город Томск |
|
24 октября 2023 г. |
Дело N А03-19609/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 октября 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 октября 2023 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Подцепиловой М.Ю.,
судей Вагановой Р.А.
Марченко Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Чепенко Т.В., рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Зубр" (N 07АП-7449/2023) на решение от 25.07.2023 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-19609/2022 (судья Синцова В.В.)
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Зубр" (ИНН 2204070867, ОГРН 1142204003468), г. Бийск Алтайского края к администрации Бийского района Алтайского края (ИНН 2234003346, ОГРН 1022200570853), г. Бийск Алтайского края о признании недействительным электронного аукциона (идентификатор контракта, заключенного в электронной форме N 01173000160210000170002), объявленного извещением от 28.12.2021 года N 0117300016021000017, проведенного на торговой площадке в сети "Интернет" по адресу: www.rts-tender.ru на право заключения муниципального контракта на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом (автобус) по регулируемым тарифам по муниципальным маршрутам Бийского района, о признании недействительным муниципального контракта N 0117300016021000017 от 14.02.2022 года, заключенного по результатам проведенного аукциона между администрацией Бийского района Алтайского края и обществом с ограниченной ответственностью "Зубр", о применении последствий недействительности сделки в виде возврата оплаченной обществом с ограниченной ответственностью "Зубр" цены за право заключение контракта и обеспечительного платежа в размере 312 023 рубля 74 копейки, о взыскании расходов по оплате государственной пошлины в размере 6 000 рублей 00 копеек,
В судебном заседании приняли участие:
без участия сторон (извещены)
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Зубр" (далее - истец, Общество, ООО "Зубр") обратилось в арбитражный суд с заявлением к администрации Бийского района Алтайского края (далее - ответчик, администрация, администрация Бийского района АК) о признании недействительным электронного аукциона (идентификатор контракта, заключенного в электронной форме N 01173000160210000170002), объявленного извещением от 28.12.2021 года N 0117300016021000017, проведенного на торговой площадке в сети "Интернет" по адресу: www.rts-tender.ru на право заключения муниципального контракта на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом (автобус) по регулируемым тарифам по муниципальным маршрутам Бийского района, о признании недействительным муниципального контракта N 0117300016021000017 от 14.02.2022 года, заключенного по результатам проведенного аукциона между администрацией Бийского района Алтайского края и обществом с ограниченной ответственностью "Зубр", о применении последствий недействительности сделки в виде возврата оплаченной обществом с ограниченной ответственностью "Зубр" цены за право заключение контракта и обеспечительного платежа в размере 312 023 рубля 74 копейки, о взыскании расходов по оплате государственной пошлины в размере 6 000 рублей 00 копеек.
Исковые требования мотивированы тем, что муниципальный контракт N 0117300016021000017 от 14.02.2022 не соответствует положениям Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а также Федерального закона от 13.07.2015 года N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", невозможность его исполнения истцом в связи с наличием выданных свидетельств на аналогичные маршруты третьему лицу при отсутствии расторжения контракта с ООО "Зубр", который в итоге расторгнут с 26.09.2022, Администрации Бийского района АК не наделена полномочиями по установлению или изменению указанных маршрутов и, соответственно, заключению муниципальных контрактов на осуществление перевозок по указанным маршрутам, являющимся по своей правовой природе межмуниципальными, что привело к ущемлению прав и законных интересов истца, а Реестр маршрутов регулярных перевозок по Бийскому району Алтайского края принят за пределами компетенции администрации Бийского района в части включения в него остановочных пунктов, расположенных за пределами границ Бийского района и в границах муниципального образования г. Бийск. Ответчик, зная о нарушении действующего законодательства соответствующие изменения в Реестр маршрутов не внес.
Решением от 25 июля 2023 года Арбитражного суда Алтайского края в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить исковые требования в полном объеме.
В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на то, что оспариваемый муниципальный контракт заключен за пределами полномочий заказчика, то есть в нарушение положений Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а также Федерального закона от 13.07.2015 года N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; по результатам проведенной прокуратурой района проверки 25.05.2021 в администрацию Бийского района вносилось представление, которое рассмотрено, однако с его доводами адресат не согласился, таким образом, на момент проведения оспариваемого аукциона и заключения оспариваемого контракта ответчик знал о нарушении действующего законодательства, в то время как истец руководствовался действующим в момент заключения контракта Реестром маршрутов и не мог предполагать его незаконности.
Истец представил в соответствии со статьей 262 АПК РФ отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Стороны по делу, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, явку своих представителей не обеспечили.
В порядке части 6 статьи 121, частей 3,5 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ суд счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, проверив в порядке статьи 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционный суд не нашел оснований для его отмены или изменения.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, администрацией Бийского района размещено извещение о проведении электронного аукциона от 28.12.2021 года N 0117300016021000017 на право заключения муниципального контракта на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом (автобус) по регулируемым тарифам по муниципальным маршрутам Бийского района.
Начальная максимальная цена контракта определена в соответствии с утвержденными лимитами бюджетных обязательств, согласно пункта 2 статьи 72 и пункта 3 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) и составила 40 635 рублей 53 копеек без учета налога на добавленную стоимость (далее - НДС).
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе определена 10.01.2022 года.
Дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в таком аукционе в соответствии с частью 2 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ, Закон о контрактной системе) определена 12.01.2022 года.
Дата проведения такого аукциона в соответствии с частью 3 статьи 68 Закона N 44-ФЗ определена 13.01.2022 года. Размер обеспечения исполнения контракта (в случае установления требования такого обеспечения) - 10 % от начальной максимальной цены контракта, что составляет 4 063 рубля 55 копеек.
Сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг: Начало выполнения работ в течение двенадцати календарных дней со дня заключения контракта; Окончание выполнения работа 15.01.2024 года включительно.
Место доставки товара, выполнения работы или оказания услуги - Российская Федерация, Алтайский край, Бийский район, по автобусным маршрутам N 117 "Бийск - п. Чуйский", N 118 "Бийск - п. Усть - Катунь".
К установленному времени на участие в электронном аукционе поступило 7 заявок.
К участию в электронном аукционе были допущены следующие участники - общество с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Тайга", индивидуальный предприниматель Гарина Ольга Ивановна, индивидуальный предприниматель Зубцов Сергей Геннадьевич, общество с ограниченной ответственностью "Зубр", индивидуальный предприниматель Щигрев Владимир Александрович, индивидуальный предприниматель Исаев Александр Владимирович.
Аукционная комиссия рассмотрела первые части заявок на участие в электронном аукционе в порядке, установленном статьей 67 Закона N 44-ФЗ на соответствие требованиям, установленным в документации об аукционе и приняла решение допустить поданные заявки к участию в электронном аукционе (Протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе 0117300016021000017 от 11.01.2022 года).
На основании протокола проведения электронного аукциона N 117300016021000011 от 11.01.2022 года были рассмотрены вторые части заявок, а также информация и электронные документы участников такого аукциона, предусмотренные частью 11 статьи 24.1 Закона N 44-ФЗ следующих участников аукциона:
- общество с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Тайга", сумма предложения 1 000 001 рублей 00 копеек;
- индивидуальный предприниматель Гарина Ольга Ивановна, сумма предложения 1 000 000 рублей 10 копеек;
- индивидуальный предприниматель Зубцов Сергей Геннадьевич, сумма предложения 1 000 000 рублей 09 копеек;
- общество с ограниченной ответственностью "Зубр", сумма предложения 305 000 рублей 11 копеек;
- индивидуальный предприниматель Щигрев Владимир Александрович, сумма предложения 301 000 рублей 00 копеек;
- индивидуальный предприниматель Исаев Александр Владимирович, сумма предложения 40 432 рубля 35 копеек.
Комиссия рассмотрела вторые части заявок на участие в электронном аукционе на их соответствие требованиям, установленным в аукционной документации, и приняла решение о соответствии требованиям заявок индивидуального предпринимателя Гарина Ольга Ивановна, общества с ограниченной ответственностью "Зубр", индивидуального предпринимателя Щигрев Владимир Александрович, индивидуального предпринимателя Исаев Александр Владимирович (Протокол подведения итогов электронного аукциона 117300016021000017 от 17.01.2022).
На основании рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе и в соответствии с частью 11 статьи 69 Закона N 44-ФЗ признана победителем аукциона индивидуальный предприниматель Гарина Ольга Ивановна.
Протоколом N 4 от 01.02.2022 года о признании победителя электронного аукциона уклонившимся от заключения контракта, индивидуальный предприниматель Гарина Ольга Ивановна признана уклонившейся от заключения контракта, поскольку не выполнила требования статьи 83.2 Закона N 44-ФЗ (не предоставление заказчику подписанного проекта контракта в требуемый срок). Таким образом, электронный аукцион признан несостоявшимся.
На основании части 7 статьи 51 Закона N 44-ФЗ контракт заключен с участником аукциона, чьей заявке был присвоен 2-ой номер, то есть с ООО "Зубр".
Администрация Бийского района (заказчик) и ООО "Зубр" (подрядчик) в соответствии с Законом N 44-ФЗ и Федеральным законом от 13.07.2015 года N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ) по результатам электронного аукциона, объявленного извещением от 28.12.2021 N 0117300016021000017, на основании протокола электронного аукциона от 17.01.2022 N 0117300016021000017, заключили муниципальный контракт N 0117300016021000017 на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом (автобус) по регулируемым тарифам по муниципальным маршрутам Бийского района (далее - муниципальный контракт).
Согласно пункту 1.1 муниципального контракта, подрядчик обязуется выполнить работы, связанные с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом (автобус) по регулируемым тарифам по муниципальным маршрутам Бийского района (далее - работы), параметры маршрутов установлены приложением N 1 к контракту, а заказчик обязуется принять и оплатить эти работы.
Для выполнения работ используются транспортные средства, характеристики и оборудование которых соответствуют требованиям, установленным приложением N 2 к контракту (пункт 1.2 муниципального контракта).
Пунктом 2.1 муниципального контракта, цена контракта и валюта платежа устанавливаются в российских рублях.
На основании пункта 2.2 - 2.7 муниципального контракта, цена за право заключения контракта составляет: 305 000 рублей 11 копеек. Цена контракта формируется с учетом расходов подрядчика, в том числе расходов на страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов, других обязательных платежей, которые подрядчик должен выплатить в связи с выполнением обязательств по контракту в соответствии с законодательством Российской Федерации. Цена контракта является твердой, определена на весь срок исполнения контракта и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 95 Закона о контрактной системе. Заказчик оплачивает подрядчику объем фактически выполненных работ, но не превышающий объема работ, подлежащих выполнению в соответствии с приложением N 3 к контракту, по цене единицы работы, определенной в соответствии с приложением N 5 к контракту.
Приложением N 1 к муниципальному контракту, сторонами согласованы Графики движения (выходы) транспортных средств, Сводное расписание отправления транспортных средств из остановочных пунктов.
Приложением N 1 к муниципальному контракту, сторонами также согласованы параметры маршрутов.
В соответствии с абзацем пятым Приложения N 16 к муниципальному контракту "Взаимодействие с оператором информационной системы навигации" подрядчик обязан обеспечить работу всех транспортных средств на маршрутах с выполнением не менее 90% от месячного планового значения, в соответствии с расписанием движения транспортных средств, утвержденным заказчиком. Рейс на маршруте считается невыполненным в случае, когда транспортное средство не отправилось из начального (конечного) остановочного пункта, либо, двигаясь по муниципальному маршруту из начального остановочного пункта, не прибыло в конечный остановочный пункт, а также, двигаясь по муниципальному маршруту из конечного остановочного пункта, не прибыло в начальный остановочный пункт.
Согласно абзацу пятнадцатому Приложения N 16 к муниципальному контракту в случае самостоятельной разработки расписания движения утверждать его заказчиком в установленном порядке, предоставлять предприятию утвержденное расписание не позднее, чем за два дня до ввода его в действие.
Решением Бийского районного суда Алтайского края от 04.04.2022 по делу N 2а-15/2022 признано незаконным бездействие Администрации Бийского района Алтайского края по непринятию мер, направленных на приведение в соответствие с действующим законодательством Реестра маршрутов регулярных перевозок по Бийскому району Алтайского края, утв. заместителем главы администрации Бийского района 22.07.2020, путем исключения из него промежуточных остановочных пунктов, расположенных на территории г. Бийска и подведомственной органам местного самоуправления г. Бийска. На ответчика возложена обязанность привести в соответствие с действующим законодательством Реестр маршрутов регулярных перевозок по Бийскому району Алтайского края.
Основанием для принятия указанного судебного акта явилось отсутствие у ответчика (Администрации Бийского района Алтайского края) полномочий по установлению и изменению межмуниципальных маршрутов, в связи с чем, Реестр маршрутов регулярных перевозок по Бийскому району Алтайского края, утв. заместителем главы администраций Бийского района 22.07.2020 года, принят за пределами компетенции администрации Бийского района в части включения в него остановочных пунктов, расположенных за пределами границ Бийского района и в границах муниципального образования г. Бийск.
После вступления в законную силу вышеуказанного судебного акта, Министерством транспорта Алтайского края и Администрацией Бийского района Алтайского края инициирована процедура по передаче маршрутов в ведение Министерства транспорта Алтайского края.
Приказом Министерства транспорта Алтайского края от 18.05.2022 года N 99 установлены межмуниципальные маршруты, в том числе N 401, 417, 418, 431.
20.05.2022 года Министерством транспорта Алтайского края в соответствии с требованиями Закона N 220-ФЗ объявлен открытый конкурс N 2022-4 на право осуществления перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок между г. Бийском и сельскими поселениями Бийского района, по результатам которого 12.08.2022 года свидетельства об осуществлении регулярных перевозок по маршруту N 117 "Бийск - п. Чуйский" (маршрут N 417) и маршруту N 118 "Бийск - п. Усть - Катунь" (маршрут N 418) выданы участнику открытого конкурса индивидуальному предпринимателю Щигреву В.А.
При этом на момент выдачи свидетельств действующий контракт на аналогичные маршруты с истцом ответчиком расторгнут не был.
Как указывает истец, ООО "Зубр" неоднократно обращалось в Министерство транспорта Алтайского края, Прокуратуру Алтайского края, Федеральную антимонопольную службу с заявлениями о невозможности исполнения истцом заключенного контракта в связи с наличием выданных свидетельств на аналогичные маршруты третьему лицу при отсутствии расторжения контракта с ООО "Зубр".
14.02.2022 года Администрацией Бийского района принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с нарушением ООО "Зубр" условий контракта.
16.09.2022 года ответчик уведомил истца об одностороннем отказе от исполнения контракта. Контракт расторгнут с 26.09.2022 года.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из следующих норм материального права, с которыми суд апелляционной инстанции соглашается
В соответствии с пунктом 1 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.
Пунктом 4 статьи 447 ГК РФ определено, что выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.
Согласно пункту 1 статьи 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Торги могут быть признаны недействительными в случае, если: кто-либо необоснованно был отстранен от участия в торгах; на торгах неосновательно была не принята высшая предложенная цена; продажа была произведена ранее указанного в извещении срока; были допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи; были допущены иные нарушения правил, установленных законом.
Как указано в пункте 2 статьи 449 ГК РФ признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных статьей 167 настоящего Кодекса.
Положения статьи 449 ГК РФ должны применяться во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 166 ГК РФ и частью 1 статьи 4 АПК РФ и быть направлены на соблюдение режима законности при проведении торгов и защиту интересов лиц, чьи права затронуты нарушением правил проведения торгов. При этом нарушения, с которыми заинтересованное лицо связывает недействительность торгов, должны быть существенными, то есть влияющими на результат торгов, и должны затрагивать интересы лица, обратившегося с иском о признании торгов недействительными.
Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок регулируются Закон N 220-ФЗ.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах муниципального городского округа.
В силу части 2 статьи 14 Закона N 220-ФЗ осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления, либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
Законом N 44-ФЗ регулируются отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (пункт 1 статьи 1 Закона о контрактной системе).
Электронный аукцион является одним из конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (часть 2 статьи 24 Закона N 44- ФЗ).
При электронном аукционе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 стать 59 Закона N 44-ФЗ, действующего в спорный период).
Согласно части 2 статьи 53 Закона N 44-ФЗ, действующего в спорный период, заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям указанного Федерального закона, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
Из положений статьи 4 АПК РФ следует, что удовлетворение исковых требований о признании торгов недействительными должно приводить к восстановлению нарушенных прав истца.
Из разъяснений, приведенных в пункте 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 101 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства" лицо, обращающееся с требованием о признании торгов недействительными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных гражданским законодательством. Нарушения порядка проведения торгов не могут являться основаниями для признания торгов недействительными по иску лица, чьи имущественные права и интересы данными нарушениями не затрагиваются и не могут быть восстановлены при применении последствий недействительности заключенной на торгах сделки.
Поэтому, требуя признания результатов конкурса недействительными, истец должен представить суду доказательства нарушения закона при проведении конкурса, а также нарушения его прав, которые будут восстановлены в случае признания конкурса недействительным.
Из указанного также следует, что возможность признания торгов недействительными в связи с нарушением предусмотренных законом правил, влечет обязанность суда выяснить не только факт допущенных нарушений при проведении торгов, но также совокупность иных обстоятельств. Так, суду необходимо установить: могут ли права и законные интересы конкретного лица быть защищены и восстановлены принятием судебного акта; исполнен ли контракт, заключенный по итогам оспариваемых торгов; в чем выражается интерес лица, оспаривающего торги; насколько признание торгов недействительными отвечает публичным интересам.
В материалы дела представлены документы о частичном исполнении муниципального контракта, заключенный по итогам оспариваемых торгов, а в последующем расторгнут ответчиком в одностороннем порядке (законность одностороннего отказа подтверждена судом решением суда Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-19607/2022).
Обстоятельства исполнения договора (соглашения), заключенного по результатам торгов, в силу пункта 1 статьи 408 ГК РФ исключают возможность приведения сторон в первоначальное положение. Это делает невозможным проведение нового конкурса и заключение нового договора на условиях, предусмотренных конкурсной документацией, и свидетельствует о невозможности восстановления путем удовлетворения его требований по иску.
Как указал Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в информационном письме от 22.12.2005 года N 101 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства" иск о признании публичных торгов недействительными, заявленный лицом, права и законные интересы которого не были нарушены вследствие отступления от установленного законом порядка проведения торгов, не подлежит удовлетворению.
Лицо, обращающееся с требованием о признании торгов недействительными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных гражданским законодательством. Нарушения порядка проведения торгов не могут являться основаниями для признания торгов недействительными по иску лица, чьи имущественные права и интересы данными нарушениями не затрагиваются и не могут быть восстановлены при применении последствий недействительности заключенной на торгах сделки.
При этом, торги могут быть признаны недействительными в случае, когда допущены такие нарушения, которые могли повлиять на определение результата торгов.
Признание торгов недействительными должно привести к восстановлению нарушенных прав и интересов лица, предъявившего соответствующий иск (определение Конституционного суда Российской Федерации от 16.07.2009 года N 739-О-О, постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 07.02.2012 года N12573/11 и от 29.01.2013 года N11604/12).
В связи с изложенным, лицо, обращающееся в суд с требованием об оспаривании процедуры и результатов аукциона, должно доказать наличие защищаемого права и интереса.
Иной подход является злоупотреблением правом со стороны истца и не подлежит судебной защите, в соответствии с положениями статьи 10 ГК РФ, нарушает права лиц, заключивших и исполнивших контракт
Оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, в отсутствие доказательств свидетельствующих о существенности нарушений, допущенных Администрацией Бийского района АК при организации и проведении оспариваемого электронного аукциона, и о том, что данные нарушения повлияли на процедуру электронного аукциона и ее результаты, в отсутствие доказательств нарушения прав истца результатами этих торгов, учитывая, что при организации и проведении оспариваемых торгов организатором торгов каких - либо нарушений допущено не было и по результатам торгов был заключен оспариваемый муниципальный контракт, соглашаясь в данном случае с позицией ответчика о необходимости сохранения баланса частных и публичных интересов, суд первой инстанции не нашел правовых оснований для удовлетворения требований истца.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что на дату размещения извещения о проведении электронного аукциона, а также на дату заключения муниципального контракта, решение суда, устанавливающее отсутствие у Администрации Бийского района АК полномочий по установлению и изменению межмуниципальных маршрутов, отсутствовало, было вынесено 04.04.2022 и вступило в законную силу 12.05.2022.
В результате возложенной на Администрацию Бийского района Алтайского края обязанности привести в соответствие с действующим законодательством Реестр маршрутов регулярных перевозок по Бийскому району Алтайского края, утвержденный заместителем Главы Администрации района 22.07.2020 путем исключения из него промежуточных остановочных пунктов, расположенных на территории г. Бийска и подведомственной органам местного самоуправления г. Бийска в срок до 01.10.2022, Реестр маршрутов регулярных перевозок по Бийскому району Алтайского края, утвержденный заместителем Главы Администрации 22.07.2020, признан утратившим силу с 01.10.2022 на основании Постановления Администрации Бийского района от 27.09.2022 N 715 "Об отмене реестра маршрутов регулярных перевозок по Бийскому району Алтайского края".
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, до вступления решения в законную силу у Администрации Бийского района АК отсутствовали правовые основания для непринятия мер по организации транспортного обслуживания населения Бийского района Алтайского края, а результат рассмотрения дела ответчику не мог быть известен на дату принятия решения о проведении конкурсных процедур.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции,
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Кроме того, отклоняя довод истца о наличии возможности возврата обеспечительного платежа путем признания результатов аукциона и сделки недействительными, суд обоснованно указал, что вступившим в законную силу решением суда Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-19607/2022 судом отказано в удовлетворении иска ООО "Зубр" к администрации Бийского района Алтайского края о признании недействительной односторонней сделки по расторжению контракта N 0117300016021000017 от 14.02.2022, заключенного между Администрацией Бийского района Алтайского края и ООО "Зубр", оформленную решением об одностороннем отказе от исполнения контракта от 16.09.2022 и о применении последствий недействительности ничтожной сделки путем приведения сторон в первоначальное положение, существовавшее до незаконного расторжения контракта.
Исходя из фактических обстоятельств спора, суд пришел к выводу о недоказанности факта наступления неблагоприятных последствий для ООО "Зубр" в результате совершения заказчиком одностороннего отказа, а также нарушений прав и законных интересов истца. Судом данным решением также отказано в удовлетворении требования о применении последствий недействительности сделки в виде взыскания убытков в виде внесенной платы за право заключения контракта в размере 305 000 рублей 11 копеек и обеспечительного платежа в размере 7 023 рубля 00 копеек.
Таким образом, избранный заявителем способ защиты не приведет к восстановлению его прав, в сфере правовых интересов истца отсутствует неопределенность, устранение которой возможно в случае удовлетворения требований о признании недействительными аукциона и заключенного по его итогам контракта, при этом из положений части 1 статьи 4 АПК РФ следует, что обращение с иском в суд должно иметь своей целью восстановление нарушенных прав.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы рассмотрены судом апелляционной инстанции и признаны несостоятельными, поскольку они сводятся к несогласию заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом первой инстанции представленных в материалы дела доказательств, что не свидетельствует о нарушении судом первой инстанции норм материального, а также процессуального права.
Заявителем апелляционной жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что при принятии решения арбитражным судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, а, следовательно, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и отмены решения не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно статье 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ, расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относится на ее подателя.
Руководствуясь статьей 110, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 25.07.2023 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-19609/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Зубр" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
М.Ю. Подцепилова |
Судьи |
Р.А. Ваганова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.