г. Воронеж |
|
23 октября 2023 г. |
Дело N А14-12590/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 октября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 октября 2023 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Маховой Е.В.,
судей Коровушкиной Е.В.,
Серегиной Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бутыриной Е.А.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "РВК-Воронеж": Ковалев С.А., представитель по доверенности от 24.05.2023 N 184, выданной сроком до 31.12.2024, предъявлен паспорт гражданина РФ, диплом о наличии высшего юридического образования;
от акционерного общества "Главное управление обустройства войск": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Министерства обороны Российской Федерации: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от федерального государственного казенного военно-образовательного учреждения высшего образования "ВОЕННО-ВОЗДУШНАЯ АКАДЕМИЯ ИМЕНИ ПРОФЕССОРА Н.Е. ЖУКОВСКОГО И Ю.А. ГАГАРИНА" Министерства обороны Российской Федерации: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Главное управление обустройства войск" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 23.06.2023 по делу N А14-12590/2020 по иску общества с ограниченной ответственностью "РВК-Воронеж" (ОГРН 1117746139499, ИНН 7726671234) к акционерному обществу "Главное управление обустройства войск" (ОГРН 1097746390224, ИНН 7703702341), при участии третьих лиц: Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261), федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1027700430889, ИНН 7729314745), федерального государственного казенного военно-образовательного учреждения высшего образования "ВОЕННО-ВОЗДУШНАЯ АКАДЕМИЯ ИМЕНИ ПРОФЕССОРА Н.Е. ЖУКОВСКОГО И Ю.А. ГАГАРИНА" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1123668041958, ИНН 3661057435), о взыскании 8 025 513 руб. 94 коп. задолженности,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "РВК-Воронеж" (далее - ООО "РВК-Воронеж", истец) обратилось (с учетом уточнений исковых требований в порядке ст. 49 АПК РФ) в арбитражный суд с иском к акционерному обществу "Главное управление обустройства войск" (далее - АО "ГУОВ", ответчик) о взыскании 8 025 513 руб. 94 коп. задолженности за услуги водоснабжения и водоотведения за период с 01.03.2020 по 31.03.2020.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 22.10.2021, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2022, уточненные исковые требования ООО "РВК-Воронеж" удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 23.06.2022 решение Арбитражного суда Воронежской области от 22.10.2021 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2022 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Воронежской области.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 23.06.2023 с АО "ГУОВ" в пользу ООО "РВК-Воронеж" взыскано 8 025 513 руб. 94 коп. задолженности.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Воронежской области от 23.06.2023, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, АО "ГУОВ" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований истца в полном объеме.
В судебное заседание апелляционной инстанции представители АО "ГУОВ", Министерства обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России), федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России), федерального государственного казенного военно-образовательного учреждения высшего образования "ВОЕННО-ВОЗДУШНАЯ АКАДЕМИЯ ИМЕНИ ПРОФЕССОРА Н.Е. ЖУКОВСКОГО И Ю.А. ГАГАРИНА" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ВУНЦ ВВС "ВВА") не явились.
Учитывая наличие доказательств надлежащего извещения ответчика и третьих лиц о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие их представителей в порядке ст.ст. 123, 156, 266 АПК РФ, п. 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации".
Представитель ООО "РВК-Воронеж" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
При рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело (ч. 1 ст. 268 АПК РФ).
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзывов ООО "РВК-Воронеж" и Минобороны России на апелляционную жалобу, заслушав пояснения представителя истца, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 12.04.2017 между ООО "РВК-Воронеж" (организация водопроводно-канализационного хозяйства) и АО "ГУОВ" (абонент) заключен договор N 20174 холодного водоснабжения и водоотведения, по условиям которого (п. 1) организация водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющая холодное водоснабжение и водоотведение, обязалась подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную питьевую воду, а абонент обязался оплачивать принятую холодную (питьевую) воду установленного качества в объеме, определенном договором, и соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета.
Согласно п. 3 договора местом исполнения обязательств по договору является земельный участок, расположенный по адресу: г. Воронеж, ул. Грамши, д. 74, д. 74а, используемый в целях строительства жилых домов по ул. Грамши, д. 86, поз. 1 и д. 88, поз. 2.
Датой начала подачи (потребления) холодной воды является 01.09.2016 (п. 4 договора).
В соответствии с п. 5 договора оплата осуществляется абонентом по тарифам на питьевую воду (питьевое водоснабжение), устанавливаемым в порядке, определенном законодательством РФ о государственном регулировании цен (тарифов).
При установлении организации водопроводно-канализационного хозяйства двухставочных тарифов указывается размер подключенной нагрузки, в отношении которой применяется ставка тарифа за содержание централизованной системы водоснабжения (п. 6 договора).
Согласно пп. "в" п. 12 договора абонент обязан обеспечивать учет получаемой холодной воды в порядке, установленном разделом 5 договора, и в соответствии с Правилами организации коммерческого учета воды и сточных вод, утверждаемыми Правительством РФ, если иное не предусмотрено договором.
В п.п. 14, 16 - 19 договора закреплено, что для учета объемов поданной абоненту холодной воды стороны используют приборы учета, если иное не предусмотрено Правилами организации коммерческого учета воды и сточных вод, утверждаемыми Правительством РФ.
В п.п. 15 и 17 договора определены условия расчета объема поставленного ресурса на основании приборов учета, которые расположены в водопроводной камере по адресу: г. Воронеж, ул. Грамши, д. 74, срок поверки которых истекает 30.12.2019 (приложение к договору N 4).
Согласно приложению N 4 к договору учет водоснабжения осуществляется двумя приборами учета: ВМХ N 12-066008 - дата очередной поверки 30.12.2019 и ВМХ N 12-066033 - дата очередной поверки 30.12.2019.
Данные приборы учета имеют диаметр 200 мм каждый и допущены в эксплуатацию актом N 20118 от 11.09.2014.
Обязанность по учету поставленного ресурса возложена на абонента п. 16 договора и пп. "а" п. 5 Правил N 776.
Стороны согласовали, что коммерческий учет поданной (полученной) холодной воды в узлах учета обеспечивает абонент. Количество поданной холодной воды определяется стороной, осуществляющей коммерческий учет поданной (полученной) холодной воды, в соответствии с данными учета фактического потребления холодной воды по показаниям приборов учета, за исключением случаев, когда такой учет осуществляется расчетным способом в соответствии с Правилами организации коммерческого учета воды и сточных вод, утверждаемыми Правительством РФ. В случае отсутствия у абонента приборов учета абонент обязан установить приборы учета холодной воды и ввести их в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством РФ. Сторона, осуществляющая коммерческий учет поданной (полученной) холодной воды, снимает показания приборов учета на последнее число расчетного периода, установленного настоящим договором, либо определяет в случаях, предусмотренных законодательством РФ, количество поданной (полученной) холодной воды расчетным способом, вносит показания приборов учета в журнал учета расхода воды, передает эти сведения в организацию водопроводно-канализационного хозяйства (абоненту) не позднее 1-го числа месяца следующего за расчетным.
Ответчик письмом N исх-23675 от 14.12.2018 обратился к истцу с заявлением о продлении договора N 20174 холодного водоснабжения и водоотведения в связи с тем, что государственный контракт ответчика и Минобороны России от 10.06.2011 N 1113187377282090942000000/ДГЗ-28/161/163/2011 на строительство МКД по ул. Грамши был продлен до 31.12.2020 дополнительным соглашением от 29.12.2017.
Согласно п. 1.2 дополнительного соглашения от 29.12.2017 обязательство по государственному контракту должно быть исполнено не позднее 31.12.2020.
С учетом положений п. 46 договора N 20174 холодного водоснабжения и водоотведения от 12.04.2007 договор N 20174 холодного водоснабжения и водоотведения N 20174 считается продленным как на 2018 год, так и на последующие периоды.
Поскольку срок поверки приборов учета истек 31.12.2019, ООО "РВК-Воронеж", не располагая данными о поверке либо замене и допуске в эксплуатацию приборов учета, сделало вывод об их неисправности на основании пп. "ж" п. 49 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 776 от 04.09.2013 (далее - Правила N 776), и произвело начисление задолженности за объем водоснабжения и водоотведения за период с 01.03.2020 по 31.03.2020 в соответствии с пп. "б" п. 16 и п. 23 Правил N 776.
Ссылаясь на уклонение ответчика от оплаты задолженности за услуги водоснабжения и водоотведения за период с 01.03.2020 по 31.03.2020, истец обратился с иском в арбитражный суд.
В ходе судебного разбирательства дела судом первой инстанции установлено, что жилой дом 86 по ул. Грамши в 2017 году был сдан в эксплуатацию и передан в управление ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, которое осуществляет расчеты за услуги водоснабжения и водоотведения по показаниям ОДПУ. В подтверждение данного обстоятельства в материалы дела представлены разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 27.04.2016 и акт ввода его в эксплуатацию от 03.07.2017, который подписан с передающей стороны - балансодержателем (ВУНЦ ВВС "ВВА"), техническим заказчиком и генеральным подрядчиком (АО "ГУОВ"), и принимающей стороной - управляющая компания в лице ОП Воронежский ООО "ГУЖФ" и пользователем (ВУНЦ ВВС "ВВА").
В этой связи ООО "РВК-Воронеж" исключило из цены иска стоимость услуги водоснабжения в отношении МКД N 86 по ул. Грамши за март 2020 года в объеме 9441 куб. м и уточнило исковые требования в порядке ст. 49 АПК РФ, просило взыскать с АО "ГУОВ" задолженность за услуги водоснабжения и водоотведения за период с 01.03.2020 по 31.03.2020 в размере 8 025 513 руб. 94 коп.
Кроме того, исполняя указание суда кассационной инстанции, арбитражный суд области установил, что строительство жилого дома, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Грамши, 88, осуществлялось в рамках государственного контракта N 1113187377282090942000000/ДГЗ-28/161/163/2011 от 10.06.2011, заключенного между Минобороны России (государственный заказчик) и ответчиком (генеральный подрядчик).
В соответствии с государственным контрактом АО "ГУОВ" осуществляет строительство жилого комплекса на 2176 квартир на территории в/г N 1 им. Фрунзе по ул. Грамши в г. Воронеже. В состав жилой застройки входят восемь корпусов и инженерные сети.
Дополнительным соглашением N 15 от 29.12.2017 стороны согласовали продление срока действия государственного контракта, обязательства по которому должны быть выполнены в срок не позднее 31.12.2020. Дополнительными соглашениями N 1 от 29.12.2017, N 2 от 29.11.2021, N 3 от 29.11.2022 к дополнительному соглашению N 15 от 29.12.2017 срок действия контракта каждый раз продлевался на год.
В п. 1.13 Технического задания предусмотрены технико-экономические показатели строительства объекта. Соотношение указанной в техническом задании численности квартир по составу комнат в зависимости от планировочного решения может быть изменено по согласованию с заказчиком. При этом общая площадь квартир - должна быть не менее 145966 м.
Согласно решению Департамента государственного заказчика капитального строительства Минобороны России от 05.07.2013 выполнена разбивка объектов на этапы строительства: 1 этап - наружные инженерные сети теплоснабжения к жилой застройке; 2 этап - наружные инженерные сети водоснабжения, водоотведения, ливневой канализации к жилой застройке; 3 этап - наружные инженерные сети радиофикации, телефонизации, телевещания, диспетчеризации лифтов, пожарной сигнализации и оповещения о пожаре к жилой застройке; 4 этап - наружное электроосвещение жилой застройки; 5 этап - наружные инженерные сети электроснабжения 0,4кВ,10кВ и ТП, РП к жилой застройке; 6 этап - благоустройство, устройство детских, спортивных площадок, установка МАФ жилой застройки; 7 этап - корпус 5; 8 этап - корпус 8; 9 этап - корпус 7; 10 этап - корпус 6; 11 этап - корпус 4; 12 этап - корпус 1, (г. Воронеж, ул. Грамши, д. 86, сдан); 13 этап - корпус 2; 14 этап - корпус 3.
Строительство жилого дома, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Грамши, д. 88, велось в рамках 13 этапа.
Согласно п. 1.16 государственного контракта итоговый акт приемки выполненных работ - документ, подтверждающий выполнение генподрядчиком всех обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением гарантийных обязательств) и являющийся основанием для окончательного расчета за выполненные работы.
Как указано в п.п. 13.3, 13.9 государственного контракта, приемка законченного(ых) строительством жилого(ых) многоквартирного(ых) дома(ов) осуществляется приемочной комиссией, создаваемой заблаговременно в составе представителей государственного заказчика, заказчика, генподрядчика, балансодержателя (эксплуатирующей организации), проектной организации (если осуществлялся авторский надзор), органов госнадзора, архитектурно-строительного контроля (надзора). В акте приемки законченного строительством объекта приемочная комиссия выносит решение о приемке объекта капитального строительства и его готовности к вводу в эксплуатацию.
В соответствии с п. 13.2 государственного контракта выполнение всех обязательств генподрядчиком (за исключением гарантийных) подтверждается итоговым актом приемки выполненных работ, который подписывается государственным заказчиком, заказчиком и генподрядчиком. Указанный акт подтверждает выполнение генподрядчиком всех своих обязательств по контракту, за исключением гарантийных и является основанием для проведения окончательного расчета по контракту.
Согласно п. 8.2.35 государственного контракта генеральный подрядчик обязан нести расходы по содержанию объекта до даты подписания итогового акта выполненных работ по контракту.
Акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией в отношении жилого дома по адресу: г. Воронеж, ул. Грамши, д. 88, подписан техническим заказчиком ФКП "Управление заказчика капитального строительства" Минобороны России и АО "ГУОВ" 01.07.2022.
Дом по адресу: г. Воронеж, ул. Грамши д. 88, принят в эксплуатацию ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России в лице ЖКС N 7 (г. Воронеж) филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по ВКС в соответствии с актом приема-передачи здания в эксплуатацию N ВКС/ЖКС7/ПУ1/2 от 01.07.2022.
Общая площадь объекта - 21 738,1 м2.
При этом в материалы дела итоговый акт сдачи объекта строительства не представлен. Минобороны России в письменных пояснениях указало, что работы по 6 этапу строительства до настоящего момента не завершены.
Принимая решение при новом рассмотрении дела, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении уточненных исковых требований ООО "РВК-Воронеж" в полном объеме. Основания следующие.
Отношения абонентов и организаций водопроводно-канализационного хозяйства в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и (или) канализации регулируется Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении), Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644), Правилами N 776.
На основании п. 19 Правил N 644 к договору холодного водоснабжения применяются положения о договоре об энергоснабжении, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено Законом о водоснабжении и водоотведении, настоящими Правилами и иными принятыми в соответствии с указанным Федеральным законом нормативными правовыми актами и не противоречит существу договора холодного водоснабжения.
Согласно п. 20 Правил N 644 организация водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющая холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных и нецентрализованных систем холодного водоснабжения питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором холодного водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду в сроки, порядке и размере, которые определены договором холодного водоснабжения, и соблюдать предусмотренный договором холодного водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета (п. 20 Правил N 644).
В соответствии с п. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно ст.ст. 779, 781 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В силу ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Согласно п. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с п. 1 ст. 543 ГК РФ абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, соблюдать установленный режим потребления энергии, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, о пожарах, неисправностях приборов учета энергии и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией.
В силу ч.ч. 1, 4 ст. 20 Закона о водоснабжении и водоотведении количество воды, поданной (полученной) за определенный период абонентам по договорам водоснабжения, подлежит коммерческому учету. Коммерческий учет осуществляется в узлах учета путем измерения количества воды и сточных вод приборами учета воды, сточных вод или в случаях, предусмотренных настоящей статьей, расчетным способом.
Под коммерческим учетом воды и сточных вод понимается определение количества поданной (полученной) за определенный период воды, принятых (отведенных) сточных вод с помощью средств измерений или расчетным способом (ч. 11 ст. 2 Закона о водоснабжении и водоотведении).
Согласно подп. "в" и "г" п. 35 Правил N 644 абонент обязан, в том числе обеспечивать учет принимаемой воды, а также сохранность знаков проверки и пломб на средствах измерений (приборах учета), узлах учета, задвижке обводной линии, пожарных гидрантах и других устройствах, находящихся в границах эксплуатационной ответственности абонента.
В соответствии с п. 35 Правил N 644 абонент обязан обеспечивать эксплуатацию водопроводных и канализационных сетей, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании и (или) находящихся в границах его эксплуатационной ответственности, в соответствии с требованиями нормативно-технических документов; обеспечивать сохранность знаков поверки и пломб на средствах измерений (приборах учета); обеспечивать учет получаемой холодной воды и отведенных сточных вод, если иное не предусмотрено договором холодного водоснабжения, договором водоотведения или единым договором холодного водоснабжения и водоотведения; незамедлительно сообщать организации водопроводно-канализационного хозяйства обо всех повреждениях или неисправностях на водопроводных и канализационных сетях, сооружениях и устройствах, приборов учета, о нарушении работы централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Пунктом 17 п. 17 ст. 2 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" поверка средств измерений определена как совокупность операций, выполняемых в целях подтверждения соответствия средств измерений метрологическим требованиям.
В ч. 10 ст. 20 Закона о водоснабжении и водоотведении, а также в п. 14 Правил N 776 указано, что осуществление коммерческого учета расчетным способом допускается в следующих случаях: при отсутствии прибора учета, в том числе в случае самовольного присоединения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения; в случае неисправности прибора учета; при нарушении в течение более шести месяцев сроков представления показаний прибора учета, являющихся собственностью абонента, организации, которые эксплуатируют водопроводные, канализационные сети, за исключением случаев предварительного уведомления абонентом такой организации о временном прекращении потребления воды.
В соответствии с пп. "ж" п. 49 Правил N 776 узел учета считается вышедшим из строя (неисправным) в случае истечения межповерочного интервала поверки приборов учета.
В силу п. 2 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом указанные расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Правила N 776 в зависимости от обстоятельств, вызвавших отсутствие учета потребленной воды, предусматривают применение различных расчетных методов определения объема потребленной воды.
Согласно подп. "а" п. 15 Правил N 776 при расчетном способе коммерческого учета воды применяется метод учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения.
В соответствии с подп. "а" п. 16 Правил N 776 применение метода учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения, при их круглосуточном действии полным сечением в точке подключения к централизованной системе водоснабжения и при скорости движения воды 1,2 метра в секунду используется при самовольном присоединении и (или) пользовании централизованными системами водоснабжения за период времени, в течение которого осуществлялось такое самовольное присоединение и (или) пользование, но не более чем за 3 года. При этом период времени, в течение которого осуществлялось самовольное присоединение и (или) пользование централизованными системами водоснабжения, определяется со дня предыдущей контрольной проверки технического состояния объектов централизованной системы водоснабжения в месте, где позже был выявлен факт самовольного присоединения и (или) пользования централизованными системами водоснабжения, до дня устранения самовольного присоединения (прекращения самовольного пользования).
Конституционный Суд РФ в Определении от 20.12.2016 N 2650-0 указал на то, что содержащееся в подп. "а" п. 16 Правил N 776 правовое регулирование, принятое в соответствии с положениями ст. 20 Закона о водоснабжении и водоотведении, направлено - с учетом особенностей регулируемых отношений - на обеспечение баланса интересов сторон договоров водоснабжения и водоотведения в случаях такого нарушения условий договора, как безучетное потребление коммунальных ресурсов.
Иное толкование привело бы к "санкционированию" самовольного пользования водой абонентами, поскольку ресурсоснабжающая организация в большинстве случаев будет лишена возможности доказать факт и объем такого пользования.
При указанных истцом нарушениях требования законодательства об определении объема поставленного ресурса являются императивными и не предусматривают другого способа расчета, кроме того, который установлен п. 16 Правил N 776.
Согласно уточненному расчету истца стоимость оказанных истцом и неоплаченных ответчиком услуг составляет 8 025 513 руб. 94 коп.
Арбитражным судом области установлено, что истец произвел расчет суммы задолженности через 60 дней со дня возникновения неисправности прибора учета (непроведения поверки после истечения межповерочного интервала) с учетом пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения (диаметр трубы в точке присоединения к централизованным сетям водоснабжения в данном случае 200 мм).
Контррасчет ответчиком не представлен.
В письменных объяснениях от 11.12.2020 АО "ГУОВ" ссылалось на то, что заявленный истцом объем поданной ответчику воды документально не обоснован, расчет и размер задолженности не представлен и не доказан.
Кроме того, в письменных объяснениях от 16.03.2021 ответчик ссылался на введение Правительством РФ моратория на взыскание неустоек с 06.04.2020, а также на то, что строительство дома N 86 по ул. Грамши завершено, в связи чем объект был передан в эксплуатацию ООО "ГУЖФ", о чем составлен акт приема-передачи объекта специального жилищного фонда, передаваемого в управление, от 03.07.2017. Строительство дома N 88 по ул. Грамши, по утверждению ответчика, завершено в 2018 году.
Однако Минобороны России в своих пояснениях указало, что в соответствии с решением директора Департамента государственного заказчика капитального строительства Минобороны России от 05.07.2013 выполнение работ по государственному контракту разделено на 14 этапов. Строительство жилого дома, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Грамши, д. 88, велось в рамках 13 этапа.
Акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией в отношении жилого дома по адресу: г. Воронеж, ул. Грамши, д. 88, подписан техническим заказчиком ФКП "Управление заказчика капитального строительства" Минобороны России и АО "ГУОВ" 01.07.2022.
Согласно решению приемочной комиссии "предъявленный к приемке "Жилой комплекс на 2176 квартир на территории в/г N 1 им. Фрунзе, ул. Грамши, г. Воронеж. Служебное жилье" (шифр объекта 21/161) в составе 13 этапа - корпус 2, шифр 28/161-2, расположенный по адресу: Воронежская область, г. Воронеж, ул. Грамши, д. 88", выполнен в соответствии с утвержденным проектом, отвечает санитарно-эпидемиологическим экологическим, противопожарным, строительным нормам и правилам и государственным стандартам, условиям безопасного труда работающих и готов к приемке в эксплуатацию".
Объект принят в эксплуатацию 01.07.2022 ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Минобороны России в лице ЖКС N 7 (г. Воронеж) филиала ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Минобороны России по ВКС в соответствии с актом приема-передачи здания в эксплуатацию N ВКС/ЖКС7/ПУ1/2 от 01.07.2022.
Между Минобороны России и АО "ГУОВ" заключен государственный контракт ДГЗ-28/161/163/2011 от 10.06.2011, по условиям которого (п. 8.2.35) генеральный подрядчик обязан нести расходы по содержанию объекта до даты подписания итогового акта приемки выполненных работ.
Согласно сведениям ФКП "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации" до настоящего времени генеральным подрядчиком обязательства по государственному контракту не исполнены в полном объеме, в частности, не завершены работы по этапу 6 (благоустройство). Итоговый акт приемки выполненных работ не подписан.
Как указано в ч. 1 ст. 55 ГрК РФ, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации.
Из этого следует, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является актом государственного органа, подтверждающим соответствие строительства (реконструкции) объекта капитального строительства разрешению на строительство.
В силу ч. 10 ст. 55 ГрК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства, внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства.
Достижение результата работ подтверждается актом приемки законченного строительством объекта.
Таким образом, исходя из имеющихся в деле доказательств, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что в спорный период (март 2020 года) договор водоснабжения меду истцом и ответчиком являлся действующим.
Применительно к рассматриваемому случаю истечение срока поверки приборов учета воды является нарушением со стороны ответчика, создает условия для несанкционированного водопотребления и, как следствие, является основанием для применения расчетного способа коммерческого учета воды в соответствии с п.п. 14, 15, 16 Правил N 776.
Ответчик не совершил действий по поверке приборов учета, в том числе после отмены судом кассационной инстанции первоначального решения суда.
Также арбитражным судом области учтено, что в материалах дела отсутствуют доказательства обращения ответчика с заявлением о заключении договора на водоснабжение и водоотведение законченного строительством дома, в том числе в спорный период. Обращений с заявлением о расторжении договора N 20174 холодного водоснабжения и водоотведения от 12.04.2007 в адрес истца не поступало.
Документы, подтверждающие окончание работ по государственному контракту (итоговый акт), с учетом отсутствия доказательств выполнения работ по этапу 6 государственного контракта (Благоустройство) суду не представлены.
При таких обстоятельствах, с учетом длительного неисполнения АО "ГУОВ" своих обязательств, принимая во внимание дату подписания акта приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией (01.07.2022), акта приема-передачи здания в эксплуатацию (ФГБУ ЦЖКУ Минобороны РФ) - N ВКС/ЖКС7/ПУ1/2 от 01.07.2022, суд первой инстанции обоснованно признал установленным факт наличия у ответчика задолженности перед истцом за период с 01.03.2020 по 31.03.2020 в сумме 8 025 513 руб. 94 коп.
Ссылка ответчика на введение Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 428 с 06.04.2020 моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении отдельных категорий должников правильно отклонена судом первой инстанции как несостоятельная.
Основанием для обращения истца в суд с настоящим иском является обстоятельство истечения 31.12.2019 срока поверки приборов учета воды, осуществлявших учет ресурса, поставляемого для целей строительства, в частности дома 88 по ул. Грамши (с учетом уточнений).
Расчет произведен за период с 01.03.2020 по 31.03.2020.
То есть требования истца не подпадают по действия моратория, установленного Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 428 с 06.04.2020.
Кроме того, взыскиваемая задолженность не является неустойкой.
Оснований для уменьшения суммы начисленной задолженности в порядке ст. 333 ГК РФ по заявлению ответчика арбитражным судом области не установлено.
Довод АО "ГУОВ" о том, что при расчете задолженности за водоснабжение истец обязан был исходить из нормативов, установленных техническими регламентами, не основан на нормах действующего законодательства.
Расчет объема поставленного ресурса в многоквартирный дом осуществляется в соответствии со ст. 157 ЖК РФ и положениями Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными услугами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124, а не с нормативами технических регламентов.
СП 31.13330.2012, на которые ссылается ответчик, представляют собой свод правил для проектирования вновь строящихся и реконструируемых систем наружного водоснабжения поселений и городских округов (п. 1 названных правил), и не подлежат применению для определения объема водоснабжения строящихся многоквартирных домов.
Таким образом, проверив уточненный расчет ООО "РВК-Воронеж", суд области правильно признал его верным.
Доказательств оплаты долга в размере 8 025 513 руб. 94 коп. АО "ГУОВ" не представило.
На основании изложенного суд первой инстанции правильно взыскал с ответчика в пользу истца 8 025 513 руб. 94 коп. задолженности.
Доводы АО "ГУОВ", изложенные в апелляционной жалобе, аналогичны приводимым в суде первой инстанции, по существу не опровергают выводов арбитражного суда области, а выражают лишь несогласие с ними, в связи с чем отклоняются судебной коллегией как несостоятельные.
Доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Суд первой инстанции при новом рассмотрении дела всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права. Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, допущено не было.
В силу положений ст. 110 АПК РФ судебные расходы за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 3 000 руб. относятся на её заявителя.
Руководствуясь ст.ст. 269, 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 23.06.2023 по делу N А14-12590/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно ч. 1 ст. 275 АПК РФ.
Председательствующий |
Е.В. Маховая |
Судьи |
Е.В. Коровушкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-12590/2020
Истец: ООО "РВК-Воронеж"
Ответчик: АО "Главное управление обустройства войск"
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Хронология рассмотрения дела:
23.10.2023 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-1679/2021
23.06.2023 Решение Арбитражного суда Воронежской области N А14-12590/20
23.06.2022 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1750/2022
17.03.2022 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-1679/2021
22.10.2021 Решение Арбитражного суда Воронежской области N А14-12590/20
30.04.2021 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-1679/2021