г. Пермь |
|
23 октября 2023 г. |
Дело N А50-10104/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 октября 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васильевой Е. В.
судей Шаламовой Ю.В., Якушева В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Климашевской К.И.,
при участии:
от заявителя - Кочергина А.С., удостоверение адвоката N 3131, по доверенности от 19.01.2023;
от иных лиц представители не явились;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, Департамента экономики и промышленной политики администрации города Перми,
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 11 августа 2023 года
по делу N А50-10104/2023
по заявлению индивидуального предпринимателя Новиковой Анастасии Евгеньевны (ОГРНИП 321595800113977, ИНН 591905604548)
к Департаменту экономики и промышленной политики администрации города Перми (ОГРН 1145958090486, ИНН 5902000833)
об оспаривании отказа в продлении сроков действия договоров на размещение нестационарных торговых объектов,
УСТАНОВИЛ:
ИП Новикова А.Е. (далее- заявитель, предприниматель) обратилась в арбитражный суд с требованиями о признании незаконными действий Департамента экономики и промышленной политики администрации города Перми (далее - заинтересованное лицо, Департамент) по отказу в продлении срока действия договоров от 27.02.2017 N N 24-17 - 43-17 на размещение нестационарных торговых объектов (НТО) разной площадью, расположенных по адресу: г. Пермь, ул. Мильчакова, 22.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 11.08.2023 (резолютивная часть решения объявлена 07.08.2023) признан незаконным отказ Департамента, изложенный в письме от 08.02.2023 N 059-13-06-02/2-23, в продлении срока действия договоров N 24-17 от 27.02.2017, N 25-17 от 27.02.2017, N 26-17 от 27.02.2017, N 27-17 от 27.02.2017, N 28-17 от 27.02.2017, N 29-17 от 27.02.2017, N 30-17 от 27.02.2017, N 31-17 от 27.02.2017, N 32-17 от 27.02.2017, N 33-17 от 27.02.2017, N 34-17 от 27.02.2017, N 35-17 от 27.02.2017, N 36-17 от 27.02.2017, N 37-17 от 27.02.2017, N 38-17 от 27.02.2017, N 39-17 от 27.02.2017, N 40-17 от 27.02.2017, N 41-17 от 27.02.2017, N 42-17 от 27.02.2017, N 43-17 от 27.02.2017. Суд обязал Департамент экономики и промышленной политики администрации города Перми устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с принятым решением, Департамент обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить полностью и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
Доводы жалобы сводятся к тому, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела и нормам материального права; подписанные к договорам соглашения (во исполнение постановления администрации города Перми от 06.05.2020 N 411 "О мерах поддержки субъектом малого и среднего предпринимательства, размещающих нестационарные торговые объекты") не продляли действие договоров, а предоставляли отсрочку исполнения обязательства по демонтажу; при этом заявление о продлении срока действия договоров поступило в Департамент от предпринимателя после 31.12.2022, то есть после установленного дополнительным соглашением срока для демонтажа НТО; таким образом, сроком окончания действия договоров является срок, указанный в пункте 2.1 договоров, который не попадает под действие постановления Правительства Пермского края от 06.07.2022 N 577-п "О реализации приложения N 15 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 12.03.2022 N 353 "Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году" и о порядке продления договоров, разрешений на размещение торговых объектов" (далее - Постановление N 577-п).
Заявитель с жалобой не согласен по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу. Решение суда считает законным и обоснованным, просит оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу; просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Департамент, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил, что в соответствии со статьей 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в его отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, между Департаментом и ТОС "Плоский" микрорайона Плоский Дзержинского района г. Перми заключены договоры N 24-17 от 27.02.2017, N 25-17 от 27.02.2017, N 26-17 от 27.02.2017, N 27-17 от 27.02.2017, N 28-17 от 27.02.2017, N 29-17 от 27.02.2017, N 30-17 от 27.02.2017, N 31-17 от 27.02.2017, N 32-17 от 27.02.2017, N 33-17 от 27.02.2017, N 34-17 от 27.02.2017, N 35-17 от 27.02.2017, N 36-17 от 27.02.2017, N 37-17 от 27.02.2017, N 38-17 от 27.02.2017, N 39-17 от 27.02.2017, N 40-17 от 27.02.2017, N 41-17 от 27.02.2017, N 42-17 от 27.02.2017, N 43-17 от 27.02.2017 на размещение НТО, места размещения которых предусмотрено в схеме размещения НТО на территории города Перми, утвержденной постановлением администрации города Перми от 27.09.2012 N572 под учетными номерами Д-К-23, Д-К-24, Д-К-25, Д-К-26, Д-К-27, Д-К-28, Д-К-29, Д-К-30, Д-К-31, Д-К-32, Д-К-33, Д-К-34, Д-К-35, Д-К-36, Д-К-37, Д-К-38, Д-К-39, Д-К-40, Д-К-41, Д-К-42 соответственно.
В соответствии с п.2.1 договоров они вступают в силу со дня их подписания сторонами и действуют до 27.02.2022.
08.12.2021 в связи с переходом права собственности на киоски сторонами заключены соглашения о замене стороны, по условиям которых права и обязанности по всем договорам перешли ИП Новиковой А.Е.
В связи с поступившими от предпринимателя заявлениями 14.03.2022 сторонами заключены дополнительные соглашения к договорам N 24-17, N 25-17, N 26-17, N 27-17, N 28-17, N 29-17, N 30-17, N 31-17, N 32-17, N 33-17, N 34-17, N 35-17, N 36-17, N 37-17, N 38-17, N 39-17, N 40-17, N 41-17, N 42-17, N 43-17, по условиям которых владельцу предоставлена отсрочка для исполнения обязательств по демонтажу (перемещению) НТО и восстановлению нарушенного благоустройства до 31.12.2022 с учетом постановления администрации города Перми от 06.05.2020 N 411 "О мерах поддержки субъектом малого и среднего предпринимательства, размещающих нестационарные торговые объекты".
В соответствии с пунктом 4 приложения N 15 к постановлению Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 г. N 353 "Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году" Правительство Пермского края приняло Постановление N 577-п, в соответствии с которым сроки действия договоров на право размещения нестационарных торговых объектов продлены на 7 лет.
Как указано в пункте 5 Постановления N 577-п, продление срока действия договоров и разрешительных документов, указанных в пунктах 1-4 настоящего постановления, осуществляется на основании письменных заявлений лиц, с которыми заключены договоры.
19.01.2023 предпринимателем представлено заявление о продлении срока действия договоров, по результатам рассмотрения которого Департамент в письме от 08.02.2023 N 059-13-06-02/2-23 указал на отсутствие оснований для продления договоров, поскольку они не подпадают под действие Постановления N 577-п.
Заявитель, не согласившись с позицией Департамента, считая отказ в продлении срока действия договоров незаконным, обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Судом первой инстанции принято вышеприведенное решение.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст.71 АПК РФ, проанализировав нормы материального права, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Из системного толкования части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В пункте 1 статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закреплено понятие "вопросы местного значения", к которым в силу подпункта 15 пункта 1 статьи 16 названного Закона о местном самоуправлении относится создание условий для обеспечения жителей муниципального, городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
В целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.03.2020 N 670-р, Указом губернатора Пермского края от 29.03.2020 N 23 "О мероприятиях, реализуемых в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Пермском крае", Постановлением Правительства Пермского края от 28.03.2020 N 156-п "О мерах, направленных на поддержку малого и среднего предпринимательства" Администрацией города Перми издано Постановление от 06.05.2020 N 411 "О мерах поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, размещающих нестационарные торговые объекты" (далее - Постановление N 411).
Пунктом 1 Постановления N 411 до 31.12.2022 установлена отсрочка исполнения обязательств по демонтажу (перемещению) нестационарного торгового объекта (киоска, павильона, торгового автомата (вендингового автомата) и восстановлению нарушенного благоустройства по окончании срока действия договоров на размещение нестационарного торгового объекта, заключенных с субъектами малого и среднего предпринимательства, срок исполнения обязательств по демонтажу по которым предусмотрен с 28.03.2020 по 30.11.2022.
Отсрочка предоставляется при соблюдении субъектом малого и среднего предпринимательства следующих условий: отсутствие задолженности за период срока действия договора; исполнение требований к виду, специализации, площади нестационарного торгового объекта, установленных договором.
В пункте 2 Постановления N 411 установлено, что за период отсрочки исполнения обязательств, указанных в пункте 1 настоящего Постановления, вносится плата за фактическое размещение нестационарного торгового объекта, рассчитываемая за период размещения из размера платы, предусмотренной договором, в срок до 20.12.2020, до 01.11.2021, до 01.11.2022.
Пунктом 3 Постановления N 411 Департаменту поручено по договорам, указанным в пункте 1 настоящего Постановления, обеспечить в течение 5 рабочих дней со дня обращения субъекта малого и среднего предпринимательства заключение дополнительного соглашения, предусматривающего отсрочку обязательств, указанных в пункте 1 настоящего Постановления, внесение платы, предусмотренной пунктом 2 настоящего Постановления, а также случаи, при наступлении которых дополнительное соглашение расторгается в связи с односторонним отказом департамента экономики и промышленной политики администрации города Перми, от его исполнения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.2022 N 353 установлены особенности разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 и 2023 годах.
Пунктом 1 приложения N 15 к Постановлению N 353 предусмотрена возможность продления на срок до 7 лет без проведения торгов срока действия договоров на размещение НТО и объектов для осуществления развозной торговли, включая договоры аренды для размещения указанных объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, сроки действия которых истекают в период со дня вступления в силу постановления Правительства N 353 по 31.12.2026.
В соответствии с пунктом 4 приложения N 15 к Постановлению N 353 сроки, на которые продлеваются договоры и разрешительные документы, указанные в пунктах 1-3 настоящего документа, и порядок их продления устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
В целях реализации приложения N 15 к Постановлению N 353 Правительством Пермского края издано Постановление N 577-п, устанавливающее порядок продления договоров, разрешений на размещение торговых объектов.
В пункте 1 Постановления N 577-п содержится указание продлить на 7 лет (если более длительные сроки продления не предусмотрены договором, актом Пермского края, органа местного самоуправления) без проведения торгов срок действия договоров на право размещения нестационарных торговых объектов (павильонов, киосков, фуд-траков) и объектов для осуществления развозной торговли, включая договоры аренды для размещения указанных объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, сроки действия которых истекают с 14.03.2022 по 31.12.2026, при соблюдении требований Правил благоустройства территории муниципальных образований Пермского края, установленных для данных объектов.
В соответствии с пунктами 5, 6 Постановления N 577-п продление срока действия договоров и разрешительных документов, указанных в пунктах 1-4 настоящего постановления, осуществляется на основании письменных заявлений лиц, с которыми заключены договоры и (или) которым выданы разрешительные документы, поданных в орган государственной власти Пермского края, орган местного самоуправления муниципального образования Пермского края, уполномоченный на заключение соответствующих договоров, выдачу разрешительных документов.
Уполномоченный орган в течение 15 рабочих дней со дня получения заявления, указанного в пункте 5 настоящего постановления, продлевает сроки действия договора, разрешительных документов с учетом требований, указанных в пунктах 1-4 настоящего постановления.
Администрацией города Перми в рамках реализации Постановления N 577-п и постановления Правительства Российской Федерации от 12.03.2022 N 353 издано постановление от 25.08.2022 N 710, в соответствии с подпунктом 1.1 которого Департаменту предписано обеспечить однократное заключение дополнительного соглашения, предусматривающего продление договора на размещение НТО по истечении его срока действия, подпадающего под период с 14.03.2022 по 31.12.2026, на срок, указанный в пунктах 1, 2 Постановления N 577-п, в течение 15 рабочих дней со дня получения письменного заявления от лица, с которым заключен вышеуказанный договор.
Из приведенных норм следует, что законодательством предусмотрена возможность продления на срок до 7 лет без проведения торгов договоров на размещение НТО, сроки действия которых истекают в период с 14.03.2022 по 31.12.2026.
Как указано ранее, основанием для отказа ИП Новиковой А.Е. в продлении договора явились выводы Департамента о том, что договоры не подпадают под действие Постановления N 577-п в связи с истечением срока его действия.
Между тем дополнительными соглашениями заявителю установлена отсрочка исполнения обязательства по демонтажу (перемещению) объекта и восстановлению нарушенного благоустройства на срок до 31.12.2022. Помимо указанного условия стороны предусмотрели исполнение сторонами договоров на прежних условиях, то есть предприниматель реализовывал предоставленное ему право на размещение нестационарных торговых объектов, осуществлял торговую деятельность с его использованием, а Департамент принимал вносимую Предпринимателем плату.
Принимая во внимание целевую направленность принятия Постановления N 411, а именно: поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в период действия ограничений, введенных в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а также учитывая условия, содержащиеся в договорах и дополнительных соглашениях, соответственно, указанные соглашения необходимо квалифицировать как продление договоров до 31.12.2022, в связи с чем предприниматель вправе рассчитывать на продление договора на основании Постановления N 353, Постановления N 577-п.
Ссылки Департамента на то, что заключение дополнительных соглашений не является пролонгацией договоров, а лишь предоставляет заявителю отсрочку демонтажа НТО, подлежат отклонению, как основанные на неверном толковании приведенных выше норм материального права, а также исходя из сути сложившихся отношений (статья 431 ГК РФ).
Кроме того, суд верно отметил, что схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Внесение изменений в схему не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы, что следует из пункта 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Таким образом, исключение мест размещения НТО, которые были размещены до внесения изменений в схему, не влечет автоматического прекращения заключенных договоров, не может являться основанием для отказа в заключении дополнительных соглашений, поскольку ограничивает уровень тех правовых гарантий, которые представлены владельцам нестационарных торговых объектов законодателем.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно признал незаконным отказ Департамента, изложенный в письме от 08.02.2023 N 059-13-06-02/2-23.
Доводы Департамента о направлении предпринимателем заявления о проведении сроков действия договоров после 31.12.2022 отклоняются, поскольку ни Постановлением N 577-п, ни постановлением администрации г.Перми от 25.08.2022 N 710, срок, в течение которого предприниматель вправе обратиться с соответствующим заявлением, не установлен.
Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства судом установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы, и им дана надлежащая оценка.
Доводы апелляционной жалобы Департамента не содержат указания на обстоятельства и соответствующие доказательства, наличие которых позволило бы иначе оценить те юридически значимые обстоятельства, верная оценка которых судом первой инстанции привела к принятию обжалуемого решения.
С учетом изложенного решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 11 августа 2023 года по делу N А50-10104/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Е.В. Васильева |
Судьи |
Ю.В. Шаламова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-10104/2023
Истец: Новикова Анастасия Евгеньевна
Ответчик: Департамент экономики и промышленной политики администрации города Перми
Хронология рассмотрения дела:
02.05.2024 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-10994/2023
23.10.2023 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-10994/2023
23.08.2023 Решение Арбитражного суда Пермского края N А50-10104/2023
11.08.2023 Решение Арбитражного суда Пермского края N А50-10104/2023