г. Вологда |
|
24 октября 2023 г. |
Дело N А52-1364/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2023 года.
В полном объёме постановление изготовлено 24 октября 2023 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Докшиной А.Ю. и Осокиной Н.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Рогалевой Р.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "13 квартал" на решение Арбитражного суда Псковской области от 03 августа 2023 года по делу N А52-1364/2023,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "13 квартал" (ОГРН 1216000003570, ИНН 6027205800; адрес: 180016, Псковская область, город Псков, Рижский проспект, дом 54, помещение 1020; далее - общество, ООО "13 квартал", управляющая компания) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "Экопром" (ОГРН 1055255024912, ИНН 5263049020; адрес: 603127, Нижегородская область, Нижний Новгород, улица Федосеенко, дом 51; далее - ООО "Экопром", региональный оператор) о возложении обязанности установить новые, не бывшие в употреблении, контейнеры для сбора и вывоза твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) с контейнерной площадки, расположенной по адресу: город Псков, улица Мирная, дом 3.
Решением Арбитражного суда Псковской области от 03 августа 2023 года по делу N А52-1364/2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "13 квартал" с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права. Полагает, что действующим законодательством обязанность по установке контейнеров возложена именно на регионального оператора.
ООО "Экопром" в отзыве просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, общество на основании соглашений от 06.06.2018 "Об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в зоне деятельности регионального оператора N 1" и "Об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в зоне деятельности регионального оператора N 2", осуществляет функции регионального оператора по обращению с ТКО на территории Псковской области.
ООО "13 квартал" на основании договора управления многоквартирным домом от 15.07.2022, по решению собственников помещений оказывает услуги и выполняет работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах (далее - МКД), в том числе расположенного по адресу: Псков, улица Мирная, дом 3.
В ходе осуществления деятельности по управлению МКД обществом выявлено нарушение целостности контейнеров, расположенных на обслуживаемой истцом контейнерной площадке у МКД по указанному выше адресу.
Ссылаясь на наличие у регионального оператора законодательно установленной обязанности по замене поврежденных контейнеров для сбора и вывоза ТКО, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленного требования.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ, Жилищный кодекс) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В части 2.3 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в МКД за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 162 Жилищного кодекса по договору управления многоквартирным домом управляющая организация по заданию собственников помещений в МКД в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме.
Частью 1.2 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, а также порядок их оказания и выполнения утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Минимальный перечень).
Согласно пункту 26 (1) Минимального перечня работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок относятся к работам по содержанию общего имущества в многоквартирных домах.
Требования к содержанию общего имущества предусмотрены пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
Согласно подпункту "д(2)" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества включает в себя в том числе содержание мест накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями.
Организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории; проведение среди населения широкой разъяснительной работы по организации уборки территории (пункт 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170)).
Пунктом 3.7.7 Правил N 170 предусмотрено, что количество и емкость дворовых мусоросборников определяется в установленном порядке.
В силу статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
В случае, если в соответствии с законодательством обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) с органом местного самоуправления на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом.
Из системного толкования названных норм права следует, что организация мест (площадок) накопления ТКО, контейнерных площадок и содержание прилегающей к ним территории является составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома, осуществляемого организациями по обслуживанию жилищного фонда.
При этом, вопреки аргументам подателя жалобы, региональный оператор не является организацией по обслуживанию жилищного фонда.
В этой связи, как верно указано судом первой инстанции, именно на общество как управляющую компанию возложена обязанность по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО для домов, находящихся в ее управлении, включая установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов в объемах и количестве, которые необходимы для надлежащего оказания собственникам помещений МКД коммунальной услуги по обращению с ТКО.
Аналогичная правовая позиция содержится в определении Верховного Суда Российской Федерации от 09.03.2022 N 307-ЭС22-328.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения исковых требований общества у суда первой инстанции не имелось.
Выводы суда, изложенные в решении от 03.08.2023, соответствуют обстоятельствам дела. Нормы материального права применены судом верно. Подателем апелляционной жалобы не приведены доводы, опровергающие решение суда, которое является законным и обоснованным. Оснований для отмены судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Псковской области от 03 августа 2023 года по делу N А52-1364/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "13 квартал" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А52-1364/2023
Истец: ООО "13 квартал"
Ответчик: ООО "Экопром"