город Москва |
|
24 октября 2023 г. |
дело N А40-90795/23 |
Резолютивная часть постановления оглашена 03.10.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 24.10.2023.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Кочешкова М.В., Сумина О.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению имуществом Администрации Наро-Фоминского городского округа
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 12.07.2023 по делу N А40-90795/23
по заявлению Комитета по управлению имуществом Администрации Наро-Фоминского
городского округа
к УФАС России по Московской области
третьи лица: МКУ "Центр торгов Наро-Фоминского городского округа", ООО "РТС-Тендер", Министерство социального развития Московской области, ООО "Аванта"
о признании незаконными решения и предписания;
при участии:
от заявителя - Сухова О.В. по доверенности от 10.02.2023;
от заинтересованного лица - Маначинский П.О. по доверенности от 24.03.2023;
от третьих лиц - не явились;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 12.07.2023 в удовлетворении заявленных Комитетом по управлению имуществом Администрации Наро-Фоминского городского округа требований о признании незаконными решений УФАС России по Московской области от 07.02.2023 по делам N 050/06/105-3331/2023, N 050/06/105-3332/2023, N 050/06/105-3333/2023, N 050/06/105-3335/2023, отказано.
Комитет не согласился с выводами суда, обратился с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
В качестве третьих лиц в деле участвуют Муниципальное казенное учреждение "Центр торгов Наро-Фоминского городского округа", ООО "РТС-Тендер", Министерство социального развития Московской области, ООО "Аванта", представители в судебное заседание не явились, информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представители Комитета и антимонопольного органа в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 24.01.2023 Муниципальным казенным учреждением "Центр торгов Наро-Фоминского городского округа" (заказчик) на официальном сайте Единой информационной системы www./zaкupki.gov.ru, на сайте электронной площадки ООО "РТС-Тендер" ko@rts-tender.ru размещено извещение N 0148300062723000008 о проведении заказчиком электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на покупку квартиры для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (идентификационный код закупки 233503001126350300100100050014120412).
Начальная (максимальная) цена контракта 5.086.092 руб.; дата и время начала срока подачи заявок на участие в электронном аукционе - 24.01.2023 17:23; дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе - 01.02.2023 10:00; дата подведения итогов определения поставщика - 03.02.2023. К извещению о проведении электронного аукциона прикреплена необходимая аукционная документация, а именно: обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единицы товара, работы, услуг, проект муниципального контракта N 0148300062723000008 на покупку квартиры для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составленный 19.01.2023, со всеми приложениями к нему, в том числе Приложением N 5 - описание объекта закупки на покупку квартиры для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Пунктом 2.3 Приложения N 5 предусмотрено, что до заключения контракта жилое помещение осматривается заказчиком, для оценки на соответствие требованиям к функциональным характеристикам (потребительским свойствам), качественным характеристикам жилого помещения, наличие развитой социальной и транспортной инфраструктуры, установленным документацией об аукционе в электронной форме на право заключения муниципального контракта на приобретение жилого помещения с составлением акта осмотра; срок осмотра жилого помещения (квартиры) - 3 (три) дня с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов электронного аукциона".
Согласно размещенному на официальном сайте Единой информационной системы протоколу N 0148300062723000008 от 03.02.2023 подведения итогов определения поставщика, победителем аукциона признан участник закупки с идентификационным номером 113424222.
14.02.2023 между заказчиком и победителем аукциона заключен муниципальный контракт N 0148300062723000008 на покупку квартиры для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
24.01.2023 уполномоченное учреждение заказчика на официальном сайте Единой информационной системы www.zak.upki.gov.ru и на сайте электронной площадки ООО "РТС-тендер" ko@rts-tender.ru размещено извещение N 0148300062723000009 о проведении заказчиком электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на покупку квартиры для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (идентификационный код закупки 233503001126350300100100020014120412).
Начальная (максимальная) цена контракта - 5.086.092 руб.; дата и время начала срока подачи заявок на участие в электронном аукционе - 24.01.2023 17:33; дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе 01.02.2023 10:00; дата подведения итогов определения поставщика - 06.02.2023. К извещению о проведении электронного аукциона прикреплена необходимая аукционная документация, а именно: обоснование начальной (максимальной) цены контракта, проект муниципального контракта N 0148300062723000009 на покупку квартиры для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составленный 19.01.2023, со всеми приложениями к нему, в том числе Приложением N 5.
Пунктом 2.3 Приложения N 5 предусмотрено, что до заключения контракта жилое помещение осматривается заказчиком, для оценки на соответствие требованиям к функциональным характеристикам (потребительским свойствам), качественным характеристикам жилого помещения, наличие развитой социальной и транспортной инфраструктуры, установленным документацией об аукционе в электронной форме на право заключения муниципального контракта на приобретение жилого помещения с составлением акта осмотра. Срок осмотра жилого помещения (квартиры) - 3 дня с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов электронного аукциона".
Согласно размещенному на официальном сайте Единой информационной системы протоколу N 0148300062723000009 от 06.02.2023 подведения итогов определения поставщика, победителем аукциона признан участник закупки с идентификационным номером 113424569.
17.02.2023 между заказчиком и победителем аукциона заключен муниципальный контракт N 0148300062723000009 на покупку квартиры для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
24.01.2023 уполномоченное учреждение заказчика на официальном сайте Единой информационной системы www.zakupki.gov,ru и на сайте электронной площадки ООО "РТС-тендер" ko@rts-tender.ru размещено извещение N 0148300062723000010 о проведении заказчиком электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на покупку квартиры для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (идентификационный код закупки 233503001126350300100100030014120412).
Начальная (максимальная) цена контракта - 5.086.092 руб.; дата и время начала срока подачи заявок на участие в электронном аукционе - 24.01.2023 17:35; дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе01.02.2023 10:00; дата подведения итогов определения поставщика - 03.02.2023. К извещению о проведении электронного аукциона прикреплена необходимая аукционная документация, а именно: обоснование начальной (максимальной) цены контракта, проект муниципального контракта N 0148300062723000010 на покупку квартиры для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составленный 19.01.2023, со всеми приложениями к нему, в том числе Приложением N 5.
Пунктом 2.3 Приложения N 5 предусмотрено, что до заключения контракта жилое помещение осматривается Заказчиком, для оценки на соответствие требованиям к функциональным характеристикам (потребительским свойствам), качественным характеристикам жилого помещения, наличие развитой социальной и транспортной инфраструктуры, установленным документацией об аукционе в электронной форме на право заключения муниципального контракта на приобретение жилого помещения с составлением акта осмотра. Срок осмотра жилого помещения (квартиры) - 3 дня с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов электронного аукциона".
Согласно размещенному на официальном сайте Единой информационной системы протоколу N 0148300062723000010 от 03.02.2023 подведения итогов определения поставщика, победителем аукциона признан участник закупки с идентификационным номером 113453585.
14.02.2023 между заказчиком и победителем аукциона заключен муниципальный контракт N 0148300062723000010 на покупку квартиры для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
24.01.2023 уполномоченное учреждение заказчика на официальном сайте Единой информационной системы www.zakupki.gov.ru и на сайте электронной площадки ООО "РТС-тендер" ko@rts-tender.ru размещено извещение N 0148300062723000011 о проведении заказчиком электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на покупку квартиры для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (идентификационный код закупки 233503001126350300100100040014120412).
Начальная (максимальная) цена контракта - 5.086.092 руб.; дата и время начала срока подачи заявок на участие в электронном аукционе - 24.01.2023 17:37; дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе 03.02.2023 10:00; дата подведения итогов определения поставщика - 06.02.2023. К извещению о проведении электронного аукциона прикреплена необходимая аукционная документация, а именно: обоснование начальной (максимальной) цены контракта, проект муниципального контракта N 0148300062723000011 на покупку квартиры для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составленный 19.01.2023, со всеми приложениями к нему, в том числе Приложением N 5.
Пунктом 2.3 Приложения N 5 предусмотрено, что до заключения контракта жилое помещение осматривается заказчиком, для оценки на соответствие требованиям к функциональным характеристикам (потребительским свойствам), качественным характеристикам жилого помещения, наличие развитой социальной и транспортной инфраструктуры, установленным документацией об аукционе в электронной форме на право заключения муниципального контракта на приобретение жилого помещения с составлением акта осмотра. Срок осмотра жилого помещения (квартиры) - 3 дня с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов электронного аукциона.
Согласно размещенному на официальном сайте Единой информационной системы протоколу N 0148300062723000011 от 06.02.2023 подведения итогов определения поставщика, победителем аукциона признан участник закупки с идентификационным номером 113424580.
17.02.2023 между заказчиком и победителем аукциона заключен муниципальный контракт N 0148300062723000011 на покупку квартиры для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Не согласившись с требованием заказчика, изложенным в п. 2.3 Приложений N 5 к указанным проектам муниципальных контрактов N 0148300062723000008, N 0148300062723000009, N 0148300062723000010 и N 0148300062723000011, ООО "Аванта" 01.02.2023 обратилось в управление УФАС России по Московской области с аналогичными друг другу жалобами (на каждое извещение о закупке), в которых просило признать жалобу обоснованной, провести внеплановую проверку, в том числе поданных заявок на участие, выдать заказчику обязательное для исполнения предписание об отмене всех протоколов и внесении изменений, передаче материалов дела соответствующему должностному лицу антимонопольного органа для возбуждения дела об административном правонарушении.
По мнению ООО "Аванта", заказчиком предъявляются избыточные требования в техническом задании, установлены требования к действиям, совершаемым до даты заключения контракта, а именно: до заключения контракта жилое помещение осматривается заказчиком для оценки на соответствие требованиям к функциональным характеристикам (потребительским свойствам), качественным характеристикам жилого помещения, наличие развитой социальной и транспортной инфраструктуры, установленным документацией об аукционе в электронной форме на право заключения муниципального контракта на приобретение жилого помещения с составлением акта осмотра. Срок осмотра жилого помещения (квартиры) - 3 (три) дня с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов электронного аукциона. ООО "Аванта" указано на то, что заказчиком установлены неправомерные требования формирования документации.
По результатам рассмотрения жалоб общества, антимонопольным органом вынесены оспариваемые решения, которыми жалобы общества признаны обоснованными, поскольку требования, установленные заказчиком в описании объекта закупки, ограничивают участников закупки и противоречат положениям Закона о контрактной системе; заказчику и уполномоченному учреждению заказчика в тот же день выдано предписание, которые опубликованы на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок- www.zakupki.gov.ru 10.02.2023.
Комитет не согласился с выводами суда антимонопольного органа, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что права и законные интересы заявителя по настоящему делу не могут быть восстановлены, поскольку в настоящее время по итогам проведенного электронного аукциона заключены муниципальные контракты.
Рассмотрев повторно материалы дела, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в ч. 2 настоящей статьи, в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках).
При описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки; в описание предмета закупки не должны включаться требования, которые влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки (ч. 6.1 ст. 3 Закона о закупках).
Заказчики, осуществляющие закупку должны определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны - необоснованно не ограничить количество участников закупки.
К числу основных принципов, которыми руководствуются заказчики при проведении закупок, относит, в том числе целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика, который также должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.
В этой связи возможное сужение круга участников закупки не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения требований закона, если при этом достигается эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг.
С учетом изложенного, при оценке положений документации необходимо выяснять действительную потребность в установлении заказчиком соответствующих требований к товару, учитывая заинтересованность такого лица в рациональном расходовании средств и достижении максимального результата.
Таким образом, заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки.
В рассматриваемом случае, требование об обеспечении продавцом возможности осмотра квартиры до заключения контракта не может привести к ограничению количества участников закупки, поскольку условие об осмотре действует в отношении победителя аукциона.
Отсутствие нормативно установленного порядка проверки достоверных сведений о товаре не может рассматриваться, как позволяющее признать участника аукциона, имеющим право претендовать на муниципальный заказ, считать себя надлежащим субъектом, с которым должен быть заключен контракт при несоответствии характеристик товара техническому заданию.
Следовательно, требования о проверке достоверности сведений и документов, в том числе посредством обследования предлагаемого жилого помещения по месту нахождения и составление акта о соответствии/несоответствии жилого помещения представленным документам, не вступают в противоречие с нормами Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Таким образом, в данном случае решение антимонопольного органа не соответствует требованиям действующего законодательства, в связи с чем выданное на его основании предписание является также незаконным.
Вместе с тем, согласно п. 1 ст. 9 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
В силу ст. 13 названного Кодекса ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными ст. 12 настоящего Кодекса.
Из материалов дела следует, что заявитель просит признать недействительным ненормативный правовой акт антимонопольного органа.
Вместе с тем, судом первой инстанции установлено и не опровергается лицами, участвующими в деле, контракты в настоящее время заключены.
Таким образом, при наличии указанного обстоятельства, сам по себе факт признания незаконным оспариваемого решения и предписания не повлечет восстановления нарушенных прав.
Управомоченное лицо свободно в выборе способа защиты нарушенных прав, который определяется спецификой охраняемого права и характером нарушения, и зависит от того, какую цель преследует субъект для восстановления своего нарушенного или оспоренного права.
Предъявление иска имеет целью восстановление нарушенного права, при этом лицо, обратившееся за защитой права или интереса, должно доказать, что его право или интерес действительно нарушены противоправным поведением ответчика и доказать, что выбранный способ защиты нарушенного права приведет к его восстановлению.
Способы защиты представляют собой комплекс мер, применяемых в целях обеспечения свободной реализации субъективных прав. Надлежащим способом считается такой способ защиты прав и законных интересов, который сам по себе способен привести к восстановлению нарушенных прав и отвечает конституционным и общеправовым принципам законности, соразмерности и справедливости.
В данном случае, устранением допущенных нарушений прав и законных интересов Комитета по управлению имуществом Администрации Наро-Фоминского городского округа будет являться исключение выводов антимонопольного органа о незаконности требования заказчика осмотра жилого помещения до заключения контракта для оценки на соответствие требованиям к функциональным характеристикам (потребительским свойствам), качественным характеристикам жилого помещения, наличие развитой социальной и транспортной инфраструктуры, установленным документацией об аукционе в электронной форме на право заключения муниципального контракта на приобретение жилого помещения с составлением акта осмотра со сроком осмотра жилого помещения (квартиры) - 3 дня с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов электронного аукциона.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 12.07.2023 по делу N А40-90795/23 отменить.
Признать незаконными решения и предписания УФАС России по Московской области от 07.02.2023 по делам N 050/06/105-3331/2023, N 050/06/105-3332/2023, N 050/06/105-3333/2023, N 050/06/105-3335/2023.
Обязать УФАС России по Московской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Комитета по управлению имуществом Администрации Наро-Фоминского городского округа в установленном законом порядке и сроки.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-90795/2023
Истец: КОМИТЕТ ПО УПРАВЛЕНИЮ ИМУЩЕСТВОМ АДМИНИСТРАЦИИ НАРО-ФОМИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЦЕНТР ТОРГОВ НАРО-ФОМИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА", ООО "АВАНТА", ООО "РТС-ТЕНДЕР"