г. Москва |
|
25 октября 2023 г. |
Дело N А40-124192/23 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Яковлевой Л.Г. (единолично),
рассмотрев апелляционную жалобу ООО "ПРОМКОМЛЕКТЭКСПОРТ"
на Решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.08.2023 по делу N А40-124192/23,
в порядке упрощенного производства
по заявлению ООО "ПРОМКОМЛЕКТЭКСПОРТ"
к Новоросийской таможне
о признании незаконными и отмене Постановления,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ПРОМКОМЛЕКТЭКСПОРТ" (заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Новороссийской таможни (ответчик, административный орган) от 18.05.2023 N 10317000-000109/2023 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст.16.3 КоАП РФ.
Решением от 18.08.2023 Арбитражный суд г.Москвы отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судом решением, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ, апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Дело рассмотрено без вызова лиц, участвующих в деле, в соответствии со ст. 272.1 АПК РФ. Информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена на официальном сайте суда www.9aas.arbitr.ru, а также в общедоступной автоматизированной информационной системе "Картотека арбитражных дел" в сети интернет - http://kad.arbitr.ru/ в режиме ограниченного доступа.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268, 272.1 АПК РФ.
Согласно материалам дела, обществом при таможенном декларировании товара N 9 "фильтры, предназначены для защиты органов дыхания человека..." (Товар), заявленного по ДТ N10317120/031122/3138886, не представлен документ, подтверждающий соблюдение при вывозе товара с таможенной территории Евразийского таможенного союза установленных запретов и ограничений (в части мер экспортного контроля), а именно: лицензия на экспорт Федеральной службы по техническому и экспортному контролю.
По факту выявленного нарушения таможенным органом составлен протокол об административном правонарушении.
Постановлением Новороссийской таможни от 18.05.2023 N 10317000-000109/2023 общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст.16.3 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований, ввиду следующего.
Согласно ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Проверив порядок привлечения заявителя к административной ответственности, суд апелляционной инстанции считает, что положения 25.1, 28.2, 29.7 КоАП РФ соблюдены административным органом. Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления в соответствии с п.10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, судом не установлено. Сроки давности привлечения к административной ответственности, установленные ст. 4.5 КоАП РФ, ответчиком соблюдены.
Согласно ст.16.3 КоАП РФ несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Из материалов дела усматривается, что во исполнение внешнеторгового контракта, 03.11.2022 г. таможенным представителем ООО "Тверской таможенный терминал", действующим от имени и по поручению декларанта ООО "ПромКомплектЭкпорт", в отдел таможенного оформления и таможенного контроля Новороссийского таможенного поста (Центр электронного декларирования) для помещения товара под таможенную процедуру "экспорт" с использованием электронной формы декларирования, подана декларация на товары (далее - ДТ), которой присвоен регистрационный номер N 10317120/031122/3138886, в которой задекларирован товар десяти наименований, с заявлением следующих сведений о товаре N 9:
- "фильтры", предназначены для защиты органов дыхания человека, имеет круглую резьбу 40x4 для присоединения к индивидуальной лицевой маске через соединительного трубку: 1) фильтр ДОТ 600 A2B2E2K2P3D, производитель: АО "СОРБЕНТ", товарный знак: отсутствует, кол-во: 1400 шт.; 2) фильтр БРИЗ-3001 A2B2E2К2HGP3D, производитель: ООО "БРИЗ-КАМА", товарный знак: отсутствует, кол-во 100 шт., в количестве 51 грузовое место, весом брутто 875 кг., весом нетто 745 кг., заявленный код ТН ВЭД ЕАЭС 9033 00 000 0.
Согласно товаросопроводительным документам, представленным к ДТ, данный товар подлежит убытию с территории РФ в адрес компании "МАRIО TRADING СО.", Сирийская Арабская Республика.
В качестве документа, подтверждающего соблюдение установленных законодательством запретов и ограничений в отношении декларируемого товара, в графе 44 ДТ под кодом вида документа 01154 заявлены сведения об идентификационном заключении ООО "Центр экспертиз и консультаций" N 2525-22/5047С 66278 (далее - Заключение), выданном декларанту. Согласно указанному заключению товар "фильтры, предназначены для защиты органов дыхания человека... ДОТ 600 A2B2E2K2P3D, БРИЗ-3001 A2B2E2K2HGP3D", заявленный в ДТ N 10317120/031122/3138886, входит в Список товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль, утверждённый Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.07.2022 г. N 1299 (Раздел 1, п. 1.1.4.1). Также указано, что для осуществления внешнеэкономической операции, указанной в настоящем заключении, требуется лицензия Федеральной службы по техническому и экспортному контролю.
Сведения о других документах в целях подтверждения соблюдения запретов и ограничений в графе 44 ДТ не заявлены.
В целях подтверждения соблюдения запретов и ограничений, установленных в отношении товара N 9, заявленного по ДТ N 10317120/031122/3138886, 04.11.2022 г. должностным лицом Новороссийского таможенного поста (Центр электронного декларирования) был направлен запрос о предоставлении лицензии Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, однако, в сроки выпуска, установленные ст. 119 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, указанный документ представлен не был.
04.11.2022 на основании п.п.1 и п.п.9 п.1 ст. 125 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза в выпуске товара N 9, заявленного по ДТ N 10317120/031122/3138886, таможенным органом отказано.
Таким образом, отделом торговых ограничений и экспортного контроля Новороссийской таможни (далее по тексту - ОТО и ЭК), являющимся специализированным функциональным подразделением таможни, в компетенцию которого входит контроль за соблюдением запретов и (или) ограничений, установленных в отношении перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС товаров и транспортных средств, сделан вывод о том, что товар N 9, заявленный по ДТ N 10317120/031122/3138886, соответствует контролируемым товарам (технологиям), поименованным в п. 1.1.4.1 списка товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.07.2022 г. N 1299 "Об утверждении списка товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль", и для осуществления вывоза из Российской Федерации требуется лицензия ФТСЭК России. Лицензия ФТСЭК России на товар N 9 "фильтр, предназначены для защиты органов дыхания: фильтр ДОТ 600 A2B2E2K2P3D, фильтр БРИЗ-3001 A2B2E2K2HgP3D", заявленный в ДТ N 10317120/031122/3138886, ООО "ПромКомплектЭкпорт" не представлена.
Учитывая изложенное, запреты и ограничения (в части мер экспортного контроля) по товару N 9, заявленному в ДТ N 10317120/031122/3138886, без предоставления лицензии ФСТЭК России не соблюдены.
В рамках проводимых проверочных мероприятий по данному факту, отделом по борьбе с особыми опасными видами контрабанды Новороссийской таможни через Главное Управление по борьбе с контрабандой ФТС России был направлен запрос в адрес ФСТЭК России с целью отнесения/не отнесения спорного товара к товарам двойного назначения и необходимости получения лицензии ФСТЭК России для вывоза указанного товара.
В ответ на вышеуказанный запрос был получен ответ, из которого следует, что фильтры ДОТ 600 A2B2E2K2P3D (производитель: АО "СОРБЕНТ") и фильтр БРИЗ-3001 A2B2E2K2HGP3D (производитель: ООО "БРИЗ-КАМА"), исходя из имеющихся в ФСТЭК России данных об их характеристиках назначении, подпадают поц действие п. 1.1.4.1. Списка товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 19.07.2022 г. N 1299 (до 22.07.2022 г. Указ Президента Российской Федерации от 17.12.2011 г. N 1661). Вывоз рассматриваемых средств защиты в иностранные государства должен осуществляться по лицензиям ФСТЭК России в порядке, определённом постановлениями Правительства Российской Федерации от 07.06.2001 г. N 447 и от 15.09.2008 г. N 691.
ООО "ПромКомплектЭкпорт" в ФСТЭК России по вопросам получения лицензий на вывоз из Российской Федерации вышеуказанной продукции не поступало.
В соответствии с подп. 10 п. 1 ст. 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза "запреты и ограничения" - применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Союзе, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов.
В соответствии со ст. 140 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза одним из условий помещения товаров под таможенную процедуру экспорта является соблюдение запретов и ограничений в соответствии со ст. 7 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза.
В соответствии с п. 4 ст. 128 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза обязанность по подтверждению соблюдения условий помещения товаров под заявленную таможенную процедуру возлагается на декларанта.
Согласно п. 3 ст. 84 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов за неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 2 ст. 84 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, за заявление в таможенной декларации недостоверных сведений, а также за представление таможенному представителю недействительнэ1х документов, в том числе поддельных и (или) содержащих заведомо недостоверные (ложные) сведения.
Федеральный закон от 18.07.1999 г. N 183-ФЗ "Об экспортном контроле" (далее - Федеральный закон N 183-ФЗ) устанавливает принципы осуществления государственной политики, правовые основы деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области экспортного контроля, а также определяет права, обязанности и ответственность участников внешнеэкономической деятельности.
Статья 19 Федерального закона 183-ФЗ предусматривает лицензирование внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами.
Согласно ст. 6 Федерального закона 183-ФЗ списки (перечни) контролируемых товаров и технологий, экспорт которых подлежит лицензированию, утверждаются постановлениями Правительства Российской Федерации, в частности, постановлением Правительства Российской Федерации от 19.07.2022 г. N 1299 (до 22.07.2022 г. Указ Президента Российской Федерации от 17.12.2011 г. N 1661).
Товар N 9 "фильтры, предназначены для защиты органов дыхания человека...", заявленный по ДТ N 10317120/031122/3138886, входит в Список товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль, утверждённый Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.07.2022 г. N 1299 (Раздел 1, п. 1.1.4.1).
Вывоз рассматриваемых средств защиты в иностранные государства должен осуществляться по лицензиям ФСТЭК России в порядке, определённом постановлениями Правительства Российской Федерации от 07.06. 2001 г. N 447 и от 15.09.2008 г. N 691.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона N 183-ФЗ "Об экспортном контроле" экспортный контроль осуществляет специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.
В силу п. 2 Положения о Федеральной службе по техническому и экспортному контролю, утвержденного Указом Президента РФ от 16.08.2004 г. N 1085, Федеральная служба по техническому и экспортному контролю является специально уполномоченным органом в области экспортного контроля.
Статьей 24 Федерального закона N 183-ФЗ установлено, идентификация контролируемых товаров и технологий, а также совершение необходимых действий, связанных с получением лицензий на осуществление внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями или разрешений на их вывоз из Российской Федерации без лицензий, является обязанностью российского участника внешнеэкономической деятельности.
Российский участник внешнеэкономической деятельности вправе поручить проведение идентификации контролируемых товаров и технологий организации, получившей в установленном Правительством Российской Федерации порядке специальное разрешение на осуществление деятельности по идентификации контролируемых товаров и технологий (далее - экспертная организация), посредством заключения с ней соответствующего договора.
Результаты идентификации контролируемых товаров и технологий отражаются в идентификационном заключении. Идентификационное заключение является документом, определяющим для целей экспортного контроля статус товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, являющихся объектами внешнеэкономической операции.
Статьей 30 Федерального закона N 183-ФЗ установлены нарушения законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля.
Нарушением законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля в т.ч. является:
- осуществление внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), на которые в соответствии со ст.ст. 6 и 20 настоящего Федерального закона распространяется экспортный контроль, без лицензий или разрешений;
- нарушение требований и условий лицензий или разрешений на осуществление внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), на которые в соответствии со ст.ст. 6 и 20 настоящего Федерального закона распространяется экспортный контроль;
- неисполнение или ненадлежащее исполнение предписаний специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области экспортного контроля;
- создание препятствий для выполнения должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих полномочия в области экспортного контроля, своих функций;
- необоснованный отказ в предоставлении информации, запрашиваемой федеральными органами законодательной и исполнительной власти для целей экспортного контроля, ее умышленные искажение или сокрытие.
В соответствии со ст. 31 Федерального закона N 183-ФЗ должностные лица организаций и граждане, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля, несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Исхода из анализа приведенных норм в их совокупности, под ограничением на вывоз продукции с таможенной территории ЕАЭС в данном случае понимается соблюдение комплекса мер экспортного контроля. При вывозе вышеуказанной продукции и подаче декларации на товар с целью его вывоза с таможенной территории ЕАЭС декларант обязан подтвердить таможенному органу соответствие продукции требованиям, установленным Федеральным законом N 182-ФЗ. В противном случае, продукция, не соответствующая критериям безопасности, либо соответствие которой в установленном порядке не подтверждено, не может быть разрешена к вывозу с таможенной территории ЕАЭС.
То есть уже в момент вывоза товара с таможенной территории Евразийского экономического союза и декларирования таможенному органу вывозимый товар должен соответствовать определенным критериям безопасности. При декларировании товара таможенному органу декларант обязан представить разрешительный и или иной документ, подтверждающий такое соответствие.
Необходимость обращения в Федеральную службу по техническому и экспортному контролю подтверждена письмом ФСТЭК России от 28.12.202г. N 240/55/5001, которая в соответствии с положениями Федерального закона N 183-ФЗ является специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области экспортного контроля.
Деяние, выразившееся в несоблюдении установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ, подлежит квалификации по ст. 16.3 КоАП РФ.
На основании изложенного, таможенный орган обоснованно пришел к выводу о том, что ООО "ПромКомплектЭкпорт", при таможенном декларировании товара N 9 "фильтры, предназначены для защиты органов дыхания человека...", заявленного по ДТ N 10317120/031122/3138886, не представлен документ, подтверждающий соблюдение при вывозе товара с таможенной территории Евразийского экономического союза установленных запретов и ограничений (в части мер экспортного контроля).
Доводы жалобы о том, субъектом правонарушения в данном случае является таможенный представитель, не принимаются апелляционным судом, учитывая, что ООО "Тверской таможенный терминал" действовало от имени и по поручению декларанта ООО "ПромКомплектЭкпорт".
Событие, вменяемого заявителю административного правонарушения, подтверждается представленными ответчиком доказательствами: протоколом об административном правонарушении, другими материалами административного дела.
Представленные доказательства, отвечающие признакам относимости и допустимости, согласуются между собой и в своей совокупности свидетельствуют о наличии в действиях заявителя события административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 КоАП РФ.
Учитывая вышеуказанные обстоятельства, апелляционный суд приходит к выводу о наличии в действиях общества события и состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.3 КоАП РФ, поскольку, исходя из положений ч. 2 статьи 2.1 КоАП РФ, у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
С учетом требований ст.ст. 4.1 - 4.3 КоАП РФ административное наказание назначено административным органом в минимальном размере санкции ст. 16.3 КоАП РФ.
Таким образом, оспариваемое постановление административного органа является законным и обоснованным не нарушает права и законные интересы заявителя.
Доводы апелляционной жалобы суд исследовал, по мнению суда, они противоречат доказательствам, содержащимся в материалах дела, подтверждающими состав вмененного обществу административного правонарушения.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь ч. 3 ст. 229, ст.ст. 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.08.2023 по делу N А40-124192/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
Л.Г. Яковлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-124192/2023
Истец: ООО "ПРОМКОМПЛЕКТЭКСПОРТ"
Ответчик: НОВОРОССИЙСКАЯ ТАМОЖНЯ