г. Москва |
|
25 октября 2023 г. |
Дело N А40-255/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 октября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 октября 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Проценко А.И.,
судей: Яремчук Л.А., Лялиной Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мозгалевой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.07.2023 по делу N А40-255/23 по иску Фонда модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований Новосибирской области (ИНН 5406562465, ОГРН 1105400000430) к Министерству обороны Российской Федерации (ИНН 7704252261, ОГРН 1037700255284) о взыскании задолженности по взносам на капитальный ремонт,
Лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
Фонда модернизации ЖКХ обратился в Арбитражный суд г. Москвы с иском к Минобороны России о взыскании задолженности по взносам на капитальный ремонт в сумме 781 152, 32 руб.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 17 июля 2023 года исковые требования удовлетворены частично.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, поскольку выводы суда не соответствуют материалам дела, кроме того, при принятии решения по делу, судом нарушены нормы материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, уведомленные судом о времени и месте слушания дела, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном сайте суда в сети Интернет о принятии апелляционной жалобы к производству и назначению к слушанию, в судебное заседание не явились, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие, исходя из норм ст. 156 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 17 июля 2023 года на основании следующего.
Как следует из материалов дела, жилые помещения, расположенные в многоквартирных жилых домах по адресам: Новосибирская обл., г. Новосибирск, - ул. Солидарности, д. 57, кв. 11 площадью 44,6 кв.м., кв. 12 площадью 42,9 кв.м., кв. 17 площадью 43,6 кв.м., кв. 21 площадью 43,7 кв.м., кв. 26 площадью 44,0 2 кв.м., кв. 47 площадью 44,5 кв.м., кв. 38 площадью 41,1 кв.м., кв. 48 площадью 43,2 кв.м., кв. 4 площадью 43,3 кв.м., кв. 19 площадью 42,7 кв.м., кв. 23 площадью 41,9 кв.м., кв. 29 площадью 43,5 кв.м., кв. 34 площадью 41,7 кв.м., кв. 44 площадью 42,4 кв.м., кв. 3 площадью 44,8 кв.м., кв. 14 площадью 41,3 кв.м., кв. 49 площадью 42,8 кв.м., кв. 31 площадью 42,8 кв.м; ул. Солидарности, д. 59, кв. 23 площадью 42,0 кв.м., кв. 16 площадью 43,3 кв.м., кв. 22 площадью 44,2 кв.м., кв. 29 площадью 43,8 кв.м., кв. 4 площадью 42,6 кв.м., кв. 10 площадью 42,8 кв.м., кв. 26 площадью 44,3 кв.м., кв. 25 площадью 43,0 кв.м., кв. 35 площадью 44,6 кв.м., принадлежат на праве собственности Российской Федерации, подтверждается выписками из ЕГРН, представленными истцом в материалы дела.
Статьей 210 ГК РФ предусмотрено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно п. 1 ст. 290 ГК РФ, собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
На основании ст. 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В соответствии с ч. 1 ст. 158 ЖК РФ, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Согласно ч. 3 ст. 158 ЖК РФ, обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.
В соответствии ч. 1 ст. 169 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере, установленном в соответствии с ч. 8.1 ст. 156 ЖК РФ, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
Согласно ч. 3 ст. 169 ЖК РФ, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.
Многоквартирные дома, в которых находятся указанные истцом помещения, включены в региональную программу капитального ремонта на 2014-2043 гг., утвержденную постановлением Правительства Новосибирской области от 27.11.2013 N 524-п.
Следовательно, обязанность внесения взносов за капитальный ремонт возникла у собственников помещений с 01.08.2014.
В соответствии с ч. 3 ст. 170 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете;
2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
Согласно распоряжению Правительства Новосибирской области от 13.11.2013 N 490-п истец является организацией, наделенной функцией регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта.
В отсутствие доказательств выбора собственниками помещений в указанных многоквартирных домах способа формирования фонда капитального ремонта, формирование фонда капитального ремонта в отношении такого дома, в соответствии с ч. 7 ст. 170 ЖК РФ, производится на счете регионального оператора.
Постановлениями Правительства Новосибирской области от 22.11.2013 N 512- п, от 10.10.2016 N 325-п, от 13.12.2019 N 475-п установлены размер взносов на капитальный ремонт из расчета за 1 кв.м. площади помещения собственника на 2014- 2022 гг.
Согласно ч. 1 ст. 155 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем. В соответствии со ст. 154 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе, взнос на капитальный ремонт.
Согласно п. 1 ст. 125 ГК РФ, от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с пп. 71 п. 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации N 1082 от 16.08.2004 на Министерство обороны возложено осуществление в пределах своей компетенции правомочий собственника имущества Вооруженных сил, имущества, которое составляет государственную казну Российской Федерации и управление которым осуществляет Министерство обороны РФ, а также правомочия в отношении земель и других природных ресурсов, предоставленных для нужд Вооруженных сил.
Как указывает истец, ответчиком не исполнена обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт за период с 01.08.2014 по 31.08.2022, в результате чего за ответчиком образовалась задолженность в сумме 781 152, 32 руб.
Требования об уплате взносов, копии которых представлены в материалы дела, оставлены ответчиком без удовлетворения.
Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
При рассмотрении дела, ответчиком было заявлено о применении срока исковой давности.
Согласно ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.
В соответствии с п. 1 ст. 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Согласно п. 2 ст. 200 ГК РФ, по обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения.
На основании ст. 191 ГК РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Согласно п. 1 ст. 192 ГК РФ срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока.
Согласно п. 2 ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
В соответствии с разъяснениями, данными в п. 24 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", срок давности по искам о просроченных повременных платежах (проценты за пользование заемными средствами, арендная плата и т.п.) исчисляется отдельно по каждому просроченному платежу.
В пункте 16 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" разъяснено, что согласно пункту 3 статьи 202 ГК РФ течение срока исковой давности приостанавливается, если стороны прибегли к несудебной процедуре разрешения спора, обращение к которой предусмотрено законом, в том числе к обязательному претензионному порядку.
В этих случаях течение исковой давности приостанавливается на срок, установленный законом для проведения этой процедуры.
В ч. 5 ст. 4 АПК РФ установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора по денежным требованиям, возникающим из договоров, неосновательного обогащения в течение тридцати календарных дней со дня направления претензии (требования).
Истцом соблюден обязательный досудебный порядок урегулирования спора.
Исковое заявление подано в Арбитражный суд города Москвы 23.12.2022, что подтверждается штампом отделения почтовой связи на конверте.
Таким образом, срок исковой давности по заявленным требованиям, с учетом установленного положениями ст. 155 ЖК РФ порядка оплаты и установленного законом срока досудебного урегулирования спора, на момент обращения с иском истек за период по октябрь 2019 года, включительно.
На основании изложенного, поскольку ответчиком не представлено доказательств надлежащего исполнения обязанности по оплате в соответствии с выполненным судом расчетом, суд первой инстанции пришел к выводу, что требование истца о взыскании с Министерства обороны Российской Федерации задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт, в соответствии подлежат удовлетворению частично в сумме 310 042, 04 руб.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев дело повторно, проверив правильность выводов суда первой инстанции и обоснованность доводов апелляционной жалобы, полагает, что она не подлежит удовлетворению, а решение арбитражного суда отмене, по следующим основаниям.
Доводы заявителя жалобы, касающиеся того, что истцом не представлены доказательства, подтверждающие право собственности ответчика, как и необоснованно удовлетворены требования о взыскании задолженности за период с 01.08.2014 по 24.01.2022, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию, таким образом, требования заявлены к надлежащему ответчику.
Как установлено судом первой инстанции, в письме от 13.03.2023 N 141/6358 истцом приведены приказы о закреплении квартир, датированные 2015, 2016, 2017 г.г., в связи с чем, доводы об отсутствии оснований уплаты взносов до регистрации права Российской Федерации в 2022 году не свидетельствуют о нахождении квартир в распоряжении иных лиц.
Кроме того, судом верно указано, что учитывая принадлежность квартир на праве собственности Российской Федерации доводы ответчика со ссылкой на дату внесения записи о собственнике в ЕГРН противоречат положениям ч. 3 ст. 158 ЖК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 296 ГК РФ, учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Согласно выпискам из ЕГРН, квартиры переданы в оперативное управление третьего лица в июле-августе 2022 года (дата регистрации по каждой квартире отражена в выписке ЕГРН). К отзыву на исковое заявление ответчиком приложены сведения об исполнении третьим лицом обязанности по оплате платежными поручениями N 99 от 24.11.2022, N 332 от 01.12.2022, N 1144 от 25.12.2022. Оснований считать, что указанными платежными поручениями произведена оплата до государственной регистрации права оперативного управления из материалов дела не усматривается.
Следовательно, истцом правомерно произведены начисления по спорным помещениям в отношении ответчика, так как право собственности за Министерством обороны РФ подтверждается актом собственника о закреплении права оперативного управления за ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации (ФГАУ "Росжилкомплекс").
Момент прекращения начислений за ответчиком основан на государственной регистрации права собственности подведомственного учреждения, а не датой вынесения соответствующего приказа ДИО МО РФ.
Довод жалобы в части необоснованности срока взыскания начиная с 2014 года, отклоняется судебной коллегией, поскольку судом первой инстанции применен срок исковой давности, произведен перерасчет суммы задолженности.
Возражения относительно доказанности наличия у ответчика обязанности по перечислению взносов на капитальный ремонт, суд апелляционной инстанции отклоняет исходя из того, что такая обязанность является императивной и предусмотрена законом в отношении всех собственников либо в порядке статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации титульных владельцев объектов недвижимости в многоквартирных домах.
При этом факт выбытия спорного имущества из владения ответчика и наличия иного обязанного лица в нарушение требований статей 64 - 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказано.
Доводы заявителя жалобы о том, что выводы суда первой инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, о том, что в материалы дела представлены доказательства, подтверждающие включение спорных жилых домов в региональную программу капитального ремонта, отклоняются судом апелляционной инстанции, в силу следующего.
Региональный оператор - специализированная некоммерческая организация, которая создается субъектом Российской Федерации и осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (ч. 1 ст. 20, ч. ч. 1, 2 ст. 178 Жилищного кодекса Российской Федерации.
На основании ст. ст. 178, 180 ЖК РФ, ст. ст. 17, 18 Закона Новосибирской области от 05.07.2013 N 360-03 "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новосибирской области", региональный оператор осуществляет функции по аккумулированию взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, осуществляет функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, финансирует расходы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных, иные функции, предусмотренные законодательством.
Постановлением Правительства Новосибирской области от 27.11.2013 N 524-п "Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новосибирской области, на 2014-2043 оды", утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новосибирской области. Документ находится в открытом доступе в сети Интернет.
В соответствии с ч. ч. 1, 3 ст. 158 ЖК РФ, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.
Довод заявителя жалобы касательно отсутствия доказательств направления платежных документов отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку исходя из буквального толкования п. 2 ст. 155 ЖК РФ, не следует, что обязанность по своевременному внесению платы за коммунальные услуги, содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома ставится в зависимость от получения должником платежных документов; основанием возникновения обязанности по оплате в силу норм жилищного законодательства является факт владения помещением в многоквартирном доме и оказания соответствующих услуг, но не выставленный на оплату документ.
Отсутствие выставленных счетов в рассматриваемом случае не может свидетельствовать об отсутствии обязанности по оплате.
Обязанность истца по направлению в адрес ответчика счетов на оплату, не является встречной по отношению к обязанности ответчика по оплате таких услуг.
То есть даже в случае если истцом в адрес ответчика документы, на основании которых должна производиться оплата, не направлены, счета не выставлены, указанное обстоятельство само по себе не является свидетельством освобождения заказчика от оплаты фактически оказанных исполнителем услуг.
Принимая во внимание требования вышеназванных норм материального и процессуального права, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, суд апелляционной инстанции считает, что ответчик не доказал обоснованность доводов апелляционной жалобы.
При совокупности изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции находит доводы апелляционной жалобы несостоятельными, оснований для отмены либо изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 17.07.2023 по делу N А40-255/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
А.И. Проценко |
Судьи |
Л.А. Яремчук |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-255/2023
Истец: ФОНД МОДЕРНИЗАЦИИ И РАЗВИТИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ