город Томск |
|
24 октября 2023 г. |
Дело N А03-7240/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.10.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 24.10.2023.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Аюшева Д.Н.,
судей: Назарова А.В.,
Ходыревой Л.Е.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кирсановым В.С., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу (N 07АП-7628/2023) общества с ограниченной ответственностью "Барнаульский водоканал" на решение от 04.08.2023 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-7240/2020 (судья Хворов А.В.)
по иску акционерного общества специализированный застройщик "Барнаулкапстрой" (656031, Алтайский край, Барнаул город, Папанинцев улица, 114, ОГРН 1102225010392, ИНН 2225112780)
к обществу с ограниченной ответственностью "Барнаульский водоканал" (656037, Алтайский край, Барнаул город, Калинина проспект, 116, ОГРН 1042201872800, ИНН 2221064060),
третье лицо: Управление Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов (656038, Алтайский край, Барнаул город, Молодежная улица, 1, ОГРН 1102225002923, ИНН 2221177627),
при участии в судебном заседании:
от истца: Сороколетова М.В., доверенность от 31.08.2023,
от ответчика: Веркина М.В., доверенность от 01.01.2023,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество специализированный застройщик "Барнаулкапстрой" (далее - АО СЗ "Барнаулкапстрой", общество) обратилось к обществу с ограниченной ответственностью "Барнаульский водоканал" (далее - ООО "Барнаульский водоканал", водоканал) с иском, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, о взыскании 24 796 950 руб. 74 коп. неосновательного обогащения.
К участи в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Управление Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов.
Решением от 04.08.2023 Арбитражного суда Алтайского края исковые требования удовлетворены частично: с ООО "Барнаульский водоканал" в пользу АО СЗ "Барнаулкапстрой" взыскано 15 476 432 руб. 28 коп. неосновательного обогащения, 3 744 руб. расходов по государственной пошлине и 361 920 руб. расходов по судебным экспертизам. В остальной части иска отказано.
Не согласившись с решением, ООО "Барнаульский водоканал" в апелляционной жалобе просит его отменить, в удовлетворении требований отказать в полном объеме. В обоснование указано следующее: выводы суда по исключению из платы за подключения АО СЗ "Барнаулкапстрой" затрат на проектирование и реконструкцию данного водовода не соответствует фактическим обстоятельствам дела, нарушает императивные требования Основ ценообразования и ведет к возникновению на стороне АО СЗ "Барнаулкапстрой" неосновательного обогащения; экспертным заключением комиссионной экспертизы, проведенной АНО "Алтайский экспертно-правовой центр" и ООО "Институт проблем предпринимательства" установлено, что реконструкция водовода Д=600 мм по ул. А. Петрова от ул. Малахова до ул. Попова предназначена для подключения квартала 2033 к сетям водоснабжения, водовод Д600 мм, проходящий по ул. А. Петрова, участвует в водоснабжении квартала 2033, материалами дела подтверждается факт приемки АО СЗ "Барнаулкапстрой" результата работ, в полном объеме соответствующего условиями договора о подключении, а также внесение в полном объеме АО СЗ "Барнаулкапстрой" платы за подключение; согласно заключению экспертов общества "ЛИФО-Аудит" размер платы за подключение по договору N 72В от 09.11.2016 на момент его заключения, с учетом подключаемой нагрузки, указанной в дополнительном соглашении N 5 от 02.12.2019, составил 4 545 731 руб. 16 коп., при определении размера платы экспертами не включались в расчет состав расходов по реконструкции водовода диаметром 600 мм (далее - водовод Д=600 мм) по ул. А.Петрова, от ул. Малахова до ул. Попова, стоимостью 108,9 млн. руб., однако, данное заключение не может быть принято в качестве допустимого доказательства по делу, поскольку экспертные выводы были опровергнуты при проведении двух повторных судебных экспертиз; истцом не доказано, что выполненные ООО "Барнаульский водоканал" мероприятия для подключения квартала 2033 являются избыточными и выходят за пределы потребностей квартала 2033, при таких обстоятельствах, определение размера платы за подключение в индивидуальном порядке для квартала 2033 в долевом соотношении с кварталом 2032 и исходя из стоимости фактически понесённых водоканал затрат не представляется законным и обоснованным, истцом пропущен срок исковой давности.
АО СЗ "Барнаулкапстрой" в отзыве просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, решение суда оставить без изменения как соответствующее законодательству.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам. Представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, настаивал на оставлении решения суда без изменения.
Выслушав представителей сторон, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, исследовав материалы дела, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что между обществом и водоканалом подписан договор N 72В от 09.11.2016 о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения.
По условию пункта 1 договора водоканал обязуется выполнить действия по подготовке централизованной системы холодного водоснабжения к подключению (технологическому присоединению) объекта заказчика и в соответствии с техническими условиями на подключение (технологическое присоединение) объекта согласно приложению N 1 подключить объект к сетям централизованной системы холодного водоснабжения, а заказчик обязуется внести плату за подключение (технологическое присоединение) и выполнить технические условия.
Объектом подключения согласно техническим условиям (приложение N 1 к договору) является предназначенный для жилищного строительства квартал 2033, подключаемый к централизованной системы холодного водоснабжения в точке подключения на вводе диаметром 500 мм по ул. Попова 3 - ул. Энтузиастов (1 ввод) и на вводе диаметром 100 мм по ул. Солнечная Поляна - ул. Энтузиастов (2 ввод).
В последующем стороны в ходе исполнения договора неоднократно вносили в него изменения и дополнения путем заключения дополнительных соглашений, последним из которых, дополнительным соглашением N 5 от 02.12.2019, в связи с изменением (увеличением) нагрузки плата за подключение согласована в размере 29 840 015 руб. 50 коп., а также внесены изменения в условия подключения (приложение N 1в).
Как следует из приложения N 4в плата за подключение определена путем суммирования произведения действующего тарифа на подключение в размере 11 350,0 руб../м.куб, установленного решением Управления по тарифам от 17.12.2015 N 762 (в редакции решения от 18.12.2018 N 556) и подключаемой нагрузки в точках подключения в размере: в точке 1 - 2311,78 куб.м/сут, в точке 2 - 2311,78 куб.м/сут, произведения расстояния от точки (точек) подключения до точки на централизованной сети холодного водоснабжения и ставки тарифа за расстояние от точки подключения объекта капитального строительства заказчика до точки подключения водопроводных сетей диаметром 400 мм.
По результатам выполнения предусмотренных рассматриваемым договором мероприятий сторонами подписан акт о подключении (технологическом присоединении) объекта от 11.12.2019 согласно которому водоканал осуществил фактическое подключение объекта заказчика - Комплексное освоение в целях жилищного строительства по адресу: Алтайский край, г. Барнаул, центральная часть кадастрового квартала 22:63:010418, квартал 2033, к централизованной системе холодного водоснабжения с подключенной нагрузкой 2311,78 куб.м/сут по каждому из двух вводов, по точке подключения на водопроводной сети 600 мм по ул. Попова (ввод 1) и на водопроводной сети 300 мм по ул. Попова (2 ввод); стоимость работ составила 29 840 015 руб. 50 коп.
Плату за подключение в названном размере истец внес полностью, что подтверждается представленными в материалах дела платежными поручениями и не оспаривается ответчиком.
Ссылаясь на то, что с учетом величины присоединяемой нагрузки объекта, плата за присоединение подлежала расчету тарифным органом в индивидуальном порядке по заявлению водоканала, однако, последний не обратился в уполномоченный орган и плату в размере 29 342 681 руб. 90 коп. определил с применением тарифа, установленного в отношении заявителей, объекты которых имеют иную (меньшую) величину подключаемой нагрузки, а также поскольку по расчетным данным истца, основанным на заключении экспертов ООО аудиторская фирма "ЛИФО-Аудит", размер платы при индивидуальном расчете ставки за подключение составил бы меньшее значение, а именно 4 545 731 руб. 16 коп., произошла переплата на 24 796 950 руб. 74 коп., истец обратился в суд с настоящим иском о взыскании переплаты как неосновательного обогащения.
Удовлетворяя заявленные требования частично, суд первой инстанции, пришел к выводу о наличии оснований для защиты истца от несправедливых договорных условий путем изменения условия договора о размере платы, установив ее в порядке, определенном положениями действующего специального законодательства, взыскав с РСО излишне полученное по договору.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
Отношения по подключению к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения регулируются Законом о водоснабжении, Правилами холодного водоснабжения и водоотведения и о 5 внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства от 29.07.2013 года N 644 (далее - Правила N 644).
В силу части 1 статьи 18 Закона N 416-ФЗ подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется на основании заявления в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных Законом N 416-ФЗ и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 18 Закона N 416-ФЗ лица, обратившиеся в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение и (или) водоотведение, с заявлением о заключении договора подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе застройщики, планирующие подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, заключают договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения и вносят плату за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке, установленном Законом N 416-ФЗ.
Из положений пунктов 3 - 6 статьи 18 Закона N 416-ФЗ о водоснабжении усматривается, что договор о подключении является публичным, возможность заключение которого, сроки подключения поставлены в зависимость от наличия (отсутствия) свободной мощности, включение в инвестиционную программу организации, осуществляющую холодное водоснабжение и (или) водоотведение, мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения.
При этом в случае отсутствия свободной мощности и при отсутствии в инвестиционной программе мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения, организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязана обратиться в уполномоченный орган с предложением о включении указанных мероприятий в инвестиционную программу и об учете расходов, связанных с подключением (технологическим присоединением), при установлении тарифов этой организации на очередной период регулирования (пункт 7 статьи 18 Закона N 416-ФЗ).
Части 1 и 2 статьи 18 Закона N 416-ФЗ имеют бланкетный характер и применимы во взаимосвязи с иными нормами, непосредственно устанавливающими порядок подключения объектов капитального строительства к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, заключения договора о подключении и оплаты подключения.
Договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам водоснабжения, договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам водоотведения заключаются в соответствии с типовым договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоснабжения, типовым договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Названные типовые договоры, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 645, предусматривают обязательство организации водопроводно-канализационного хозяйства выполнить действия по подготовке централизованной системы холодного водоснабжения или централизованной системы водоотведения к подключению (технологическому присоединению) объекта заказчика и в соответствии с условиями подключения (технологического присоединения) подключить объект к сетям централизованной системы холодного водоснабжения или централизованной системы водоотведения, а также обязательство заказчика выполнить технические условия подключения объекта и внести плату за подключение (технологическое присоединение).
Из пункта 1 статьи 422, пункта 1 статьи 424 ГК РФ следует, что договор должен соответствовать императивным нормам, действующим в момент его заключения. В предусмотренных законом случаях исполнение договора оплачивается по тарифам, устанавливаемым уполномоченными на то государственными органами.
В силу статьи 32 Закона N 416-ФЗ при расчете тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения учитываются расходы организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимые для реализации инвестиционной и производственной программ, а также плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности.
На основании пункта 2 части 1 статьи 31 N 416-ФЗ к регулируемым видам деятельности в сфере холодного водоснабжения относится, в том числе подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоснабжения. Регулированию подлежит плата за подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, устанавливаемая в индивидуальном порядке. Порядок расчета такой платы определяется основами 4 ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (часть 9 статьи 31 Закона о водоснабжении).
Согласно части 13 статьи 18 Закона о водоснабжении плата за подключение (технологическое присоединение) рассчитывается организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, исходя из установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя до точки подключения (технологического присоединения) водопроводных и (или) канализационных сетей к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения. В случае, если объем запрашиваемой заявителем нагрузки в целях обеспечения водоснабжения и (или) водоотведения объекта капитального строительства заявителя превышает устанавливаемый в порядке, утвержденным Правительством Российской Федерации, предельный уровень нагрузки, определенный в виде числового значения или в виде доли от общей мощности централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, плата за подключение (технологическое присоединение) устанавливается органом регулирования тарифов индивидуально в порядке, установленном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Плата за подключение (технологическое присоединение), устанавливаемая с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя до точки подключения (технологического присоединения) водопроводных и (или) канализационных сетей к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, включает в себя затраты на создание водопроводных и (или) канализационных сетей и объектов на них от существующих сетей централизованной системы холодного водоснабжения или водоотведения (объектов такой системы) до точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя, за исключением расходов заявителя на создание этих сетей и объектов и расходов, предусмотренных на создание этих сетей и объектов за счет других источников финансирования инвестиционной программы, либо средств, полученных на создание этих сетей и объектов обеспечения за счет иных источников, в том числе средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. При установлении платы за подключение (технологическое присоединение) в индивидуальном порядке могут учитываться расходы на увеличение мощности (пропускной способности) централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе расходы на реконструкцию и модернизацию существующих объектов централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Точка подключения (технологического присоединения) при наличии технической возможности устанавливается на границе земельного участка, на котором располагается объект капитального строительства заявителя. В силу пункта 22 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 (далее - Основы ценообразования) при определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует экономически обоснованные объемы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них.
Необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - показатели надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения) (пункт 24 Основ ценообразования).
Плата за подключение (технологическое присоединение) объекта лица, обратившегося в регулируемую организацию с заявлением о заключении договора о подключении (далее - заявитель) к централизованной системе водоснабжения и (или) водоотведения (далее - плата за подключение), определяется на основании установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) или в индивидуальном порядке в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим документом (пункт 81 Основ ценообразования).
Из содержания пункта 85 Основ ценообразования (в редакции, действовавшей на момент внесения в договор изменений в части размера платы за подключение), следует, что в отношении заявителей, величина подключаемой (присоединяемой) нагрузки объектов которых превышает 250 куб. м/сут. и (или) осуществляется с использованием создаваемых сетей водоснабжения и (или) водоотведения с наружным диаметром, превышающим 250 мм (предельный уровень нагрузки), размер платы за подключение устанавливается органом регулирования тарифов индивидуально с учетом расходов на увеличение мощности (пропускной способности) централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе расходов на реконструкцию и (или) модернизацию существующих объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения.
Расходы на осуществление мероприятий по увеличению мощности (пропускной способности) централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе расходы на реконструкцию и (или) модернизацию существующих объектов этих систем, финансирование которых предусмотрено за счет платы за подключение, устанавливаемой в индивидуальном порядке, не должны превышать величину, рассчитанную на основе укрупненных сметных нормативов для объектов непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, а в случае, если такие нормативы не установлены, указанные расходы определяются органом регулирования тарифов с учетом представленной регулируемой организацией сметной стоимости таких работ.
Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен более низкий уровень нагрузки (по сравнению с указанным в настоящем пункте предельным уровнем нагрузки (площади поперечного сечения трубопровода), при котором плата за подключение устанавливается органом регулирования тарифов индивидуально.
Как обоснованно указано судом первой инстанции, в соответствии с пунктом 2 решения Управления по тарифам от 17.12.2015 N 762 (в редакции от 18.12.2018) "Об установлении ставок тарифов за подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства заявителей к централизованной системе холодного водоснабжения общества с ограниченной ответственностью "Барнаульский водоканал" на 2016 - 2020 годы" ставки тарифов, установленные пунктом 1 настоящего решения, применяются в отношении заявителей, величина подключаемой (присоединяемой) нагрузки объектов которых не превышает 10 куб. метров в час (осуществляется с использованием создаваемых сетей водоснабжения с площадью поперечного сечения трубопровода, не превышающей 300 кв. сантиметров (предельный уровень нагрузки)).
В пунктах 12, 13 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 (далее - Правила N 406) предусмотрено, что установление тарифов производится органом регулирования тарифов путем открытия и рассмотрения дел об установлении тарифов. Открытие и рассмотрение дел об установлении тарифов осуществляется: по предложению регулируемой организации; по инициативе органа регулирования тарифов в случае непредставления регулируемыми организациями заявления об установлении тарифов и (или) материалов, предусмотренных настоящими Правилами. Предложение об установлении тарифов состоит из заявления регулируемой организации об установлении тарифов и необходимых обосновывающих материалов (пункт 16 Правил N 406). Таким образом, исходя из условий технологического присоединения на водоканале как лице, осуществляющим регулируемую деятельность, лежала обязанность по обращению в орган тарифного регулирования для определения индивидуальной платы за подключение объекта общества к централизованной сети холодного водоснабжения.
Поскольку величина подключаемой нагрузки объекта истца по каждому из вводов 2311,78 куб.м/сут (96,32 куб.м/час) по договору N 72В от 09.11.2016 превышала предельную величину нагрузки, установленную указанным выше тарифным решением, размер платы за подключение должен был определяться в индивидуальном порядке.
Вместе с тем, дополнительным соглашением N 5 от 02.12.2019, в связи с изменением (увеличением) нагрузки плата за подключение согласована сторонами в размере 29 840 015 руб. 50 коп., а также внесены изменения в условия подключения (приложение N 1в). Как следует из приложения N 4в плата за подключение определена путем суммирования произведения действующего тарифа на подключение в размере 11 350,0 руб../м.куб, установленного решением Управления по тарифам от 17.12.2015 N 762 (в редакции решения от 18.12.2018 N 556) и подключаемой нагрузки в точках подключения в размере: в точке 1 - 2311,78 куб.м/сут, в точке 2 - 2311,78 куб.м/сут, произведения расстояния от точки (точек) подключения до точки на централизованной сети холодного водоснабжения и ставки тарифа за расстояние от точки подключения объекта капитального строительства заказчика до точки подключения водопроводных сетей диаметром 400 мм.
Пунктом 9 Постановления N 16 разъяснено, что в тех случаях, когда будет установлено, что при заключении договора, проект которого был предложен одной из сторон и содержал в себе условия, являющиеся явно обременительными для ее контрагента и существенным образом нарушающие баланс интересов сторон (несправедливые договорные условия), а контрагент был поставлен в положение, затрудняющее согласование иного содержания отдельных условий договора (то есть оказался слабой стороной договора), суд вправе применить к такому договору положения пункта 2 статьи 428 ГК РФ о договорах присоединения, изменив или расторгнув соответствующий договор по требованию такого контрагента.
Рассматривая соответствующий спор суд должен оценивать спорные положения в совокупности со всеми условиями договора и с учетом всех обстоятельств дела.
Так, в частности, суд определяет фактическое соотношение переговорных возможностей сторон и выясняет, было ли присоединение к предложенным условиям вынужденным, а также учитывает уровень профессионализма сторон в соответствующей сфере, конкуренцию на соответствующем рынке, наличие у присоединившейся стороны реальной возможности вести переговоры или заключить аналогичный договор с третьими лицами на иных условиях и т.д. Если в момент заключения договора условие договора неоправданно создавало чрезмерное преимущество для другой стороны, недобросовестно воспользовавшейся зависимостью от нее контрагента в силу его экономической слабости, то по требованию слабой стороны, применяя в частности положения статей 10, 169, 180, а также пункт 3 статьи 424 ГК РФ, суд вправе привести спорное условие договора в соответствие с тем содержанием, учитывающим баланс интересов сторон и отвечающим разумным ожиданиям слабой стороны.
Соответственно, в рассматриваемой ситуации ответчику следовало уведомить заявителя об особенностях тарифного регулирования отношений по технологическому присоединению рассматриваемого объекта, величина нагрузки которого предусматривала индивидуальный порядок определения платы за подключение к централизованной сети холодного водоснабжения, а также обеспечить со своей стороны возможность расчета индивидуальной платы уполномоченным органом.
При заключении договора общество рассчитывало и включило в него условие о величине платы за технологическое присоединение в размере 4 633 858 руб. 98 коп., тогда как при альтернативном варианте исчисления с применением ставок на покрытие расходов водоканала при выполнении мероприятий по технологическому присоединению объекта размер платы составляет 29 840 015 руб. 50 коп.,, что в несколько раз выше указанного в первоначальном договоре, в связи с чем, водоканал, действуя сообразно установленному в гражданском обороте стандарту добросовестного поведения, должен был исчерпывающим образом осведомить заявителя о возможности варианта исчисления стоимости услуг, обеспечив ему возможность сопоставления своих затрат.
Вместе с тем, обстоятельства совершения профессиональным участником рынка в сфере водоснабжения действий по информированию о значимых обстоятельствах не доказан материалами дела, вследствие чего, суд первой инстанции пришел к мотивированному выводу о наличии оснований для защиты истца от несправедливых договорных условий (в редакции дополнительного соглашения N 5 от 02.12.2019) путем изменения условия договора о размере платы, определив ее в порядке пункта 85 Основ ценообразования.
Так, согласно заключению экспертов общества "ЛИФО-Аудит" размер платы за подключение по договору N 72В от 09.11.2016 на момент его заключения, с учетом подключаемой нагрузки, указанной в дополнительном соглашении N 5 от 02.12.2019, составил 4 545 731 руб. 16 коп. При определении размера платы экспертами не включались в расчет состав расходов по реконструкции водовода диаметром 600 мм (далее - водовод Д=600 мм) по ул. А.Петрова, от ул. Малахова до ул. Попова, стоимостью 108,9 млн.руб.
Проанализировав условия договора, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что работы по реконструкции водовода Д=600 мм не предусмотрены в перечне работ для подключения квартала 2033 в г. Барнауле к системе холодного водоснабжения, в связи с чем, они не подлежат учету при определении объема обязательств общества перед водоканалом по оплате технологического присоединения рассматриваемого объекта, что включение ответчиком при рассмотрении настоящего спора расходов по реконструкции данного водовода в состав стоимости подключения квартала 2033 направлено исключительно на увеличение собственных затрат в целях избежания неблагоприятного для себя результата, определяемого размером индивидуально рассчитанной платы за технологическое присоединение менее суммы фактически полученных от истца денежных средств.
Судом обоснованно учтено, что через квартал 2033, являющийся транзитным, впоследствии осуществлено подключение квартала 2032, в связи с чем, произведено пропорциональное распределение затрат между кварталами исходя из величины доли присоединяемой нагрузки.
Как указано в заключении ООО АФ "ЛИФО-Аудит", из анализа схем водоснабжения и проектной документации установлено, что 2-я и 3-я очереди строительства спроектированы и построены с учетом присоединения квартала 2032 с объемом водопотребления 2 536,0 м3/сут. (л. 39 ПД на 3 очередь).
Подход пропорционального распределения затрат на строительство объектов инженерной инфраструктуры, относящихся к нескольким объектам строительства, изложен в пункте 5.1.1 Положения по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций (Письмо Министерства Финансов Российской Федерации от 30.12.1993N 160), на что правомерно указано судом первой инстанции.
Принимая во внимание, что 2-я и 3-я очереди строительства сетей предназначены для водоснабжения двух кварталов, эксперты общества с ограниченной ответственностью "ЛИФО-Аудит" учли в плате за подключение (технологическое присоединение) квартала 2033 часть расходов на проектирование и строительство 2-й и 3-й очереди строительства, с учетом доли квартала 2033 (2 311,78 куб.м/сут) в суммарной присоединяемой мощности кварталов 2032 и 2033 (2 536,0 + 2 311,78 куб.м/сут). В таком случае фактические расходы водоканала на строительство 1-й, 2-й и 3-й очереди строительства сетей, относимые на квартал 2033, должны в общей сумме фактических затрат 26 460 266 руб. 68 коп. составить 14 363 583 руб. 22 коп.
В силу пункта 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 названного Кодекса
Обязанность возвратить неосновательное обогащение возникает независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли (пункт 2 статьи 1102 ГК РФ).
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно частично удовлетворил требования истца о взыскании неосновательного обогащения в порядке статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации в размере 15 476 432 руб. 28 коп.
Отклоняя заявление водоканала о пропуске обществом срока исковой давности, суд апелляционной инстанции исходит из того, что в спорных отношениях технологического присоединения профессиональным участником является именно ответчик, систематически занимающийся оказанием данных услуг, истец, несмотря на свой общегражданский профессиональный статус субъекта предпринимательства (статьи 50, 66 ГК РФ), презюмируемого такими специальными знаниями не обладает и в правоотношении является слабой стороной, которой информация об ином размере платы, значительно выше установленной изначально в договоре, стала известна с момента подписания дополнительного соглашения N 5 от 05.12.2019.
В данном случае, заявление ответчика о пропуске истцом срока исковой давности преследует своей целью сохранение условия договора в редакции, выгодной организации ВКХ, являющейся профессиональным участником спорных правоотношений и не обеспечившей потребителю возможности получения адекватного размера платы за технологическое присоединение. Необоснованность подобного поведения подтверждается сложившейся судебной практикой (определение Верховного Суда Российской Федерации от 21.05.2020 N 304-ЭС20-7847).
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Основания для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлены.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на подателя жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции,
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 04.08.2023 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-7240/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Барнаульский водоканал" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
Д.Н. Аюшев |
Судьи |
А.В. Назаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-7240/2020
Истец: АО СЗ "Барнаулкапстрой"
Ответчик: ООО "Барнаульский водоканал".
Третье лицо: Управление АК по государственному регулированию цен и тарифов, АНО "Алтайский экспертно-правовой центр", Институт проблем предпринимательства