г. Москва |
|
23 октября 2023 г. |
Дело N А40-149751/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 октября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 октября 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Г.М. Никифоровой
судей: |
С.М. Мухина, В.И. Попова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания М.Е. Нестеровой |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 3 апелляционную жалобу
ООО "КунцевоСтройИнвест"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.08.2023 по делу N А40-149751/23,
по заявлению Мосгосстройнадзор
к ответчику: ООО "КунцевоСтройИнвест" (ИНН 7731509237)
о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 9.4 КоАП РФ на основании Протокола об административном правонарушении от 26.06.2023,
при участии:
от заявителя: |
Николаев А.В. дов. от 16.11.2022 |
от заинтересованного лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ
Комитет государственного строительного надзора г.Москвы, далее Мосгосстройнадзор, обратился в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о привлечении ООО "КунцевоСтройИнвест", далее Общество, к административной ответственности по ч. 2 ст. 9.4 КоАП РФ на основании протокола об административном правонарушении от 26.06.2023 г.
Решением от 10.08.2023 Арбитражный суд города Москвы привлек Общество к административной ответственности, предусмотренной 9.4 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении заявленных требований в связи с нарушением административным органом требований части 6 статьи 4.4 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель административного органа поддержал решение суда первой инстанции.
В соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя Общества, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Девятый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующему.
В соответствии с ч.6 ст.205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Как следует из материалов дела на основании решения Комитета от 08.06.2023 N РСН-2499/23-(0)-0 о проведении внеплановой выездной проверки контролируемого лица, Комитетом проведена проверка в отношении ООО "КунцевоСтройИнвест", осуществляющего строительство на объекте капитального строительства -Жилой комплекс с подземной автостоянкой. Этап 1, по адресу: г. Москва, ЦАО, Басманный, Большая Почтовая ул., вл. 18, стр. 1,2,3,5,8, вл. 18/20, вл. 18/20, стр. 6, вл. 18, стр. 4, вл. 18, стр. 9, вл. 20, стр. 1,2,3,4.
По результатам проведенной проверки выявлены нарушения обязательных для исполнения требований проектной документации, прошедшей экспертизу и составлен акт внеплановой выездной проверки от '22.06.2023 РСН-2499/23-(0)-0. 1. В нарушение требований проектной документации шифр ВД-ПИР-09-22- ПОС1, раздел 6 "Проект организации строительства", л. 63, 64 (текстовая часть, шифр ВД-ПИР-09-22-ПОС1.ТЧ), СНиП 12-03-2001 "Безопасность труда в строительстве, ч. 1", п. 6.2.9, отсутствует защитное ограждения котлована.
2. В нарушение требований проектной документации шифр ВД-ПИР-09-22- ПОС1, раздел 6 "Проект организации строительства", л. 65 (текстовая часть, шифр В ДПИР-09-22-ПОС1.ТЧ), при разработке и погрузки грунта экскаватором допущено нахождение работников ближе 5 м от радиуса действия экскаватора, а именно при погрузке самосвалов допущено нахождение водителей в кабине самосвала, в следствии чего водители попадают в радиус работы экскаватора при погрузке.
3. В нарушение требований проектной документации шифр ВД-ПИР-09-22- ПОС1, раздел 6 "Проект организации строительства", л. 52 (текстовая часть, шифр ВДПИР-09-22-ПОС1.ТЧ), СНиП ' 12-03-2001 "Безопасность труда в строительстве, ч. 1", п. 6.3.3, нарушены требования к складированию строительных материалов (труб диаметром более 300 мм должны быть уложены в седло с концевыми упорами, черные прокатные металлы должны быть уложены в штабель высотой до 1,5-м на подкладках и с подкладками - что, на момент проверки на строительной площадке не было выполнено).
Данные нарушения создают угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, осуществляющих деятельность на объекте строительства, и могут привести к причинению тяжкого вреда здоровью или к летальному исходу рабочих и инженернотехнических работников при выполнении должностных обязанностей.
Протокол об административном правонарушении от 26.06.2023 составлен в присутствии представителя ООО "КунцевоСтройИнвест" Филичкина А.В., действующего по доверенности от 14.04.2023 N КСИ-ДВ-23/4-23.
Протокол об административном правонарушении составлен с соблюдением требований ст. 28.1, 28.2 КоАП РФ.
Нарушений процедуры составления в отношении общества протокола об административном правонарушении, которые могут являться основанием для отказа в привлечении к административной ответственности в соответствии с п.10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, судом не установлено.
Согласно с частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч 3 рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Частью 2 статьи 9.4 КоАП РФ предусмотрено, что действия, предусмотренные частью 1 ст. 9.4 КоАП РФ, которые повлекли отступление от проектных значений параметров зданий и сооружений, затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства и (или) их частей или безопасность строительных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, либо которые повлекли причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, либо которые создали угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до тридцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати пяти тысяч до сорока тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток; на юридических лиц - от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток.
Непосредственным объектом посягательства рассматриваемого правонарушения являются нормы законодательства о градостроительной деятельности.
Так, в соответствии с ч. 6 ст. 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство обязано осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства в соответствии с проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов. Административное правонарушение зафиксировано в протоколе об административном правонарушении, составленном 26.06.2023 г. уполномоченным должностным лицом, подтверждено другими представленными в дело доказательствами, соответствующими требованиям ч.ч. 1, 2 ст. 26.2 КоАП РФ.
Наличие в действиях ООО "КунцевоСтройИнвест" события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.4 КоАП РФ подтверждается протоколом об административном правонарушении, актом проверки, иными материалами административного дела.
По общим правилам назначения административного наказания, предусмотренным частью 1 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи.
В силу части 2 статьи 4.4 данного Кодекса при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения (часть 5 статьи 4.4 данного Кодекса).
Если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статьи) раздела II настоящего Кодекса либо закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении административного наказания за совершение указанных административных правонарушений применяются правила назначения административного наказания, предусмотренные частями 2 - 4 настоящей статьи (часть 6 статьи 4.4 данного Кодекса).
По смыслу взаимосвязанных положений частей 2, 5 и 6 статьи 4.4 данного Кодекса в отсутствие совокупности всех упомянутых в них обстоятельств возможность назначения одного административного наказания за действия (бездействия), содержащие составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса, не допускается.
Как следует из материалов дела основании решения Комитета от 08.06.2023 N РСН-2499/23-(0)-0 о проведении внеплановой выездной проверки контролируемого лица, Комитетом проведена проверка в отношении ООО "КунцевоСтройИнвест", осуществляющего строительство на объекте капитального строительства -Жилой комплекс с подземной автостоянкой. Этап 1, по адресу: г. Москва, ЦАО, Басманный, Большая Почтовая ул., вл. 18, стр. 1,2,3,5,8, вл. 18/20, вл. 18/20, стр. 6, вл. 18, стр. 4, вл. 18, стр. 9, вл. 20, стр. 1,2,3,4.
По результатам проверки Постановлением Комитета от 13.07.2023 N 2529-Ю по делу об административном правонарушении Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч.1 статьи 9.4 КоАП РФ и ч.3 статьи 9.5 КоАП РФ в виде административного штрафа.
Таким образом, Обществом совершены два самостоятельных правонарушения (предусмотренные частью 3 статьи 9. 4 КоАП РФ, частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ и частью 3 статьи 9.5 КоАП РФ ), за каждое из которых соответствующей статьей КоАП РФ установлена административная ответственность, указанные правонарушения выявлены административным органом в рамках одной проверки.
При этом часть 6 статьи 4.4 КоАП РФ, введенная Федеральным законом от 26.03.2022 N 70-ФЗ, не регламентирует, что выявленные в ходе одного контрольного мероприятия два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статьи) КоАП РФ должны быть совершены именно одним действием. Таким образом, отсылая к правилам назначения административного наказания, предусмотренным частями 2 - 4 статьи 4.4 КоАП РФ, данная норма не ограничивает свое действие случаями идеальной совокупности правонарушений. По смыслу внесенных законодателем изменений, в рассматриваемом случае при совершении лицом двух самостоятельных действий, образующих разные составы правонарушений, выявленных в ходе одного контрольного мероприятия, оснований для неприменения части 6 статьи 4.4 КоАП РФ не усматривается.
Следовательно, административное наказание должно быть назначено в соответствии с частями 6, 2 и 3 статьи 4.4 КоАП, независимо от того, заявило об этом лицо, привлекаемое к административной ответственности, или нет.
При этом апелляционная инстанция учитывает, что в части 1 статьи 23.1 КоАП РФ установлен перечень дел об административных правонарушениях, рассмотрение которых отнесено к исключительной компетенции судов. При этом ст. 9.4 КоАП РФ не отнесена к исключительной компетенции арбитражного суда.
Дела, перечень которых установлен в части 2 указанной статьи, рассматриваются судьями в случаях, если орган или должностное лицо, к которому поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье.
Из изложенного следует, что возможность отнесения к компетенции суда рассмотрения судами дел об административных правонарушениях, перечисленных в части 2 статьи 23.1 КоАП РФ, поставлена в зависимость от усмотрения соответствующих административных органов. Рассмотрение таких дел осуществляется административным органом, если они не передали дела на рассмотрение в суд, или судом, если ему соответствующие дела административными органами переданы.
В этой связи решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании пункта 1 части 1 статьи 270 АПК РФ, в связи неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г.Москвы от 10.08.2023 по делу N А40-149751/23 отменить.
В удовлетворении заявления Мосгосстройнадзора о привлечении ООО "КунцевоСтройИнвест" к административной ответственности по ч.2 ст.9.4 КоАП РФ отказать.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Г.М. Никифорова |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-149751/2023
Истец: КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: ООО "КУНЦЕВОСТРОЙИНВЕСТ"