 (шесть) месяцев для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
В соответствии с пунктом 13 Технических условий срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения Договоров.
Таким образом, как установлено административным органом и судом первой инстанции, датой окончания исполнения обязательств по Договору 1 и Договору 2 со стороны Общества является 24.12.2022 и 15.12.2022 соответственно, однако к названному сроку технологическое присоединение Объектов не выполнено, что свидетельствует о нарушении Обществом Правил N 861 и наличии в его действиях объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ (с учетом повторности привлечения Общества к административной ответственности по статье 9.21 КоАП РФ).
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательства невозможности соблюдения Обществом требований Правил N 861 в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказательства принятия Обществом необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены, что свидетельствуют о наличии вины Общества во вменяемом правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Ссылки подателя жалобы на отсутствие в действиях Общества вины во вмененном правонарушении отклоняются судом апелляционной инстанции как необоснованные и документально не подтвержденные.
Общество должно было не только знать о нормативном регулировании указанных правоотношений, но и предпринять все зависящие от него действия для обеспечения выполнения предусмотренных Правилами N 861 требований по технологическому присоединению объектов гр. Цветковского Д.Н., и своевременно выполнить необходимые мероприятия по Договорам.
Доказательства выполнения Обществом мероприятий по технологическому присоединению, возложенных на Общество техническими условиями к Договору 1 и Договору 2, ни в антимонопольный орган, ни в суд первой инстанции Обществом представлены не были.
Ссылки Общества на неблагоприятную эпидемиологическую обстановку на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области, связанную с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку не подтверждены соответствующими доказательствами. Нерабочие дни, установленные Указами Президента Российской Федерации N 206 от 25.03.2020, N 239 от 02.04.2020, N 294 от 28.04.2020, завершились 08.05.2020; перевод в дальнейшем части работников Общества на удаленный режим работы не является основанием для приостановления обязательств по технологическому присоединению потребителей.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии вины Общества во вмененном правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, оценив представленные по делу доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о нарушении Обществом требований Правил N 861 и правомерно посчитал доказанным наличие в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ (с учетом повторности привлечения Общества к административной ответственности по статье 9.21 КоАП РФ).
Суд первой инстанции не установил существенных нарушений процедуры привлечения Общества к административной ответственности, являющихся безусловным основанием для отмены оспариваемого постановления. Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.
Доводы подателя жалобы о наличии оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и признании совершенного Обществом правонарушения малозначительным, отклоняются судом апелляционной инстанции в силу следующего.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Как указано в пунктах 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Таким образом, по смыслу статьи 2.9 КоАП РФ и разъяснений пунктов 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 и пункта 21 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5 оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Законодатель предоставил правоприменителю право оценки факторов, характеризующих понятие малозначительности.
Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Оценив характер и степень общественной опасности вмененного Обществу правонарушения с учетом конкретных обстоятельств дела, учитывая отсутствие в материалах дела доказательств осуществления Обществом технологического присоединения объектов на момент рассмотрения дела в суде первой инстанции, а также принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения Обществом правонарушения, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного Обществом правонарушения малозначительным.
Вместе с тем, оценив приведенные Обществом в заявлении доводы и обстоятельства дела, суд первой инстанции посчитал возможным с учетом положений частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ изменить оспариваемое постановление в части назначенного Обществу наказания.
В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При этом, в силу части 3.3. статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
В рассматриваем случае, оценив конкретные обстоятельства дела и доводы Общества, приведенные в заявлении, учитывая характер совершенного Обществом правонарушения, принимая во внимание конституционный принцип соразмерности административного наказания, а также дифференциации публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, учитывая также предпринятые Обществом меры для осуществления технологического присоединения в установленные сроки, суд первой инстанции пришел к выводу, что назначенное Обществу оспариваемым постановлением наказание (штраф в размере 600000 руб.) является в данном случае чрезмерным и не соответствует тяжести совершенного правонарушения, а также целям административного наказания.
В связи с изложенным, суд первой инстанции посчитал возможным на основании частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ изменить оспариваемое постановление в части назначения наказания, снизив размер назначенного Обществу административного штрафа до 300000 руб. (1/2 минимального размера санкции части 2 статьи 9.21 КоАП РФ).
Возражений относительно снижения размера штрафа ниже низшего предела административным органом не заявлено.
По мнению суда апелляционной инстанции, назначенное судом первой инстанции наказание отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного Обществом правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда от 29.06.2023 и удовлетворения апелляционной жалобы Общества не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29 июня 2023 года по делу N А56-29700/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Россети Ленэнерго" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.И. Денисюк |
Судьи |
Н.А. Мильгевская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-29700/2023
Истец: ПАО "РОССЕТИ ЛЕНЭНЕРГО"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области