г. Челябинск |
|
23 октября 2023 г. |
Дело N А07-27215/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 октября 2023 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Колясниковой Ю.С.,
судей Жернакова А.С., Томилиной В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Машиной Т.О., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу сельскохозяйственного потребительского кооператива "Сады Руслана" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 21.08.2023 по делу N А07-27215/2022.
В судебном заседании приняли участие представители:
Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан - Малько Ленария Фидариловна (паспорт, доверенность от 10.07.2023, срок действия до 31.12.2023, диплом, свидетельство о заключении брака).
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет, в судебное заседание не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан (далее - истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к сельскохозяйственному потребительскому кооперативу "Сады Руслана" (далее - ответчик, СХПК "Сады Руслана") о взыскании бюджетных средств в размере 2 168 020 руб. 99 коп., в связи с ненадлежащим выполнением условий договора от 23.09.2019 N б/н.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 21.08.2023 (резолютивная часть от 14.07.2023) исковые требования удовлетворены в полном объеме.
С вышеуказанным решением не согласился ответчик (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт), обжаловав его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе СХПК "Сады Руслана" просит решение суда отменить.
Апелляционная жалоба подана краткой в суд апелляционной инстанции, является декларативной и не содержит конкретных мотивов, по которым ответчик не согласен с вынесенным судебным актом.
До начала судебного заседания от СХПК "Сады Руслана" поступила мотивированная апелляционная жалоба (вх. N 58922) в которой ответчик указал, что ответчик никаких отклонений от регламентируемого режима использования бюджетных средств не осуществлял, а направил их только по целевому назначению на развитие фруктовых деревьев для производства джемов и соков. Позиция суда о том, что субсидия использована не по целевому назначению представляется ошибочным. Ответчик, исходя из смысла и содержания п. 1.5 Порядка, часть гранта направил на отдельное направление проекта, т. е. на уход сада, о чем отмечено в решении суда. Возражения по смете - затрат в материалах дела не имеется. Иное означает, о согласии Министерства. Таким образом, п. п. 1.4., 1.5. Порядка дополняют друг друга и образуют единое целевое назначение по использованию субсидии для получения конечного продукта.
Апеллянт ссылается на формальную констатацию фактов о невыполнение стороной условий договора, на введенные ограничительные меры, что явилось непреодолимой силой.
Также апеллянт ссылается на процессуальные нарушения суда первой инстанции при составлении протоколов судебного заедания.
От Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан поступили возражения на апелляционную жалобу с приложением Постановление Правительства Республики Башкортостан от 16.03.2020 N 163. Возражения приобщены к материалам дела.
От сельскохозяйственного потребительского кооператива "Сады Руслана" поступили объяснения на возражение. Объяснения приобщены к материалам дела.
От сельскохозяйственного потребительского кооператива "Сады Руслана" поступило ходатайство об отсрочке уплаты госпошлины. Ходатайство к материалам дела приобщено, оснований для удовлетворения не усмотрено ввиду поздней подачи.
От сельскохозяйственного потребительского кооператива "Сады Руслана" поступил полный текст апелляционной жалобы с приложением дополнительных документов: акта от 19.05.2021, договора N 1 от 01.04.2020, уведомления, приказа Министерства сельского хозяйства от 27.04.2021 N 24 и акта по итогам проверки. Текст дополнений к апелляционной жалобе приобщен к материалам дела. В приобщении дополнительных документов отказано, поскольку возможность представления в суд апелляционной инстанции дополнительных доказательств ограничена нормами статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N12, а также не представлено доказательств объективной невозможности представления их суду первой инстанции.
От сельскохозяйственного потребительского кооператива "Сады Руслана" поступило ходатайство об отложении судебного заседания.
В соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если лицо, участвующее в деле и извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, заявило ходатайство об отложении судебного разбирательства с обоснованием причины неявки в судебное заседание, арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает причины неявки уважительными; арбитражный суд может отложить судебное разбирательство по ходатайству лица, участвующего в деле, в связи с неявкой в судебное заседание его представителя по уважительной причине.
Указанными положениями предусмотрено право, а не обязанность суда отложить судебное разбирательство по ходатайству лица, участвующего в деле.
Согласно части 1 статьи 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ходатайства лиц, участвующих в деле, обосновываются ими.
Между тем, приведенные ответчиком обстоятельства обязательным основанием для применения статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не являются.
При этом апелляционная коллегия принимает во внимание, что ответчик надлежащим образом и заблаговременно уведомлен о месте и времени проведения судебного заседания, является инициатором апелляционного обжалования, все его доводы и возражения изложены в апелляционной жалобе, которая принята к производству и рассматривается, иных доводов, пояснений, доказательств в материалы дела ответчиком не представлено.
Заявляя ходатайство об отложении судебного разбирательства, ответчик не привел доводов по обстоятельствам, ранее не заявленным в суде первой инстанции, не ссылался на намерение представить новые доказательства в качестве опровержения исковых требований.
Отложение судебного разбирательства при отсутствии в материалах дела доказательств уважительности причин невозможности обеспечения явки в судебное заседание представителя юридического лица, а также доказательств, препятствующих рассмотрению дела, ведет к необоснованному увеличению срока разрешения спора.
Явка в судебное заседание представителей ответчика обязательной не признана, а при наличии процессуальной заинтересованности в представлении новых доказательств ответчик имел реальную возможность направления таких доказательств одновременно либо вместо ходатайства об отложении судебного разбирательства.
Кроме того, заявление лицом, участвующим в деле, ходатайства об отложении судебного разбирательства в отсутствие уважительных причин, предусмотренных статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не возлагает на суд обязанности отложить заседание при условии представления в материалы дела достаточных доказательств, позволяющих рассмотреть спор по существу.
С учетом изложенного апелляционной коллегией в удовлетворении ходатайства об отложении судебного заседания отказано.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, постановлением Правительства Республики Башкортостан от 08.06.2018 N 254 утвержден порядок предоставления из бюджета Республики Башкортостан грантов на развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов для реализации доходогенерирующих проектов, основанных на гражданских инициативах, по объединению в сельскохозяйственный потребительский кооператив (далее - Порядок N 254).
Приказом Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан от 20.09.2019 N 180 "О предоставлении грантов на развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов для реализации доходогенерирующих проектов, основанных на гражданских инициативах, по объединению в сельскохозяйственный потребительский кооператив" (Приказ N 180) определены условия предоставления из бюджета Республики Башкортостан грантов сельскохозяйственным потребительским кооперативам, созданным инициативными группами - гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, и (или) крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, и (или) субъектами малого и среднего предпринимательства, осуществляющими хозяйственную деятельность на территории Республики Башкортостан.
Между Министерством и СХПК "Сады Руслана" был заключен договор на предоставление гранта на развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов для реализации доходногенерирующих проектов, основанных на гражданских инициативах, по объединению в сельскохозяйственный потребительский кооператив N б/н от 23.09.2019 (далее - договор).
Предметом договора является предоставление получателю из бюджета Республики Башкортостан грантов в форме субсидии на развитие сельскохозяйственному потребительскому кооперативу, созданному инициативными группами - гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, и (или) крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, и (или) субъектами малого и среднего предпринимательства, осуществляющими хозяйственную деятельность на территории Республики Башкортостан, в целях реализации доходногенерирующих проектов, по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации 882 0405 12 9 05 62840 813 в размере 3 000 000 (три миллиона) рублей, в соответствии с планом расходов за счет средств бюджета Республики Башкортостан.
Согласно плану расходов (Приложение N 1 к договору) получатель гранта СПК "Сады Руслана" должно приобрети:
- линию по производству джема в количестве 1 ед., цена за единицу - 1 501 000 руб., средства гранта - 1 359 307 руб., собственные средства - 141 693 руб.,
- измельчитель фруктов в количестве 1 ед., цена за единицу - 110 000 руб., средства гранта - 99 618 руб., собственные средства - 10 382 руб.,
- пресс для отжима сока в количестве 1 ед., цена за единицу - 36 000 руб., средства гранта - 32 603 руб., собственные средства - 3397 руб.,
- фильтр - насос для сока в количестве 1 ед., цена за единицу - 25 700 руб., средства гранта - 23 275 руб., собственные средства - 2425 руб.,
- пастеризатор для сока в количестве 1 ед., цена за единицу - 253 000 руб., средства гранта - 229 179 руб., собственные средства - 23 881 руб.,
- аппарат для розлива сока в количестве 1 ед., цена за единицу - 102 000 руб., средства гранта - 92 373 руб., собственные средства - 9 627 руб.,
- автомобиль Ларгус в количестве 1 ед., цена за единицу - 950 000 руб., средства гранта - 860 326 руб., собственные средства - 89 674 руб.,
- рефконтейнер в количестве 1 ед., цена за единицу - 335 000 руб., средства гранта - 303 379 руб., собственные средства - 31 621 руб.
Направление денежных средств (гранта) в размере 3 000 000 рублей в адрес СПК "Сады Руслана" подтверждается платежным поручением от 30.09.2019 N 209603.
27.04.2021 Министерством сельского хозяйства Республики Башкортостан был вынесен Приказ N 24 "О проведении выездных проверок" в отношении получателей грантов, субсидий, межбюджетных трансфертов, предоставляемых Минсельхозом РБ.
18.05.2021 главным специалистом - экспертом отдела ревизионной работы Абдеевой Г.З., при участии директора МКУ "ЦУМИ и ИКУ" МР Туймазинский район Республики Башкортостан Карамуллиной Р.М. составлен акт соответствия исполнения условий и обязательств по договору на предоставление гранта на развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов для реализации доходногенерирующих проектов, основанных на гражданских инициативах, по объединению сельскохозяйственный потребительский кооператив, в сельскохозяйственном потребительском кооперативе "Сады Руслана" МР Туймазинский район Республики Башкортостан.
В рамках проведенной проверки установлено следующее:
Приобретение автомобиля ТС - LADA FS045L LARGUS, грузовой фургон, согласно договора купли-продажи автомобиля N 43445-АМ от 16.10.2019, заключенного между ООО "Автоцентр на Заводском" и СПОК "Сады Руслана". Стоимость автомобиля составила 657 900 руб., в том числе НДС 20% - 109 650 руб.
Приобретение холодильной установки рефрижератор Climat Control M1, согласно договора поставки N 43 от 19.12.2019, заключенного между ООО Торговый Дом "Климат Контроль" и СПОК "Сады Руслана". Стоимость товара составила 245 000 руб., в том числе НДС 20% - 40 833,33 руб.
Всего на приобретение автомобиля "Ларгус" с холодильной установкой рефрижератором Climat Control M1 использовано 902 900 руб., в том числе НДС 20% - 150 483,33 руб.
Право собственности на автомобиль "Ларгус" с холодильной установкой рефрижератором Climat Control M1 подтверждается паспортом транспортного средства 63 РЕ 383125 от 18.10.2019. Страхование приобретенного автомобиля по КАСКО Получателем гранта не представлено.
Согласно Плану расходов на приобретение автомобиля "Ларгус" запланировано 950 000 руб., из них 860 326 руб. - средства гранта, 89 674 руб. - собственные средства.
Постановлением Правительства РБ от 08.06.2018 N 254, пунктом 2.4 Договора от 23.09.2019 Nб/н предусмотрена обязанность Получателя гранта осуществлять софинансирование доходогенерирующего проекта в денежной форме в размере не менее 9 процентов от суммы доходогенерирующего проекта.
Согласно обязательству, подписанному всеми членами кооператива, а также в соответствии с Планом расходов, софинансирование собственных средств доходогенерирующего проекта СПОК "Сады Руслана" составляет 9,43%.
Расчет суммы экономии, образованной в результате приобретения автомобиля "Ларгус" с холодильной установкой рефрижератором Climat Control M1:
902 900 руб. - сумма, использованная на приобретение автомобиля;
902 900 *9,43% = 85 143, 47 - сумма собственных средств кооператива при приобретении автомобиля;
902 900 - 85 143,47 = 817 756,53 - сумма гранта, использованная при приобретения автомобиля;
860 326 руб. - сумма гранта, запланированная на приобретение автомобиля;
860 326 - 817 756,53 = 42 569,47 - экономия средств гранта при приобретении автомобиля.
Линия по производству джема, измельчитель для фруктов, пресс для отжима сока, фильтр-насос для сока, пастеризатор для сока, аппарат для розлива сока, рефконтейнер СПОК "Сады Руслана" на момент проверки не приобретены в течение 18 месяцев со дня поступления денежных средств на расчетный счет, то есть до 31 марта 2021 года. Всего на общую сумму 2 362 700 руб., из которых 2 139 674 руб. - сумма гранта, 223 026 руб. - сумма собственных средств.
В соответствии с пунктом 2.4 договора получатель гранта обязуется использовать грант и денежные средства, вложенные в качестве софинансирования, согласно плану расходов, указанному в приложении N 1 к Договору от 23.09.2019 N б/н; застраховать имущество, приобретаемое за счет гранта, от рисков утраты вследствие хищения, пожара и иных обстоятельств непреодолимой силы; использовать грант в течение не более 18 месяцев с момента поступления средств на счет кооператива; обеспечить возврат неиспользованного остатка гранта на лицевой счет Министерства в течение 14 календарных дней со дня получения письменного уведомления Министерства о необходимости его возврата.
Как указывает Министерство, СПОК "Сады Руслана" добровольно осуществил возврат неиспользованного остатка гранта в размере 14 222, 48 рублей.
Поскольку бюджетные средства в размере 2 168 020, 99 рублей, в связи с невыполнением условий договора СПК "Сады Руслана" не возвращены, Минсельхоз РБ обратилось в суд с настоящим заявлением (статья 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что ответчиком нарушены условия предоставления субсидии, что является основанием для ее возврата в бюджет.
Повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, между сторонами сложились договорные отношения, связанные с государственной поддержкой в виде субсидии, которые подлежат регулированию положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, их адресности и целевого характера.
В статье 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках предоставленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
В соответствии со статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Таким образом, субсидии предоставляются безвозвратно, то есть без установления обязательства по их возврату.
Но в случае нарушения получателями предусмотренных названной статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 настоящей статьи (пункт 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять, в частности, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В силу абзаца второго пункта 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, в решении представительного органа муниципального образования о местном бюджете могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями.
Согласно абзацу третьему пункта 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации или нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами) уполномоченных ими соответственно федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов), органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Указанные нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и содержать положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидию, и органами государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий иными некоммерческими организациями, не являющимися государственными (муниципальными) учреждениями.
Установленная Бюджетным кодексом Российской Федерации необходимость возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий их предоставления направлена, прежде всего, на стимулирование добросовестного исполнения получателями субсидий условий предоставления средств из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а также на обеспечение восстановления средств бюджета в размере, эквивалентном выявленному нарушению.
Таким образом, для возврата субсидии необходимо установить факт недобросовестного поведения получателя бюджетных средств при решении вопроса о ее выплате.
Получатель субсидии несет ответственность за достоверность представленных главному распорядителю средств документов, за несоблюдение и нецелевое использование средств субсидии в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Как указывалось выше, в соответствии с условиями договора на предоставление грантов, получатель гранта СПК "Сады Руслана" должно приобрети:
- линию по производству джема в количестве 1 ед., цена за единицу - 1 501 000 руб., средства гранта - 1 359 307 руб., собственные средства - 141 693 руб.,
- измельчитель фруктов в количестве 1 ед., цена за единицу - 110 000 руб., средства гранта - 99 618 руб., собственные средства - 10 382 руб.,
- пресс для отжима сока в количестве 1 ед., цена за единицу - 36 000 руб., средства гранта - 32 603 руб., собственные средства - 3397 руб.,
- фильтр - насос для сока в количестве 1 ед., цена за единицу - 25 700 руб., средства гранта - 23 275 руб., собственные средства - 2425 руб.,
- пастеризатор для сока в количестве 1 ед., цена за единицу - 253 000 руб., средства гранта - 229 179 руб., собственные средства - 23 881 руб.,
- аппарат для розлива сока в количестве 1 ед., цена за единицу - 102 000 руб., средства гранта - 92 373 руб., собственные средства - 9 627 руб.,
- автомобиль Ларгус в количестве 1 ед., цена за единицу - 950 000 руб., средства гранта - 860 326 руб., собственные средства - 89 674 руб.,
- рефконтейнер в количестве 1 ед., цена за единицу - 335 000 руб., средства гранта - 303 379 руб., собственные средства - 31 621 руб.
Направление денежных средств (гранта) в размере 3 000 000 рублей в адрес СПК "Сады Руслана" подтверждается платежным поручением от 30.09.2019 N 209603..
Предоставление гранта в форме субсидий по договору обусловлено Постановлением Правительства РБ от 08.06.2018 N 254, приказом Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан от 20.09.2019 года N 180 "О предоставлении грантов на развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов для реализации доходогенерирующих проектов, основанных на гражданских инициативах, по объединению в сельскохозяйственный потребительский кооператив".
Грант предоставляется на приобретение нового оборудования, техники, металлоконструкций для каркасно-тентовых ангаров (помещений) сельскохозяйственного назначения по номенклатуре, утверждаемой приказом Министерства, по одному из следующих направлений доходогенерирующих проектов:
а) сбор, заготовка, хранение, транспортировка, очистка и охлаждение молока для дальнейшей переработки, переработка, фасовка, оптово-розничная реализация молока и продуктов ее переработки;
б) сбор, заготовка, забой, хранение, транспортировка, переработка, разделка, фасовка и оптово-розничная реализация мяса крупного рогатого скота, мелкого рогатого скота, свиней, птицы, рыбы, кроликов и продуктов переработки указанной продукции;
в) сбор, заготовка, хранение, транспортировка, переработка, сортировка, очистка, измельчение, упаковка и оптово-розничная реализация овощной продукции, картофеля, грибов, плодов, ягод, фруктов и продуктов переработки указанной продукции;
г) сбор, заготовка, хранение, транспортировка, переработка, гомогенизация, роспуск, фасовка и оптово-розничная реализация меда и иной пчеловодческой продукции и продуктов их переработки;
д) сбор, заготовка, хранение, транспортировка, переработка, сушка, измельчение и фасовка лекарственных трав, дикоросов, продуктов их переработки;
е) оптово-розничная реализация сельскохозяйственной продукции;
ж) сбор, заготовка, хранение, транспортировка, сортировка и первичная переработка шерсти, кожевенного сырья;
з) хранение, транспортировка, переработка и оптово-розничная реализация рыбоводческой продукции;
и) переработка зерна, зернобобовых, семян масличных и иных культур для промышленного, продовольственного и фуражного производства и оптово-розничная реализация указанной продукции;
к) выполнение обслуживающими кооперативами технологических операций по внесению жидких минеральных удобрений;
л) выполнение обслуживающими кооперативами лабораторного анализа качества сельскохозяйственной продукции в лабораториях производственного, селекционного контроля качества и безопасности выпускаемой (производимой) продукции;
м) выполнение обслуживающими кооперативами технологических операций по искусственному осеменению сельскохозяйственных животных;
н) создание производственной инфраструктуры доходогенерирующего проекта для растениеводства и животноводства, не являющегося объектом капитального строительства (пункт 1.4 Порядка N 254).
В соответствии с пунктом 5.1 Порядка N 254 Министерство осуществляет в отношении получателя гранта и лиц, являющихся поставщиками (подрядчиками, исполнителями) по договорам (соглашениям), заключенным в целях исполнения обязательств по соглашению (за исключением государственных (муниципальных) унитарных предприятий, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с участием таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах), проверки соблюдения ими порядка и условий предоставления гранта, в том числе в части достижения плановых значений результатов предоставления гранта и показателей, необходимых для достижения результата предоставления гранта, а также уполномоченные органы государственного финансового контроля осуществляют проверки в соответствии со статьями 268.1 и 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
На основании пункта 5.3 Порядка N 254, в случае выявления, в том числе в ходе проверок, проведенных Министерством и (или) уполномоченными органами государственного финансового контроля, фактов нарушения получателем гранта цели, условий и порядка предоставления гранта, которые установлены настоящим Порядком и соглашением, а также фактов недостижения значений показателей результатов предоставления гранта, установленных соглашением, средства подлежат возврату в бюджет Республики Башкортостан, если иное не установлено соглашением, в следующем порядке:
а) решение о необходимости возврата выделенных бюджетных средств принимается Министерством в течение 30 календарных дней со дня окончания проведения указанной проверки и (или) представления получателем гранта отчетов о достижении показателей результатов предоставления гранта (в случае недостижения показателей);
б) в течение 10 рабочих дней со дня принятия Министерством решения о необходимости возврата выделенных бюджетных средств получателю гранта направляется соответствующее письменное уведомление о необходимости возврата средств гранта (части средств гранта) на лицевой счет Министерства:
в случаях нарушения условий, установленных настоящим Порядком, а также представления недостоверной информации в целях получения грантов, выявленных по фактам проверок, проведенных Министерством и уполномоченными органами государственного финансового контроля, - после подписания акта проверки или получения акта проверки от органа государственного финансового контроля в объеме выявленных нарушений;
Получатель гранта в течение 14 календарных дней со дня получения уведомления о возврате выделенных бюджетных средств обязан перечислить их на лицевой счет Министерства.
Основанием для освобождения получателя гранта от возврата объема средств, указанных в настоящем пункте, в бюджет Республики Башкортостан является документально подтвержденное наступление обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих исполнению обязательств в части достижения значения показателя результата предоставления гранта.
Приложением N 1 к договору от 23.09.2019 N б/н, являющимся его неотъемлемой частью предусмотрен План расходов гранта на реализацию доходогенерирующего проекта.
18.05.2021 согласно приказу Министерства от 27.04.2021 N 24 "О проведении выездных проверок" в отношении получателей грантов, субсидии, межбюджетных трансфертов составлен акт соответствия исполнения условий и обязательств по договору на предоставление гранта на развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов для реализации доходогенерирующих проектов, основанных на гражданских инициативах, по объединению в сельскохозяйственный потребительский кооператив, в СПОК "Сады Руслана" MP Туймазинский район Республики Башкортостан.
В рамках проверки установлено, что СПОК "Сады Руслана" в нарушение пункта 2.4 Договора от 23.09.2019 N б/н не приобрел линию по производству джема, измельчитель для фруктов, пресс для отжима сока, фильтр-насос для сока, пастеризатор для сока, аппарат для розлива сока, рефконтейнер в течение 18 месяцев со дня поступления денежных средств на расчетный счет, а именно до 31 марта 2021 года; приобретенное за счет гранта имущество не застраховано; не обеспечен возврат неиспользованного остатка гранта в течение 14 календарных дней со дня получения уведомления Министерства о необходимости его возврата.
СПОК "Сады Руслана" добровольно на счет Министерства осуществлен возврат суммы в размере 14 222,48 руб.
Все установленные нарушения были отражены в акте выездной проверки, председателем СПОК "Сады Руслана" Тимершиным Р.Э. один экземпляр акта получен на руки, Тимершин Р.Э. уведомлен, что в течение 5 (пяти) календарных дней имеет право представить свои возражения и объяснения относительно проведенной выездной проверки). Возражение в адрес Министерства не поступило.
При приобретении СПОК "Сады Руслана" автомобиля Ларгус и рефрижератора создалась экономия в сумме 42 569,47 рублей.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе основаны на неверном толковании нормативно-правового акта, а именно в части дополнения п. 1.4 и п. 1.5 Порядка N 254 и образовании единого целевого назначения по использованию субсидии, так как средства на создание производственной инфраструктуры доходогенерирующего проекта могут быть направлены как на отдельное направление доходогенерирующего проекта, так и на создание производственной инфраструктуры доходогенерирующего проекта в составе направлении, указанных в настоящем пункте.
Также заявителем неверно разъяснено о возможности использования гранта по усмотрению грантополучателя, так как данные действия нарушают пункт 2.4 договора о недопущении необоснованного и несогласованного с конкурсной комиссией по отбору участников по предоставлению грантов на развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов для реализации доходогенерирующих проектов.
Приказ Минсельхоза РФ от 28.12.2016 N 600 "Об утверждении порядка определения стоимости работ по культуротехнической мелиорации, необходимых для привидения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в состояние, пригодное для ведения сельского хозяйства" (утратил силу в связи с изданием Приказа от 14.04.2023 N 388) устанавливает правила определения стоимости работ органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации при определении начальной цены земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, изъятого по основаниям, предусмотренным статьей 6 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", для его продажи на публичных торгах.
Таким образом, выполненные работы, на которые ссылается апеллянт и на которые потрачены денежные средства гранта, не относятся к Плану расходов и данная норма установлена для земель, изъятых в связи с неиспользованием по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации для подготовки их на продажу на публичных торгах.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 16.03.2020 N 163 введены временные (с 1 по 30 апреля 2020 г. и с 1 июня по 31 августа 2020 года) ограничения движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Башкортостан в зависимости от нагрузки на ось исходя из значения предельно допустимой нагрузки на одиночную двухскатную ось транспортного средства. Данное Постановление от 16.03.2020 N 163 к использованию гранта и выполнении целевых показателей, указанных в договоре от 23.09.2019 N б/н не относится.
Указом Главы Республики Башкортостан от 18.03.2020 N УГ-111 "О введении режима "Повышенная готовность" на территории Республики Башкортостан в связи с угрозой распространения в Республике Башкортостан новой коронавирусной инфекции (2019-NCoV)" прямо не предусмотрено ограничение передвижения указанных заявителем в апелляционной жалобе городов и районов, работодателям и гражданам даны рекомендации по предупреждению и недопущению распространения новой коронавирусной инфекции.
Пунктом 5.3 Порядка N 254 предусмотрено, что основанием для освобождения получателя гранта от возврата объема средств, указанных в настоящем пункте, в бюджет Республики Башкортостан является документально подтвержденное наступление обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих исполнению обязательств в части достижения значения показателя результата предоставления гранта.
В силу статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
При этом лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства (абзац второй пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" разъяснено, что наступление обстоятельств непреодолимой силы само по себе не прекращает обязательство должника, если исполнение остается возможным после того, как они отпали.
Если иное не установлено законами, для освобождения от ответственности за неисполнение своих обязательств сторона должна доказать:
а) наличие и продолжительность обстоятельств непреодолимой силы;
б) наличие причинно-следственной связи между возникшими обстоятельствами
непреодолимой силы и невозможностью либо задержкой исполнения обязательств;
в) непричастность стороны к созданию обстоятельств непреодолимой силы;
г) добросовестное принятие стороной разумно ожидаемых мер для предотвращения (минимизации) возможных рисков.
Заявителем не представлены подтверждающие документы невозможности исполнения Плана расходов гранта на реализацию доходогенерирующего проекта СПОК "Сады Руслана".
Предпринимательская деятельность в силу статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации осуществляется на свой риск, поэтому лицо должно проявить достаточную осмотрительность и проверить правоспособность контрагента. Неблагоприятные последствия недостаточной осмотрительности ложатся на лицо, заключившее такие сделки.
Ответчик свободен в выборе контрагента и поэтому должен был проявить такую степень заботливости и осмотрительности, которая позволит ему рассчитывать на надлежащее исполнение обязательств в сфере гражданско-правовых правоотношений.
Получатель гранта несет ответственность за нецелевое использование гранта и единовременной помощи, за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств.
Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который подразумевает под собой выделение средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению направления средств на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
Предоставление субсидии оформляется договором, заключенным в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации; к правоотношениям сторон, вытекающим из договора о предоставлении субсидии, применяется гражданское законодательство Российской Федерации, если иное не предусмотрено Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Установленная Бюджетным кодексом Российской Федерации необходимость возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении направлена, прежде всего, на стимулирование добросовестного исполнения получателями субсидий условий предоставления средств из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а также на обеспечение восстановления средств бюджета в размере, эквивалентном выявленному нарушению. Данная мера обеспечивает восстановление прав и соблюдение законных интересов публично-правового образования.
При вышеизложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции, что денежные средства, выделенные СПК "Сады Руслана" были использованы не по целевому назначению.
Установленное судом первой инстанции неисполнение ответчиком условий предоставления субсидии, явилось обоснованным основанием для удовлетворения заявленного иска.
Судебной коллегией отклоняются доводы апеллянта о допущенных судом первой инстанции процессуальных нарушениях, в связи с невозможностью проведения онлайн-заседания по техническим причинам, поскольку заявив ходатайство о проведении онлайн-заседания, общество приняло на себя риск отсутствия технической невозможности его участия в судебном заседании (по причине отсутствия в месте его нахождения сетевого соединения, иных технических неполадок).
Доводы, изложенные в апелляционной, не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, не подтверждены отвечающими требованиям главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами, основаны на ином толковании правовых норм, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, сделанных при правильном применении норм материального права, и не могут быть признаны основанием к отмене или изменению решения. Иная оценка подателем жалобы обстоятельств спора не свидетельствует об ошибочности выводов суда.
Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции апелляционным судом не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат распределению в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в силу оставления апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на апеллянта.
Поскольку при подаче апелляционной жалобы СПК "Сады Руслана" была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе, с апеллянта в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 3 000 руб.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 21.08.2023 по делу N А07-27215/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу сельскохозяйственного потребительского кооператива "Сады Руслана" - без удовлетворения.
Взыскать с сельскохозяйственного потребительского кооператива "Сады Руслана" в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 3 000 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Ю.С. Колясникова |
Судьи |
А.С. Жернаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-27215/2022
Истец: Министерство сельского хозяйства РБ
Ответчик: СПОК Сады Руслана