город Ростов-на-Дону |
|
24 октября 2023 г. |
дело N А32-2976/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 октября 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сулименко Н.В.,
судей Емельянова Д.В., Николаева Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Альковой О.М.,
при участии в судебном заседании посредством проведения онлайн-заседания в режиме веб-конференции:
от ООО "Агронефтепродукт": представитель Ратахина Н.А. по доверенности от 21.08.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Агронефтепродукт" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.07.2023 по делу N А32-2976/2023 об отказе в удовлетворении заявления о признании незаконными решений налогового органа от 08.04.2022 N 1472, от 07.06.2022 N 940,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Агронефтепродукт" (далее - ООО "Агронефтепродукт", налогоплательщик, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Межрайонной ИФНС России N 5 по Краснодарскому краю (далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительными решений налогового органа:
- N 1472 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщиков в банках от 08.04.2022 недействительным в части взыскания сумм, начисленных решением N 10-40-05 от 12.11.2021 в размере 52 753 819,75 руб.;
- N 940 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика от 07.06.2022 недействительным в части взыскания сумм, начисленных решением N 10-40-05 от 12.11.2021 в размере 52 753 819,75 руб.,
о признании незаконными действий инспекции по направлению в банки инкассовых поручений на сумму начисленной недоимки решением N 10-40-05 от 12.11.2021 в размере 52 753 819,75 руб. и действий по направлению в Лабинский ГОСП постановления N 940 о взыскании недоимки за счет имущества общества, как не соответствующих статьям 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 10.07.2023 по делу N А32-2976/2023 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Краснодарского края от 10.07.2023 по делу N А32-2976/2023, ООО "Агронефтепродукт" обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что суд первой инстанции неправильно применил нормы материального и процессуального права, неполно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Податель жалобы указал, что налоговый орган с учетом длительности сроков проведения налоговой проверки утратил возможность бесспорного взыскания задолженности, предусмотренного статьями 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации. Апеллянт указал, что шестимесячный срок на обращение инспекции в суд с заявлением о взыскании недоимки по налогу, пене и штрафу начал исчисляться с 03.12.2021 (следующие день после истечения срока исполнения требования об уплате недоимки) и истек 03.05.2021.
В отзыве на апелляционную жалобу Межрайонная ИФНС России N 5 по Краснодарскому краю просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители налогоплательщика и налогового органа поддержали правовые позиции по спору.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Краснодарского края от 10.07.2023 по делу N А32-2976/2023 проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, по результатам выездной налоговой проверки в отношении ООО "Агронефтепродукт" инспекцией принято решение от 12.11.2021 N 10-40-05 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому налогоплательщику доначислено всего 61 563 264,27 руб., в том числе: налоги - 43 399 243 руб., пени - 15 446 343,27 руб., штрафы - 2 717 678 руб. Налогоплательщику предложено исчислить, удержать и уплатить НДФЛ в размере 4 013 817 руб. и уменьшить исчисленный в завышенном размере налог на прибыль организаций в сумме 60 996 руб.
Не согласившись с принятым решением, ООО "Агронефтепродукт" обратилось в вышестоящий налоговый орган с апелляционной жалобой на решение от 12.11.2021 N 10-40-05 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (далее - решение N 10-40-05).
Решением Управления ФНС России по Краснодарскому краю от 18.02.2022 N 25-12-184 апелляционная жалоба оставлена без удовлетворения, решение инспекции N 10-40-05 вступило в законную силу 18.02.2022 в соответствии с пунктом 1 статьи 101.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании вступившего в силу решения инспекции N 10-40-05 в адрес ООО "Агронефтепродукт" 02.03.2022 посредством телекоммуникационных каналов связи направлено требование от 28.02.2022 N 3636 об уплате налога, пени, штрафа на общую сумму 52 753 819,75 руб., со сроком исполнения - до 30.03.2022.
Неисполнение требования в установленный срок явилось основанием для принятия в порядке статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации решения от 08.04.2022 N 1472 о взыскании за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках на общую сумму 84 142 347,99 руб., в том числе в указанное решение включена задолженность по неисполненному требованию от 28.02.2022 N 3636 на сумму 52 753 819,75 руб., направлены поручения на списание и перечисление денежных средств со счетов налогоплательщика.
В связи с неисполнением решения от 08.04.2022 N 1472, на основании статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации инспекцией принято решение от 07.06.2022 N 940 о взыскании задолженности за счет имущества налогоплательщика и постановление от 07.06.2022 N 940 на общую сумму 120 436 259,01 руб., в том числе по неисполненному требованию от 28.02.2022 N 3636 на общую сумму 52 753 819,75 руб., которое направлено на взыскание в Лабинское ГОСП, на основании которого возбуждено исполнительное производство от 29.06.2022 N 23049/22/275445.
ООО "Агронефтепродукт" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительными решения N 1472 от 08.04.2022 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщиков в банках и решения N 940 от 07.06.2022 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика, а также о признании незаконными действий налогового органа по направлению инкассовых поручений в банки и постановления N 940 в Лабинский ГОСП.
Исследовав материалы дела по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дав надлежащую правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, суд первой инстанции отказал ООО "Агронефтепродукт" в удовлетворении заявленного требования, обоснованно приняв во внимание нижеследующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 100 Налогового кодекса Российской Федерации по результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в соответствии со статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации и основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных Кодексом (пункты 1, 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 20 дней с даты вступления в силу решения.
В силу подпункта 4 пункта 4 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 8 дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства (драгоценные металлы) на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства, за исключением средств на специальных избирательных счетах, специальных счетах фондов референдума (пункт 1 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве", с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога или сроков, указанных в абзацах третьем и четвертом пункта 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации. Решение о взыскании налога за счет имущества, принятое после истечения указанных сроков, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение двух лет со дня истечения соответственно срока исполнения требования об уплате налога, сроков, указанных в абзацах третьем и четвертом пункта 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (абзац 3 пункта 1 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации).
Исходя из положений пунктов 1, 5, 6 статьи 100, пунктов 1, 6, 6.1, 9 статьи 101, пункта 6 статьи 140 Налогового кодекса Российской Федерации, регламентирующих сроки оформления результатов выездной налоговой проверки, и с учетом статьи 6.1 Налогового кодекса Российской Федерации решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения должно быть принято не позднее 07.07.2021 (справка об окончании проверки 13.11.2020 + 2 месяца на составление акта + 5 дней на вручение + 6 дней на получение + 1 месяц на возражения по акту + 10 дней на принятие одного из решений + 1 месяц на проведение дополнительных мероприятий налогового контроля + 15 дней на составление дополнения к акту + 5 дней на вручение + 6 дней на получение + 15 дней на возражения по дополнению к акту + 10 дней на принятие решения), вручено налогоплательщику не позднее 22.07.2021; срок на обжалование истекал бы 23.08.2021, срок на вынесение решения по апелляционной жалобе - 25.10.2021 (2 месяца на принятие решения с учетом возможности продления).
При этом, как следует из правовых позиций, изложенных в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.02.2013 N 11254/12, от 29.11.2011 N 7551/11, от 21.06.2011 N 16705/10, при проверке соблюдения сроков принудительного внесудебного взыскания оценке подлежит своевременность действий налогового органа на стадии исполнения решения, вынесенного по результатам налоговой проверки (после вступления в силу решения и получения реальной возможности его исполнения), которая начинается с выставления требования об уплате налога, соответственно, само по себе нарушение сроков проведения налоговой проверки, оформления решений по ее результатам не имеют безусловного юридического значения для оценки правомерности действий налогового органа на стадии взыскания задолженности по налогам, что соответствует также выводам, изложенным в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 29.03.2022 N 304-ЭС22-3523, от 22.03.2022 N 304-ЭС22-1723, от 13.07.2021 N 305-ЭС21-10282, от 23.07.2021 N 305-ЭС21-11275.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 05.07.2021 N 307-ЭС21-2135, само по себе нарушение длительности проведения налоговой проверки (совершение определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля с нарушением сроков) не лишает налоговый орган права на принятие мер внесудебного взыскания, предусмотренных статьями 46 - 47 Налогового кодекса Российской Федерации, но, во всяком случае, ограничивает возможность взыскания пределами двух лет.
В рамках настоящего спора судом установлено, что нарушение длительности оформления результатов выездной налоговой проверки - решение N 10-40-05 принято инспекцией 12.11.2021, в то время должно было быть принято не позднее 07.07.2021 - составило чуть больше 4 месяцев, следовательно, не привело к нарушению предельного двухлетнего срока.
Вместе с тем, при рассмотрении правомерности вынесения решений инспекции по статьям 46 и 47 Налогового кодекса Российской Федерации необходимо исходить не из сроков вынесения и оформления решения инспекцией по результатам проверки, а из соблюдения инспекцией сроков совершения действии и принятия решений после вступления в силу решения налогового органа по итогам выездной налоговой проверки.
Процедура взыскания начинает исчисляться с момента вступления в силу решения инспекции, вынесенного по результатам налоговой проверки (после вступления в силу решения и получения реальной возможности его исполнения), которая начинается с выставления требования об уплате налога.
В соответствии с пунктом 2 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации.
Решение налогового органа о привлечении общества за совершение налогового правонарушения вступило в законную силу 18.02.2022, требование об уплате штрафа от 28.02.2022 N 3636 со сроком уплаты до 30.03.2020 направлено налогоплательщику в течение 20 дней с даты вступления в силу данного решения в установленный пунктом 2 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации срок. Поскольку в установленный срок требование не исполнено, налоговый орган в сроки, определенные статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации, принял решение о взыскании суммы задолженности за счет денежных средств плательщика от 08.04.2022 N 1472 (30.03.2022 + 2 месяца).
В соответствии абзацем 3 пункта 1 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Срок исполнения требования от 28.02.2022 N 3636 истек 29.03.2022, следовательно, с 30.03.2022 началось исчисление годового срока на вынесение решения по статье 47 Налогового кодекса Российской Федерации, которое принято 07.06.2022, т.е. с соблюдением положений абзаца 3 пункта 1 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации.
Оспариваемые ненормативные акты инспекции вынесены в рамках сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации для принудительного взыскания задолженности.
Налоговым органом соблюдены сроки направления требования, принятия решения о взыскании налогов, пени, штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика и решения о взыскании налогов, пени, штрафа за счет имущества налогоплательщика, установленные статьями 70, 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации.
С учетом установленных обстоятельств, довод ООО "Агронефтепродукт" о нарушении инспекцией сроков бесспорного взыскания задолженности, доначисленной решением N 10-40-05, и необходимости обращения в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика причитающейся к уплате суммы налога (пеней и штрафа), правомерно отклонен судом, как необоснованный.
Установив фактические обстоятельства дела, дав правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, и имеющимся в деле доказательствам, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения требований заявителя.
Отклоняя возражения общества об отсутствии задолженности по налогам, пени и штрафам, судебная коллегия исходит из того, что признание частично недействительным решения по итогам выездной налоговой проверки в соответствии с положениями статей 45 - 46 и 69 - 70 Налогового кодекса Российской Федерации не влечет безусловную недействительность оспариваемых решений налогового органа, принятых по статьям 46 и 47 Налогового кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда, оценке доказательств, не могут служить основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, так как они не опровергают правомерность выводов арбитражного суда и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права.
На основании изложенного, арбитражный апелляционный суд считает, что доводы апелляционной жалобы не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Учитывая вышеизложенное, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.07.2023 по делу N А32-2976/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.В. Сулименко |
Судьи |
Д.В. Емельянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-2976/2023
Истец: ООО Агронефтепродукт
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N5 по Краснодарскому краю, МИФНС N 18 по КК, Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю, УФНС