город Омск |
|
24 октября 2023 г. |
Дело N А70-10171/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 октября 2023 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Воронова Т.А.,
судей Веревкина А.В., Краецкой Е.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Зинченко Ю.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9745/2023) общества с ограниченной ответственностью "Тюменское экологическое объединение" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 01.08.2023 по делу N А70-10171/2023 (судья Михалева Е.В.),
принятое по иску общества с ограниченной ответственностью "Комфорт" (ОГРН: 1147232000190, ИНН: 7204199531) к обществу с ограниченной ответственностью "Тюменское экологическое объединение" (ОГРН 1147232024455, ИНН 7204205739) об обязании произвести перерасчет,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: акционерное общество "Энергосбытовая компания "Восток" в лице представительства в городе Тюмени,
в судебном заседании, проведенном с использованием системы веб-конференции, приняли участие:
от ООО "ТЭО" - Смольникова Е.Н. (предъявлены паспорт, диплом, доверенность от 13.04.2022 сроком до 31.12.2023);
от ООО "Комфорт", третьего лица - не явились, извещены надлежаще;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Комфорт" (далее - ООО "Комфорт", истец) обратилось Арбитражный суд Тюменской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Тюменское экологическое объединение" (далее - ООО "ТЭО", ответчик) об обязании произвести перерасчет задолженности за июль и август 2022 года (в редакции принятых судом первой инстанции уточнений).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество "Энергосбытовая компания "Восток" в лице представительства в городе Тюмени.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 01.08.2023 исковые требования удовлетворены частично. На ООО "ТЭО" возложена обязанность произвести перерасчет стоимости услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за июль 2022 года, оказанных обществу с ограниченной ответственностью "Комфорт". В остальной части иска отказано. С ответчика в пользу истца взысканы судебные расходы на оплату государственной пошлины в размере 6000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "ТЭО" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы ответчик указывает, что судом первой инстанции не применены положения подпункта "а" пункта 5 постановления Правительства РФ от 03.06.2016 N 505, расчет верно произведен ответчиком по нормативу, поскольку правоотношения сторон не были урегулированы самостоятельным договором, ответчиком правильно применена по аналогии категория "Гостиницы, пансионаты, дома отдыха_".
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Комфорт" просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО "ТЭО" поддержал апелляционную жалобу, пояснил, что, что способ и порядок исполнения решения ему ясны.
Представители надлежаще извещенных истца и третьего лица в судебное заседание не явились; на основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, выслушав представителя ответчика, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
ООО "ТЭО" в соответствии с Соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в Тюменской области от 27.04.2018, заключенным с Департаментом недропользования и экологии Тюменской области, является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) в зоне деятельности Тюменской области (за исключением Ханты-Мансийского автономного округа - Югра и Ямало-Ненецкого автономного округа).
Как следует из материалов дела, между истцом (потребитель) и ответчиком (региональный оператор) заключен договор на оказание услуг по обращению с ТКО с юридическими лицом-собственником/владельцем нежилого помещения/объекта N Т002К00101011031 (далее - Договор), в приложении N 1 к Договору указаны три офисных помещения по адресу: г. Тюмень, ул. Холодильная, д. 138/1.
Договором аренды земельного участка N 23-40/4139-16 от 20.05.2022 (далее - договор аренды), заключенным между Департаментом имущественных отношений Тюменской области (Арендодатель) и ООО "Комфорт" (Арендатор), земельный участок с кадастровым номером 17:17:1606003:237 площадью 87 584,0 кв.м. по адресу: Тюменская область, Тюменский район, ФАД Тюмень-Ялуторовск-Ишим-Омск 29 км передан в аренду. Вид разрешённого использования земельного участка: туристическое обслуживание.
На земельном участке расположены нежилые здания и строения: спальный корпус, котельная, дизельная.
В июле 2022 года в адрес ответчика поступила заявка ООО "Комфорт" о включении в договор N Т002К00101011031 нового объекта - База отдыха "Аквамарин", расположенная по адресу: Тюменская область, Тюменский район, ФАД Тюмень-Ялуторовск-Ишим-Омск 29 км и о проведении выездной проверки в отношении базы отдыха "Аквамарин".
04.08.2022 года сторонами была проведена совместная выездная проверка, по результатам которой стороны составили и подписали акт N 557.
По результатам вышеуказанной проверки объекта образования ТКО в адрес истца было направлено дополнительное соглашение N 003 к договору о включении нового объекта - База отдыха "Аквамарин", расположенная по адресу: Тюменская область, Тюменский район, ФАД Тюмень-Ялуторовск-Ишим-Омск 29 км (далее по тексту - "База отдыха Аквамарин").
В приложении N 1 к дополнительному соглашению N 003 в отношении Базы отдыха "Аквамарин" с 20.05.2022 года определен способ коммерческого учета объема ТКО исходя из норматива накопления ТКО.
Категория объекта указана как "Гостиницы, пансионаты, дома отдыха, туристические базы, за исключением расположенных в МКД". Расчетная единица, в отношении которой установлен норматив накопления ТКО - 1 место. Количество расчетных единиц - 74 места. Адрес места (площадки) накопления ТКО: Тюменская область, р-н Винзили рп. ул. Зеленая д. 27(общедоступная). Периодичность вывоза ТКО: в соответствии с графиком вывоза ТКО, установленными для данной контейнерной площадки.
Дополнительным соглашением N 004 к договору сторонами с 01.08.2022 года был изменен способ коммерческого учета объема ТКО с норматива накопления ТКО на способ расчета объема по количеству и объему контейнеров.
Дополнительное соглашение N 004 подписано обеими сторонами.
Таким образом, приложением N 1 к дополнительному соглашению N 004 от 19.08.2022 стороны согласовали в отношении спорного объекта с 01.08.2022 способ коммерческого учета объема ТКО по количеству (1 ед.) и объему контейнеров (1,1 куб. м) для накопления ТКО на индивидуальной контейнерной площадке по адресу: Тюменская область, Тюменский район, ФАД Тюмень-Ялуторовск-Ишим-Омск 29 км с периодичностью вывоза ТКО - 1 раз в месяц.
Ответчиком в июле 2022 года был выставлен счет истцу в размере 13 806,01 руб., по количеству мест (74 места) по утвержденному нормативу "для гостиниц".
Письмами от 11.08.2022 исх. N 278, от 26.08.2022 N 301 потребитель просил исключить начисления за июль и август 2022 года, ссылаясь на то, что услугами регионального оператора не пользовался, база отдыха не работала, был открыт только пляж, мусор не вывозился и складировался в один контейнер, установленный 14.07.2022.
Поскольку ответчик отказал истца в осуществлении перерасчета платы, истец обратится в суд с исковым заявлением.
Суд первой инстанции, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, по доводам апелляционной жалобы (пункт 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции"), суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
В соответствии со статьями 307, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства возникают из договоров и иных оснований, предусмотренных законом, и должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
Согласно части 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами и типовая форма договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Правоотношения сторон по исполнению договора регулируются также общими нормами ГК РФ об исполнении обязательств и положениями о договоре возмездного оказания услуг.
В соответствии с положениями Закона N 89-ФЗ, пунктами 8(5)-8(18) Правил N 1156 при отсутствии заключенного между сторонами самостоятельного договора, в том числе, при наличии неурегулированных в предусмотренном Правилами порядке разногласий, до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Само по себе отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа, не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с типовым договором или соглашением, что прямо предусмотрено пунктом 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ. Соответственно, отсутствие подписанного договора не освобождает ответчика от обязательств по оплате оказанных ему услуг по обращению с ТКО.
Возражая против исковых требований, ответчик ссылался на то, что начисления за июль 2022 года произведены на условиях типового договора по нормативу ввиду отсутствия подписанного договора до 01.08.2022. При этом, начисление платы за услугу по обращению с ТКО должно производиться с 08.07.2022 - с момента начала осуществления деятельности Базы отдыха "Аквамарин", что подтверждается обращением ООО "Комфорт" с заявкой о включении в договор нового объекта - База отдыха "Аквамарин".
Так, согласно выпискам из системы ГЛОНАСС (прилагается) за июль 2022 года со спорного объекта, вывоз ТКО осуществлялся с общедоступной контейнерной площадки, расположенной по адресу: Тюменская обл., Тюменский р-н, Винзили рп., Зеленая ул., д. 27. Также, по уточненной информации, предоставленной оператором по транспортированию ТКО - ООО "Сибсервис", в зоне деятельности которого находится спорный объект, вывоз ТКО с контейнерной площадки по адресу: Тюменская область, Тюменский район, ФАД Тюмень-Ялуторовск-Ишим-Омск 29 км в августе 2022 года осуществлен 18.08.2022 г. в количестве 1 (одного) контейнера объемом 1,1 куб. м.
В отношении объекта База отдыха "Аквамарин" по адресу: Тюменская область, Тюменский район, ФАД Тюмень-Ялуторовск-Ишим-Омск 29 км начисление платы за услугу по обращению с ТКО произведено:
- за период с 08.07.2022 г. (с момента открытия Базы отдыха "Аквамарин") по 31.07.2022 исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема согласно Дополнительному соглашению N 003 к договору N Т002К00101011031 от 13.12.2019;
- за период с 01.08.2022 г. по 31.08.2022 исходя из фактического вывоза ТКО в объеме 1,1 куб. м/109,299 кг. за 1 (один) вывоз 1 (одного) контейнера объемом 1,1 куб. м. согласно Дополнительному соглашению N 004.
Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 N 505 утверждены Правила коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила N 505).
Согласно пункту 5 Правил N 505 коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется:
а) расчетным путем исходя из: нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов;
б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.
В отсутствие заключенного договора, предполагающего иной порядок расчета, расчет осуществляется по нормативу.
Нормативы устанавливаются в соответствии с правилами, определенными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 N 269 "Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов" (далее - Правила N 269)
В силу пункта 4 Правил N 269 нормативы могут устанавливаться дифференцированно, в том числе, в отношении категорий объектов, на которых образуются отходы. Норматив определяется исходя из данных о массе и объеме отходов и выражается соответственно в количественных показателях массы и объема на одну расчетную единицу. Расчетные единицы определяются по каждой категории объектов уполномоченным органом (пункты 13, 14 Правил N 269). Из системного толкования положений Правил N 269 следует, что критериями соответствующей дифференциации могут выступать в том числе особенности объектов, на которых образуются отходы, предопределенные механизмом их образования. Таким образом, различный механизм образования отходов влечет применение конкретных методик определения регулируемой платы (применение разного норматива). В этой связи учитываются конкретные параметры формирования величин нормативов для каждой категории, а также соответствие механизма образования отходов конкретного объекта параметрам того или иного норматива, в зависимости от чего определяется величину подлежащей применению регулируемой платы.
В связи с этим региональный оператор и потребитель услуги, ссылаясь на определенные обстоятельства накопления ТКО, соответствующие механизму образования отходов, свойственных для объекта потребителя, могут представить необходимые доказательства в подтверждение соответствия (несоответствия) примененного норматива (с учетом параметров его формирования) в целях определения стоимости оказанной региональным оператором услуги (постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17.02.2023 по делу N А46-4163/2022).
На территории Тюменской области нормативы накопления ТКО утверждены Распоряжением Департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области от 25.12.2018 N 624/01-21 "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов".
Ответчиком не оспаривается, что фактически на территории спорной базы отдыха осуществляется деятельность пляжа, строения для проживания (ночевки) отдыхающих на базе отдыха отсутствуют, что также зафиксировано в акте ответчика.
Между тем, поскольку названным распоряжением N 624/01-21 норматив накопления ТКО для категории "пляж" не установлен, ответчик произвел расчет по категории 7.4 "Гостиницы, пансионаты, дома отдыха, туристические базы, за исключением отраженных в строке 7.3", для которой расчетной единицей является койко-место.
Из пояснений ответчика следует, что количество мест - 74 им определено исходя из количества 25 шатров 48 переносных лежаков.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу, что в данном случае категория 7.4 к спорному объекту применена быть не может, поскольку установленные на пляже шатры и лежаки не предназначены для проживания отдыхающих, а только для временного нахождения на территории истца. Соответственно, норматив, определенный исходя из иного по своей природе и более длительного пребывания гражданина в гостинице, не является идентичным для пребывания гражданина на пляже.
В статье 1 Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", раскрываются такие понятия как "средство размещения - имущественный комплекс, включающий в себя здание или часть здания, помещения, оборудование и иное имущество и используемый для временного размещения и обеспечения временного проживания физических лиц", "гостиница - средство размещения, в котором предоставляются гостиничные услуги и которое относится к одному из видов гостиниц, предусмотренных положением о классификации гостиниц, утвержденным Правительством Российской Федерации. К гостиницам не относятся средства размещения, используемые для осуществления основной деятельности организаций отдыха и оздоровления детей, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, физкультурно-спортивных организаций, централизованных религиозных организаций и (или) религиозных организаций, входящих в их структуру, деятельности по оказанию услуг в сфере сельского туризма в сельской местности", "гостиничные услуги - комплекс услуг по предоставлению физическим лицам средства размещения и иных услуг, предусмотренных Правилами предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утвержденными Правительством Российской Федерации, которые предоставляются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами".
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о необоснованности применение ООО "ТЭО" по аналогии к истцу норматива накопления ТКО для спорного объекта как для категории "Гостиницы, пансионаты, дома отдыха, туристические базы, за исключением расположенных в МКД".
В этой связи, приняв во внимание наличие в настоящее время подписанного договора и согласованного сторонами способа учета ТКО, исходя из количества и объема контейнеров, суд первой инстанции счел обоснованным требование истца об осуществлении перерасчета платы за июль 2022 года, исходя из количества и объема контейнеров.
Судебная коллегия, соглашаясь с данным выводом, учитывает также, что обосновывая расчет по нормативу, ООО "ТЭО" ссылается главным образом на отсутствие заключенного договора. При этом ответчиком не оспаривается, что обществом "Комфорт" в июле 2022 г. уже приобретен контейнер для сбора ТКО: по утверждению истца, 14 июля контейнер был установлен, ответчик производит расчет с 8 июля. Также истец поясняет, что в июле 2022 года образование отходов на пляж было незначительным.
Региональный оператор, как исполнитель услуги и сильная сторона в спорном правоотношении, владеющая информацией относительно параметров оказания услуги (количества вывозов, объема вывезенных ТКО), заинтересованная в данном случае (как следует из процессуальной позиции) в оплате по примененному им расчету, вправе был представить доказательства обоснованности расчета (статьи 9, 65 АПК РФ), в частности, соответствие объема оказанной в июле 2022 года услуги примененному нормативу и несоответствие его последующему объему, рассчитанному по контейнеру (с учетом того, что расчет производится по фактическому вывозу), однако, не сделал этого.
С учетом необоснованности примененного региональным оператором норматива, отсутствия опровержения факта приобретения истцом контейнера в середине июля 2022 года, суд апелляционной инстанции полагает, что справедливым и отвечающим балансу интересов сторон является предложенный судом первой инстанции расчет за июль 2022 года исходя из количества и объема контейнеров.
При этом суд первой инстанции указал, что основания для полного исключения платы за услугу по обращению с ТКО в отношении объекта База отдыха "Аквамарин" по адресу: Тюменская область, Тюменский район, ФАД Тюмень-Ялуторовск-Ишим-Омск 29 км за расчетные периоды июль 2022 г. и август 2022 г. отсутствуют; в остальной части иска отказано.
На основании изложенного доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 АПК РФ.
Нормы материального права судом первой инстанции при разрешении спора были применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы, судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на ее подателя.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тюменской области от 01.08.2023 по делу N А70-10171/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Т.А. Воронов |
Судьи |
А.В. Веревкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-10171/2023
Истец: ООО "КОМФОРТ"
Ответчик: ООО "ТЮМЕНСКОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ", Россия, 625023, г. Тюмень, Тюменская область, ул. Харьковская, д.75 корп.1 оф.301
Третье лицо: АО "Энергосбытовая компания "Восток" представительство в г.Тюмени
Хронология рассмотрения дела:
07.10.2024 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-9010/2024
12.03.2024 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-7769/2023
24.10.2023 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-9745/2023
01.08.2023 Решение Арбитражного суда Тюменской области N А70-10171/2023