г. Москва |
|
24 октября 2023 г. |
Дело N А41-15204/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 октября 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Пивоваровой Л.В., Семушкиной В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания Мартенс Е.Д.,
при участии в судебном заседании:
от Прокуратура Московской области - Гончаров Р.В., по удостоверению;
от ООО "Русский гранит"- представитель по доверенности от 28.06.2023 Кондратенко О.А., представитель по доверенности от 13.01.2023 Некозырев Е.В.;
от Министерства инвестиций, промышленности и науки Московской области - представитель по доверенности от 13.09.2022 Левит Е.Д.;
от Межрайонной ИФНС России N 18 Московской области - представители не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Прокуратуры Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 31.07.2023 по делу N А41-15204/22 по заявлению Прокуратуры Московской области к ООО "Русский гранит", Министерству инвестиций, промышленности и науки Московской области, третье лицо - Межрайонная ИФНС России N 18 Московской области, о признании недействительным соглашения,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Московской области обратился в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением в интересах субъекта Российской Федерации - Московской области к ООО "Русский гранит" и Министерству инвестиций, промышленности и науки Московской области о признании недействительными в силу ничтожности заключенные между ответчиками 16.12.2019 и 25.12.2019 соглашения NN 239/12-19 и 386/12-19 о предоставлении из бюджета Московской области субсидии в размерах 2 794 675 руб. и 8 763 061 руб.
Одновременно предъявлено требование о применении последствий недействительности указанных ничтожных сделок в виде обязания ООО "Русский гранит" возвратить в бюджет Московской области полученные по соглашениям от 16.12.2019 и 25.12.2019 г. NN 239/12-19 и 386/12-19 денежные средства в размере 2 794 675 руб. и 8 763 061 руб.
Решением Арбитражного суда Московской области от 31.07.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Прокуратура Московской области обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена на официальном сайте в общедоступной автоматизированной информационной системе "Картотека арбитражных дел" в сети интернет - http://kad.arbitr.ru/ в режиме ограниченного доступа
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Московской области проверены в соответствии со статьями 266 - 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители ответчиков поддержали доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу и просил решение Арбитражного суда Московской области оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Иные лица участвующие в деле и надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили.
Апелляционная жалоба рассматривается в соответствии с нормами статей 121-123, 153, 156 АПК РФ, в отсутствие иных представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru и не заявивших о его отложении, в соответствии с частью 1 статьи 266 и частью 3 статьи 156 АПК РФ.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, апелляционную жалобу, проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, Десятый арбитражный апелляционный суд полагает обжалуемое решение подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, между Министерством инвестиций и инноваций Московской области (с 20.03.2020 Министерство инвестиций, промышленности и науки Московской области) и ООО "Русский гранит" заключены соглашения о предоставлении из бюджета Московской области субсидии юридическому лицу (за исключением государственного учреждения), индивидуальному предпринимателю - производителю товаров, работ, услуг на возмещение затрат в связи с производством товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенных на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг от 16.12.2019 г. N 239/12-19 и от 25.12.2019 г. N 386/12-19 (далее - Соглашения).
В соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации; в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федераций о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
По результатам положительных заключений рабочей группы ГКУ МО "Московский областной центр поддержки предпринимательства" от 05.11.2019 г. NN 025/ЛЗ,043/МЗ, рассмотрения заявок конкурсной комиссией и на основании приказов Министерства от 02.12.2019 г. N 138, от 23.122019 г. N 171, между Министерством области (с 20.03.2020 г. Министерство инвестиций, промышленности и науки Московской области) и Обществом заключены соглашения от 16.12.2019 N 239/12-19 и 25.12.2019 N 386/12-19 о предоставлении из бюджета Московской области субсидий в размере, соответственно, 2 794 675 руб. 00 коп. и 8 763 061 руб. 00 коп., которые были перечислены организации платежными поручениями от 19.12.2019 г. N 953 и 30.12.2019 г. N 1191.
Соглашения заключены в соответствии с подразделом 13.7.1 "Порядок предоставления субсидий из бюджета Московской области юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на реализацию мероприятия 02.01 "Частичная компенсация субъектам малого и среднего предпринимательства затрат, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров, работ, услуг), в том числе в целях повышения производительности труда" Подпрограммы III Государственной программы" (далее - Порядок 13.7.1), подразделом 13.7.2 "Порядок предоставления субсидий из бюджета Московской области юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на реализацию мероприятия 02.02 "Частичная компенсация субъектам малого и среднего предпринимательства затрат на уплату первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга оборудования, закупаемого в том числе в целях повышения производительности труда" Подпрограммы III Государственной программы" (далее - Порядок 13.7.2) государственной программы "Предпринимательство Подмосковья" на 2017-2024 годы, утвержденной постановлением Правительства Московской области от 25.10.2016 н. N 788/39 и порядком конкурсного отбора заявок на предоставление субсидии на частичную компенсацию затрат субъектам малого и среднего предпринимательства и формы заявления на предоставление субсидии, утвержденной распоряжением Министерство инвестиций и инновация Московской области от 26.07.2017 г. N 62-Р (далее - Порядок 62-Р).
Согласно условиям Соглашений Министерством предоставлены ООО "Русский гранит" субсидии в размере 2 794 675 руб. и 8 763 061 руб. (платежные поручения от 19.12.2019 г. N 953 и от 30.12.2019 г. N 1191).
Согласно пунктам 4.1.6 Соглашений в случае установления Главным распорядителем средств бюджета Московской области или получения от органа государственного финансового контроля информации о факте(ах) нарушения Получателем порядка, целей и условий предоставления Субсидии, предусмотренных Порядком предоставления субсидии и настоящим Соглашением, в том числе указания в документах, предоставленных Получателем в соответствии с настоящим Соглашением, недостоверных сведений направлять Получателю требование об обеспечении возврата Субсидии в бюджет Московской области в размере и сроки, определенные в указанном требовании.
В соответствии с пунктами 5.2 Соглашений в случае установления, в том числе по итогам проверок, проведенных Главным распорядителем средств бюджета Московской области и органами государственного финансового контроля, факта предоставления Получателем недостоверных сведений в составе заявки на предоставление Субсидии, ненадлежащего выполнения целей и условий предоставления Субсидии, установленных Соглашением, Порядком предоставления субсидий и Порядком проведения конкурсного отбора, а также своих обязательств, установленных настоящим Соглашением, Получатель обязан возвратить сумму Субсидии.
Прокуратурой Московской области в Министерстве проводилась проверка законности оказания мер поддержки субъектам предпринимательской деятельности.
По итогам проверки вынесено представление Прокуратуры от 18.11.2020 N 7/5-12-2020, в котором отражено, что ООО "Русский Гранит" были предоставлены недостоверные сведения, в рамках Конкурсного отбора на получение субсидии, а именно справки N 463596 и N 371293 ИФНС России по г. Егорьевску Московской области об отсутствии налоговой задолженности по состоянию на 02.10.2019 и 08.10.2019.
Согласно пунктам 5 Порядка 13.7.1 и 13.7.2 одним из требований, которым должно соответствовать лицо на дату подачи заявления о предоставлении субсидии, является отсутствие задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, срок исполнения по которым наступил в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Прокуратурой указано на то, что в соответствии с пунктом 8.2 Порядка 62-Р Государственным казенным учреждением Московской области "Московский областной центр поддержки предпринимательства" была запрошена у ООО "Русский Гранит" информация, подтверждающая отсутствие налоговой задолженности.
31.10.2019 и 08.11.2019 ООО "Русский Гранит" предоставило в ГКУ МО "МОЦПП" справки N 463596 и N 371293 ИФНС России по г. Егорьевску Московской области об отсутствии налоговой задолженности по состоянию на 02.10.2019 и 08.10.2019 (даты подачи заявок), которые были зарегистрированы в книге учета справок.
В ходе прокурорской проверки было установлено, что ООО "Русский Гранит" справки N 463596 и N 371293 ИФНС России по г. Егорьевску Московской области об отсутствии налоговой задолженности по состоянию на 02.10.2019 и 08.10.2019 ИФНС России по г. Егорьевску Московской области не выдавалась.
Прокурор настаивает на том, что по состоянию на 02.10.2019 и 08.10.2019 у ООО "Русский Гранит" присутствовала налоговая задолженность.
Таким образом, по мнению истца, оспариваемые сделки - соглашения о предоставлении субсидий, заключены с нарушением нормативных правовых актов, нарушают публичные интересы и интересы иных лиц, в частности, на получение субсидий (ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Кроме того, обществом допущено злоупотребление правом (ст. 10 ГК РФ), поскольку нарушен запрет на получение субсидий лицом, не отвечающим поставленным условиям.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения истца в суд с рассматриваемыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал следующее:
- Министерством доказательств нецелевого использования полученных в виде субсидий денежных средств не представило, возражений по полученным отчетам об их использовании не заявило, замечаний не имело;
- иных доказательств, кроме устного заявления о том, что Общество незаконно получило в качестве субсидий денежные средства в крупном размере, не уплатило налоги, лишило возможности других участников конкурса воспользоваться предоставляемыми из бюджета Московской области денежными средствами, истец не представил;
- предприятие ООО "Русский гранит" является действующим, достигнуты показатели по организации рабочих мест;
- налоговым органом требований о сокрытии или уклонении от уплаты налогов и сборов не предъявлялось;
- ООО "Русский гранит" является производственной компанией - заводом по производству изделий из гранита, расположенного вдали от городов, в небольшом рабочем поселке и предоставляющим рабочие места для местного населения. Общество осуществляет социально ориентированную деятельность, направленную на улучшение жилищных условий работников завода и улучшение городской и поселковой общественной инфраструктуры, предоставляет студенческой молодежи возможность проходит практику на производстве, учиться и работать на современном технологическом оборудовании.
Между тем, суд первой инстанции не учел следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
В силу п. 2 ст. 166 ГК РФ требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе. Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия. В случаях, когда в соответствии с законом сделка оспаривается в интересах третьих лиц, она может быть признана недействительной, если нарушает права или охраняемые законом интересы таких третьих лиц.
Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом (ст. 167 ГК РФ).
Согласно п. 1 ст. 168 ГК РФ за исключением случаев, предусмотренных п. 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (п. 2 ст. 168 ГК РФ).
Порядок предоставления субсидий из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, регулируется Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - БК РФ).
В силу ст. 69 БК РФ к бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования на предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам.
В соответствии с п. 1 ст. 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, алкогольной продукции, предназначенной для экспортных поставок, винограда, винодельческой продукции, произведенной из указанного винограда: вин, игристых вин (шампанских), ликерных вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специальных вин), виноматериалов, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации), выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются: из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (пп. 2 п. 2 ст. 78 БК РФ).
Согласно п. 3 ст. 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий, а также результаты их предоставления;
3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;
4) случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии);
5) положения об осуществлении в отношении получателей субсидий и лиц, указанных в п. 5 настоящей статьи, проверок главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидии, соблюдения ими порядка и условий предоставления субсидий, в том числе в части достижения результатов их предоставления, а также проверок органами государственного (муниципального) финансового контроля в соответствии со статьями 268.1 и 269.2 настоящего Кодекса.
Постановлением Правительства Московской области от 25.10.2016 N 788/39 утверждена государственной программы Московской области "Предпринимательство Подмосковья" на 2017 - 2024 годы" (далее - государственная программа).
В п. 13.7.2 государственной программы предусмотрен Порядок предоставления субсидий из бюджета Московской области юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на реализацию мероприятия 2.2 "Частичная компенсация субъектам малого и среднего предпринимательства затрат на уплату первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга оборудования, закупаемого в том числе в целях повышения производительности труда" Подпрограммы III Государственной программы (далее - порядок, в редакции, действовавшей на момент заключения оспариваемых соглашений).
Согласно п. 2 порядка субсидия предоставляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Мининвесту Московской области законом Московской области о бюджете Московской области на соответствующий финансовый год и плановый период в рамках мероприятия 2.2 "Частичная компенсация субъектам малого и среднего предпринимательства затрат на уплату первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга оборудования, закупаемого в том числе в целях повышения производительности труда" Подпрограммы III Государственной программы, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных Мининвесту Московской области.
Главным распорядителем средств бюджета Московской области, осуществляющим предоставление субсидии, является Мининвест Московской области.
Целью предоставления субсидии является возмещение затрат, произведенных не ранее 1 января года объявления Конкурсного отбора на предоставление субсидии (далее - Конкурсный отбор), связанных с оплатой первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга с российскими лизинговыми организациями на: приобретение в лизинг оборудования, устройств, механизмов, станков, приборов, аппаратов, агрегатов, установок, машин, спецтехники, относящегося ко второй и выше амортизационным группам Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 N 1 "О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы", для создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг) (далее - Оборудование); приобретение в лизинг универсальных мобильных платформ: мобильная служба быта; мобильный шиномонтаж; мобильный пункт быстрого питания; мобильный пункт производства готовых к употреблению продуктов питания (хлебобулочные и кондитерские изделия, блины, гриль, пончики и прочее); мобильный ремонт обуви; мобильный центр первичной обработки и фасовки сельскохозяйственной продукции; мобильный пункт заготовки молочной продукции (п. 3 порядка).
Пунктом 4 порядка предусмотрены критерии отбора лиц для предоставления субсидии. Одним из таких критериев является представление полного пакета документов в соответствии с требованиями Порядка.
К требованиям, которым должно соответствовать лицо на дату подачи заявления на предоставление субсидии, в силу п. 5 порядка, относится в том числе отсутствие задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, срок исполнения по которым наступил в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 12 порядка, основаниями для отказа в допуске заявки к рассмотрению Конкурсной комиссией или предоставлении субсидии являются: несоответствие лица критериям и Требованиям, установленным Порядком; недостоверность представленной лицом информации.
Из материалов дела следует, что при получении субсидии в Мининвест 31.10.2019 и 08.11.2019 ООО "Русский Гранит" предоставило справки N 463596 и N 371293 ИФНС России по г. Егорьевску Московской области об отсутствии налоговой задолженности по состоянию на 02.10.2019 и 08.10.2019 (даты подачи заявок), которые были зарегистрированы в книге учета справок.
В ходе прокурорской проверки было установлено, что ООО "Русский Гранит" справки N 463596 и N 371293 ИФНС России по г. Егорьевску Московской области об отсутствии налоговой задолженности по состоянию на 02.10.2019 и 08.10.2019 ИФНС России по г. Егорьевску Московской области не выдавалась.
Однако, по состоянию на 02.10.2019 и 08.10.2019 у ООО "Русский Гранит" присутствовала налоговая задолженность, что подтверждается материалами дела.
Таким образом, соглашения заключены в нарушение требований БК РФ и принятого в соответствии с ним нормативного правового акта - утвержденной государственной программы, в части ее раздела 13.7.2, а именно, при наличии задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, срок исполнения по которым наступил в соответствии с законодательством Российской Федерации, необходимость отсутствия которой предусмотрена в требованиях, которым должно соответствовать лицо на дату подачи заявления на предоставление субсидии (п. 5 порядка).
Спорные соглашения нарушают требования закона, иного правового акта, что является одним из условий для признания их ничтожными в соответствии с п. 2 ст. 168 ГК РФ.
Вторым условием является посягательство спорных сделок на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц.
Согласно разъяснениям, содержащихся в п. 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", применительно к статьям 166 и 168 ГК РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы.
С учетом того обстоятельства, что на основании спорных соглашений из бюджета субъекта Российской Федерации - Московской области - с нарушением требований нормативных актов были выделены значительные финансовые средства в размере 715 050 руб. и 2 262 196 руб., которые относятся к имуществу казны Московской области, государственные органы которой действуют в интересах всего населения Московской области, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что данными соглашениями нарушены интересы неопределенного круга лиц, что позволяет квалифицировать эти соглашения как ничтожные сделки.
Учитывая изложенное, соглашения являются ничтожными сделками на основании п. 2 ст. 168 ГК РФ.
В качестве применения последствий недействительности ничтожных сделок - соглашений о выдаче субсидий истец просит обязать ООО "Русский гранит" возвратить в бюджет Московской области полученные по соглашениям от 16.12.2019 и 25.12.2019 г. NN 239/12-19 и 386/12-19 денежные средства в размере 2 794 675 руб. и 8 763 061 руб.
Ответчик, возражая по требованиям, указывает, что соглашения о предоставлении субсидии заключено в соответствие с подразделом 13.7.1, а не 13.7.2, имеется преюдициальное решение по делу N А41-27320/22, отсутствуют доказательства нарушения публичных интересов, новые редакции порядков улучшают положения лица, которому предоставлена субсидия подраздела 12.
Требование об отсутствии неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах установлено в п. 5 ч. 10 Порядка проведения отбора получателей субсидий для предоставления субсидий как в подразделе 13.7.1, так и подразделе 13.7.2.
Фактические обстоятельства по делу об условиях предоставлений субсидий только при отсутствии у субъекта предпринимательской деятельности налоговой задолженности установлены судом, указание иного подраздела с аналогичным требованием не могло существенно повлиять на выводы суда.
Согласно ч. 1 ст. 69 АПК РФ обстоятельства дела, признанные арбитражным судом общеизвестными, не нуждаются в доказывании.
Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица (ч. 2 ст. 69 АПК РФ).
Из указанных выше положений следует, что одним из условий, имеющим преюдициальное значение для разрешения другого спора, является наличие аналогичного субъективного состава участников в ранее рассмотренном и в последующих спорах.
Вместе с тем, в деле N А41-27320/22 Прокуратура области участия не принимала. Более того, в настоящем споре иные предмет иска и способ защиты прав.
Согласно п. 2 ст. 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Согласно Порядку проведения отбора получателей субсидий получатели определяются по результатам конкурса исходя из наилучших условий достижения результатов, определяемые исходя из критериев оценки заявок.
В этой связи установлен ряд требований, в том числе по отсутствию налоговой задолженности, направленных на достижение необходимого результата, в котором и выражаются интересы государства по адресному и целевому использованию бюджетных средств, предназначенных для субъектам предпринимательской деятельности, а также сформулированы интересы иных предпринимателей, которые соответствовали необходимым критериям.
В соответствии с п. 1 ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
Прокуратура области не заявляла требование о возврате денежных средств в связи с нарушением соглашений о предоставлении субсидии.
Указанная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Московского округа от 11.08.2023 по делу N А41-15201/22.
Исходя из изложенного, указанные соглашения являются недействительными с момента их заключения, какие-либо новые редакции к данным правоотношениям не применимы.
Таким образом, обжалуемое решение подлежит отмене, а исковые требования - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 31.07.2023 по делу N А41-15204/22 отменить.
Признать недействительным в силу ничтожности соглашение N 386/12-19 от 25.12.2019 о предоставлении из бюджета Московской области субсидии в размере 8 763 061 руб., заключенное между ООО "Русский гранит" и Министерством инвестиций, промышленности и науки Московской области.
Признать недействительным в силу ничтожности соглашение N 239/12-19 от 16.12.2019 о предоставлении из бюджета Московской области субсидии в размере 2 794 675 руб., заключенное между ООО "Русский гранит" и Министерством инвестиций, промышленности и науки Московской области.
Применить последствия недействительности указанных ничтожных сделок в виде обязания ООО "Русский гранит" возвратить в бюджет Московской области полученные по соглашению от 16.12.2019 N 239/12-19 денежные средства в сумме 2 794 675 руб. и по соглашению от 25.12.2019 N 386/12-19 денежные средства в сумме 8 763 061 руб.
Взыскать с ООО "Русский гранит" (ИНН 5011030260) в доход федерального бюджета 7 500 руб. государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Коновалов |
Судьи |
Л.В. Пивоварова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.