г. Москва |
|
23 октября 2023 г. |
Дело N А40-77092/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 октября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 октября 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лепихина Д.Е.,
судей: |
Марковой Т.Т., Суминой О.С., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 24.07.2023 по делу N А40-77092/23
по заявлению Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Государственный университет управления"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве,
третьи лица: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве, комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы, Государственная жилищная инспекция г Москвы
о признании незаконным отказа,
при участии:
от заявителя: |
Масликова Д.С. по доверенности от 03.04.2023; |
от заинтересованного лица: |
Соков И.А. по доверенности от 24.01.2023; |
от третьих лиц: |
не явились, извещены; |
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Государственный университет управления" (далее также - заявитель, ГУУ, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее также - заинтересованное лицо, Управление Росреестра по Москве, Управление) о признании незаконным решения от 09.01.2023 N КУВД-001/2022-43569197/6.
Решением суда первой инстанции от 24.07.2023 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Заинтересованное лицо с указанным решением не согласилось и обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение отменить по изложенным в жалобе основаниям и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В отзыве на апелляционную жалобу заявитель просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель заявителя - обжалуемое решение суда первой инстанции.
Представитель третьего лица, извещенного о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. В соответствии со ст.156 АПК РФ дело рассмотрено без его участия.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Апелляционный суд, выслушав представителей сторон, изучив доводы жалобы и отзыва на нее, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 03.10.2022 ГУУ обратилось в Управление с заявлением N MFC-0558/2022- 1546863-1 о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество с предоставлением Технического плана, подготовленного в связи с изменением сведений о планировке, площади и количестве этажей и с изменением фасадов здания с кадастровым номером 77:04:0002009:1032, с целью исправления реестровой ошибки.
06.10.2022 Управление уведомлением N КУВД-001/2022-43569197/1 приостановило государственный кадастровый учет до 09.01.2023, указав в качестве замечаний, препятствующих осуществлению учетно-регистрационных действий на следующие обстоятельства: 1. Объект недвижимости с кадастровым номером 77:01:0001098:1035, расположенный по адресу: г.Москва, Тверской, пер.Дегтярный, д.6, стр.2, входит в перечень, установленный постановлением Правительства Москвы от 02.02.2022 N 94-ПП "Об изменении внешнего архитектурного решения нежилых зданий, строений, сооружений в городе Москве", однако в представленном Техническом плане отсутствует согласование проведенных работ по изменению фасадов; 2. В Техническом плане не заполнен раздел "Описание местоположения объекта недвижимости"; 3. Действующим законодательством не предусмотрено изменение площади здания в результате перепланировки помещений в нем; 4. Органом технической инвентаризации не представлена техническая документация.
С целью устранения обнаруженных недостатков, послуживших основанием для приостановления учетно-регистрационных действий кадастровым инженером проведены дополнительные работы и 10.11.2022 ГУУ обратилось в Управление с заявлением N MFC-0558/2022-1762935-1 с предоставлением дополнительных документов и приложением скорректированного с учетом обоснованных замечаний Технического плана.
Вместе с тем 25.11.2022 уведомлением N КУВД-001/2022-43569197/3 Управление сообщило заявителю о неустранении причин приостановления учетно-регистрационных действий по следующим основаниям: 1. Объект недвижимости с кадастровым номером 77:01:0001098:1035, расположенный по адресу: г.Москва, Тверской, пер.Дегтярный, д.6, стр.2, входит в перечень, установленный постановлением Правительства Москвы от 02.02.2022 N 94-ПП, однако в представленном Техническом плане отсутствует согласование проведенных работ по изменению фасадов; 2. В Техническом плане не заполнен раздел "Описание местоположения объекта недвижимости"; 3. Действующим законодательством не предусмотрено изменение площади здания в результате перепланировки помещений в нем; 4. В Акте от 15.04.2015 отсутствует графическая часть объекта недвижимости после проведенной перепланировки.
09.01.2023 уведомлением N КУВД-001/2022-43569197/6 Управление отказало Учреждению в осуществлении учетно-регистрационных действий.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Государственный университет управления" в Арбитражный суд города Москвы.
На основании положений ч.1 ст.198 АПК РФ, ч.4 ст.200 АПК РФ для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
При рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции правомерно установлена совокупность перечисленных обязательных условий на основании следующего.
Так, отношения, возникающие в связи с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и представлением содержащихся в нем сведений регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
На основании п.1 ст.14 указанного Федерального закона государственный кадастровый учет осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Согласно положениям ст.18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования: в форме документов на бумажном носителе; в форме электронных документов и (или) электронных образов документов (ч.1). К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами (ч.4). Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям ст.21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами (ч.5).
Требования к документам, представляемым для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, установлены ст.21 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ.
Согласно ст.27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
При этом статьей 26 указанного Федерального закона предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ государственный кадастровый учет включает в себя, в том числе проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета.
Пределы правовой экспертизы правоустанавливающих документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета, ограничены проверкой соответствия их требованиям законодательства по форме и содержанию (п.7 ч.1 ст.26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
Согласно п.7 ч.2 ст.14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является технический план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральном законом порядке.
В рассматриваемом случае, как правильно указал суд первой инстанции, государственный кадастровый учет изменений заявлен в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 77:04:0002009:1032, расположенного по адресу: г.Москва, пр-кт Рязанский, д.99, корп.6.
Между тем Управление в качестве причины приостановления и отказа в осуществлении учетно-регистрационных действий указывает, что объект недвижимости с кадастровым номером 77:01:0001098:1035, расположенный по адресу: г.Москва, пер.Дегтярный, д.6, стр.2, входит в перечень, установленный постановлением Правительства Москвы от 02.02.2022 N 94-ПП.
Таким образом, указанный Управлением объект недвижимости не соответствует объекту недвижимости, указанному в заявлении Учреждения.
15.08.2022 ГУУ обратилось в Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы с заявлением о согласовании проекта изменения внешнего архитектурного решения нежилых зданий, строений, сооружений и оформление заключения о выполненных работах по изменению внешнего архитектурного решения нежилых зданий, строений, сооружений.
24.08.2022 своим решением об отказе в оформлении заключения в отношении ранее выполненных работ по изменению внешнего архитектурного решения нежилого здания, строения, сооружения Москомархитектура сообщила, что объект, расположенный по указанному адресу, является жилым зданием, что не соответствует п.1.2 Положения об изменении внешнего архитектурного решения нежилых зданий, строений, сооружений в городе Москве, утв. постановлением Правительства Москвы от 02.02.2022 N 94-ПП. Заключение в отношении ранее выполненных работ по изменению внешнего архитектурного решения оформляется на нежилые здания, строения, сооружения г.Москвы.
В соответствии с выпиской из ЕГРН от 07.04.2022 N КУВИ-999/2022-381343 объект недвижимости с кадастровым номером 77:04:0002009:1032 имеет назначение "жилое", наименование "здание".
Таким образом, на жилое здание с кадастровым номером 77:04:0002009:1032 действие постановления Правительства Москвы от 02.02.2022 N 94-ПП не распространяется, в связи с чем, согласование с Москомархитектурой не требуется.
28.10.2022 ГУУ обратилось к руководителю Управления с заявлением N 6947/УД об изменении назначения и наименования объекта недвижимости с кадастровым номером 77:04:0002009:1032 на основании п.17 ст.70 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ, а также с учетом письменных разъяснений Управления Росреестра по Москве N 14-исх/05565-ГЕ/16 от 22.04.2016 по вопросу определения назначения зданий, являющихся общежитиями.
18.11.2022 Управление направило в адрес заявителя ответ на обращение N 19-10317/2022@ с указанием актуализации сведений ЕГРН в части изменения назначения здания с кадастровым номером 77:04:0002009:1032 с "жилое" на "нежилое", а также наименования здания с "здание" на "общежитие".
Согласно выписке из ЕГРН от 02.12.2022 N КУВИ-999/2022-1457904 объект недвижимости с кадастровым номером 77:04:0002009:1032 имеет назначение "нежилое", наименование "общежитие".
14.12.2022 заявитель обратился в Москомархитектуру с заявлением о согласовании проекта изменения внешнего архитектурного решения нежилых зданий, строений, сооружений и оформлении заключения о выполненных работах по изменению внешнего архитектурного решения нежилых зданий, строений, сооружений.
22.12.2022 в своем решении об отказе в оформлении заключения в отношении ранее выполненных работ по изменению внешнего архитектурного решения нежилого здания, строения, сооружения Москомархитектура сообщила, что расположенный по указанному адресу объект является общежитием. В соответствии с Приложением 1 к постановлению Правительства Москвы от 21.05.2015 N 306-ПП "О функциональном назначении объектов капитального строительства в городе Москве" общежития относятся к многоквартирным домам. Объект, расположенный по указанному адресу, является общежитием (многоквартирным домом), что не соответствует п.1.2 Положения об изменении внешнего архитектурного решения нежилых зданий, строений, сооружений в городе Москве, утв. постановлением Правительства Москвы от 02.02.2022 N 94-ПП. Заключение в отношении раннее выполненных работ по изменению внешнего архитектурного решения оформляется на нежилые здания, строения, сооружения г.Москвы.
В соответствии с п.1.2 постановления Правительства Москвы от 02.02.2022 N 94-ПП действие настоящего Положения распространяется на нежилые объекты следующих видов функционального назначения, установленных в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 21.05.2015 N 306-ПП, либо определенных в документах технической инвентаризации: административно-деловые объекты, учебно-образовательные объекты, культурно-просветительные объекты, торгово-бытовые объекты, лечебно-оздоровительные объекты, спортивно-рекреационные объекты, социально-реабилитационные, учебно-воспитательные.
Таким образом, общежитие не подпадает под действие п.2.1 постановления Правительства Москвы от 02.02.2022 N 94-ПП, а также относится к многоквартирному дому, согласование фасадов с Москомархитектурой не требуется.
На основании п.5 приказа Росреестра от 15.03.2022 N П/0082 "Об установлении формы технического плана, требований к его подготовке и состава содержащихся в нем сведений" (далее также - Требования Росреестра N П/0082) обязательному включению в технический план независимо от вида кадастровых работ подлежат следующие разделы: общие сведения о кадастровых работах, исходные данные, характеристики объекта недвижимости, приложение.
Согласно Договору подряда N 2372022 от 01.08.2022 работ по уточнению местоположения объекта недвижимости предусмотрено не было.
Таким образом, в Техническом плане указан наземный контур в соответствии с выпиской ЕГРН N КУВИ-999/2022-381343 от 07.04.2022.
Поскольку измерение контура спорного здания не проводилось, а координаты здания не уточнялись, данные для подготовки чертежа объекта недвижимости были взяты из ЕГРН, что действующему законодательству не противоречит.
Сведения о площади здания включены в Технический план в соответствии с п.49 Требований Росреестра, ч.13 ст.24 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ, которая была определена в соответствии с Приложением N 2 приказа Росреестра от 23.10.2020 N П/0393 "Об утверждении требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требований к определению площади здания, сооружения, помещения, машино-места" (зарегистрировано в Минюсте России 16.11.2020 N 60938) (далее также - Требования Росреестра N П/0393).
На основании п.5 и п.8.3 Требований Росреестра N П/0393 кадастровым инженером была подсчитана площадь здания, позволяющая ее определить по внутренним поверхностям наружных стен.
Таким образом, применяя положения Требований Росреестра N П/0393, площадь была пересчитана кадастровым инженером, приведена в соответствие с действующим законодательством и составила 19 247, 2кв.м.
В разделе Технического плана "Заключение кадастрового инженера", оформленного в соответствии с п.58 Требований Росреестра N П/0082, дано обоснование и указана общая площадь здания. Требования к подготовке Технического плана не включают графического подтверждения подсчета площади здания и законом не закреплено, какими и(или) в каких программах необходимо рассчитывать площадь кадастровому инженеру.
Кроме того, указание формулы расчета площади согласно п.58 Требований Росреестра N П/0082 производится на усмотрение кадастрового инженера.
Также в Техническом плане на поэтажных планах, являющихся частью проектной документации, графически отображены все линейные измерения, позволяющие определить площадь здания без использования специальной программы, путем разбивки объекта на простейшие геометрические фигуры и суммирования их площадей в соответствии с п.2 Требований Росреестра N П/0393.
Согласно постановлению Правительства Москвы от 25.10.2011 N 508-ПП "Об организации переустройства и (или) перепланировки помещений в многоквартирных домах" акт о переустройстве и перепланировки выдается только на жилые многоквартирные дома.
В связи с тем, что согласно выписке из ЕГРН от 02.12.2022 N КУВИ-999/2022-1457904 объект недвижимости с кадастровым номером 77:04:0002009:1032 имеет назначение "нежилое", наименование "общежитие", то акт о завершенном переустройстве и (или) перепланировке помещения в многоквартирном доме и жилом доме не требуется.
На основании п.71 приказа Минэкономразвития России от 07.06.2017 N 278 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество" (зарегистрировано в Минюсте России 01.12.2017 N 49074) уведомление об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав должно содержать все причины, послужившие основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, с указанием норм (пунктов, частей, статей) нормативных правовых актов, несоблюдение которых привело к приостановлению, а неустранение этих причин - к отказу в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, и содержание данных норм, а также указание на то, в чем именно заключалось несоблюдение требований указанных нормативных правовых актов.
Данные причины должны быть указаны таким образом, чтобы заявителю, не обладающему специальными знаниями в области права, было ясно без дополнительных разъяснений, на основании каких правовых норм и какие действия он должен был совершить в целях устранения этих причин, неустранение которых привело к принятию решения об отказе в оказании ему государственной услуги, а также для подачи вновь документов на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав или подготовки им заявления в суд, арбитражный суд об обжаловании отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Таким образом, как обоснованно указал суд первой инстанции, заявителем для осуществления учетно-регистрационных действий был представлен необходимый перечень документов, соответствующий требованиям действующего законодательства и отражающий необходимую информацию.
Учитывая данные обстоятельства, у регистрирующего органа отсутствовали основания для принятия оспариваемого отказа, в связи с чем суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований, обязав Управление в соответствии с п.3 ч.4 ст.201 АПК РФ устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем осуществления государственного кадастрового учета изменений основных характеристик в отношении объекта недвижимости, расположенного по адресу: г.Москва, пр-кт Рязанский, д.99, корп.6, с кадастровым номером 77:04:0002009:1032.
Доводы, изложенные в обоснование позиции сторон при рассмотрении дела в первой инстанции, судом исследованы и им дана правильная оценка.
Правовых оснований для переоценки выводов суда первой инстанции в порядке ч.1 ст.268 АПК РФ апелляционный суд не усматривает.
Доводы Управления, приведенные в апелляционной жалобе, не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения иного судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали бы выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
При таких данных суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона.
Таким образом, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 24.07.2023 по делу N А40-77092/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.Е. Лепихин |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-77092/2023
Истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ Г МОСКВЫ, КОМИТЕТ ПО АРХИТЕКТУРЕ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВУ ГОРОДА МОСКВЫ, ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В ГОРОДЕ МОСКВЕ