г. Хабаровск |
|
24 октября 2023 г. |
А73-20590/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 октября 2023 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гричановской Е.В.
судей Воробьевой Ю.А, Самар Л.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Егожа А.К., в судебном заседании принимали участие: от Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края: Вербинская Т.П., по доверенности от 17.05.2023; от Министерства финансов Хабаровского края: Ткаченко О.А., по доверенности от 24.09.2021; от Рыболовецкой артели (колхоз) имени 50 лет Октября: Садчиков Д.Ю., по доверенности от 12.07.2022, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края на решение Арбитражного суда Хабаровского края от 06.07.2023 по делу N А73-20590/2022 по исковому заявлению рыболовецкой артели (колхоз) имени 50 лет Октября (ОГРН 1032700150010, ИНН 2709001128) к Управлению жизнеобеспечения района администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края (ОГРН 1102709001460, ИНН:2709013525), к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (ОГРН 1032700316560, ИНН 2721104828) о взыскании 1 400 351,89 руб., третье лицо: Министерство финансов Хабаровского края,
УСТАНОВИЛ:
рыболовецкая артель (колхоз) имени 50 лет Октября обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением к управлению жизнеобеспечения района администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края о взыскании убытков, составляющих неполученные доходы, связанные с применением регулируемых тарифов на тепловую энергию, в соответствии с соглашением от 13.01.2022 N 5 в размере 1 600 351,89 руб., расходов по оплате государственной пошлины в размере 29 005 руб.
Определением от 23.01.2023 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (далее - Министерство ЖКХ Хабаровского края) и Министерство финансов Хабаровского края.
Протокольным определением от 22.03.2023 судом принято уменьшение размера исковых требований до 1 400 351,89 руб.
В порядке ст. 46 АПК РФ Министерство ЖКХ Хабаровского края привлечено судом к участию в деле в качестве соответчика.
Решением суда Хабаровского края от 06.07.2023 с Министерства ЖКХ Хабаровского края в пользу Рыболовецкой артели (колхоз) имени 50 лет Октября взыскана компенсация в размере 1 400 351,89 руб., расходы по уплате государственной пошлины в сумме 27 004 руб.
В удовлетворении требований к Управлению жизнеобеспечения района администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство ЖКХ Хабаровского края (с учетом дополнительных пояснений от 02.10.2023) обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 06.07.2023 отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Определением Шестого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2023 апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 13.09.2023.
До начала судебного заседания от Рыболовецкой артели (колхоз) имени 50 лет Октября и от Управления жизнеобеспечения района Администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края поступили письменные отзывы на апелляционную жалобу.
В судебном заседании 13.09.2023 представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, настаивал на ее удовлетворении.
Представитель министерства финансов поддержал доводы жалобы, просил обжалуемый судебный акт отменить, представил письменный отзыв.
Представитель рыболовецкой артели и представитель управления жизнеобеспечения района по доводам апелляционной жалобы возражали, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на судебные акты по аналогичным спорам N Ф03-1190/2023, N Ф03-1196/2023.
В соответствии с ч. 5 ст. 158 АПК РФ судебное разбирательство неоднократно откладывалось.
Определением суда от 17.10.2023 произведена замена судьи Козловой Т.Д., находящейся в отпуске, на судью Воробьеву Ю.А. на основании п. 2 ч. 3 ст. 18 АПК РФ.
В судебном заседании 18.10.2023 представители министерств жилищно-коммунального хозяйства и финансов настаивали на отмене судебного акта, представитель рыболовецкой артели просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Законность и обоснованность принятого по делу определения проверены Шестым арбитражным апелляционным судом в порядке гл. 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Рыболовецкая артель (колхоз) имени 50 лет Октября, являясь ресурсоснабжающей организацией, оказывает услуги по поставке тепловой энергии для населения на территории Даттинского сельского поселения Ваниского района Хабаровского края.
В целях компенсации ресурсоснабжающей организацией убытков в связи с производством (реализацией) тепловой энергии, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению на территории Ваниского муниципального района, между Колхозом и Управлением жизнеобеспечения района администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края было заключено соглашение от 13.01.2022 N 5 о предоставлении из районного бюджета субсидии.
Указанное соглашение дополнительным соглашением от 05.04.2022 N 1 сторонами расторгнуто.
Согласно п. 2.3 указанного дополнительного соглашения управление жизнеобеспечения района в течение пяти дней со дня расторжения соглашения от 13.01.2022 N 5 обязано перечислить получателю субсидии 1 600 531,89 руб. при условии зачисления субсидии на лицевые счета управления жизнеобеспечения района.
Указанная сумма задолженности зафиксирована сторонами в подписанном акте сверки по состоянию на 01.01.2022.
Поскольку обязательство по предоставлению субсидии управлением жизнеобеспечения района не исполнены, в том числе, в претензионном порядке (претензия от 21.06.2022 N 1-11/406), истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемым исковым заявлением.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции надлежащим ответчиком по настоящему делу признал Министерство ЖКХ Хабаровского края, руководствуясь следующим.
В соответствии со ст. 2 Закона Хабаровского края от 24.11.2004 N 222 "О компенсации организациям убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению" (далее - Закон N 222) компенсация организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую для нужд населения, производится в случае, если установленный экономически обоснованный тариф превышает установленный предельный максимальный тариф.
Законом N 222 установлено, что компенсация организациям коммунального комплекса убытков, связанных с применением ими регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению, является расходным обязательством Хабаровского края (ч. 1 ст. 3).
С целью оптимизации указанных полномочий, доступности и своевременности получения субсидий на компенсацию убытков организациями коммунального комплекса, полномочия переданы органам местного самоуправления в соответствии с Закона Хабаровского края от 31.10.2007 N 150 "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Хабаровского края по компенсации организациям убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению" (далее - Закон N 150).
Статьей 1 Закона N 150, в редакции, действовавшей до 27.03.2020, органы местного самоуправления Ванинского муниципального района Хабаровского края были наделены государственными полномочиями по компенсации организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению.
Пунктом 1 ч. 2 ст. 3 Закона N 150 на органы местного самоуправления при осуществлении ими указанных государственных полномочий возложена обязанность по компенсации организациям убытков, связанные с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению, в порядке, установленном Правительством края.
Постановлением Правительства края от 01.02.2008 N 35-пр утверждён Порядок расчёта компенсации убытков организациям от применения регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению и Порядок предоставления субвенций местным бюджетам из краевого бюджета на компенсацию организациям убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению (далее - Порядок).
Исходя из общего подхода к правовой природе такой компенсации, высказанного в постановлении Пленума ВАС РФ от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей", в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29.03.2011 N 2-П возникший в результате межтарифной разницы ущерб, являясь прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), гарантировано компенсируется ресурсоснабжающим организациям в виде выпадающих доходов, путём исполнения публично-правовым образованием установленного законом обязательства, возникшего как в связи с заключением уполномоченным органом и ресурсоснабжающей организацией соглашения о предоставлении субсидии, так и в отсутствие такового.
По общему правилу надлежащим ответчиком по иску о возмещении потерь, вызванных межтарифной разницей, является то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого принято соответствующее тарифное решение (п. 3 постановления Пленума N 87).
Согласно ч. 2 ст. 63 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансовое обеспечение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления законами субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации путем предоставления субвенций местным бюджетам из бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке. Бюджетный кодекс Российской Федерации (статья 86) устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему государственных полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.
Такой порядок, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 5 февраля 2009 года N 250-О-П, является обязательным во всех случаях.
В соответствии с пп. 2.1, 2.2 Порядка N 35-пр органами местного самоуправления в сроки, установленные подп. 1 подп. 3.1.2 п. 3.1 раздела 3 Порядка, представляется в министерство жилищно-коммунального хозяйства края расчет объема средств на возмещение убытков.
Перечисление субвенций органам местного самоуправления осуществляется министерством ежемесячно на основании расчетов на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, для последующего перечисления в установленном порядке в бюджеты муниципальных образований края.
Согласно п. 2.1 Порядка N 35-пр субвенции предоставляются Министерством ЖКХ Хабаровского края в соответствии с распределением субвенций и в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных законом о краевом бюджете на текущий финансовый год и на плановый период на указанные цели в текущем финансовом году.
Согласно п. 2.5 раздела 2 Порядка по итогам отчетного финансового года и по результатам рассмотрения расчетов, отчетов и (или) документов Министерством между Министерством и администрацией муниципального образования составляется акт сверки расчетов.
Итоги актов сверок расчетов учитываются Министерством в текущем финансовом году при уточнении бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству в законе о краевом бюджете на текущий финансовый год и на плановый период на реализацию Закона Хабаровского края N 150 (п. 2.5.3. Порядка).
Пунктом 4.2 Порядка определено, что субвенции носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
Таким образом, обязанность компенсировать теплоснабжающим организациям межтарифную разницу, образовавшуюся вследствие установления тарифа в размере ниже экономически обоснованного, может быть возложена на муниципальные образования лишь при наличии соответствующих полномочий и в случае выделения из бюджета субъекта РФ соответствующих субвенций, в пределах которых производится компенсация.
Статьей 1 Закона Хабаровского края от 17.02.2020 N 264 "О прекращении осуществления органами местного самоуправления Амурского муниципального района Хабаровского края, Ванинского муниципального района Хабаровского края переданных им государственных полномочий Хабаровского края по компенсации организациям убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению, и о внесении изменения в статью 1 закона Хабаровского края "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Хабаровского края по компенсации организациям убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению", прекращено с 1 марта 2022 года осуществление органами местного самоуправления Ванинского муниципального района Хабаровского края переданных ему государственных полномочий Хабаровского края по компенсации организациям убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению, в связи с нецелесообразностью их дальнейшего осуществления (далее - Закон N 264).
Неиспользованные остатки субвенций, предоставленных бюджету Ванинского муниципального района края для осуществления государственных полномочий, подлежат возврату в краевой бюджет в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (ст. 2 Закона N 264).
Согласно п. 4 ст. 9 Закона N 150 прекращение осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий влечет за собой прекращение финансирования переданных органам местного самоуправления государственных полномочий и возврат неиспользованных финансовых и материальных средств. Таким образом, с момента прекращения осуществления органами местного самоуправления Ванинского муниципального района Хабаровского края переданных им государственных полномочий Хабаровского края, у них отсутствует право на перечисление средств субсидии ресурсоснабжающим организациям в целях компенсации неполученных (выпадающих) доходов.
Как установлено, факт оказания истцом в исковой период (январь, февраль 2022 г.) услуг по теплоснабжению и объём отпущенной тепловой энергии подтверждаются представленными истцом в дело отчётами о фактически отпущенной тепловой энергии. Разногласий по объёмам отпущенной истцом в спорном периоде тепловой энергии между сторонами нет, соответствующий акт сверки на сумму задолженности подписан.
С учётом частичного погашения 200 000 руб., задолженность по субсидии составляет за период с января по февраль 2022 г. в сумме 1 400 351,89 руб., что подтверждается актами сверки, информацией о суммах начисленной и перечисленной субсидии, отчётом об использовании субвенций, сторонами не оспаривается.
Установлено также, что в январе - феврале 2022 г. управлению района краевые субвенции в целях компенсации получателю субсидии соответствующих затрат по теплоснабжению населения Ванинского муниципального района Хабаровского края в муниципальный бюджет района министерством не перечислялись.
Принимая во внимание, указанные обстоятельства, не позволившие муниципальному району рассчитаться с получателем субсидии, учитывая прекращение этих полномочий у администрации района с 01.03.2022, суд первой инстанции пришел к выводу, что в силу п. 1 ст. 3 Закона Хабаровского края N 222, компенсация убытков является расходным обязательством края в лице Министерства ЖКХ Хабаровского края.
Доводы Министерства ЖКХ Хабаровского края о перефинансировании субвенции и о наличии положительного сальдо по состоянию на конец 2021 г. (505,6 млн. руб. по состоянию на 01.01.2022) и на дату прекращения бюджетных полномочий муниципального района (355,5 млн. руб. по состоянию на 01.03.2022) как на причину не перечисления субвенции, суд отклонил.
Указанное сальдо не отражает реальное нахождение его составляющих денежных средств на лицевом счете муниципального образования района, а только статистически показывает общую сумму авансирования ресурсоснабжающих организаций района в предыдущие годы по субвенциям, предоставленным министерством в авансовом порядке в местный бюджет и представленных в таком же порядке в качестве субсидий муниципальным образованием конкретным теплоснабжающим организациям в рамках нормативно установленного бюджетного взаимодействия Министерства ЖКХ Хабаровского края и администрации района (Порядок N 35-пр) за вычетом сумм, расходование которых в дальнейшем соответствовало целям компенсации и их надлежащее использование было подтверждено РСО документально, то есть сальдо показывает общую сумму неиспользованных теплоснабжающими организациями остатков субвенций (фактическое перефинансирование).
При этом установлено, что колхоз не числится в перечне теплоснабжающих организаций, имеющих авансовую переплату за предыдущие годы, а действующее законодательство, в том числе Порядок N 35-пр не предусматривают возможности компенсации убытков, связанных с применением регулируемых тарифов на тепловую энергию поставляемую населению, за счет числящегося в отчетной документации положительного сальдо (авансового перефинансирования других теплоснабжающих организаций) и получения денежных средств по результатам претензионной работы администрации и инициированных ею судебных процессов к таким должникам.
Согласно ст. 2 Закона N 264 неиспользованные остатки субвенций, предоставленных бюджету Ванинского муниципального района края для осуществления государственных полномочий, подлежат возврату в краевой бюджет в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
С момента прекращения осуществления органами местного самоуправления Ванинского муниципального района Хабаровского края переданных им государственных полномочий Хабаровского края, у них отсутствует право на перечисление средств субсидии ресурсоснабжающим организациям для компенсации неполученных (выпадающих) доходов, поэтому излишне перечисленные средства субсидии подлежат возврату муниципальным образованием в бюджет края и администрация района в случае получения от должников (теплоснабжающих организаций) переплаты по ранее выданной субсидии не вправе ее направлять на иные цели.
Согласно ст. 2 Закона Хабаровского края N 264, п. 4 ст. 9 Закона Хабаровского края N 150 после прекращения делегированных администрации района бюджетных полномочий края работа по возврату авансовых переплат производится в рамках бюджетного контроля и межбюджетных отношений между Министерством ЖКХ Хабаровского края и администрацией района.
Вопросы эффективности (или не эффективности) бюджетного контроля министерства и районной администрации, связанного с формированием с нарастающим итогом на протяжении нескольких лет переходящего положительного сальдо по авансовым субвенциям и субсидиям, своевременное принятие мер по его снижению не входят в предмет настоящего спора.
Учитывая, что компенсация не может ставиться в зависимость от результатов проводимой в рамках межбюджетных отношений с министерством работы администрации района по возврату неиспользованных средств авансовых субвенций и субсидий, выделенных иным теплоснабжающим организациям района, суд первой инстанции удовлетворил иск, взыскав заявленную сумму с Министерства ЖКХ Хабаровского края.
В удовлетворении иска к Управлению жизнеобеспечения района администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края суд отказал.
Доводы министерств, изложенные в апелляционной жалобе ответчика, не содержат фактов, которые были бы не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что арбитражным судом первой инстанции обстоятельства спора в данном конкретном случае исследованы всесторонне и полно, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Основания для переоценки обстоятельств, правильно установленных судом первой инстанции, у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, арбитражным апелляционным судом не установлено.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что оснований для отмены судебного акта по приведенным доводам жалобы и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 06.07.2023 по делу N А73-20590/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Гричановская |
Судьи |
Ю.А. Воробьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-20590/2022
Истец: РЫБОЛОВЕЦКАЯ АРТЕЛЬ (КОЛХОЗ) ИМЕНИ 50 ЛЕТ ОКТЯБРЯ
Ответчик: Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, Управление жизнеобеспечения района Администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ