г. Хабаровск |
|
24 октября 2023 г. |
А73-6059/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 октября 2023 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Жолондзь Ж.В.
судей Волковой М.О., Коваленко Н.Л.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коковенко Д.С.
при участии в заседании:
представителя общества с ограниченной ответственностью "Хабавтотранс ДВ" Гужина К.В. по доверенности от 15 марта 2023 года N 59
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Хабавтотранс ДВ"
на решение от 7 августа 2023 года
по делу N А73-6059/2023
Арбитражного суда Хабаровского края
по иску некоммерческой организации учреждения культуры "Хабаровский краевой дворец культуры профсоюзов"
к обществу с ограниченной ответственностью "Хабавтотранс ДВ"
об урегулировании разногласий при заключении договора
установил: некоммерческая организация учреждение культуры "Хабаровский краевой дворец культуры профсоюзов" обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Хабавтотранс ДВ" об урегулировании разногласий по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N ТКО-1624/ЮЛ от 31 января 2023 года путем установления информации по предмету договора в Приложении N 1 и 1.1. исходя из объема принимаемых ТКО куб.м/мес. за период до 30 ноября 2022 года - исходя из количества емкостей (контейнеров) накопления ТКО - 1 контейнер объемом 0,75 куб. м. - 11 406 куб.м, с 1 декабря 2022 года - из расчета контейнера 0,6 куб.м - 9,125 куб.м/мес.
Истец изменил предмет исковых требований, просил урегулировать разногласия по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N ТКО-1624/ЮЛ исходя из объема одного контейнер объемом 0,6 куб. м.
Изменение предмета исковых требований принято судом.
Решением суда от 7 августа 2023 года урегулированы разногласия, возникшие между сторонами при заключении договора N ТКО-1624/ЮЛ на оказание услуг по обращению с ТКО.
Суд изложил Приложение N 1 к договору в следующей редакции:
I. Объем и место (площадка) накопления ТКО
N п/п |
Место нахождения объекта недвижимости |
Наименование объекта недвижимости |
Порядок коммерческого учета ТКО |
Норматив накопления ТКО куб.м./год* |
Расчетная единица в отношении которой устанавливается норматив накопления ТКО |
Количество расчетных единиц |
Место (площадка) накопления ТКО |
Географические координаты места накопления ТКО |
Тип накопления ТКО** |
Кол-во накопителя ТКО |
Объем накопителей ТКО м3 |
Коэфф. прессов уплотнения ТКО**** |
Периодичность вывозов ТКО |
Период оказания услуги *** |
Объем принимаемых ТКО месяц м3 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
1 |
680000 г. Хабаровск, ул. Льва Толстого д.22, кад. N 27:23:0030 108:71 |
Нежилое здание (оперативное управление, 6536,2 кв.м.) |
Расчетным путем исходя из количества объема и контейне ров для накоплен ия ТКО |
- |
- |
- |
680000, г. Хабаровск, ул. Льва Толстого д. 22, |
8,487668/1 35.069020 |
контейнер |
1 (один) |
0,6 |
- |
1 раз в два дня |
01.07.22-31.12.23 |
9,125 |
Итого (куб. в мес.)
|
В соответствии с Приложением 1.1 к договору ТКО-1624/ЮЛ от 31 января 2023 года |
* - заполняется при учете объема и (или) массы ТКО исходя из норматива накопления ТКО;
** - заполняется при учете объема и (или) массы ТКО исходя из количества и объема накопителей;
*** - при продлении действия настоящего договора период оказания услуг продлевается на срок действия настоящего договора;
**** _ заполняется при использовании в качестве накопителя - компактор и иные средства прессования (уплотнения) ТКО;
***** - в случае применения порядка коммерческого учета ТКО расчетным путем
Приложение N 1.1 к договору:
Информация по предмету договора
I. Объем принимаемых ТКО
Расчетный период |
Объем принимаемых ТКО мЗ/мес. |
Июль 2022 г. - декабрь 2023 |
9,125 |
Ответчик обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, приняв новый судебный акт об урегулировании разногласий в его редакции, по мотиву неправильного применения норм материального права.
В обоснование указал, что на дату начала деятельности ответчика как регионального оператора (1 июля 2022 года) в реестре мест (площадок) накопления ТКО отсутствовала зарегистрированная за истцом контейнерная площадка; при отсутствии у потребителя зарегистрированной контейнерной площадки, а, следовательно, отсутствии согласованного между региональным оператором и потребителем количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах их накопления, периодичность их вывоза, путем подписания соответствующего приложения к договору на оказания услуг по обращению с ТКО, следует применять нормативы накопления отходов; 30 сентября 2022 года в адрес ответчика поступило уведомление о включении в реестр мест (площадок) накопления ТКО контейнерной площадки потребителя, а также заявление на изменение способа коммерческого учета ТКО. Суд необоснованно не принял во внимание несоответствие объема фактически установленного на контейнерной площадке контейнера с объемом контейнера, включенного в реестр; способ коммерческого учета, исходя из количества и объема контейнеров для складирования ТКО, может быть применен только, начиная с первого числа месяца, следующего за отчетным (с 1 января 2023 года), учитывая, что истец уведомил регионального оператора об устранении выявленных в реестре противоречий только 8 декабря 2022 года, а факт устранения данных противоречий установлен ответчиком 31 января 2023 в ходе осмотра контейнерной площадки. Ответчиком в период с 1 июля 2022 года по 1 февраля 2023 года правомерно осуществлялся коммерческий учет ТКО потребителя расчетным путем исходя из утвержденных нормативов накопления ТКО для категории объекта истца, а также на основании данных о сотрудниках и площади помещений, представленных истцом.
Представитель ответчика в судебном заседании доводы жалобы полностью поддержал.
Истец извещен, в судебное заседание представителя не направил.
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить обжалуемое решение суда без изменения как законное и обоснованное.
Дело рассмотрено в отсутствие истца.
Заслушав объяснения представителя ответчика, исследовав материалы дела, судом апелляционной инстанции не установил оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии с Соглашением об осуществлении деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) от 19 октября 2021 года ответчик является региональным оператором по обращению с ТКО на территории городского округа "Город Хабаровск".
2 августа 2022 года истец обратился к ответчику с заявкой на заключение договора оказания услуг по обращению с ТКО.
К заявке приложены документы по перечню, указанному на сайте регионального оператора, в том числе расчетная единица, в отношении которой устанавливается норматив накопления ТКО для клубов (кинотеатров, концертных залов, театров, цирков) - количество мест.
Региональным оператором установлено, что в реестре мест (площадок) накопления ТКО, размещенном на сайте администрации города Хабаровска, площадка накопления ТКО по адресу: г. Хабаровск, ул. Льва Толстого, 22, содержит неполные данные о собственнике места (площадки) накопления ТКО.
15 сентября 2022 года в управление ЖКХ и эксплуатации жилищного фонда администрации города Хабаровска потребителем подана заявка о внесении изменений в сведения о месте накопления ТКО в реестр мест (площадок) накопления ТКО.
30 сентября 2022 года от управления ЖКХ и эксплуатации жилищного фонда администрации города Хабаровска получено уведомление N 9.1 -19/6702 о включении (изменении ранее включенных) в реестр мест (площадок) накопления ТКО городского округа "Город Хабаровск" сведений о месте (площадке) накопления ТКО по адресу: г. Хабаровск, ул. Льва Толстого, 22.
Данное уведомление и заявление об установлении способа учета по фактическому количеству вывозимого ТКО из расчета вывоза одного контейнера объемом 0,6 куб.м с периодичностью вывоза - через день направлено региональному оператору 30 сентября 2022 года.
Письмом от 15 ноября 2022 года региональный оператор уведомил истца о том, что не может достоверно определить количество и учет установленных контейнеров, которые могут использоваться для осуществления коммерческого учета ТКО, исходя из количества и объемов контейнеров накопления ТКО, поскольку в реестре мест (площадок) накопления ТКО городского округа "Город Хабаровск" в месте (площадке) накопления ТКО по адресу: г. Хабаровск, ул. Льва Толстого, 22, указан один контейнер объемом 0,75 куб.м, а фактически актом осмотра места (площадки) накопления ТКО от 5 октября 2022 года выявлено расположение контейнера объемом 0,6 куб.м.
20 февраля 2023 года региональный оператор направил потребителю подписанные им два экземпляра договора от 31 января 2023 года N ТКО N ТКО-1624ЛОЛ.
В приложении 1.1 к договору указана информация по предмету договора с учетом объема принимаемых ТКО куб.м/мес, при этом региональный оператор установил объем с июля 2022 года по январь 2023 года исходя из норматива накопления ТКО - 69,683 куб.м/мес., а с февраля 2023 года - исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО - 9,125 куб.м/ мес.
Потребитель не согласился с предложенной редакцией договора и направил региональному оператору свои возражения относительно произведенных расчетов с сопроводительным письмом от 13 марта 2023 года N 143.
В досудебном порядке разногласия между сторонами не урегулированы, спор передан на рассмотрение суда.
В соответствии со статьями 445 и 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи на рассмотрение суда разногласий, возникших при заключении договора, спорные условия договора определяются в соответствии с решением суда.
В силу пункта 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения; стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора, если иное не установлено законом или не вытекает из существа соответствующих отношений.
При принятии решения об обязании заключить договор или об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора, суд в резолютивной части решения указывает условия этого договора, который считается заключенным на этих условиях с момента вступления в законную силу решения суда. При этом дополнительных действий сторон (подписание двустороннего документа, обмен документами, содержащими оферту и ее акцепт, и т.п.) не требуется (пункт 48 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора").
Таким образом, отказ в иске при рассмотрении судом преддоговорного спора законом не допускается.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ (далее - Закон N 89-ФЗ), согласно пункту 1 статьи 24.7 которого региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации; договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора.
По договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Форма типового договора утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156 (далее - Правила N 1156).
Спорными условиями договора являются приложения N 1 и 1.1. к договору, а именно сторонами не достигнуто соглашение в части способа учета объема ТКО.
Истец считает, что учет ТКО следует производить исходя из количества и объема контейнера, установленного в местах накопления ТКО.
Ответчик настаивал на необходимости определения объемов ТКО с применением нормативов накопления для категории объекта истца, утвержденных приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края от 12 марта 2018 года N 18, и площади помещения истца - до февраля 2023 года.
Одним из существенных условий договора об оказании услуг по транспортированию ТКО является способ коммерческого учета количества ТКО и нормативы их накопления (пункт 25 Правил N 1156).
Согласно пунктам 5, 6 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 3 июня 2016 года N 505 (далее - Правила N 505) в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
Таким образом, Правилами N 505 коммерческий учет ТКО для собственников ТКО предусмотрен с применением альтернативных способов учета объема ТКО.
Согласно пункту 8 Правил N 505 при раздельном накоплении ТКО в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 Правил N 505, то есть исходя из количества и объема контейнеров.
Данный пункт регулирует вопрос осуществления расчетов при организованном раздельном накоплении отходов и не содержит ограничений по способу коммерческого учета для других видов накопления ТКО.
В случае отсутствия на территории субъекта Российской Федерации организованного накопления ТКО коммерческий учет ТКО может осуществляться расчетным путем в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил N 505 одним из альтернативных способов расчета, право выбора которого принадлежит собственнику ТКО (решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2021 года N АКПИ20-956).
Таким образом, нормативы накопления отходов, установленные в региональном законодательстве, следует применять только при отсутствии согласования между региональным оператором и потребителем количества и объема отдельных контейнеров для накопления ТКО, установленных потребителем в месте накопления ТКО, периодичности их вывоза, путем подписания соответствующего приложения к договору на оказание услуг по обращению с ТКО или в иной форме. При этом региональный оператор не может произвольно уклониться от согласования подобной формы организации коммерческого учета ТКО, а должен представить разумные возражения, связанные с конкретными организационными причинами, препятствующими его применению.
Использование способа учета ТКО, исходя из количества и объема контейнеров для складирования ТКО, возможно в случаях, когда региональный оператор извещен о наличии у заявителя собственной контейнерной площадки, такая контейнерная площадка внесена в реестр органами местного самоуправления и заявителем прямо выражена воля на вывоз ТКО с такой контейнерной площадки. В иных случаях вывоз ТКО осуществляется региональным оператором с общих организованных мест накопления ТКО, включенных в территориальную схему.
Выбор способа учета осуществляется в заявительном порядке, что не может быть произведено без фактически сложившегося механизма накопления ТКО.
Согласно письму Управления жилищно-коммунального хозяйства и эксплуатации жилищного фонда администрации города Хабаровска от 25 июля 2023 года N 9.1-19/5672 на территории истца организовано место (площадка) накопление ТКО с уникальным идентификационным номером - 003993, с координатами X - 48.487660 и Y - 135.069947, 1 контейнером объемом 0,6 куб.м по адресу: ул. Льва Толстого, д. 22. Данные сведения внесены в реестр мест накопления ТКО 28 сентября 2022 года.
Вместе с тем, судом первой инстанции установлено, что контейнерная площадка по указанному адресу была организована истцом до начала деятельности регионального оператора, и в указанный период с 2021 года по 2022 год с той же контейнерной площадки истца вывозились ТКО в объеме 0, 6 куб.м, что подтверждается актами на вывоз ТКО, счетами, реестрами принятия ТКО.
Доказательств образования ТКО на объекте истца в объеме, определенном региональным оператором расчетным путем по нормативу, ответчиком суду не представлено.
При отсутствии таких доказательств суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии у истца права производить учет объема ТКО, исходя из количества и объема контейнера для накопления ТКО - 0, 6 куб.м, установленного в месте их накопления.
Довод жалобы о том, что контейнерная площадка истца включена в реестр мест накопления только 28 сентября 2022 года, судебной коллегией отклоняется, поскольку доказательств образования ТКО на объекте истца в объеме, определенном региональным оператором расчетным путем по нормативу, суду не представлено, напротив, истец доказал объем фактического ТКО.
Довод жалобы о несоответствии объема фактически установленного на контейнерной площадке контейнера с объемом контейнера, включенного в реестр, также признается судом апелляционной инстанции несостоятельным, поскольку такое несоответствие объясняется допущенной технической ошибкой специалиста при внесении информации в реестр мест (площадок) накопления ТКО.
При установленных обстоятельствах возникшие между сторонами разногласия в части выбора способа учета ТКО обоснованно урегулированы судом в редакции истца.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Расходы на государственную пошлину по апелляционной жалобе распределяются по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 7 августа 2023 года по делу N А73-6059/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Ж.В. Жолондзь |
Судьи |
М.О. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-6059/2023
Истец: Некоммерческая организация учреждение культуры "Хабаровский краевой Дворец культуры профсоюзов"
Ответчик: ООО "Хабавтотранс ДВ"
Третье лицо: Управление жилищно-коммунального хозяйства и эксплуатации жилищного фонда администрации города Хабаровска