г. Киров |
|
23 октября 2023 г. |
Дело N А82-2490/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 октября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 октября 2023 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Минаевой Е.В.,
судей Волковой С.С., Ившиной Г.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кондаковой О.С.
без участия представителей,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "ТНС энерго Ярославль"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 30.07.2023 по делу N А82-2490/2023
по заявлению публичного акционерного общества "ТНС энерго Ярославль" (ИНН 7606052264, ОГРН 1057601050011)
к Департаменту государственного жилищного надзора Ярославской области (ИНН 7604077295, ОГРН 1057600606612)
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Дом Эконом" (ИНН 7608034461, ОГРН 1187627005785),
о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "ТНС энерго Ярославль" (далее - заявитель, ПАО "ТНС энерго Ярославль") обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением к Департаменту государственного жилищного надзора Ярославской области (далее - ответчик, Департамент) о признании незаконным бездействия, выразившегося в нарушении срока направления обществу с ограниченной ответственностью "Дом Эконом" постановления о назначении административного наказания от 25.05.2021 N 737-07-6/21, постановления о назначении административного наказания от 28.12.2021 N 1359-07-1/21.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Дом Эконом" (далее - ООО "Дом Эконом").
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 30.07.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ПАО "ТНС энерго Ярославль" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт.
Из апелляционной жалобы следует, что бездействие Департамента нарушает охраняемые законом права и законные интересы ПАО "ТНС энерго Ярославль", так как влечет за собой продолжение поставки электрической энергии (мощности) по договорам ресурсоснабжения заведомо недобросовестным и неплатежеспособным исполнителем коммунальных услуг, увеличение его задолженности перед гарантирующим поставщиком.
Департамент в отзыве на апелляционную жалобу указал, что заявитель не обосновал нарушение своих прав оспариваемым бездействием. Ответчик полагает, что ПАО "ТНС энерго Ярославль" имеет механизмы защиты своих прав гражданско-правового характера, в том числе взыскание задолженности, расторжение договора. Также Департамент отметил, что заявитель не вправе контролировать деятельность уполномоченного органа, ответчик вправе выбрать, применить или нет такую крайнюю меру как исключение сведений о многоквартирных домах из реестра лицензий.
Стороны, третье лицо явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассматривается в отсутствие представителей сторон, третьего лица.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ПАО "ТНС энерго Ярославль" является гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории Ярославской области на основании Приказа Департамента энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 11.02.2015 N 8-гр/зд.
Постановлениями Департамента от 25.05.2021 N 737-07-6/21 и от 28.12.2021 N 1359-07-1/21 ООО "Дом Эконом" привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.1.3. КоАП РФ.
Привлечение третьего лица к административной ответственности обусловлено наличием подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом задолженности перед ПАО "ТНС энерго Ярославль" в размере, превышающем 2 среднемесячные величины обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения.
При этом оба указанных постановления направлены Департаментом в адрес третьего лица 20.09.2022.
Как указывает заявитель, в течение двенадцати месяцев со дня назначения административного наказания за нарушение лицензионных требований, которое отнесено к грубым нарушениям лицензионных требований, указанным исполнителем коммунальных услуг было вновь совершено такое же нарушение лицензионных требований.
В связи с этим письмом от 06.10.2021 N 02-1/26385 заявитель обратился к ответчику с заявлением об исключении из реестра лицензий субъекта Российской Федерации сведений о многоквартирных домах, находящихся под управлением указанного выше исполнителя коммунальных услуг на основании части 5.2. статьи 198 Жилищного кодекса РФ.
В ответ на указанное выше обращение Департамент письмом от 03.11.2021 N ИХ.07-3/5223, сообщил о том, что в отношении ООО "Дом Эконом" будут приняты меры административного реагирования.
Однако, как указывает заявитель, какие-либо меры административного характера в отношении ООО "Дом Эконом" Департаментом приняты не были.
Длительное бездействие Департамента, выразившееся в несвоевременном направлении в адрес третьего лица постановлений о привлечении к административной ответственности, по мнению заявителя, создало последнему препятствия в реализации права требовать исключения ООО "Дом Эконом" из реестра лицензий в порядке части 5.2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации. В этой связи ПАО "ТНС энерго Ярославль" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя.
Как разъяснено в пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" действия (бездействие) должностных лиц, связанные с применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, которые не могут оказать влияние на вывод о виновности либо невиновности лица, в отношении которого решается вопрос о привлечении к административной ответственности, но повлекшие нарушение прав, свобод физических или юридических лиц, могут быть оспорены ими в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ, главой 24 АПК РФ, в том числе в случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении либо прекращения производства по делу об административном правонарушении.
В таком же порядке могут быть оспорены решения органов власти, должностных лиц, их действия (бездействие), принятые, совершенные после вынесения постановления по делу об административном правонарушении и связанные с ним, для которых КоАП РФ, главой 25 АПК РФ не установлен порядок обжалования (например, отказ в предусмотренном законом порядке возвратить водительское удостоверение по истечении срока лишения специального права).
На основании части 2 статьи 29.11 КоАП РФ копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу, или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.
Указанные требования обеспечивают права лица, привлеченного к административной ответственности, обжаловать постановление, в том числе, соблюдение им сроков обжалования.
Заявителем в рассматриваемом случае оспаривается нарушение Департаментом срока направления постановлений не в адрес самого заявителя, а в адрес третьего лица, которое и было привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела, постановлением от 25.05.2021 N 737-07-6/21 Департамент привлек ООО "Дом Эконом" к административной ответственности по части 3 статьи 14.1.3 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде предупреждения.
Постановлением от 28.12.2021 N 1359-07-1/21 Департамент привлек ООО "Дом Эконом" к административной ответственности по части 3 статьи 14.1.3 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде предупреждения.
Указанные постановления направлены Департаментом ООО "Дом Эконом" 20.09.2022 и получены им 22.09.2022.
Следовательно, установленный частью 2 статьи 29.11 КоАП РФ срок отправления постановления по делу об административно правонарушении нарушен, на что правильно указал суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных ПАО "ТНС энерго Ярославль" требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое бездействие не нарушило права заявителя.
Повторно оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, апелляционный суд также пришел к выводу о недоказанности нарушения прав Департамента оспариваемым бездействием.
Согласно части 5.3 статьи 198 ЖК РФ в случае, если лицензиатом и (или) должностным лицом, должностными лицами лицензиата в течение двенадцати месяцев со дня назначения административного наказания за нарушение лицензионных требований, которое отнесено к грубым нарушениям лицензионных требований, вновь совершено такое нарушение лицензионных требований, по решению органа государственного жилищного надзора из реестра лицензий субъекта Российской Федерации исключаются сведения о многоквартирном доме или многоквартирных домах в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
К грубым нарушениям относится нарушение лицензионного требования, предусмотренного подпунктом "б" пункта 3 Положения N 1110, в части наличия у лицензиата признанной им или подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом задолженности перед ресурсоснабжающей организацией в размере, равном или превышающем две среднемесячные величины обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения, заключенному в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещения в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида и (или) приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, независимо от факта последующей оплаты указанной задолженности лицензиатом (подпункт "д" пункта 4(1) Положения N 1110).
В пункте 4(2) Положения N 1110 предусмотрено, что при повторном совершении лицензиатом в течение 12 месяцев со дня назначения административного наказания за нарушение лицензионных требований, которое отнесено к грубым нарушениям лицензионных требований, грубых нарушений лицензионных требований, предусмотренных подпунктами "а", "б", "г", "д" и "з" пункта 4(1) Положения N 1110, из реестра лицензий субъекта Российской Федерации в соответствии с частью 5.2 статьи 198 Кодекса подлежат исключению сведения о многоквартирном доме или многоквартирных домах, в отношении которых такие грубые нарушения лицензионных требований совершены.
Таким образом, совершение лицензиатом грубых нарушений лицензионных требований вновь в течение 12 месяцев со дня назначения административного наказания является обязательным условием для исключения сведений о МКД из реестра.
Однако принятие уполномоченным органом решения об исключении сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий находится в сфере ответственности Департамента, который оценивает фактические обстоятельства при применении соответствующей меры. В этой связи основания полагать, что несвоевременным направлением постановлений по делам об административных правонарушениях в адрес третьего лица Департамент нарушил права ПАО "ТНС энерго Ярославль", отсутствуют.
Следует отметить, что ранее в рамках дела N А82-20643/2021 Арбитражным судом Ярославской области уже дана оценка требованиям ПАО "ТНС энерго Ярославль" о признании незаконным бездействия Департамента, выразившегося в не исключении из реестра лицензий Ярославской области сведений о многоквартирных домах, находящихся под управлением ООО "Дом Эконом". Решение Арбитражного суда Ярославской области от 18.01.2023 по делу N А82-20643/2021 оставлено без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 10.05.2023.
Апелляционный суд также находит обоснованным довод Департамента о том, что заявитель не лишен возможности принять меры по взысканию с третьего лица уже имеющихся задолженностей.
Довод ПАО "ТНС энерго Ярославль" о том, что бездействие Департамента приведет к образованию новой задолженности, носит предположительный характер.
На основании изложенного, с учетом установленных по делу фактических обстоятельств, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные доказательства, не установив совокупности условий, предусмотренных статьями 198, 201 АПК РФ, суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных ПАО "ТНС энерго Ярославль" требований.
Содержащиеся в апелляционной жалобе доводы не опровергают выводов суда первой инстанции и по существу сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судом обстоятельств, оснований для переоценки которых суд апелляционной инстанции не усматривает. Нормы материального и процессуального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно.
При изложенных выше обстоятельствах решение Арбитражного суда Ярославской области от 30.07.2023 по делу N А82-2490/2023 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу ПАО "ТНС энерго Ярославль" - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя жалобы.
Поскольку при подаче апелляционной жалобы ПАО "ТНС энерго Ярославль" по платежному поручению от 31.08.2023 N 10956 за рассмотрение апелляционной жалобы уплатило государственную пошлину в размере 3 000 рублей, Обществу надлежит вернуть излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 1 500 рублей.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 30.07.2023 по делу N А82-2490/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу публичного акционерного общества "ТНС энерго Ярославль" - без удовлетворения.
Возвратить публичному акционерному обществу "ТНС энерго Ярославль" (ИНН 7606052264, ОГРН 1057601050011) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 500 (одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 31.08.2023 N 10956.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ярославской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Е.В. Минаева |
Судьи |
С.С. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-2490/2023
Истец: ПАО "ТНС ЭНЕРГО ЯРОСЛАВЛЬ"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО НАДЗОРА ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ООО " Дом Эконом"