г. Москва |
|
24 октября 2023 г. |
Дело N А41-11572/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 октября 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пивоваровой Л.В.,
судей Коновалова С.А., Семушкиной В.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кононихиной Е.О.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Люберецкий горнообогатительный комбинат" на решение Арбитражного суда Московской области от 21.09.2023 по делу N А41-11572/2023.
В судебном заседании приняли участие представители:
открытого акционерного общества "Люберецкий горнообогатительный комбинат" - генеральный директор Тигай В.А., представитель Ювковецкая О.А. по доверенности от 12.09.2022;
Администрации городского округа Котельники Московской области - Адуковская А.И. по доверенности от 28.12.2022;
Федерального агентства по недропользованию - Кулыба Д.Р. по доверенности от 21.02.2023.
Открытое акционерное общество "Люберецкий горнообогатительный комбинат" (далее - заявитель, ОАО "Люберецкий ГОК", общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации городского округа Котельники Московской области (далее - заинтересованное лицо, администрация) о признании незаконным постановления главы городского округа Котельники Московской области от 13.10.2022 N 1075-ПГ "О подтверждении изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:22:0050203:6966 площадью 15 724 кв.м";
о признании незаконным постановления главы городского округа Котельники Московской области от 14.10.2022 N 1079-ПГ "О подтверждении изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:22:0050203:29 площадью 9 999 кв.м.";
об обязании администрации устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО "Люберецкий ГОК" путем установления в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:22:0050203:6966 вида разрешенного использования "недропользование";
об обязании администрации устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО "Люберецкий ГОК" путем установления в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:22:0050203:29 вида разрешенного использования "под строительство водозаборного узла".
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены: Управление Росреестра по Московской области, Федеральное агентство по недропользованию, Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области, Министерство экологии и природопользования Московской области, Прокуратура Московской области, Департамент по недропользованию по Центральному федеральному округу.
Решением суда первой инстанции требования оставлены без удовлетворения.
Заявитель с решением не согласился, обжаловав его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе заявитель (далее также - податель жалобы) просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неверное применение судом норм материального и процессуального права. Настаивает на обоснованности заявленных требований.
От администрации поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указано на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта.
В судебном заседании представитель подателя жалобы поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель администрации возражал против доводов жалобы. Также представитель Федерального агентства по недропользованию также огласил правовую позицию по делу, представил письменные пояснения.
Законность и обоснованность судебного акта проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ОАО "Люберецкий ГОК" выдана лицензия серии МСК N 09308 ТЭ от 14.05.2002 на право пользования недрами на Ново-Котельниковском участке Люберецкого месторождения, в 0,75 км на юг от пос. Котельники в Люберецком районе Московской области, назначение и вид работ - добыча формовочных песков и использование их по назначению.
Региональным агентством по недропользованию по Центральному федеральному округу внесены изменения в лицензию, зарегистрированные 26.10.2004 и 06.04.2009 N 9308/МСК 09308 ТЭ и N 1344ц/МСК 09308 ТЭ, соответственно, согласно которым срок действия лицензии продлен до 01.01.2025, уточнены некоторые условия пользования недрами.
Между ОАО "Люберецкий ГОК" и администрацией был заключен договор аренды земельного участка от 03.02.2016 N 092-2016, которым предусматривалось предоставление администрацией заявителю для недропользования земельного участка с кадастровым номером 50:22:0050203:6966, общей площадью 15 724 кв.м.
В связи с продлением срока лицензии на пользование недрами общество обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 50:22:0050203:6966 в аренду без проведения торгов.
Администрацией отказано в предоставлении данного земельного участка в аренду без проведения торгов.
Не согласившись с решением, вынесенным администрацией, общество обратилось в суд (дело N А41-93882/21).
ОАО "Люберецкий ГОК" сделаны запросы в Управление Росреестра по Московской области с целью уточнения данных по виду разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами 50:22:0050203:6966 и 50:22:0050203:29, необходимых обществу для реализации полномочий, представленных лицензией на пользование недрами МСК N 09308 ТЭ от 14.05.2002, действующей до 01.01.2025.
09.11.2022 от Управления Росреестра по Московской области получен ответ о рассмотрении обращения в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:22:0050203:6966, в котором указано, что в настоящее время в сведениях ЕГРН содержатся данные о земельном участке с кадастровым номером 50:22:0050203:6966 с видом разрешенного использования "Многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)" и указано, что сведения о виде разрешенного использования вышеуказанного земельного участка внесены в ЕГРН в соответствии с постановлением главы городского округа Котельники Московской области от 13.10.2022 N 1075-ПГ.
21.12.2022 от Управления Росреестра по Московской области получен ответ о рассмотрении обращения в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:22:0050203:29, в котором указано, что в настоящее время в сведениях ЕГРН содержатся данные о земельном участке с кадастровым номером 50:22:0050203:29 с видом разрешенного -A) использования "Многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)" и указано, что сведения о виде разрешенного использования вышеуказанного земельного участка внесены в ЕГРН в соответствии с постановлением главы городского округа Котельники Московской области от 14.10.2022 N 1079-ПГ.
Заявитель отмечает, что земельный участок с кадастровым номером 50:22:0050203:6966 согласно Правилам землепользования и застройки территории городского округа Котельники МО находится в зоне КУРТ-7.
Одним из основных видов разрешенного использования земельных участков в указанной зоне является - "недропользование".
Указанный земельный участок с момента его формирования имел вид разрешённого использования - "для недропользования".
Земельный участок с кадастровым номером 50:22:0050203:29 имел вид разрешённого использования "под строительство водозаборного узла", при этом законодательством РФ для указанного вида разрешенного использования не предусмотрен запрет на совершение действий по добыче полезных ископаемых в период действия надлежащим образом оформленной лицензии.
Общество, ссылаясь на то, что постановления главы городского округа Котельники Московской области от 13.10.2022 года N 1075-ПГ "О подтверждении изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:22:0050203:6966, площадью 15 724 кв.м." и от 14.10.2022 года N 1079-ПГ "О подтверждении изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:22:0050203:29, площадью 9 999 кв.м." не соответствуют Земельному кодексу Российской Федерации, Градостроительному кодексу Российской Федерации и Закону Российской Федерации от 21.02.1992 N2395-1 "О недрах", обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из их необоснованности.
Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения.
Из анализа норм статей 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для удовлетворения требований заявителя необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: незаконность решения заинтересованного лица и нарушение данным решением прав и законных интересов заявителя.
В силу части 5 статьи 200 названного Кодекса обязанность доказывания законности оспариваемого решения лежит на соответствующем органе. Вместе с тем, в соответствии со статьей 65 Кодекса, поскольку каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, бремя доказывания наличия факта нарушения оспариваемым решением прав и законных интересов заявителя лежит на последнем.
Арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае отсутствует совокупность обстоятельств, необходимая для удовлетворения требований заявителя.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В силу положений пункта 6 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.
Пунктом 8 статьи 1 ГрК РФ предусмотрено, что правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 30 ГрК РФ в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, в обязательном порядке указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно части 1 статьи 37 ГрК РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
В силу части 3 статьи 37 ГрК РФ изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
При этом частью 4 статьи 37 ГрК РФ установлено, что основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Следовательно, в соответствии с федеральным законодательством выбор вида разрешенного использования осуществляется правообладателем земельного участка самостоятельно, при этом выбранный вид разрешенного использования земельного участка должен соответствовать разрешенными видами использования, предусмотренными градостроительным регламентом (зонированием территории).
Отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, регулируются Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах), обеспечивающим защиту интересов государства и граждан Российской Федерации, а также прав пользователей недр.
Частью 1 статьи 11 Закона о недрах установлено, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. В соответствии с частью 3 статьи 11 Закона о недрах лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Согласно части 5 статьи 12 Закона о недрах условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускаются только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.
Статья 10 Закона о недрах предусматривает, что срок пользования участком недр продлевается по инициативе пользователя недр в случае необходимости завершения поисков и оценки или разработки месторождения полезных ископаемых либо выполнения ликвидационных мероприятий при условии отсутствия нарушений условий лицензии данным пользователем недр.
Статьей 25.1 Закона о недрах установлено, что земельные участки, в том числе лесные участки, водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством и настоящим Законом.
Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов). Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, в целях геологического изучения недр может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитутов на основании разрешения органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации.
Земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и необходимый для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляется пользователю недр после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического отвода и (или) горного отвода, а также после утверждения проектной документации для проведения указанных работ.
Как следует из материалов дела, Региональным агентством по недропользованию по Центральному федеральному округу внесены изменения в лицензию, зарегистрированные 26.10.2004 и 06.04.2009 N 9308/МСК 09308 ТЭ и N 1344ц/МСК 09308 ТЭ соответственно, согласно которым срок действия лицензии продлен до 01.01.2025, уточнены некоторые условия пользования недрами.
Между ОАО "Люберецкий ГОК" и администрацией заключен договор аренды земельного участка от 03.02.2016 N 092-2016, которым предусматривалось предоставление Администрацией заявителю для недропользования земельного участка с кадастровым номером 50:22:0050203:6966, общей площадью 15 724 кв.м.
02.08.2016 между обществом и администрацией подписано дополнительное соглашение N 1 к договору аренды земельного участка от 03.02.2016 N 092-2016, о досрочном расторжении данного договора.
Спорный земельный участок передан по акту приема-передачи от 02.08.2016 администрации.
В соответствии с решением Совета депутатов городского округа Котельники от 08.12.2017 N 1/51 земельный участок находится в территориальной зоне КУРТ-7 и может быть использован для застройки многоквартирного жилого дома и обустройства территории.
В связи с продлением срока лицензии на пользование недрами общество обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 50:22:0050203:6966 в аренду без проведения торгов.
Администрацией 11.11.2021 отказано в предоставлении данного земельного участка в аренду без проведения торгов.
Не согласившись с решением от 11.11.2021 N Р001-53268854088-50746372, вынесенным администрацией, общество обратилось в суд (дело N А41-93882/21).
По делу N А41-93882/21 ОАО "Люберецкий ГОК" в удовлетворении заявленных требований отказано (постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2023).
Из текста данного постановления следует, что апелляционным судом установлено, что на расстоянии 33 метров от земельного участка с кадастровым номером 50:22:0050203:6966 расположено 3 жилых полностью заселенных многоквартирных дома (Московская область, г.о. Котельники, микрорайон Южный, д. 14, 11, 12).
Учитывая социальную значимость вышеупомянутых жилых домов, с целью выяснения вопроса о том несет ли угрозу целостности объектов производство работ по добыче полезных ископаемых, апелляционный суд назначил по указанному делу проведение экспертизы, поручил ее проведение экспертам ООО "Городская служба независимой экспертизы" Седовой Е.В. и Лямкину А.В.
Перед экспертами был поставлен следующий вопрос: несет ли угрозу конструктивной целостности зданий (Московская область, г.о.Котельники, микрорайон Южный, д. 14, 11, 12), жизни и здоровью граждан, а также автодороги, производство работ по добыче полезных ископаемых на земельном участке с кадастровым номером 50:22:0050203:6966 в рамках выданной ОАО "Люберецкий ГОК" лицензии на право пользования недрами серии МСК N 09308.
По результатам проведенного натурного визуально-инструментального экспертного обследования земельного участка с кадастровым номером 50:22:0050203:6966 и многоквартирных жилых домов по адресу: Московская область, го. Котельники, микрорайон Южный, д. 14, И, 12, экспертами установлено, что производство работ по добыче полезных ископаемых на земельном участке с кадастровым номером 50:22:0050203:6966 в рамках выданной ОАО "Люберецкий Горнообогатительный Комбинат" лицензии на право пользования недрами серии МСК N 09308, несет угрозу конструктивной целостности зданий (Московская область, го. Котельники, микрорайон Южный, д. 14, 11, 12), жизни и здоровью граждан.
Расстояния между жилыми домами N 14, 11, 12, и земельным участком с КН 50:22:0050203:6966, не соответствуют предельно допустимому расстоянию, предусмотренному земельным участком с КН 50:22:0050203:6966, при карьерной добыче песка на промышленных объектах и производствах четвертого класса - 100 метров.
Расстояния от земельного участка с КН 50:22:0050203:6966 до жилых домов N 14, 11, 12 - составляют 33,45 - 42,34 метров.
Расстояния от оврага на участке до жилых домов N 14, 11, 12 составляет 44,11: 54,06 м.
Относительно автодороги, расположенной между жилой застройкой и исследуемым земельным участком, определение негативного воздействия на нее при производстве работ по добыче полезных ископаемых на земельном участке с КН 50:22:0050203:6966, возможно только в рамках подготовки проекта санитарно-защитной зоны объекта по добыче песка.
Таким образом, разработка песчаного месторождения в рамках выданной заявителю лицензии на пользование недрами представляет потенциальную опасность для жителей многоквартирных домов.
Данное постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2023 по делу N А41-93882/2021 Арбитражным судом Московского округа оставлено без изменения.
Ввиду изложенного суд первой инстанции в настоящем споре обоснованно отказал в удовлетворении заявленных по настоящему делу требований, так как с учетом указанных выше обстоятельств, установленных при рассмотрении дела N А41-93882/2021, заявитель не доказал факт нарушения его прав оспариваемыми в настоящем деле решениями.
Судебная коллегия отмечает, что доводы апелляционной жалобы фактически направлены на пересмотр судебных актов по делу N А41-93882/2021, что не может являться основанием для отмены решения суда по настоящему делу.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 21.09.2023 по делу N А41-11572/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Люберецкий горнообогатительный комбинат" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Московской области.
Председательствующий судья |
Л.В. Пивоварова |
Судьи |
С.А. Коновалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-11572/2023
Истец: ОАО "ЛЮБЕРЕЦКИЙ ГОРНООБОГАТИТЕЛЬНЫЙ КОМБИНАТ", ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЮ
Ответчик: Администрация г.о. Котельники МО
Третье лицо: Администрация городского округа Котельники Московской области