г. Москва |
|
23 октября 2023 г. |
Дело N А40-98265/23 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи М.В. Кочешковой,
рассмотрев апелляционную жалобу ООО "Планета-Сириус"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 07.08.2023, принятое в порядке упрощенного производства по делу N А40-98265/23,
по заявлению ООО "Планета-Сириус"
к 1) Смоленской таможне; 2) Центральной оперативной таможне
об отмене решения, постановления, о прекращении производства по делу об административном правонарушении
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Планета-Сириус" (далее - Заявитель, ООО "Планета-Сириус", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Смоленской таможне, Центральной оперативной таможне об отмене решения Центральной оперативной таможни от 13.04.2023 N 10119000/11ю/23А., постановления Смоленской таможни о назначении административного наказания по делу N 10113000-236/2023 г., о прекращении производства по делу об административном правонарушении N 10113000-236/2023г.г.
Определением от 15.05.2023 заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 07.08.2023 в удовлетворении заявления ООО "Планета-Сириус" отказано.
ООО "Планета-Сириус" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Общества при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
Центральной оперативной таможней, Смоленской таможней представлены отзывы на апелляционную жалобу, в которых административные органы возражают по ее доводам, считают решение суда законным и обоснованным.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам. С учетом характера и сложности рассматриваемого вопроса, а также доводов апелляционной жалобы и возражений относительно апелляционной жалобы суд может вызвать стороны в судебное заседание.
Законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции проверены на основании статей 266 и 268 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, отзывы, повторно рассмотрев материалы дела, приходит к выводу о том, что отсутствуют правовые основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда г. Москвы, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, Смоленской таможней по факту несоблюдения установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации ограничений на вывоз товара - "оборудование дыхательное прочее и газовые маски, код единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС) 9020 00 000 0" из Российской Федерации в отношении Общества возбуждено дело об административном правонарушении N 10113000-236/2023 по статье 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) посредством составления протокола об административном правонарушении.
Постановлением Смоленской таможни от 06.02.2023 по делу об административном правонарушении N 10113000-236/2023 ООО "Планета-Сириус" признано виновным в совершении административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.3 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, генеральный директор ООО "Планета-Сириус" Гончар С.Н. обратился в Центральную оперативную таможню с жалобой об отмене постановления и прекращения производства по делу об административном правонарушении.
Изучив доводы жалобы, материалы дела об административном правонарушении, Центральная оперативная таможня не нашла основания для отмены дела об административном правонарушении, о чем было вынесено решение Центральной оперативной таможни по жалобе Общества на постановление по делу об административном правонарушении от 13.04.2023 N 10119000/10ю/22А.
Как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, ООО "Планета-Сириус" (продавец) на основании договора поставки от 20.10.2020 N 176, заключенного с ООО "Вокруг Спецодежды", Республика Беларусь (покупатель), по счету-фактуре (инвойсу) от 28.04.2021 N 12169, товарной накладной от 28.04.2021 N 12686, международной товарно-транспортной накладной (CMR) от 29.04.2021 б/н в апреле 2021 года отгружен товар, в том числе - "маска панорамная "Бриз-4301-М" (ППМ-88) черная" в количестве 2 шт., на сумму 1 931,24 рубль, код ЕТН ВЭД ЕАЭС - 9020 00 000 0. Производителем указанного товара является - ООО "Бриз-Кама" (г. Владимир).
Перевозка товара в адрес ООО "Вокруг спецодежды" осуществлялась индивидуальным предпринимателем Довгер К.В. на транспортном средстве с регистрационным номером АС0016-5. Пересечение Государственной границы Российской Федерации с Республикой Беларусь осуществлено 29.04.2021 на 454 км а/д М-1 Москва-Минск, н.п. Красная Горка, Краснинского района, Смоленской области (CMR от 19.08.2021 б/н, письмо ООО "Вокруг спецодежды" от 22.06.2022 N 11,письмо ИП Довгер К.В.).
Не согласившись с оспариваемым постановлением и решением, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления Общества, суд первой инстанции правомерно и обоснованно руководствовался следующим.
Судом первой инстанции верно установлено, что дело об административном правонарушении рассмотрено должностными лицами ответчика в рамках их полномочий.
Проверив порядок привлечения заявителя к административной ответственности, суд первой инстанции верно посчитал, что положения статей 25.1, 28.2, 29.7 КоАП РФ соблюдены административным органом. Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления в соответствии с пунктом 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10), судом первой инстанции верно не установлено. Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, соблюден.
Согласно статье 1 Федерального закона от 18.07.1999 N 183-ФЗ "Об экспортном контроле" (далее - Федеральный закон N 183-ФЗ) под контролируемыми товарами и технологиями понимается сырье, материалы, оборудование, научно-техническая информация, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности (права на них), которые в силу своих особенностей и свойств могут внести существенный вклад в создание оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники, а также продукция, являющаяся особо опасной в части подготовки и (или) совершения террористических актов.
Списки (перечни) контролируемых товаров и технологий утверждаются указами Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации, согласно статье 6 Федерального закона N 183-ФЗ.
Согласно пункту 2 статьи 19 Федерального закона N 183-ФЗ, лицензии на осуществление внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями выдаются специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области экспортного контроля. Данным органом исполнительной власти в Российской Федерации является Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (далее - ФСТЭК России).
В соответствии с пунктом 2 Решения Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 05.07.2010 N 52 "Об экспортном контроле государств - членов таможенного союза" в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации при вывозе товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю, применяется национальное законодательство по контролю над перемещением указанных товаров.
В соответствии с пунктом 9 Постановления Правительства РФ от 07.06.2001 N 447 "Об утверждении Положения об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники" установлено, что внешнеэкономические операции с контролируемыми товарами и технологиями, предусматривающие их вывоз из Российской Федерации либо передачу иностранным лицам на территории Российской Федерации, осуществляются на основании разовых или генеральных лицензий, выдаваемых Федеральной службой по техническому и экспортному контролю (кроме случаев, предусмотренных пунктами 13 и 25 настоящего Положения).
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 15.09.2008 N 691 "Об утверждении Положения о лицензировании внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), в отношении которых установлен экспортный контроль" (далее - Постановление Правительства РФ от 15.09.2008 N 691), лицензии на осуществление внешнеэкономических операций с контролируемой продукцией (далее - лицензии) выдаются Федеральной службой по техническому и экспортному контролю (далее - лицензирующий орган) на основании заявлений российских участников внешнеэкономической деятельности (далее - заявители) по форме согласно приложению N 1 Постановлению Правительства РФ от 15.09.2008 N 691.
Как следует из приведенных положений законодательства, лицензирующий орган является единственным уполномоченным и компетентным органом по идентификации и отнесению товара в Список, в отношении которого осуществляется экспортный контроль.
Согласно п. 1.1.4.1. Раздела 1, категории 1 Списка товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль (далее - Список), утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 17.12.2011 N 1661, к товарам и технологиям двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль, относятся, в том числе противогазы, код ЕТН ВЭД ЕАЭС - 9020 00 000 0. В соответствии с техническим примечанием к Списку, противогазами также называются полнолицевые маски.
На основании пункта 1 статьи 24 Федерального закона N 183-ФЗ идентификация контролируемых товаров и технологий, а также совершение необходимых действий, связанных с получением лицензий на осуществление внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями или разрешений на их вывоз из Российской Федерации без лицензий, является обязанностью российского участника внешнеэкономической деятельности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) соблюдение мер экспортного контроля, в том числе мер в отношении продукции военного назначения, подтверждается в случаях и порядке установленных в соответствии с законодательством государств - членов ЕАЭС, путем представления документов и (или) сведений, подтверждающих соблюдение таких мер.
Согласно части 7 статьи 11 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 289-ФЗ), вывоз товаров из Российской Федерации, имеющих статус товаров Союза в соответствии с Кодексом Союза, из Российской Федерации в государства - члены Союза осуществляется без ограничений, предусмотренных международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации и (или) законодательством Российской Федерации. Положения настоящей части не освобождают лиц, вывозящих товары из Российской Федерации, от соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля, валютного законодательства Российской Федерации и иных требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 5 Федерального закона N 289-ФЗ, под вывозом товаров из Российской Федерации понимается фактическое перемещение (убытие) любым способом товаров за пределы Российской Федерации, а также совершение лицами действий, направленных на такое фактическое перемещение (убытие) товаров, до фактического пересечения товарами Государственной границы Российской Федерации.
В ходе проведения Смоленской таможней проверочных мероприятий установлено, что вывезенный Обществом в Республику Беларусь товар относится к объектам экспортного контроля, что подтверждается письмом ФСТЭК России от 02.12.2022 N 240/55/4429, согласно которому:
- товар "маска панорамная "Бриз-4301-М", исходя из представленных данных о его характеристиках и назначении, подпадает под действие Списка, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 17.12.2011 N 1661;
- вывоз данной продукции в иностранные государства, в том числе в Республику Беларусь, должен осуществляться по лицензии ФСТЭК России, в порядке определенном постановлениями Правительства РФ от 07.06.2001 N 447 и от 15.09.2008 N 691.
ФСТЭК России в письме также указывает, что обращений от ООО "Планета-Сириус" в уполномоченный орган по вопросам получения лицензий на вывоз из Российской Федерации в Республику Беларусь вышеуказанного товара, не поступало.
Поэтому суд первой инстанции верно пришел к выводу, что ООО "Планета-Сириус" не обращалось за разрешительным документом на вывоз из Российской Федерации в Республику Беларусь продукции, в отношении которой осуществляется экспортный контроль.
Таким образом, объективную сторону административного правонарушения, совершенного ООО "Планета-Сириус", образует несоблюдение ограничений на вывоз товаров из Российской Федерации, установленных законодательством Российской Федерации.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Вина юридического лица определяется через основные составляющие: лицо должно выполнить обязанность, могло ее выполнить, но не выполнило данную обязанность.
Необходимость выполнения лицом той или иной обязанности в сфере таможенных правоотношений вытекает, прежде всего, из общеправового принципа, закрепленного в ст. 15 Конституции Российской Федерации, согласно которому, любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности. То есть, вступая в таможенные или иные правоотношения, лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.
ООО "Планета-Сириус" имело возможность проанализировать информацию о товаре и исследовать вопрос применения ограничений в отношении данного товара при перемещении его через Государственную границу Российской Федерации, однако этого сделано не было.
Кроме того, из письма ООО "Торговый дом "БРИЗ" от 01.07.2022 N 272, которое реализовывало продукцию двойного назначения в адрес ООО "Планета-Сириус" следует, что Общество информировалось об особом статусе продукции и необходимости лицензирования ее экспорта.
Таким образом, ООО "Планета-Сириус" не предприняло все зависящие от него меры по соблюдению указанных правил и норм, действовало с недостаточной степенью осмотрительности, что привело к совершению административного правонарушения.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении N 10113000-235/2023, чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля Общества, препятствующие выполнению обязанностей, предусмотренных действующим законодательством, установлены не были.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Таким образом, применение положений статьи 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью должностного лица, правомочного рассматривать дело об административном правонарушении.
В соответствии с пунктом 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения.
Согласно пункту 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить и. оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу части 2 и части 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
В соответствии с пунктом 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений п. 18 настоящего Постановления ВАС РФ применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Объектом вменяемого Обществу административного правонарушения является порядок вывоза товаров из Российской Федерации с соблюдением предусмотренных ограничений.
Доказательств исключительности случая вменяемого ООО "Планета-Сириус" административного правонарушения заявителем не представлено, из материалов дела об административном правонарушении не усматривается.
При таких обстоятельствах основания для применения к совершенному Обществом правонарушению положений статьи 2.9 КоАП РФ не усматриваются.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административное правонарушение назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.
Санкцией статьи 16.3 КоАП РФ предусмотрено назначение наказания в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
При этом согласно части 3 статьи 3.4 КоАП РФ в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ.
Согласно части 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 КоАП РФ.
При этом статьей 16.3 КоАП РФ предусмотрена ответственность за несоблюдение запретов и ограничений па ввоз товаров на таможенную территорию ЕАЭС или в Российскую Федерацию и вывоз товаров с таможенной территории ЕАЭС или из Российской Федерации.
Совершение данного правонарушения влечет причинение вреда безопасности государства либо создает прямую угрозу его причинения.
Кроме того правонарушение выявлено в ходе осуществления таможенными органами оперативно-розыскной деятельности, которая в соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 1 Федерального закона Российской Федерации от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" к государственное контролю (надзору) не относятся.
Учитывая вышеизложенное, наказание в виде административного штрафа за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.3 КоАП РФ и, не может быть заменено на предупреждение на основании статьи 4.1. КоАП РФ.
При этом, Обществу назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 руб., т.е. в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи 16.3 КоАП РФ.
Как указано выше, объективную сторону административного правонарушения, совершенного ООО "Планета-Сириус", образует несоблюдение ограничений на вывоз товаров из Российской Федерации, установленных законодательством Российской Федерации.
Под вывозом товаров из Российской Федерации понимается фактическое перемещение (убытие) любым способом товаров за пределы Российской Федерации, а также совершение лицами действий, направленных на такое фактическое перемещение (убытие) товаров, до фактического пересечения товарами Государственной границы Российской Федерации, согласно пункту 3 статьи 5 Федерального закона N 289-ФЗ.
В соответствии с пунктом 2 Решения Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 05.07.2010 N 52 "Об экспортном контроле государств - членов таможенного союза" в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации при вывозе товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю, применяется национальное законодательство по контролю над перемещением указанных товаров.
Согласно статье 1 Федеральный закон N 183-ФЗ под контролируемыми товарами и технологиями понимается сырье, материалы, оборудование, научно-техническая информация, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности (права на них), которые в силу своих особенностей и свойств могут внести существенный вклад в создание оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники, а также продукция, являющаяся особо опасной в части подготовки и (или) совершения террористических актов.
Списки (перечни) контролируемых товаров и технологий утверждаются указами Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации, согласно статье 6 Федерального закона N 183-ФЗ.
Согласно пункту 2 статьи 19 Федерального закона N 183-ФЗ, лицензии на осуществление внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями выдаются специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области экспортного контроля. Данным органом исполнительной власти в Российской Федерации является ФСТЭК России.
В соответствии с пунктом 9 Постановления Правительства РФ от 07.06.2001 N 447 "Об утверждении Положения об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники" установлено, что внешнеэкономические операции с контролируемыми товарами и технологиями, предусматривающие их вывоз из Российской Федерации либо передачу иностранным лицам на территории Российской Федерации, осуществляются на основании разовых или генеральных лицензий, выдаваемых Федеральной службой по техническому и экспортному контролю (кроме случаев, предусмотренных пунктами 13 и 25 настоящего Положения).
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 15.09.2008 N 691, лицензии на осуществление внешнеэкономических операций с контролируемой продукцией (далее - лицензии) выдаются Федеральной службой по техническому и экспортному контролю (далее - лицензирующий орган) на основании заявлений российских участников внешнеэкономической деятельности (далее - заявители) по форме согласно приложению N 1 Постановлению Правительства РФ от 15.09.2008 N 691.
Как следует из приведенных положений законодательства, лицензирующий орган является единственным уполномоченным и компетентным органом по идентификации и отнесению товара в Список, в отношении которого осуществляется экспортный контроль.
Согласно п. 1.1.4.1. Раздела 1, категории 1 Списока, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 17.12.2011 N 1661, к товарам и технологиям двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль, относятся, в том числе противогазы, код ЕТН ВЭД ЕАЭС - 9020 00 000 0. В соответствии с техническим примечанием к Списку, противогазами также называются полнолицевые маски.
На основании пункта 1 статьи 24 Федерального закона N 183-ФЗ идентификация контролируемых товаров и технологий, а также совершение необходимых действий, связанных с получением лицензий на осуществление внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями или разрешений на их вывоз из Российской Федерации без лицензий, является обязанностью российского участника внешнеэкономической деятельности.
Согласно части 7 статьи 11 Федеральный закон N 289-ФЗ, вывоз товаров из Российской Федерации, имеющих статус товаров Союза в соответствии с Кодексом Союза, из Российской Федерации в государства - члены Союза осуществляется без ограничений, предусмотренных международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации и (или) законодательством Российской Федерации. Положения настоящей части не освобождают лиц, вывозящих товары из Российской Федерации, от соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля, валютного законодательства Российской Федерации и иных требований, установленных законодательством Российской Федерации.
В ходе проведения проверочных мероприятий установлено, что вывезенный Обществом в Республику Беларусь товар относится к объектам экспортного контроля, что подтверждается письмом ФСТЭК России от 02 декабря 2022 года N 240/55/4429, согласно которому товары, исходя из представленных данных об их характеристиках и назначении, подпадают под действие Списка, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 2011 года N 1661 и вывоз данной продукции в иностранные государства, в том числе в Республику Беларусь, должен осуществляться по лицензии ФСТЭК России, в порядке определенном постановлениями Правительства РФ от 07 июня 2001 года N 447 и от 15 сентября 2008 года N 691.
При этом обращений от ООО "Планета-Сириус" по вопросам получения лицензий на вывоз из Российской Федерации в Республику Беларусь товара, не поступало.
Судом первой инстанции рассмотрены все доводы заявителя, однако они не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований, так как не свидетельствуют о наличии обстоятельств, исключающих административную ответственность.
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного решения, судом первой инстанции не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
Руководствуясь статьями 229, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271, статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 07.08.2023 по делу N А40-98265/23 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить ООО "Планета-Сириус" (ИНН: 7718832819) из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 500 руб. 00 коп., уплаченную по платежному поручению N 422 от 04.08.2023 за подачу апелляционной жалобы.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-98265/2023
Истец: ООО "ПЛАНЕТА-СИРИУС"
Ответчик: СМОЛЕНСКАЯ ТАМОЖНЯ, ЦЕНТРАЛЬНАЯ ОПЕРАТИВНАЯ ТАМОЖНЯ