г. Вологда |
|
24 октября 2023 г. |
Дело N А05-5416/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2023 года.
В полном объёме постановление изготовлено 24 октября 2023 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Докшиной А.Ю. и Осокиной Н.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Зеленцовой Ю.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Северо-Западный Земельный Холдинг" Демянчук А.Б. по доверенности от 20.04.2023,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы веб-конференции апелляционную жалобу Министерства агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 20 июля 2023 года по делу N А05-5416/2023,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Северо-Западный Земельный Холдинг" (ОГРН 1062901053808, ИНН 2901148415; адрес: 163035, город Архангельск, улица Рейдовая, дом 13; далее - общество, ООО "Северо-Западный Земельный Холдинг") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (ОГРН 1022900530696, ИНН 2901061919; адрес: 163000, город Архангельск, улица Карла Либкнехта, дом 2, офис 142; далее - управление, УФАС) о признании недействительным решения от 03.04.2023 по делу N 029/10/18.1-221/2023.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области (ОГРН 1022900530278, ИНН 2900000367, адрес: 163000, город Архангельск, улица Выучейского, дом 18; далее - министерство).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 20 июля 2023 года по делу N А05-5416/2023 заявленные требования удовлетворены. На ответчика возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Министерство с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.
Управление в отзывы доводы, изложенные в жалобе, поддержало.
ООО "Северо-Западный Земельный Холдинг" в отзыве просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Министерство и управление надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя общества, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, распоряжением министерства от 09.01.2023 N 1-р "О проведении конкурса на право заключения договора пользования рыболовным участком для осуществления промышленного рыболовства на реке Северная Двина в границах Архангельской области" утверждены извещение о проведении конкурса на право заключения договора пользования рыболовным участком для осуществления промышленного рыболовства на реке Северная Двина в границах Архангельской области, а также конкурсная документация.
Министерством 09.01.2023 на сайте torgi.gov.ru опубликовано извещение N 22000160230000000003 о проведении конкурса на право заключения договора пользования рыболовным участком для осуществления промышленного рыболовства.
Конкурс проводился, в том числе в отношении лота N 8: рыболовный участок N 1.2.1.1.1. "Краснофлотский", расположенный в Архангельской области, городской округ "Город Архангельск", река Северная Двина. Местонахождение: Архангельская область, городской округ "Город Архангельск". Участок акватории реки Северная Двина за исключением участков суши. Географические координаты точек: 1. 64°30'21,87"N; 40°39'31,09"Е; 2. 64°29'38,54"N; 40°40'49,32"Е4; 3. 64°28'52,78"N; 40°38'58,92"Е; 4. 64°29'07,05"N; 40°37'57,20"Е; 5. 64°29'21,13"N; 40°38'15,25"Е; 6. 64°29'15,80"N; 40°39'00,30"Е; 7. 64°29'12,73"N; 40°39'45,38"Е; 8. 64°29'17,93"N; 40°39'47,69"Е; 9. 64°29'32,58"N; 40°39,44,04"Е; 10. 64°30'10507"N; 40°39'00,93"Е. Описание последовательного соединения точек: 1) от точки 1 до точки 2 по прямой линии; 2) от точки 2 до точки 3 по прямой линии; 3) от точки 3 до точки 4 по прямой линии; 4) от точки 4 до точки 5 по прямой линии; 5) от точки 5 до точки 6 по прямой линии; 6) от точки 6 до точки 7 по прямой линии; 7) от точки 7 до точки 8 по прямой линии; 8) от точки 8 до точки 9 по прямой линии; 9) от точки 9 до точки 10 по прямой линии; 10) от точки 10 до точки 1 по прямой линии. Площадь 197 га, длина 1,72 км. Виды водных биологических ресурсов, обитающих в границах рыболовного участка: окунь пресноводный, плотва, щука, язь, лещ, густера, белоглазка, налим; судак, камбала речная, ерш пресноводный, уклея.
Размер задатка от размера предложенной заявителем платы за предоставление рыболовного участка - 50 процентов.
На участие в конкурсе по лоту N 8 подано две заявки, в том числе в конверте N 4 - заявка общества (том 1, листы 121-125).
Согласно протоколу заседания комиссии от 16.03.2023 N 2 обществу отказано в допуске к участию в конкурсе по лоту N 8 в связи с несоответствием заявки требованиям, установленным подпунктом "г" пункта 28 Правил организации и проведения конкурса на право заключения договора пользования рыболовным участком для осуществления промышленного рыболовства, утвержденных постановления Правительства Российской Федерации от 14.04.2008 N 264 "О проведении конкурса на право заключения договора пользования рыболовным участком для осуществления промышленного рыболовства и заключения такого договора" (далее - Правила N 264), подпунктом 3 пункта 4.1 конкурсной документации, поскольку отсутствуют документы, подтверждающие внесение задатка обществом (задаток внесен Соколовым Р.Л., не являющийся заявителем).
В протоколе в качестве основания указано на подпункт "а" пункта 15 Правил N 264, подпункт 1 пункта 9.1 конкурсной документации.
Не согласившись с этим, общество обратилось в УФАС с жалобой от 26.03.2023 на действия министерства при проведении указанного выше конкурса по извещению N 22000160230000000003, лот N 8.
По результатам проведенной в связи с поступившей жалобой проверки управлением принято решение от 03.04.2023 N 05-03/1671/23 по делу N 029/10/18.1-221/2023, которым жалоба общества признана необоснованной (том 1, листы 13-15).
Полагая это решение УФАС неправомерным, общество оспорило его в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу статей 198 и 201 АПК РФ для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 33.3 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - Закон N 166-ФЗ), под договором пользования рыболовным участком понимается соглашение, по которому одна сторона - орган государственной власти обязуется предоставить другой стороне - юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю право на добычу (вылов) водных биоресурсов на рыболовном участке.
Частью 3 статьи 33.3 Закона N 166-ФЗ установлено, что договор пользования рыболовным участком заключается по результатам конкурса на право заключения такого договора.
На основании части 4 статьи 33.3 этого Закона порядок подготовки и заключения договора пользования рыболовным участком, форма примерного договора пользования рыболовным участком, порядок организации и проведения конкурса на право заключения договора пользования рыболовным участком устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В развитие этой нормы утверждены Правила N 264.
В соответствии с пунктом 3 этих Правил N 264 в случае проведения конкурса в отношении рыболовного участка для осуществления промышленного рыболовства в отношении водных биологических ресурсов внутренних вод Российской Федерации (за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и за исключением анадромных, катадромных и трансграничных видов рыб) организаторами конкурса являются органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
На территории Архангельской области таким уполномоченным органом в соответствии с постановлением Правительства Архангельской области от 03.04.2012 N 127-пп является министерство.
Требования к содержанию заявки установлены пунктом 27 Правил N 264, перечень прилагаемых к заявке документов предусмотрен их пунктом 28, подпунктом "г" которого определено предоставление документов, подтверждающих внесение заявителем задатка.
На основании пункта 43 Правил N 264 комиссия оценивает заявки на соответствие требованиям, установленным конкурсной документацией. Комиссия проверяет заявителей на соответствие требованиям, установленным пунктом 12 настоящих Правил, а также достоверность сведений, указанных в заявке в соответствии с пунктом 27 настоящих Правил.
В силу пункта 45 Правил N 264 по результатам рассмотрения заявок комиссия принимает решение о допуске или об отказе в допуске заявителей к участию в конкурсе по основаниям, предусмотренным пунктом 15 настоящих Правил.
Согласно пункту 15 Правил N 264 основаниями для отказа в допуске к участию в конкурсе являются: а) непредставление заявителем предусмотренных пунктами 27 и 28 настоящих Правил документов и информации либо наличие в них недостоверных сведений; б) несоответствие заявителя требованиям, установленным пунктом 12 настоящих Правил; в) несоответствие заявки и прилагаемых к ней документов требованиям, установленным пунктами 27 - 29 настоящих Правил.
Аналогичные основания для отказа в допуске к участию в конкурсе установлены пунктом 2.6 и 9.1 конкурсной документации.
В рассматриваемом случае, общество в подтверждение внесения задатка представлен чек-ордер ПАО Сбербанк от 23.01.2023 о внесении 25 500 руб. Соколовым Русланом Леонидовичем задатка для участия в конкурсе на право заключения договора пользования рыболовным участком по лоту N 8 "Краснофлотский".
Этот чек-ордер министерство не признало документом, подтверждающим внесение задатка обществом, поскольку Соколов Р.Л. не является заявителем.
В ходе рассмотрения дела управление пришло к выводу о том, что решение министерства об отказе в допуске общества к участию в конкурсе не противоречит пункту 15 Правил N 264, поскольку в представленном документе (чеке-ордере от 23.01.2023) отсутствуют сведения, позволяющие достоверно установить то, что передавая денежные средства банку для зачисления их на счет, указанный в извещении о проведении конкурса, Соколов Р.Л. действовал от имени юридического лица, а не в качестве физического лица; отсутствуют какие-либо указания, что платеж совершен от имени общества или за участие общества в конкурсе.
Вместе с тем, суд первой инстанции при вынесении судебного акта правомерно отметил следующее.
Требования к заявке установлены пунктом 3.4 конкурсной документации, в частности:
- заявка должна быть в оригинале и подписана заявителем, либо иным лицом, уполномоченным представлять интересы заявителя (в случае подписания заявки иным лицом, уполномоченным представлять интересы заявителя, к заявке необходимо приложить доверенность на право действовать от имени заявителя) синими (фиолетовыми) чернилами. Заявка должна быть заверена синей (фиолетовой) печатью организации или индивидуального предпринимателя (в случае ее наличия). Все строки, предусмотренные в заявке, обязательны к заполнению. Исправления не допускаются (подпункт 1);
- заявка и прилагаемые документы, оформляются в том заявки. Все листы тома заявки должны быть прошиты (том должен иметь форму единого документа) и пронумерованы (иметь сквозную нумерацию). Том заявки скрепляется синей (фиолетовой) печатью заявителя (в случае ее наличия) и заверяется подписью заявителя или иного лица, уполномоченного представлять интересы заявителя, с указанием количества прошитых и пронумерованных листов. Соблюдение заявителем указанных требований означает, что информация и документы, входящие в состав тома заявки, поданы от имени заявителя и он несет ответственность за подлинность и достоверность этих информации и документов (подпункт 2);
- заявка и прилагаемые к заявке документы предоставляются в запечатанном конверте, который оформляется по форме, согласно приложению N 5 к конкурсной документации (подпункт 3).
Пунктом 4.1 конкурсной документации установлены документы, которые прилагаются к заявке, в том числе, документы, подтверждающие внесение заявителем задатка (подпункт 3).
Из протокола от 15.02.2023 N 1 следует, что при вскрытии конверта с заявкой общества на участие в конкурсе установлены заявка на участие в конкурсе по лоту N 8 на 4 листах; документ, подтверждающий внесение заявителем задатка на 1 листе (предложенный размер оплаты за предоставление в пользование рыболовного участка - 51 000 руб.). Заявка общества соответствовала требованиям, установленным пунктами 27, 29 Правил N 264 и конкурсной документации к ее содержанию и оформлению.
Согласно пункту 1 статьи 40 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ) общим собранием участников общества избирается единоличный исполнительный орган общества (генеральный директор, президент и другие) на срок, определенный уставом общества, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества. Единоличный исполнительный орган общества может быть избран также не из числа его участников.
В силу пункта 4 статьи 32 Закона N 14-ФЗ руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества или единоличным исполнительным органом общества и коллегиальным исполнительным органом общества. Исполнительные органы общества подотчетны общему собранию участников общества и совету директоров (наблюдательному совету) общества.
Подпунктом 1 пункта 3 статьи 40 указанного Закона закреплено, что единоличный исполнительный орган общества без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки.
Материалами дела, а также сведениями Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), находящимися в публичном доступе, подтверждается, и лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что единственным учредителем и директором, то есть единоличным исполнительным органом общества, является Соколов Роман Леонидович, который вправе действовать от имени общества без доверенности.
Именно указанным лицом как директором общества подписана заявка на участие в конкурсе, а также внесено обеспечение.
Денежные средства поступили на надлежащий счет. Факт поступления на счет министерства задатка, перечисленного по чеку-ордеру от 23.01.2023, оно подтверждает.
Кроме того, управлением и министерством не оспаривается, что заявка и приложенный к ней чек-ордер оформлены в том заявки, листы которого прошиты и пронумерованы, скреплены печатью заявителя и заверены подписью директора Общества Соколова Руслана Леонидовича; а также то, что заявка и приложенный к ней чек-ордер представлены в запечатанном конверте, оформленном в соответствии с требованиями конкурсной документации.
Нарушения требований к содержанию и оформлению заявки министерством и управлением не выявлено.
В связи с этим суд первой инстанции правомерно не согласился с выводом министерства и управления о том, что задаток нельзя считать внесенным заявителем. У комиссии отсутствовали основания считать заявку общества не соответствующей требованиям, установленным подпунктом "г" пункта 28 Правил N 264 и подпункта 3 пункта 4.1 конкурсной документации.
Помимо изложенного, заявитель верно отметил, что действующим законодательством и конкурсной документацией на проведение оспариваемого конкурса не предусмотрено ограничений относительно внесения задатка за участников конкурса третьими лицами. Правила N 264 не содержат запрета на исполнение обязательства по внесению задатка третьим лицом.
В соответствии с пунктом 34 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2020), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2020, внесение задатка третьим лицом, по общему правилу, не является основанием для отказа в допуске лица к участию в торгах.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные обществом требования.
Выводы суда, изложенные в решении от 20.07.2023, соответствуют обстоятельствам дела. Решение принято с учетом доказательств, исследованных в ходе судебного разбирательства. Имеющие значение для дела обстоятельства выяснены полно и доказаны в судебном заседании.
Подателем апелляционной жалобы не приведены доводы, опровергающие решение суда, которое является законным и обоснованным.
Оснований для отмены судебного акта не усматривается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 20 июля 2023 года по делу N А05-5416/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-5416/2023
Истец: ООО "Северо-Западный Земельный Холдинг"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области
Третье лицо: министерство агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области