г. Самара |
|
24 октября 2023 г. |
Дело N А55-23417/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 октября 2023 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Копункина В.А., судей Митиной Е.А., Романенко С.Ш.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Николаевой А.Ю.,
с участием в судебном заседании:
от ответчика 2 - Давыдов М.А. по доверенности от 06.07.2023,
от ответчика 3 - Якимова А.И. по доверенности от 11.10.2023,
иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении суда, в зале N 7, апелляционную жалобу муниципального предприятия по эксплуатации, содержанию общежитий городского округа Самара на решение Арбитражного суда Самарской области от 11 августа 2023 года по делу N А55-23417/2022 по иску муниципального предприятия по эксплуатации, содержанию общежитий городского округа Самара к
1.Обществу с ограниченной ответственностью "Самарские коммунальные системы",
2.Администрации Железнодорожного внутригородского района городского округа Самара,
3.Акционерному обществу "РЖДСТРОЙ" в лице филиала Строительномонтажный трест N 9,
о передаче сетей холодного водоснабжения в муниципальную собственность,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное предприятие по эксплуатации, содержанию общежитий городского округа Самара обратилось в арбитражный суд с иском обществу с ограниченной ответственностью "Самарские коммунальные системы", Администрации Железнодорожного внутригородского района городского округа Самара, акционерному обществу "РЖДСТРОЙ" в лице филиала Строительномонтажный трест N 9, в котором просит:
1. Обязать Администрацию Железнодорожного внутригородского района г.о. Самара в течение месяца сформировать пакет документов для оформления права муниципальной собственности на объект инженерной инфраструктуры сети холодного водоснабжения, ввод холодного водоснабжения Д=80 мм, начиная от фланца подключения к коммунальной водопроводной линии Д=150 мм, с задвижкой на вводе и колодцем ВК-1 к зданию общежития, расположенного по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, Южный проезд, д. 11 и направить сформированный пакет документов в Департамент управления имуществом г.о. Самара.
2. Обязать ООО "Самарские коммунальные системы" в течение месяца сформировать пакет документов на объект инженерной инфраструктуры сети холодного водоснабжения, ввод холодного водоснабжения Д=80 мм, начиная от фланца подключения к коммунальной водопроводной линии Д=150 мм, с задвижкой на вводе и колодцем ВК-1 к зданию общежития, расположенного по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, Южный проезд, д. 11 и направить сформированный пакет документов в Администрацию Железнодорожного внутригородского района г.о. Самара.
3. Обязать АО "РЖДстрой" в течение месяца сформировать пакет документов на объект инженерной инфраструктуры сети холодного водоснабжения, ввод холодного водоснабжения Д=80 мм, начиная от фланца подключения к коммунальной водопроводной линии Д=150 мм, с задвижкой на вводе и колодцем ВК-1 к зданию общежития, расположенного по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, Южный проезд, д. 11 и направить сформированный пакет документов в Администрацию Железнодорожного внутригородского района г.о. Самара.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 11 августа 2023 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Муниципальное предприятие по эксплуатации, содержанию общежитий городского округа Самара обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой на решение Арбитражного суда Самарской области от 11 августа 2023 года.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18 сентября 2023 года апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 17 октября 2023 года.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
От Администрации Железнодорожного внутригородского района городского округа Самара и акционерного общества "РЖДСТРОЙ" в лице филиала Строительномонтажный трест N 9 поступили возражения отзыв на апелляционную жалобу, которые были приобщены к материалам дела.
Представитель ответчика - Администрации Железнодорожного внутригородского района городского округа Самара апелляционную жалобу не поддержал, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель ответчика - акционерного общества "РЖДСТРОЙ" в лице филиала Строительномонтажный трест N 9апелляционную жалобу не поддержал, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальных сайтах Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда и Верховного Суда Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем жалоба рассматривается в их отсутствие, в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, здание общежития, расположенное по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, Южный проезд, д. 11, передано в муниципальную собственностью и включено в реестр муниципального имущества на основании постановления Администрация юродского округа Самара N 906 от 14.08.2013 "О безвозмездном приобретении имущества в собственность городского округа Самара" за номером 017911.
На основании Договора N 1 на эксплуатацию, содержание муниципального специализированного жилищного фонда, заключенного 01.05.2008 с Департаментом управления имуществом городского округа Самара, Муниципальное предприятие по эксплуатации и содержанию общежитий г.о. Самара (далее - МП ЭСО) является обслуживающей организацией здания общежития. Указанное здание общежития было передано МП ЭСО на основании дополнительного соглашения N 17 от 29.01.2014 к Договору N 1.
Обосновывая заявленные требования, истец указал, что объекты инженерной инфраструктуры, в том числе ввод холодного водоснабжения Д=80 мм, начиная от фланца подключения к коммунальной водопроводной линии Д-150 мм, с задвижкой на вводе и колодцем ВК-1 в муниципальную собственность не передавались.
Истцом 06.03.2020 в адрес ООО "Самарские коммунальные системы" (исх.N 392) были направлены на согласование акты границ эксплуатационной ответственности по водопроводным сетям.
13.04.2020 от ООО "Самарские коммунальные системы" была получена информация (исх. 2285) о том, что водопроводная линия, расположенная по адресу Южный проезд, 11 в эксплуатацию и на обслуживание ООО "Самарские коммунальные системы" не передавалась, акты границ были возвращены для дальнейшего переоформления.
Истцом 15.03.2020 в адрес Департамента городского хозяйства и экологии Администрации г. о. Самара был направлен запрос о предоставлении сведений о технологическом присоединении сетей.
Департамент городского хозяйства и экологии г.о. Самара (исх.N 103/2-01-03/4744) 14.04.2021 в адрес МП ЭСО направил информацию о том, что акты теплоснабжения общежития, расположенного по адресу: г. Самара, Южный проезд, д. 11, технологически присоединены к тепловой сети МП г.о. Самара "Инженерная служба", сети холодного водоснабжения - к водопроводной сети ООО "СКС", электрические сети - (опоры N 1/11 к ВЛ-0,4 кВ) к сетям ООО "Энерго".
Истцом 22.04.2020 в адрес Департамента управления имуществом г.о. Самара был направлен запрос (исх. N 631) о предоставлении сведений по сетям холодного водоснабжения к общежитию по адресу: г. Самара, Южный проезд, д. 11.
В мае 2020 года был получен ответ (исх.315-07-18/16896) о том, что объект инженерной инфраструктуры - сети холодного водоснабжения, расположенный по адресу: г. Самара, Южный проезд, 11, в муниципальную собственность г.о. Самара не передавался, сведения об указанном объекте в реестре муниципального имущества г.о. Самара не учитываются.
Истцом 30.06.2020 в адрес Администрации Железнодорожного внутригородского района г.о. Самара был отправлен запрос (исх.N 10230) с просьбой провести мероприятия по передаче сетей холодного водоснабжения к общежитию по адресу: г.Самара, Южный проезд, д. 11, в муниципальную собственность с целью дальнейшей передачи на обслуживание специализированной организации.
30.07.2020 был получен ответ (исх.02/2-01-4667) о том, что Администрацией Железнодорожного внутригородского района г о Самара было направлено письмо в адрес ООО "Самарские коммунальные системы" с просьбой провести обследование наружных инженерных коммуникаций системы холодного водоснабжения, с последующим предоставлением технических характеристик в адрес Администрации района для составления перечня объектов водоснабжения передаваемых в муниципальную собственность г о Самара в установленный законом срок.
05.08.2020 от ООО "Самарские коммунальные системы" (исх.N 5112) по вопросу передачи бесхозных наружных сетей инженерных коммуникаций системы холодного водоснабжения по адресу: г.Самара, ул. Южный проезд, д. 11, поступил ответ, о том, что согласно акту от 07.12.20 разграничения эксплуатационной ответственности сторон по водопроводным сетям, устройствам и сооружениям на них, расположенным по адресу: г.Самара, ул. Южный проезд, д. 11, вышеуказанные сети не являются безхозными. Владельцем данных сетей является ОАО "РЖДстрой" в лице Аветисяна А. Р.
Истцом 17.02.2020 в адрес Администрации Железнодорожного внутригородского района г о Самара был направлен запрос (исх.N 296) с просьбой проинформировать МП ЭСО о принятых мерах по передаче сетей холодного водоснабжения, электроснабжения и теплоснабжения к общежитию по Южному проезду, д. 11, в муниципальную собственность, с целью последующей передачи на обслуживание специализированной организации и сроках исполнения судебного решения по делу N А55-37833/2019.
Истцом 30.07.2021 было повторно направлено обращение в адрес Администрации Железнодорожного внутригородского района го Самара (исх.N 1211) о проведении мероприятий по передаче сетей холодного водоснабжения и электроснабжения.
Истцом 15.09.2021 в адрес Первого заместителя Главы г.о. Самары Василенко В А было направлено обращение (исх.N 1425) с просьбой оказать содействие в решении вопроса о передаче сетей холодного водоснабжения и электроснабжения, ввиду бездействия Администрации Железнодорожного внутригородского района г о Самара по данному вопросу.
15.10.2021 от стороны Администрации Железнодорожного внутригородского района г.о. Самара был получен ответ о том, что Администрацией района 10.11.2020 направлены письма в Департамент городского хозяйства и экологии, Департамент управления имуществом г.о. Самара для организации мероприятий по включению вышеуказанных сетей электроснабжения в реестр муниципальной собственности г.о. Самара с последующей передачей на обслуживание специализированной организации. По вопросу передачи наружных инженерных коммуникаций системы холодного водоснабжения, Администрацией района ранее направлялся ответ ООО "Самарские коммунальные системы" с актом разграничения эксплуатационной ответственности. На основании акта система холодного водоснабжения не является бесхозной.
Истцом 02.11.2021 в адрес СМТ N 9 филиала АО "РЖДстрой" было направлено обращение (исх. N 1714) с просьбой передать объекты холодного водоснабжения, находящиеся на балансе ОАО "РЖДстрой" по адресу: г. Самара, ул. Южный проезд, д. 11, в муниципальную собственность.
10.12.2021 от АО "РЖДстрой" был получен ответ (исх. N 1381) о том, что на балансе СМТ-9 сети холодного водоснабжения не числятся.
21.12.2021 (исх. N 1429) в адрес ООО "Самарские коммунальные системы" от АО "РЖДстрой" филиал Строительно-монтажный трест N 9 был получен ответ, о том, что в ноябре 2013 года здание общежития было передано на баланс города Департаменту управления имуществом г. о. Самара, а комнаты общежития оформлены людям в собственность, договор с ООО "Самарские коммунальные системы" на отпуск воды и (или) прием сточных вод (услуга водоотведения) был расторгнут в 2013 году.
ООО "СКС" в адрес МП ЭСО 23.12.2021 была предоставлена информация о том, что водопроводный ввод Д-80 мм, начиная о фланца подключения к коммунальной водопроводной линии Д-150 мм, с задвижкой на вводе и колодцем ВК-1, находятся на эксплуатации и на обслуживании открытого акционерного общества "РЖДстрой".
В соответствии со ст. 3 Закона Самарской области от 06.07.2015 N 74-ГД "О разграничении полномочий между органами местного самоуправления городскою округа Самара и внутригородских районов городского округа Самара по решению вопросов местного значения внутригородских районов", в полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения внутригородских районов по организации в границах внутригородского района электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, входит:
организация деятельности по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйные сети электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения и осуществление передачи указанных бесхозяйных объектов в эксплуатацию до признания на них права муниципальной собственности;
выявление бесхозяйных сетей электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения, не переданных в установленном порядке в муниципальную собственность, и осуществление подготовки документов для организации учета данного имущества органами государственной власти и органами местного самоуправления городского округа Самара.
В соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее74 водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
В Правилах пользования системами коммунального водоснабжения и канализации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 N 167, определены понятия границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности В частности, границей балансовой принадлежности названа линия раздела элементов систем водоснабжения и (или) канализации и сооружений на них между владельцами по признаку собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления Границей эксплуатационной ответственности признается линия раздела элементов систем водоснабжения и (или) канализации (водопроводных и канализационных сетей и сооружений на них) по признаку обязанностей (ответственности) за эксплуатацию элементов систем водоснабжения и (или) канализации, устанавливаемая соглашением сторон. При отсутствии такого соглашения граница эксплуатационной ответственности определяется по границе балансовой принадлежности
Собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций ( Федеральный закон от 07 12 2011 N 416-ФЗ (ред от 28 01 2022) "О водоснабжении и водоотведении").
В соответствии с п. 1.3 Постановления Администрации городского округа Самара от 27.05.2015 N 581 "Об утверждении Порядка выявления и организации работы по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество, расположенное на территории городского округа Самара", выявление бесхозяйного имущества на территории городского округа Самара осуществляется Администрацией городского округа Самара в лице своих территориальных органов (далее - администрация соответствующего района) по собственной инициативе, а также на основании сведений, поступивших из органов местного самоуправления городского округа Самара и отраслевых (функциональных) органов Администрации городского округа Самара; органов государственной власти РФ и органов государственной власти Самарской области; средств массовой информации, сети Интернет; заявлений и обращений граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц; иных источников информации.
В соответствии с п. 1. 4 Постановления Администрации городского округа Самара от 27.05.2015 N 581 формирование пакета документов для оформления права муниципальной собственности осуществляет администрация соответствующего района.
Истец также указывает, что в связи с тем, что объект инфраструктуры - сети холодного водоснабжения, расположенные по адресу: г. Самара, ул. Южный проезд, д. 11, не приняты в муниципальную собственность, обслуживание осуществляется ненадлежащим образом, возможно создание аварийных ситуаций, ограничение подачи коммунального ресурса и возложение на управляющую организацию, а также собственников помещений указанного домовладения дополнительных расходов, создание опасности для жизни и здоровья граждан. Пока не осуществлена передача сетей холодного водоснабжения, невозможно установить границу эксплуатационной ответственности
Ответчик ООО "Самарские коммунальные системы" в письменном отзыве против удовлетворения исковых требований в отношении себя возражал. Указал, что согласно Акту разграничения эксплуатационной ответственности сторон по водопроводным сетям, устройствам и сооружением на них, расположенным по адресу: г.Самара, Железнодорожный район, Южный проезд, 11, водопроводный ввод Д-80 мм, начиная от фланца подключения к коммунальной водопроводной линии Д-150 мм с задвижкой на вводе и колодцем ВК-1, находится в эксплуатации и на обслуживании АО "РЖДСТРОЙ". Кроме того, ссылаясь на Порядок выявления и организации работы по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество, расположенное на территории городского округа Самара, утвержденному Постановлением Администрации городского округа Самара от 27.05.2015 N 581, считает, что ООО "Самарские коммунальные системы" только согласовывают перечни передаваемого имущества в части технических показателей, на основании проведенного обследования технического состояния объектов.
Ответчик Администрация Железнодорожного внутригородского района г.о. Самара в письменных отзывах против удовлетворения исковых требований в отношении себя возражала. Указала, что в рамках действующего Порядка выявления бесхозяйных сетей электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения, не переданных в установленном порядке в муниципальную собственность, утвержденного постановлением Администрации Железнодорожного внутригородского района городского округа Самара от 21.03.2016 N 26 (далее - Порядок) Администрация Железнодорожного внутригородского района городского округа Самара направила письмом от 02.09.2022 N 02/2-01/5823 от 02.09.2022 пакет документов в Департамент управления имуществом Администрации городского округа Самара в отношении бесхозяйственных систем водоснабжения по адресу: Южный проезд, 11, для включения в муниципальную собственность. Письмом от 13.09.2022 N 39-15-04/8729 от Департамента управления имуществом Администрации городского округа Самара был получен ответ о том, что сведения об объекте водоснабжения по адресу: Южный проезд, 11, в реестре муниципального имущества городского округа Самара не учитываются, а также о необходимости предоставления документов в соответствии с пунктом 2.5 Порядка и указании года постройки объекта. Считает, что предприняла все возможные действия по выявлению бесхозяйных сетей водоснабжения и их обследованию, установлению собственника и направлению подготовленных документов в Департамент управления имуществом Администрации городского округа Самара для исполнения требований, предусмотренных статьей 8 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении", пункта 2 части 2 статьи 3 Закона N 74-ГД.
Ответчик АО "РЖДстрой" в письменных отзывах против удовлетворения исковых требований в отношении себя возражало. Указало, что здание общежития по адресу: г.Самара, Железнодорожный район, Южный проезд, дом 11, принадлежало АО "РЖДстрой" на праве собственности (свидетельство о государственной регистрации права от 29.01.2007 63-АВ N 380706) до 2013 года. В ноябре 2013 года данное здание общежития было передано на баланс города: Департаменту управления имуществом городского округа Самара по договору N42-2013 от 22.08.2013. На балансе СМТ-9 сети холодного водоснабжения никогда не числились, договор на отпуск воды и приеме сточных вод был расторгнут в 2010 году.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из следующего.
В ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации определены способы защиты гражданских прав, приведенный перечень не является исчерпывающим.
В силу ч.1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В ч.4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно ч.5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно порядка выявления бесхозяйных сетей электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения не переданных в установленном порядке в муниципальную собственность, утвержденному постановлением Администрацией Железнодорожного внутригородского района г.о. Самара от 21.03.2016 N 26 Администрация Железнодорожного внутригородского района г.о. Самара направила в Департамент управления имуществом Администрации г.о. письмом от 02.09.2022 N 02/02-01/5823 перечень вновь выявленных бесхозяйственных систем водоснабжения.
Письмом от 13.09.2022 N 39-15-04/8729 от Департамента управления имуществом Администрации городского округа Самара был получен ответ о том, что сведения об объекте водоснабжения по адресу: Южный проезд, 11, в реестре муниципального имущества городского округа Самара не учитываются, а также о необходимости предоставления документов в соответствии с пунктом 2.5 Порядка и указании года постройки объекта.
22.11.2022 письмом N 02/2-01/7844 в адрес Департамента управления имуществом Администрации городского округа Самара повторно направлена информация с перечнем имущества в отношении бесхозяйственных систем водоснабжения по адресу: Южный проезд, д. 11, для включения в муниципальную собственность.
В соответствии с пунктом 3 части 4 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержать указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
При этом право выбора способа восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя принадлежит суду. Способ защиты определяется на основании оценки спорных правоотношений, с учетом установленных по делу обстоятельств, и должен быть соразмерен нарушению, отвечать целям восстановления нарушенного права лица, и не должен выходить за пределы, необходимые для его применения.
Истец в качестве способа восстановления своего нарушенного права просил обязать ответчиков совершить определенные действия для оформления права муниципальной собственности на объект инженерной инфраструктуры сети холодного водоснабжения.
Между тем, суд первой инстанции обоснованно указал, что истец не просил признать действия (бездействия) незаконными в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а настаивал на гражданско-правовых способах защиты нарушенного права.
Таким образом, из существа заявленных требований вытекает, что предметом настоящего спора является признание незаконным действий (бездействий) и, как следствие, возложение обязанности совершить правомерные действия в пользу заявителя.
Данные споры рассматриваются арбитражным судом по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что истцом избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права, поскольку требований о признании действий (бездействий) незаконными по существу не заявлялось.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований к Администрации Железнодорожного внутригородского района г.о. Самара.
Суд первой инстанции также признал доводы ответчиков ООО "Самарские коммунальные системы" и АО "РЖДстрой" обоснованными, истцом указанные доводы не оспорены, в связи с чем не установил фактических и правовых оснований для удовлетворения заявленных требований к ООО "Самарские коммунальные системы" и АО "РЖДстрой".
Ссылка истца на решение по делу N А55-37833/2019 судом первой инстанции отклонена, поскольку в рамках указанного дела заявитель просил признать незаконным бездействие Администрации Железнодорожного внутригородского района г.о. Самара, выразившееся в непринятии мер по формированию пакета документов для оформления права муниципальной собственности и просил обязать Администрацию Железнодорожного внутригородского района г.о. Самара устранить нарушения прав путем формирования пакета документов для оформления права муниципальной собственности. Спор был рассмотрен по правилам главы 24 АПК РФ.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, аналогичны доводам приведенным в суде первой инстанции. Указанным доводам была дана надлежащая оценка судом первой инстанции. Суд апелляционной инстанции соглашается с вышеуказанными обоснованными выводами суда первой инстанции.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (часть 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Заявителем жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые были бы не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, поскольку, не опровергая выводов суда, они сводятся исключительно к несогласию с оценкой установленных обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Несогласие заявителя с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона, не означают допущенной судом при рассмотрении дела ошибки и не подтверждают нарушений судом норм права, в связи с чем не имеется оснований для отмены судебного акта.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что арбитражным судом первой инстанции обстоятельства спора в данном конкретном случае исследованы всесторонне и полно, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Основания для переоценки обстоятельств, правильно установленных судом первой инстанции, у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, арбитражным апелляционным судом не установлено.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что оснований для отмены судебного акта по приведенным доводам жалобы и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 11 августа 2023 года по делу N А55-23417/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.А. Копункин |
Судьи |
Е.А. Митина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-23417/2022
Истец: Муниципальное предприятие по эксплуатации, срдержанию общежитий городского округа Самара
Ответчик: Администрация Железнодорожного внутригородского района городского округа Самара, АО "РЖДСТРОЙ" в лице филиала Строительно-монтажный трест N9, ООО "Самарские коммунальные системы"
Третье лицо: Администрация городского округа Самара, Департамент городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара, Департамент управления имуществом городского округа Самара, Зерюнова Ольга Михайловна, Министерство имущественных отношений Самарской области, Территориальное управление Росимущества в Самарской области